Коррекционно-психологические игры и упражнения для детей с агрессивным поведением.
статья на тему

Германова Людмила Валерьевна

  Игра в развитии и воспитании детей играет важнейшую роль. Во многом краски и звуки мира, его формы и ароматы познаются ими через игру, которая приятна и близка каждому ребенку. В игре легко выверить симпатии и антипатии детей. Игры раскрывают их организаторские, творческие, интеллектуальные и физические способности. Они делают любое детское мероприятие более интересное, придают ему эмоциональную окраску. Методически правильно организованная игра может стать средством профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, школой поддержки, одобрения и ободрения любого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_korrektiruyushchie_igry_i_uprazhneniya.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-психологические упражнения для детей с агрессивным поведением.

  Игра в развитии и воспитании детей играет важнейшую роль. Во многом краски и звуки мира, его формы и ароматы познаются ими через игру, которая приятна и близка каждому ребенку. В игре легко выверить симпатии и антипатии детей. Игры раскрывают их организаторские, творческие, интеллектуальные и физические способности. Они делают любое детское мероприятие более интересное, придают ему эмоциональную окраску. Методически правильно организованная игра может стать средством профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, школой поддержки, одобрения и ободрения любого ребенка.

  Я работаю с детьми, у которых ограничены возможности. У них наблюдаются нарушения в развитии психических процессов, отклонения в умственном развитии и нарушения в эмоционально-волевой сфере. В основном, коррекционно-развивающая работа с такими детьми осуществляется посредством игр. Игровая форма занятий позволяет создать в процессе взаимодействия с детьми комфортную эмоциональную атмосферу. С первых занятий ребята с интересом включаются в самостоятельную работу, учатся анализировать и оценивать результаты своей деятельности, отмечают успехи и исправляют недостатки, приобретают чувство уверенности в себе, повышают свою самооценку, развивают мышление, речь, память и внимание.

  Для того чтобы узнать, какие у ребенка есть нарушения, проводится психодиагностика. По сути это своего рода контрольная работа.  Если представить этот процесс в виде игровых заданий, то ребенок быстрее «раскрывается», и наши шансы на успех возрастают, например, тест на выявление симпатий и антипатий ребенка «Два домика». Конечно, можно напрямую спросить у ребенка, кто ему нравится из класса, группы, а кто – нет. Но нет гарантии, что он ответит честно из-за страха перед тем, кого он не любит, или по другим причинам. Поэтому лучше предложить ему «поселить» своих знакомых в два домика. В первом живет он сам и тот, кото он возьмет к себе, а во втором домике – все остальные. Ясно, что его друзья и те дети, которые ему нравятся, окажутся в первом домике, а те, которых он недолюбливает или к кому относится безразлично, - во втором.

  Детям с ограниченными возможностями часто бывает свойственна эмоциональная неуравновешенность. Она может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движениях, прерывистом сне и т.п.

  Для достижения ожидаемого результата надо точно определить возможности той или иной игры, к какому типу она относится, учесть основные требования к организации и проведению различных игр. В работе с детьми можно использовать шесть методов организации игровой деятельности.

  1. Метод игрового тренинга.  К нему относятся такие игры, как «Съедобное – несъедобное», «Паровоз», «Ниточка – иголочка».
  2. Метод театрализации. Он основан на бесконечном множестве сюжетов и социальных ролей. Игра «У медведя во бору» является примером этого метода. Сюда же можно отнести и все инсценировки различных сказок, рассказов и т.п.
  3. Метод состязательности. С этим методом связаны все задания, в которых происходит деление на группы. Лозунг этого метода: «Кто вперед?»
  4. Метод равноправного духовного контакта. Он основан на совместной равноправной деятельности взрослых и детей. Когда в процессе работы происходит совместное придумывание чего либо (предложения, стихотворения, сказки, праздника и т.п.).
  5. Метод воспитывающих ситуаций, т.е. ситуаций организованного успеха, доверия и т.п.
  6.  Метод импровизации. Он выводит детей на практическую предприимчивость и базируется на синдроме подражания с привнесением своего творческого начала.

