Особенности нарушений голоса у детей со стертой дизартрией
статья

Кутузова Анна Владимировна

Аннотация. В статье отражены мнения разных авторов, характеризующие состояние голоса детей со стертой дизартрией и раскрывающие причины и симптоматику голосовых расстройств у данной категории детей.

Ключевые слова: стертая дизартрия, голос, дыхание, артикуляция, тахилалия, брадилалия.

Key words: a minor degree dysarthria, voice, breathing, articulation, tahilla, bradylalia.

 

 

Человеческий голос – уникальный инструмент речи, который обладает высокой восприимчивостью и исключительной выразительностью. Голос является одним из самых важных и неотъемлемых компонентов речевой коммуникации, поэтому наличие здорового, богатого красками голоса просто необходимо. При нарушениях голоса речевое общение не может происходить в полной мере, так как искажаются интонационная, и, как следствие, смысловая сторона высказывания, что затрудняет процесс воспроизведения речи самим говорящим, а также ее восприятие слушающим. Исходя из этого, стоит отметить, что голос – уникальное явление не только физиологическое, но и социальное, выполняющее важные коммуникативные и информативные функции.

Для полноценного речевого развития детей дошкольного возраста также, несомненно, важное значение имеет умение правильное оформлять свою речь при помощи разнообразных голосовых характеристик: интонации, высоты, речевой мелодии, силы, временных, темповых и тембровых характеристик, ритма, паузы, ударения. И особенно значимо данное утверждение для детей, имеющих стертую дизартрию.

Многочисленные исследователи (Е.Э. Артемова, Е.Ф. Архипова, Л.И. Белякова, Е.Н. Винарская, Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова и др.) обязательно отмечают, что речевые нарушения у детей, имеющих стертую дизартрию, так или иначе оказывается связанным с неспособностью детей правильно оформлять свою речь голосовыми компонентами. Расстройства голоса у данной категории детей могут проявляться в различных нарушениях темпа, ритма, мелодики, силы, высоты, акцентуации (постановки ударения) и многих других. Их речь часто монотонна, мало выразительна, затруднено интонирование речевых высказываний, наблюдается недостаточная или чрезмерная сила и высота голоса, отмечаются трудности постановки пауз и ударений в словах и предложениях. Указанные недостатки голоса существенно затрудняют речевую активность дошкольников, негативным образом сказываются на межличностном общении со сверстниками и взрослыми, задерживают развитие познавательных функций и, в целом, препятствует гармоничному формированию их личности.

Так, по мнению Е.Э. Артемовой, у детей со стертой дизартрией наблюдаются искажения голосовой функции: голос глухой, затухающий, гнусавый. Исследовательница указывает также, что актуализация нужного слова у детей со стертой дизартрией нарушена по различным признакам, что приводит к возникновению частых пауз и остановок в речи [1].

Е.М. Мастюкова и М.В. Ипполитова отмечают, что в большинстве случаев дети с дизартрическими расстройствами испытывают затруднения при передаче эмоционально-смысловой составляющей предложения и фразы. Кроме того, указанными авторами отмечаются и нарушения темпа речи при данной речевой патологии (чаще всего он бывает замеленным – брадилалия, иногда ускоренным тахилалия, а иногда наблюдается чередование замедленного и ускоренного темпа речи). У детей наблюдаются также нарушения в расстановке речевых пауз и смысловых, ритмических и мелодических ударений, речь – нечеткая, неразборчивая, смазанная. Авторы также подчеркивают, что у детей имеются нарушения дыхания: оно поверхностное и неритмичное [7].

Л.И. Белякова и Н.Н. Волоскова отмечают, что проявление нарушений голосовой функции при дизартрии различны: при спастическом парезе – голос больного тихий, монотонный, иссякающий; при атаксии – голос скандированный, неустойчив по высоте; при тонических нарушениях – голос сдавлен, напряжен; при гиперкинетической форме – голос непостоянный по силе и продолжительности [3].

