Особенности организации и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР.
презентация к уроку

Макарова Надежда Анатольевна

В презентации представлена информация об этапах работы с детьми с ТМНР, методе базальной стимуляции, комплексе специальных игр и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx185.36 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Установление контакта с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития Подготовила: Макарова Н. А., учитель-дефектолог МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 216», СП « Лекотека »

Слайд 2

Макарова Надежда Анатольевна, учитель-дефектолог, 1 квалификационная категория

Слайд 3

Дети с ТМНР представляют собой особую условно выделяемую категорию (М.В. Жигорева , Н.М. Назарова, Н.М. Трофимова). Условность существования данной категории обусловлена, прежде всего, отсутствием чётких критериев отнесения ребёнка к группе детей с ТМНР. Тяжелые физические и (или) психические нарушения – физические и (или) психические нарушения, выраженные в такой степени, что получение образования в соответствии с образовательными стандартами специального образования является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением основ знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, получением элементарных трудовых навыков. Множественные физические и (или) психические нарушения – это два и более физических и (или) психических нарушения. Особенности детей, имеющие тяжёлые множественные нарушения развития

Слайд 4

СПЕКТР НАРУШЕНИЙ лица с тяжёлой или глубокой интеллектуальной недостаточностью ; лица, имеющие нарушения развития сенсорных функций (зрения, слуха) в сочетании с интеллектуальной недостаточностью; лица , у которых сочетаются различные сенсорные нарушения или имеется сочетание нарушений опорно-двигательного аппарата с сенсорными или интеллектуальными расстройствами и др . Их объединяет общая характеристика – многофункциональный характер нарушения развития . У детей с ТМНР страдают интеллект, сенсорная сфера, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, саморегуляция поведения и деятельности.

Слайд 5

При оценке ограничений детей с ТМНР отмечаем то, что они испытывают затруднения во всех областях жизнедеятельности: не могут самостоятельно передвигаться, удерживать своё тело в сидячем положении; имеют трудности с целевым использованием рук и постоянно нуждаются во внешней помощи при удовлетворении всех своих потребностей; не могут объясняться с другими при помощи речи; имеют существенные затруднения в восприятии, обработке и воспроизведении информации; затрудняются по собственной инициативе вступать и поддерживать контакт с другими людьми; не могут адекватно выражать эмоциональные состояния и вести себя в определённых ситуациях, демонстрируют деструктивные действия и др.

Слайд 6

Таким образом, дети с ТМНР существенно отличаются от других категорий лиц с особенностями психофизического развития тем, что находятся в значительной изоляции от внешнего мира, связанной с уменьшением доступных каналов компенсации их нарушений, и нуждаются в постоянной поддержке во всех областях жизнедеятельности, а также индивидуальном сопровождении на протяжении всей жизни. Вместе с тем, ребёнок с ТМНР рассматривается как личность, способная активно функционировать в социуме при условии, что коррекционно-развивающая работа строится адресно с учётом ограничений жизнедеятельности каждого ребёнка, а также в соответствии с его особыми образовательными потребностями, осуществляется рядом специалистов в тесном сотрудничестве с семьёй и включает в себя создание соответствующих средовых условий.

Слайд 7

ЭТАПЫ РАБОТЫ Установление эмоционального контакта с ребёнком и формирование мотивации к взаимодействию со взрослым. Этап совместных действий – взрослый кладет свои руки на руки ребенка и выполняет действия его руками. Подключение имитационных действий. Этап проб и ошибок. Ребёнок действует по словесной инструкции.

Слайд 8

Метод базальной стимуляции Базальная стимуляция – метод комплексного педагогического воздействия интенсивными, "пробивающими" ограничения, раздражителями с целью оказания ребёнку помощи в осознании собственного тела и понимании жизненно важных ситуаций, связанных с удовлетворением личных потребностей" (А. Фрёлих ). Базальный (от греч. basis – основа, база) означает, что используемые раздражители очень просты и сокращены до минимума: тактильные (прикасания, обхватывания), вестибулярные (покачивания и поворачивания отдельных частей тела, движений тела вверх и вниз, ускорения и замедления некоторых движений), вибраторные (колебания, надавливание). Дети с ТМНР не всегда могут самостоятельно получить из внешнего мира этот полезный многообразный опыт, поэтому для того, чтобы ослабленные органы чувств могли прореагировать на раздражение, требуется более сильная, чаще повторяющаяся стимуляция, производимая в отсутствие других воздействий.