  Необходимо помнить, что игра должна исключать малейшую возможность угрозы здоровью играющих. Нарушения моторики и координации движений могут стать причиной травм даже в тех играх, которые для здоровых детей вполне приемлемы.

  Опят показывает, что при подготовке к игре и во время её проведения нужно помнить:

  • Прежде чем провести игру, необходимо выработать её правила и критерии;
  • Надо заранее позаботиться о месте, где будет проводить игра. Оно должно быть обустроено так, чтобы каждому было комфортно;
  • Иногда следует привлекать к подготовке игры детей;
  • Нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;
  • В любой игре детям должна предоставляться возможность для импровизации.

  Очень важно, чтобы организатор игры помнил о том, что состязательность в игре – это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.

  КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ упражнения и игры – важные формы коррекционной работы с агрессивными детьми. Предлагаются некоторые из них.

Упражнение 1

Цели: осознание и выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения.

Процедура: ведущий доводит до сведения участников следующую информацию: «В каждом человеке от природы заложена агрессивность. Однако люди используют её по-разному. Одни, чтобы созидать, и тогда агрессию, напор можно назвать конструктивной энергией. Другие, чтобы уничтожать или разрушать, и тогда агрессия деструктивна.

Конструктивная агрессия – это активность, стремление к достижениям, защита себя и других, завоевание свободы и независимости.

Деструктивная агрессия – это насилие, жестокость, ненависть, недоброжелательность, злоба. Поэтому, чтобы понимать, что с нами происходит очень важно распознать свои агрессивные импульсы и направить их в желаемое русло, не причиняя вреда окружающим». Далее участникам предлагается проанализировать свое поведение и ответить на следующие вопросы:

  1. В какой форме (деструктивной или конструктивной) чаще всего проявляется ваша агрессивность?
  2. Как вы справляетесь со своей агрессивной энергией: даете ей ход или стараетесь сдерживать?
  3. Как вы относитесь к собственной агрессивности: боитесь её, наслаждаетесь ею?

В процессе выполнения упражнения необходимо предоставить возможность высказаться каждому участнику группы, не ограничивая его во времени и не сужая тематику его рассказа.

Упражнения 2

Цель: ознакомление с эмоциями и чувствами и выработка умений выражать их адекватно ситуации.

Для проведения упражнения необходимо заранее подготовить карточки с названиями чувств (радость, огорчение, обида, вдохновение, благодарность и т.п.).

Участникам раздаются эти карточки. Они знакомятся с ними, но не показывают окружающим. Каждому нужно изобразить памятник тому чувству, которое написано на карточке. Задача группы – отгадать, какое чувство хотел изобразить выступающий. После завершения этой части работы группа рассаживается в круг и пытается объяснить, что значат эти чувства, в каких жизненных ситуациях они могут возникнуть. Если чье-то сообщение о своих чувствах вызвало желание рассказать о жизненной ситуации, когда эти чувства испытывались, не нужно этому мешать.

Упражнение 3

Цель: выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности.

Сначала ведущий рассказывает притчу: «Жила-была ядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобу. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и змея решила жить по-новому, не нанося ущерба никому. Но как только люди узнали про это, они стали бросать в змею камни, таскать её за хвост и издеваться над ней. Мудрец увидел, что происходит и, выслушав жалобы змеи, сказал: «Я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их!» Урок! Можно научиться противостоять злу, не причиняя зла в ответ».

Далее участникам предлагают рассмотреть фотографии людей, которые вызывают у них злость, ненависть, желание обидеть. Затем им дается установка мысленным взором увидеть, как они выражают свои чувства к человеку, на которого разгневаны: не сдерживать себя и делать все, что захочется. Когда упражнение заканчивается, проводится групповая беседа, в ходе которой выясняется, что было легко выполнить, а что – трудно. Что понравилось, а что нет.