Л.В. Лопатиной представлены интересные данные экспериментального исследования состояния интонационной стороны речи у рассматриваемой категории детей. Оно показало, что у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией имеются различные по проявлению нарушения, как процессов восприятия, так и процессов воспроизведения интонационной структуры фразы. В целом отмечается, что выполнение заданий на дифференциацию различных интонационных структур предложения вызвало значительные трудности у детей. Большинство детей не справились с заданием. Сигналы, соответствовавшие заданной структуре интонационного оформления предложения, давались многими детьми либо наугад, либо в установившемся стереотипном порядке.

Исследование воспроизведения интонационной структуры показало, что при повторении фраз с различной интонацией большинство детей правильно воспроизводили необходимую интонацию. В тех же случаях, когда они не справлялись с заданием, наиболее распространенными ошибками, по данным Л.В. Лопатиной, были следующие: а) замена вопросительной интонации повествовательной при одинаковой силе голоса в обоих предложениях; б) аналогичная замена, но при изменении силы голоса (предложение, которое нужно было оформить вопросительной интонацией, произносилось с повествовательной интонацией, но несколько громче); в) перенос фразового ударения на другое слово при воспроизведении интонационного контура повествовательного предложения вместо вопросительного.

При самостоятельном же воспроизведении интонационной структуры большинство детей не справились с заданием, которое им было предложено.

Так же как и при повторении, основными ошибками были: замена вопросительной интонации повествовательной; изменение громкости голоса при воспроизведении вопросительной интонации; перенос фразового ударения на другое слово в предложении. Кроме этих ошибок, отмечалось воспроизведение всех предложений только с интонацией вопроса и попытка передать изменение интонации путем необоснованного неоднократного повышения и понижения голоса внутри фразы [6].

Е.Ф. Архипова объясняет, что причиной нарушений голоса у детей со стертой дизартрии являются некоторые остаточные нарушения иннервации артикуляционной, голосовой и дыхательной систем. Автор указывает, что речь ребёнка с дизартрией монотонна и маловыразительна, тембр голоса обычно низкий, голос тихий [2].

Л.В. Лопатина поясняет, что нарушения всех сторон просодики (голос, ритм, интонация) напрямую связаны с особенностями дыхания детей: малый объём вдыхаемого воздуха и задержка формирования грудобрюшного типа дыхания. Также, по мнению этого автора, произношение достаточно долго остается смазанным и нечётким из-за недостаточности артикуляционной базы и замедленного развития фонетической стороны речи в целом [5].

Как указывает А. Дуплинская, при стертой дизартрии наблюдается нарушение речевого дыхания, что связано с рассогласованностью в работе мышц, отвечающих за вдох и выдох. Кроме того, дыхание нарушается из-за паретичности дыхательных мышц, изменением их тонуса, задержкой развития функциональной системы дыхания. Для данной категории детей характерны инфантильные схемы дыхания, а именно недостаточная глубина дыхания, его большая частота, преобладание брюшного дыхания [4].

Таким образом, анализ литературных источников подтверждает наличие многообразных голосовых расстройств речи у детей со стертой дизартрией. Наиболее часто у детей можно отметить недостаточную силу голоса (голос тихий, слабый, иссякающий в процессе речи), нарушениями тембра голоса (глухой, сдавленный, монотонный, хриплый, назализованный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т.д.), слабой выраженностью или отсутствием голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона), нарушением всех компонентов интонации (паузирования, ударения, ритмической структуры и т.д.). При этом недостатки голоса усугубляют неблагоприятную картину звуковой речи детей со стертой дизартрией, делая их речь неразборчивой, невнятной, смазанной, невыразительной, эмоционально безликой. А обусловлены нарушения голоса у данной категории детей различными причинами и связаны, чаще всего, с парезами мышц языка, гортани, мягкого нёба, голосовых складок, губ, с недостатками речевого дыхания и артикуляционной моторики, а также с нарушениями мышечного тонуса и ограничением их подвижности.