Слайд 9

Виды базальной стимуляции Соматическая базальная стимуляция – развитие телесной чувствительности посредством прикасаний. Педагог своими руками «лепит» тело ребенка, обозначая его границы, воздействуя при этом на тактильную и мышечно-суставную чувствительность. Вестибулярная базальная стимуляция – развитие равновесия тела, как в состоянии покоя, так и при движении в трех основных направлениях: а) движения тела в горизонтальной плоскости (вправо и влево); б) движения в вертикальной плоскости (вверх и вниз); поступательно-возвратные движения (вперед и назад). Вестибулярная стимуляция осуществляется при помощи покачивания и поворачивания тела и его отдельных частей. Вибрационная базальная стимуляция – развитие чувствительности к колебаниям воздуха, вызываемым движущимся телом. Этот вид чувствительности можно назвать "контактным слухом". При вибрационной стимуляции на тело (или его часть) оказывается воздействие при помощи устройств, служащих для создания сотрясений: вибрирующие игрушки, подушки, кресла, электрические приборы (электрическая зубная щётка, массажёр ), камертон, музыкальные инструменты с сильной резонирующей поверхностью и др.

Слайд 10

Комплекс специальных игр и упражнений Посыпание частей тела рисом, горохом и т.п. Размазывание по поверхности клейстера, пены для бритья Оставление цветных отпечатков Вкладывание в руку контрастных предметов различной формы, веса, фактуры Удержание, захватывание ложки, зубной щетки, мыла, расчески, кисти, карандаша Удержание вибрирующих игрушек Манипулирование предметами одной или двумя руками Толкание предметов руками, ногами ребёнка Рассматривание себя в зеркале, на фотографии Выполнение пассивных движений различными частями тела ребёнка Ползание, передвижение по мягкой, шершавой, бугристой, теплой, влажной поверхности (дорожке) Покачивание на большом мяче Использование фена Втирание крема Примерка шапок, перчаток, носков Обведение контура тела массажным мячиком Обведение контура тела (ладони, стопы) на бумаге Растирание поверхности тела тканями различной текстуры Рисование на спине тактильными ладошками Поглаживание различных частей тела с их называнием Постукивание, похлопывание различных частей тела ребёнка, в том числе и его руками Ощупывание тела ребёнка его руками Опутывание тела ребёнка ленточками Прикосновение и надавливание на тело ребёнка предметами различной формы, температуры Контакт с игрушками различных температур

Слайд 11

Базальная стимуляция даёт возможность детям с ТМНР осознать своё тело в жизненно важных элементарных ситуациях, базируется на удовлетворении личных потребностей в деятельности по уходу за ребёнком. Этот метод взаимодействий позволяет установить очень близкие и доверительные взаимоотношения с ребёнком, избежать функциональности в общении с детьми с ТМНР, связанной с осуществлением мероприятий по обслуживанию.

Слайд 12

Литература: Бгажнокова , И.М., Ульянцева , М.Б. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / И.М. Бгажнокова , М.Б. Ульянцева , С.В. Комарова и др.; под ред. И.М. Бгажноковой . – М.: Гуманитар . изд. центр ВЛАДОС, 2007 . Жигорева , М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш . учеб. зав. / М.В. Жигорева . – 2-е изд., испр . – М.: Академия, 2008. Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр "Академия", 2005. Закрепина А.В., Браткова М.В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008 . Миненкова , И.Н. Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития / И.Н. Миненкова // Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие / С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн : УО "БГПУ им. М. Танка", 2007. https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00298167_0.html#text


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи

Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...

Содержание коррекционно-развивающей работы на 2019 – 2020 учебный год. 6- 9 мес., 9 - 12 мес.

Воспитатели: Цель: создание условий, способствующих усвоению социальных норм поведения, общению и взаимодействию со сверстниками,  развитию психических  процессов (внимания, восприятия, мышл...

Содержание коррекционно-развивающей работы на 2019 – 2020 учебный год. (0-3) (3-6)

СодержаниеХудожественно-эстетическое развитие.Развитие слухового восприятия музыки. Реагировать положительно и эмоционально на звук (улыбкой, гулением и т. д.)Социально-коммуникативное развитие.С...

Содержание коррекционно-развивающей работы на 2019 – 2020 учебный год

Цель: создание условий, способствующих усвоению социальных норм поведения, общению и взаимодействию со сверстниками,  развитию психических  процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти)...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений

Современные требования общества к подготовке подрастающего поколения могут быть реализованы при дифференцированном подходе к целям, содержанию и срокам освоения образовательного стандарта. Важнейшим п...

Использование современных реабилитационных коррекционно-развивающих технологий в работе с детьми с ТМНР

Для более глубокого понимания использования современных реабилитационных коррекционно-развивающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), необходимо рассмот...

Конспект открытого занятия «Арт -терапия в коррекционно- развивающей работе с детьми с ТМНР»

Тема: «Арт -терапия в коррекционно- развивающей работе с детьми с ТМНР»  (тяжелые множественные нарушения развития»Цель: Формирование среды для коррекционно-развивающей работы ч...