Таким образом, детям демонстрируются модели агрессивного поведения, которые не приносят вреда, а приводят к разрядке накопившейся негативной энергии по отношению к человеку, вызывающему неприязнь.

Данные упражнения применимы для работы с подростковыми группами, потому что подростки воспринимают свои агрессивные действия более осознанно. Для младших школьников они не подходят, так как дети в этом возрасте действуют импульсивно и неосознанно. Для них в книге Р.В. Овчаровой «Справочная книга школьного психолога» предлагается схема занятий по психодиагностике, которая проходит четыре фазы.

  1. Мимические и пантомимические этюды. Их цель – выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием психического довольства и недовольства.
  2. Этюды и игры на выражение отдельных качеств эмоций. Их цели – выразительное изображение чувств, порожденных социальной средой, их моральная оценка. Закрепление и расширение уже полученных детьми сведений, относящихся к их социальной компетенции. Для достижения этих целей можно использовать модели поведения сказочных персонажей (Баба Яга, Сестрица-Аленушка, Змей Горыныч, Иван-царевич и т.п.)
  3. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом. Их цели – коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка (группы), моделирование ситуаций, способствующих коррекции качеств личности младших школьников. Например, таких.
  • Ты вошел во двор и увидел, что там дерутся два ребенка. Разними их и помири.
  • Тебе очень хочется поиграть с такой же игрушкой, как и у мальчика. Попроси её у него.
  • Ты обидел своего друга. Попытайся помириться с ним.

С младшими школьниками можно провести следующие коррекционные игры.

Игра «Баба Яга»

Цели: коррекция отрицательных эмоций, отработка умений воздействовать друг на друга.

Ход игры: дети садятся на стулья, расставленные по кругу, лицом друг к другу. Психолог просит их показать, какие бывают выражения лица, жесты у взрослых, когда они сердятся на детей. (Дети рассказывают и показывают).

Затем ведущий спрашивает: «Как ругают вас старшие, когда вы чего-то боитесь? Что вы делаете в ответ: плачете, улыбаетесь, сердитесь?» (Дети разыгрывают две-три сценки).

Игра «Мальчик (девочка) - наоборот»

Цели: развитие произвольного самоконтроля за своими действиями, снятие двигательной расторможенности, негативизма.

Ход игры: участники встают в круг. Ведущий показывает различные действия (встает, садится, поднимает руку, поворачивает голову направо и т.п.), все повторяют за ним. «Мальчик (девочка) – наоборот» должен делать не так, как все.

Данные упражнения и игры помогут при коррекции агрессивного поведения детей. Но, кроме специальных занятий, проводимых психологом, необходима помощь педагогов и родителей.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для детей, страдающих дисграфией.

Предлагаемые варианты помогут ребенку под вашим неусыпным контролем бороться со своей проблемой и добиваться улучшения грамотности. Важно только выполнять их систематически и в хорошем настроени...

Коррекционные игры и упражнения для детей с преобладанием холерического и сангвинического темперамента.

Коррекционные игры и упражнения для детей с преобладанием холерического и сангвинического темперамента....

Коррекционные игры и упражнения для детей с ОВЗ направленные на развитие мелкой моторики

Предлагаю Вашему вниманию описание пособий, изготовленных мною самостоятельно, при помощи которых успешно развиваются мелкая моторика и тактильные ощущения....

Методические рекомендации "Театрализованные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста"

Данная статья поможет воспитателям дошкольных образовательных учреждений и родителям организовать работу по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Упражнения могут быть ...

Рекомендации педагогам по оказанию помощи в вопросах воспитания детей с агрессивным поведением

Рекомендации педагогам по оказанию помощи в вопросах воспитания детей с агрессивным поведением....

Коррекционное психологическое занятие с элементами тренинга для детей ОВЗ, «Путешествие в страну мирного атома».

Коррекционное психологическое занятие с элементами тренинга для детей ОВЗ, «Путешествие в страну мирного атома»....