И, наконец, следует отметить, что, несмотря на достаточно многочисленные исследования различных видов голосовых нарушений у детей со стертой дизартрией, целесообразно продолжение поиска путей совершенствования педагогических методик их диагностики, а также профилактических, реабилитационных и коррекционных средств их устранения для оптимизации логопедической работы.

 

 

Список литературы

 

  1. Артемова, Е. Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Монография / Е. Э. Артемова.  – М. : МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. – 123 с.
  2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учебное пособие / Е. Ф. Архипова.  – М. : АСТ, Астрель, 2007. – 331 с.
  3. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М.: Владос, 2009. – 287 с.
  4. Дуплинская, А. О речевом дыхании детей с дизартрией / А. Дуплинская // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 3. – С. 85-91.
  5. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / Л. В. Лопатина. – СПб. : Союз, 2005. – 192 с.
  6. Лопатина, Л.В. Особенности восприятия и воспроизведения интонационной структуры предложения дошкольниками со стертой дизартрией / Л. В. Лопатина // Речевая деятельность в норме и патологии : Материалы межотраслевой научно-методической конференции. – СПб., 1999. – С. 53-57.
  7. Мастюкова, Е. М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова  – М.: Просвещение, 1985. – 135 с.
  8. Позднякова, Л.А. Лингвистические основы и направления изучения интонации речи у дошкольников со стертой дизартрией / Л. А. Позднякова // Коррекционная педагогика. Единое образовательное пространство. – СПб., 2003. – С. 63-69.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности нарушений голоса у детей со стертой дизартрией

Аннотация. В статье отражены мнения разных авторов, характеризующие состояние голоса детей со стертой дизартрией и раскрывающие причины и симптоматику голосовых расстройств у данной категории детей.

Ключевые слова: стертая дизартрия, голос, дыхание, артикуляция, тахилалия, брадилалия.

Key words: a minor degree dysarthria, voice, breathing, articulation, tahilla, bradylalia.

Человеческий голос – уникальный инструмент речи, который обладает высокой восприимчивостью и исключительной выразительностью. Голос является одним из самых важных и неотъемлемых компонентов речевой коммуникации, поэтому наличие здорового, богатого красками голоса просто необходимо. При нарушениях голоса речевое общение не может происходить в полной мере, так как искажаются интонационная, и, как следствие, смысловая сторона высказывания, что затрудняет процесс воспроизведения речи самим говорящим, а также ее восприятие слушающим. Исходя из этого, стоит отметить, что голос – уникальное явление не только физиологическое, но и социальное, выполняющее важные коммуникативные и информативные функции.

Для полноценного речевого развития детей дошкольного возраста также, несомненно, важное значение имеет умение правильное оформлять свою речь при помощи разнообразных голосовых характеристик: интонации, высоты, речевой мелодии, силы, временных, темповых и тембровых характеристик, ритма, паузы, ударения. И особенно значимо данное утверждение для детей, имеющих стертую дизартрию.

Многочисленные исследователи (Е.Э. Артемова, Е.Ф. Архипова, Л.И. Белякова, Е.Н. Винарская, Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова и др.) обязательно отмечают, что речевые нарушения у детей, имеющих стертую дизартрию, так или иначе оказывается связанным с неспособностью детей правильно оформлять свою речь голосовыми компонентами. Расстройства голоса у данной категории детей могут проявляться в различных нарушениях темпа, ритма, мелодики, силы, высоты, акцентуации (постановки ударения) и многих других. Их речь часто монотонна, мало выразительна, затруднено интонирование речевых высказываний, наблюдается недостаточная или чрезмерная сила и высота голоса, отмечаются трудности постановки пауз и ударений в словах и предложениях. Указанные недостатки голоса существенно затрудняют речевую активность дошкольников, негативным образом сказываются на межличностном общении со сверстниками и взрослыми, задерживают развитие познавательных функций и, в целом, препятствует гармоничному формированию их личности.

