Методические рекомендации "Театрализованные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста"
статья

Печерина Надежда Егоровна

Данная статья поможет воспитателям дошкольных образовательных учреждений и родителям организовать работу по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Упражнения могут быть использованы во время ООД, в режимных моментах, а также в любое свободное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

«Театрализованные игры и упражнения для детей

старшего дошкольного возраста»

Аннотация: данная статья поможет воспитателям дошкольных образовательных учреждений и родителям организовать работу по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Упражнения могут быть использованы во время ООД, в режимных моментах, а также в любое свободное время.

Вся жизнь детей насыщенна игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. Только яркие художественные образы, увлекательные сюжеты, близкие жизненному опыту ребенка, становятся основой для детской игры. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии  через  образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Оригинальные игровые упражнения – театрализованные игры – направленны на совершенствование у детей эмоций, внимания, памяти, воображения, нравственных представлений; на развитие голоса и выразительной речи.

Методические рекомендации предлагают театрализованные игры и упражнения, не требующие особой подготовки, маленькие, легкие, простые, с которыми можно заниматься в любое время и в любом месте, даже, где приходиться проводить время в томительном ожидании, чтобы это время не проходило без пользы, а было наполнено увлекательной и полезной игрой.

Театрализованные игры и упражнения позволяют ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

  I.  Игры на развитие внимания, творческого воображения.

1.Внимательно слушать и определить:

- шаги (чьи они могут быть?)

- шум улицы (какой автомобиль проехал?)

- хруст откусываемого яблока, шелест ткани, бумаги, кленки и т.п.

- что происходит в коридоре, на улице, в закрытой коробке и т.п.

2. Прослушать запись театральных шумов (звукотерапия), отгадать и рассказать, что и где это происходит:

- какая погода? (дождь, гроза, ветер)

-какой автомобиль проехал? (легковой, грузовой, «Скорая помощь», пожарная, полиция)

- где сейчас мама? (на кухне или в ванной)

- какое угощение готовит мама? (взбивает крем миксером, режет на доске овощи и т.п.)

- кто находится в соседней комнате (маленький ребёнок, взрослый и т.п.)

- где находится Незнайка (в зоопарке на улице, дома, на игровой площадке, на берегу моря)

3. Нарисовать, что услышали:

- где сейчас Красная Шапочка? (в лесу, в деревне, на берегу реки, дома с мамой)

- кого встретил Колобок? (волка, петуха, собаку, кошку)

- какая погода на улице? (дождь, солнце, ветер)

- нарисовать машину, которая проехала.

- над каким местом пролетел «ковёр – самолёт»? (над морем, над лесом, над городом)

4. Изобразить (пантомима) того, кого услышали:

- кошку, собаку, петуха, корову, лошадь, лягушку, комара и т.д.

II. Этюды на общение

Эти творческие задания направлены на развитие коммуникативных способностей. В данных этюдах разыгрываются ситуации, вызывающие затруднения у большинства детей. Поэтому, мы предлагаем начинать с «кукольных» разговоров и сценок, поскольку использование кукол снимает психическое напряжение, переносит внимание с собственного «я» на другой объект (куклу).

Задания: в руках у детей куклы (обыкновенные) или «би – ба – бо».

       

  1. Куклы встречаются друг с другом и:

 - здороваются

- спрашивают друг друга о здоровье

- прощаются

2.Одна кукла нечаянно толкнула другую (в транспорте). Надо попросить прощения, а другой – извинить.

3. Кукла празднует день рождения. К ней приходят её друзья и:

- поздравляют с днем рождения и дарят подарки.

- кукла благодарит за поздравление и приглашает к столу.

- один из гостей опоздал – попросить прощения за опоздание.

- один из гостей нечаянно разлил на скатерть компот.

Разыграть действия хозяев и гостя.

4. Задания без кукол:

- постучаться, зайти в группу и жестом вызвать одного из гостей.

- объяснить маме, почему испачкана одежда после прогулки.

- извинится перед детьми за то, что мяч покатился и сломал постройку из песка.

III. Задания на развитие воображения и речи.

  1. Выполнить действия:

- зайти в комнату в образе какого – либо персонажа и поздороваться с детьми.

- попрощаться с детьми.

- поздравить с праздником.

- спросить, какая на улице погода, который час и т.д.

  1.  Игры на импровизацию диалогов (индивидуальная работа над диалогами).

Дети выбирают карточки с изображением сказочных персонажей и разбиваются на пары. В соответствии с карточками каждый ребенок играет определенную роль (Красной Шапочки, Буратино и т. д.)

Задания:

  1. Сочинить разговор двух персонажей в соответствии с карточками (например, Крокодила Гены и Красной Шапочки, Снежной Королевы и Колобка и т. д.).
  2. Придумать разговор двух персонажей по телефону.
  3. Придумать, какую телеграмму может прислать один сказочный герой другому (Буратино – Чебурашке, Шапокляк – Золушке и т. д.)

  1. Игры с предметами быта

      Для этих упражнений вообще не нужно специальных атрибутов и пособий. Можно использовать любые предметы, которые нас окружают: карандаши, салфетки, листочки, бумага, нитки и пр. Подобные упражнения можно проводить и на прогулке, играя с листиками, камешками, веточками и другими предметами.

