Особенности артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией
статья на тему

Овчинникова Наталья Викторовна

В данном материале описаны особенности артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией

У детей со стертой дизартрией нарушена моторика артикуляционного аппарата. Это проявляется:

в трудностях переключения с одной артикуляции на другую;

в снижении количества правильно выполненных движений;

в снижении и ухудшении качества артикуляционных движений;

в снижении времени фиксации артикуляционной формы.

У детей со стертой дизартрией выявляются следующие патологические особенности артикуляционного аппарата.

Паретичность мышц органов артикуляции проявляются в следующем:  лицо гипомимично, позу закрытого рта многие дети не удерживают, т. к. нижняя челюсть  не фиксируется в приподнятом состоянии из - за вялости жевательной мускулатуры:  губы вялые, углы  их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при  паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках мышечная слабость увеличивается.

Спастичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем:    лицо амимично,  мышцы  лица напряженные. Губы у такого ребенка  постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время   речи губы не принимают участия в артикуляции звуков. Многие дети,  у которых отмечается подобная симптоматика,  не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка». Язык   при спастическом симптоме изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижен.

Девиация, т. е. отклонение языка от средней линии, проявляется также при артикуляционых пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асиметрией губ при улыбке, со сглаженностью носогубной складки.

Гиперсаливация, т. е. повышенное слюноотделение,  определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдает произносительная сторона речи и просодика.

Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышеным тонусом мышц артикуляционного аппарата.

Апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключения от одного  движения к другому. Отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.

У дошкольников со стертой дизартрией оказывается нарушенной как статика, так и динамика артикуляторных движений. Среди движений, отражающих состояние статической координации, наиболее сложными для выполнения являются произвольные движения языка, динамической координации - воспроизведение одновременных движений.

Литература

  1. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.: АСТ: Астрель:  Хранитель, 2007. - 319 с.
  2. Лопатина  Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста  с минимальными дизартрическими расстройствами. - Спб.: Издательство  «Союз», 2005. - 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи.

Дефекты речевой моторики у детей с различными нарушениями речи выражаются по-разному: в ограни­чении подвижности языка, губ, челюсти, в нарушении переключения с одного артику­ляционного уклада н...

Содержание работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Система работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики была апробирована в работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата в течение...

Особенности формирования фонематических процессов у детей со стертой дизартрией

В данном материале рассматриваются особенности формирования фонематических процессов  у детей со стертой дизартрией....

Консультация для родителей: "Развитие артикуляционной моторики у детей"

Формирование правильного звукопроизношения зависит от многих факторов, одним из которых является состояние артикуляционной моторики. В данной консультации подробно описаны комплексы артикуляционной ги...

Методические рекомендации для развития артикуляционной моторики у детей, имеющих речевые нарушения.

Данный материал предназначен для родителей детей, имеющих речевые нарушения. Подробно описываются комплексы упражнений для свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также правила выполнения артикуляцион...

Развитие артикуляционной моторики у детей со стѐртой формой дизартрии

Развитие артикуляционной моторики у детей со стѐртой формой дизартрии...

Особенности нарушений голоса у детей со стертой дизартрией

Аннотация. В статье отражены мнения разных авторов, характеризующие состояние голоса детей со стертой дизартрией и раскрывающие причины и симптоматику голосовых расстройств у данной категории детей.Кл...