Так, по мнению Е.Э. Артемовой, у детей со стертой дизартрией наблюдаются искажения голосовой функции: голос глухой, затухающий, гнусавый. Исследовательница указывает также, что актуализация нужного слова у детей со стертой дизартрией нарушена по различным признакам, что приводит к возникновению частых пауз и остановок в речи [1].

Е.М. Мастюкова и М.В. Ипполитова отмечают, что в большинстве случаев дети с дизартрическими расстройствами испытывают затруднения при передаче эмоционально-смысловой составляющей предложения и фразы. Кроме того, указанными авторами отмечаются и нарушения темпа речи при данной речевой патологии (чаще всего он бывает замеленным – брадилалия, иногда ускоренным тахилалия, а иногда наблюдается чередование замедленного и ускоренного темпа речи). У детей наблюдаются также нарушения в расстановке речевых пауз и смысловых, ритмических и мелодических ударений, речь – нечеткая, неразборчивая, смазанная. Авторы также подчеркивают, что у детей имеются нарушения дыхания: оно поверхностное и неритмичное [7].

Л.И. Белякова и Н.Н. Волоскова отмечают, что проявление нарушений голосовой функции при дизартрии различны: при спастическом парезе – голос больного тихий, монотонный, иссякающий; при атаксии – голос скандированный, неустойчив по высоте; при тонических нарушениях – голос сдавлен, напряжен; при гиперкинетической форме – голос непостоянный по силе и продолжительности [3].

Л.В. Лопатиной представлены интересные данные экспериментального исследования состояния интонационной стороны речи у рассматриваемой категории детей. Оно показало, что у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией имеются различные по проявлению нарушения, как процессов восприятия, так и процессов воспроизведения интонационной структуры фразы. В целом отмечается, что выполнение заданий на дифференциацию различных интонационных структур предложения вызвало значительные трудности у детей. Большинство детей не справились с заданием. Сигналы, соответствовавшие заданной структуре интонационного оформления предложения, давались многими детьми либо наугад, либо в установившемся стереотипном порядке.

Исследование воспроизведения интонационной структуры показало, что при повторении фраз с различной интонацией большинство детей правильно воспроизводили необходимую интонацию. В тех же случаях, когда они не справлялись с заданием, наиболее распространенными ошибками, по данным Л.В. Лопатиной, были следующие: а) замена вопросительной интонации повествовательной при одинаковой силе голоса в обоих предложениях; б) аналогичная замена, но при изменении силы голоса (предложение, которое нужно было оформить вопросительной интонацией, произносилось с повествовательной интонацией, но несколько громче); в) перенос фразового ударения на другое слово при воспроизведении интонационного контура повествовательного предложения вместо вопросительного.

При самостоятельном же воспроизведении интонационной структуры большинство детей не справились с заданием, которое им было предложено.

Так же как и при повторении, основными ошибками были: замена вопросительной интонации повествовательной; изменение громкости голоса при воспроизведении вопросительной интонации; перенос фразового ударения на другое слово в предложении. Кроме этих ошибок, отмечалось воспроизведение всех предложений только с интонацией вопроса и попытка передать изменение интонации путем необоснованного неоднократного повышения и понижения голоса внутри фразы [6].

Е.Ф. Архипова объясняет, что причиной нарушений голоса у детей со стертой дизартрии являются некоторые остаточные нарушения иннервации артикуляционной, голосовой и дыхательной систем. Автор указывает, что речь ребёнка с дизартрией монотонна и маловыразительна, тембр голоса обычно низкий, голос тихий [2].

Л.В. Лопатина поясняет, что нарушения всех сторон просодики (голос, ритм, интонация) напрямую связаны с особенностями дыхания детей: малый объём вдыхаемого воздуха и задержка формирования грудобрюшного типа дыхания. Также, по мнению этого автора, произношение достаточно долго остается смазанным и нечётким из-за недостаточности артикуляционной базы и замедленного развития фонетической стороны речи в целом [5].