Задания:

  1. Выбрать любой приглянувшийся предмет и рассмотреть его. Подумать, на что он похож? Попытаться представить, чем раньше был этот предмет и где он находился? Определить, какой у него характер, какое у него настроение в данный момент?
  2. Сочинить и рассказать небольшую историю о данном предмете.
  3. «Беседа» выбранных предметов (листик, камень, прищепка и др. предметы «беседуют», например, о погоде).
  4. «Театр всевозможного». Любой предмет с присущим ему характером и манерой поведения «играет» в небольшой сценке, которую все вместе придумали. Каждый ребенок придумывает, что говорит его «актер», каким голосом и т. д.

  1. Развитие пантомимики.

 

Дети выбирают карточки с изображением сказочных персонажей.

Задания:

  1. Показать, как Коза (Баба яга, Красная Шапочка и др.)

-смотрится в зеркало

-пробует любимое блюдо

-пробует нелюбимое блюдо

- выслушивает комплимент

- выслушивает замечание

- садится на стул

     2.  Диалоги – пантомимы:

          - разговор двух иностранцев. не знающих языка друг друга, с помощью жестов в              

            различных ситуациях, например, в магазине, на вокзале, в аптеке и т. д.

        - разыграть ситуацию, в которой один сказочный герой наступает на ногу другому (например, в трамвае); показать, как они выясняют отношения с помощью жестов.

      3. Загадки – пантомимы:

- в магазине (игрушек, овощном, гастрономе, мебельном и пр.)

- отгадать, какой товар нужен покупателю или какой товар стоит на полке;

- в зоопарке (отгадать, кто сидит в клетке).

- отгадать профессию (по характерным движениям и позе)

- отгадать, каким образом происходило путешествие (на самолете, лодке, поезде и пр.)

- отгадать настроение (по позе, выражению лица, походке и пр.)

- отгадать, какая погода на улице;

- определить по походке прохожего (балерина, солдат, очень старый человек, манекенщица, человек, которому жмут ботинки и т. д.)

4. Показать (руками или пальцами):

- стой на месте!

- иди со мной!

- до свидания!

 - я тебя люблю!

- я боюсь!

5. Показать частями тела:

- как твои плечи говорят: «Я горжусь»;

- как твоя спина говорит: «Я старый, больной человек»

-как твой палец говорит: «Иди сюда!»

- как рот говорит: «М- м- м, я люблю это печенье»

- как твоё ухо говорит: «я слышу птичку»

- как твой нос говорит; «Мне что – то не нравится»

IV.  Этюды на развитие творческого воображения:

В игровой ситуации дети легко принимают вымышленные ситуации. Вот несколько тем для подобных упражнений.

  1. Перевернутый ящик – телевизор. Дети сидят на стульях и смотрят «передачу». Кто какую передачу смотрит?
  2. Подойти к столу и рассмотреть его, будто это:

- королевский трон

- аквариум с экзотическими рыбками,

- костер

- куст цветущих роз

           3. Передать книгу друг другу так, будто это:

                  - кирпич

                  - кусок торта

                  - бомба

                  - фарфоровая статуэтка

           4. Взять со стола карандаш, так, как будто это:

                  - червяк

                  - горячая печеная картошка

                  - маленькая бусинка

           5. Пройти по линии, нарисованной мелом, как по канату.

           6. Выполнить различные действия:

                - чистить картошку,

                - нанизывать бусы в нитку,

                - есть пирожное и т. д.

V. Упражнения на различение цветов

Какого цвета лимон? (Желтый). Давайте посмотрим, у кого есть в одежде желтый цвет. Затем педагог предлагает рассмотреть все предметы в комнате и выбрать их в соответствии с заданным цветом. Эту игру можно продолжить и на прогулке. В игре выигрывает тот, кто называет больше всего предметов.

IV. Игры с импровизированными шумовыми инструментами:

Можно сделать целый оркестр из самых разнообразных предметов: стиральной доски, кастрюли, бумажного мешка, пластмассовой бутылки, наполненной фасолью и т. д В процессе таких музыкальных упражнений важно научить детей слушать тембр звука, сравнивать его по высоте, продолжительности, динамике; придумывать, на что похож этот звук или что он напоминает. Педагог вместе с детьми подбирает слова для определения характера звучания.  

В результате ненавязчивого педагогического воздействия дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения и этикета общения со сверстниками и взрослыми. Проявляют интерес, желание к театральному искусству. Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию. Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра «Тактильные кастрюльки» для детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра «Тактильные кастрюльки» Коррекционные цели: -Развивать тактильные ощущения и исследовательские действия руки. -Активизировать словарь по теме «Продукты питания », «Посуда». -Раз...

Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста...

Пальчиковые кинезиологические упражнения для детей старшего дошкольного возраста.

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, обл...

Игры на развитие произвольности детей старшего дошкольного возраста.

Данная разработка позволит педагогам развить у детей старшего дошкольного возраста  произвольности и самоконтроля, произвести  коррекцию импульсивности....

Методическая разработка. Сценарий праздничного концерта для детей старшего дошкольного возраста "О той весне"

Вашему вниманию предлагаю сценарий праздничного концерта  для детей старшего дошкольного возраста "О той весне" посвященный дню Победы. Концерт готовится совместными усилиями музыкально...

Статья: «Развитие логического мышления с помощью дидактических игр и упражнений у детей старшего дошкольного возраста».

Несомненно, очень важно развивать у детей представления об окружающем мире, учить конкретным умениям: читать, считать, измерять, вычислять. Но не менее важно, развивать у ребёнка мыслительную дея...