Как указывает А. Дуплинская, при стертой дизартрии наблюдается нарушение речевого дыхания, что связано с рассогласованностью в работе мышц, отвечающих за вдох и выдох. Кроме того, дыхание нарушается из-за паретичности дыхательных мышц, изменением их тонуса, задержкой развития функциональной системы дыхания. Для данной категории детей характерны инфантильные схемы дыхания, а именно недостаточная глубина дыхания, его большая частота, преобладание брюшного дыхания [4].

Таким образом, анализ литературных источников подтверждает наличие многообразных голосовых расстройств речи у детей со стертой дизартрией. Наиболее часто у детей можно отметить недостаточную силу голоса (голос тихий, слабый, иссякающий в процессе речи), нарушениями тембра голоса (глухой, сдавленный, монотонный, хриплый, назализованный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т.д.), слабой выраженностью или отсутствием голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона), нарушением всех компонентов интонации (паузирования, ударения, ритмической структуры и т.д.). При этом недостатки голоса усугубляют неблагоприятную картину звуковой речи детей со стертой дизартрией, делая их речь неразборчивой, невнятной, смазанной, невыразительной, эмоционально безликой. А обусловлены нарушения голоса у данной категории детей различными причинами и связаны, чаще всего, с парезами мышц языка, гортани, мягкого нёба, голосовых складок, губ, с недостатками речевого дыхания и артикуляционной моторики, а также с нарушениями мышечного тонуса и ограничением их подвижности.

И, наконец, следует отметить, что, несмотря на достаточно многочисленные исследования различных видов голосовых нарушений у детей со стертой дизартрией, целесообразно продолжение поиска путей совершенствования педагогических методик их диагностики, а также профилактических, реабилитационных и коррекционных средств их устранения для оптимизации логопедической работы.


Список литературы

  1. Артемова, Е. Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Монография / Е. Э. Артемова.  – М. : МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. – 123 с.
  2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учебное пособие / Е. Ф. Архипова.  – М. : АСТ, Астрель, 2007. – 331 с.
  3. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М.: Владос, 2009. – 287 с.
  4. Дуплинская, А. О речевом дыхании детей с дизартрией / А. Дуплинская // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 3. – С. 85-91.
  5. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / Л. В. Лопатина. – СПб. : Союз, 2005. – 192 с.
  6. Лопатина, Л.В. Особенности восприятия и воспроизведения интонационной структуры предложения дошкольниками со стертой дизартрией / Л. В. Лопатина // Речевая деятельность в норме и патологии : Материалы межотраслевой научно-методической конференции. – СПб., 1999. – С. 53-57.
  7. Мастюкова, Е. М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова  – М.: Просвещение, 1985. – 135 с.
  8. Позднякова, Л.А. Лингвистические основы и направления изучения интонации речи у дошкольников со стертой дизартрией / Л. А. Позднякова // Коррекционная педагогика. Единое образовательное пространство. – СПб., 2003. – С. 63-69.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушения формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

В данном материале представлены особенности  формирования  грамматического строя речи у  детей дошкольного возраста со стертой дизартрией....

Особенности формирования фонематических процессов у детей со стертой дизартрией

В данном материале рассматриваются особенности формирования фонематических процессов  у детей со стертой дизартрией....

Особенности артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией

В данном материале описаны особенности артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией....

Частота и особенности нарушений звукопроизношения у детей с дефектами и деформациями зубочелюстной системы.

Данные исследования ещё раз доказали,что нарушение звукопроизношения обусловлены,в большинстве случаев деформацией зубочелюстной системы.Частота  и степень нарушений меняются в  зависи...

Работа с родителями при нарушении голоса у детей.

Сообщение для МО логопедов раскрывает основные задачи, которые ставятся в процессе взаимодействия логопеда с родителями....

Статья "Нарушение голоса у детей"

охрана и гигиена детского голоса...

Презентация. Особенности нарушений чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности нарушений чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья...