Игры на развитие произвольности детей старшего дошкольного возраста.
консультация на тему

Данная разработка позволит педагогам развить у детей старшего дошкольного возраста  произвольности и самоконтроля, произвести  коррекцию импульсивности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на развитие произвольности детей старшего дошкольного возраста

«Звучащая игрушка»

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, быстро и точно реагировать на сигнал, развитие умения контролировать свои действия.

        Взрослый обращает внимание детей на музыкальные инструменты, которые находятся на столе. Просит назвать те, из них какие дети знают. Сейчас я вам сыграю на каждом, чтобы вы послушали и запомнили, как они звучат. А теперь я поставлю ширму,  вы слушайте. Ваша задача - определить, какой из музыкальных инструментов прозвучал. Отвечать будет тот, кого я назову.

«Ответь по сигналу»

Цель: коррекция импульсивности, развитие волевой регуляции

        Ребенку задают любые несложные вопросы, но ответит  он не сразу, а только когда увидит условный сигнал. Если же вы задали вопрос, но не подали сигнал, ребенок  молчит. 

«Прошепчи ответ»

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, коррекция импульсивности

        Взрослый задает вопросы. Каждый, кто знает ответ, протягивает вперед руку, пальцы сжаты в кулак, а большой палец поднят вверх (показ).

Когда поднятых пальцев много, взрослый считает «Раз, два, три – шепотом говори». Задача детей - прошептать ответ.

«Самый внимательный»

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

        Дети берутся за руки и идут по кругу. По сигналу ведущего останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успевает выполнить задание, выбывает из игры.

Важно добиться синхронности выполнения движений. Затем алгоритм движений можно усложнить или изменить.  

«Копна – Тропинка – Кочки»

Цель: развитие дисциплинированности, организованности, сплочённости

        Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего идут по кругу до тех пор, пока ведущий не произнесёт слово-задание.

Когда ведущий говорит: «Тропинка!», все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего.

Когда ведущий говорит: «Копна!», - дети направляются к центру круга, выставив руки вперёд.

Когда ведущий  говорит: «Кочки!», дети приседают, положив руки на голову.

Задания ведущим чередуются. Кто быстрее и точнее выполнит все задания, получит поощрительные очки. Чемпионом становится ребёнок, набравший наибольшее количество поощрительных очков.

«Кулак – ладонь – ребро»

Цель: развитие произвольного внимания, зрительно – моторной координации, коррекция импульсивности.

        По команде дети кладут ладони обеих рук на стол, сжимают их в кулаки, ставят ребром. Темп и последовательность положения рук меняются.

Затем взрослый путает детей: своими руками показывает одно, а говорит – другое. Дети должны внимательно слушать и не ошибаться.

«Пол – нос – потолок»

Цель: развитие пространственного восприятия, произвольного внимания

        Педагог произносит «пол»«нос»«потолок» и вместе с детьми указывает на них (руки вверх, к носу, руки вниз). Сначала педагог делает правильно, а затем начинает путать детей – говорить «пол», а показывать на нос. Дети должны быть внимательными и не ошибаться.

«Да и нет» - не говори

Цель: коррекция импульсивности, развитие произвольности, лабильности мышления, развитие воображения.

Дети по очереди ловят мяч и отвечают на вопрос, избегая слов «да» и «нет»

 «Молчу - шепчу – кричу»

Цель: коррекция гиперактивности, развитие волевой регуляции громкости речи и поведения.

        Ребенку предлагается действовать и говорить в соответствие с определенными знаками. Картинки- символы предварительно показать детям, рассказать значение их.

Можно предложить знаки: большой барабан – кричать, маленький барабан – шептать, барабан зачеркнут – молчать.

Можно предложить цветовые знаки: красный – молчать, желтый – шептать, зеленый – кричать.

Эту игру лучше заканчивать на этапе "молчу" или "шепчу", чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.

 «Слушай хлопки»

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

        Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу  какую-либо по договоренности.

Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны изменить  позу 

На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«Расскажем и покажем»

Цель: развитие слухового внимания, самоконтроля координации движений.

Дети выполняют движения под рифмовку.

Руку правую – на плечо

Руку левую – на бочок

Руки в стороны, руки вниз

И направо повернись

Руку левую – на плечо

Руку правую – на бочок

Руки верх, руки вниз

И налево повернись

Упражнение повторяется несколько раз

«Повторение ритма»

Цель: развитие произвольного внимания и контроля двигательной активности.

        Взрослый отстукивает (прохлопывает) любой ритмический рисунок, ребенок должен его повторить. Ребенок может слушать ритм с закрытыми глазами. Затем водящим становится ребенок. В конце игры детям задают вопрос: «Что было легче: задавать ритм или повторять?»



Предварительный просмотр:

                       

Картинки по запросу логоритмика фото

Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда – метод логоритмики

Логоритмика является одной из составных частей комплексного метода преодоления речевых нарушений.  Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом.

        Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной функций,  а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности - вот почему занятия логоритмикой  необходимы для детей с тяжелыми нарушениями речи.            

О Б Ъ Е К Т О М  логопедической ритмики является ребенок с  речевой  патологией.

Ц ЕЛЬЮ  ЛОГОРИТМИКИ является  преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среды.             

3 А Д А Ч И - оздоровительные, познавательные, воспитательные, коррекционные. Занятия логопедической ритмики укрепляет у детей с речевыми нарушениями

• костно-мышечный аппарат,

• развивают дыхание,

• моторные функции,

• правильную осанку, походку, грацию движений.

   

Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки, грации движений; развитие ловкости, силы, выносливости.

Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов; совершение певческих навыков.

Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.

Коррекционные задачи: развитие речевого дыхания; формирование и развитие артикуляционного праксиса; развитие общей и мелкой моторики; совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие восприятия, воображения, мышления; развитие чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха, фонематического и слухового восприятия; развитие умения расслабиться, снять напряжение.

        Точкой отсчета появления системы ритмического воспитания в России можно назвать 1912 год, когда Жак-Далькроз, профессор Женевской консерватории, приехал в Санкт-Петербург и  читал   лекции о ритме. При помощи музыки и движения Жак-Далькроз решал задачу воспитания ритма у детей, начиная с дошкольного возраста. В процессе работы у воспитанников развивались музыкальный слух, память, внимание, чувство ритма, пластическая выразительность движений.                                                                                   

 Благодаря существенному вкладу Галины Анатольевны Волковой в 80-х годах XX века логопедическая ритмика выделилась как наука в нашей стране. Волкова расширила область применения логопедической ритмики, предложив конкретные методические рекомендации для комплексной коррекции таких речевых нарушений, как дислалия, алалия, ринолалия, дизартрия, афазия, нарушения голоса.

Образовавшаяся модель лечебной ритмики — логопедическая ритмика  и она встала в один ряд с другими разделами логопедии и коррекционной педагогики.         

        Логоритмика это метод преодоления речевых нарушений, подразумевающий развитие двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Музыка – это наиболее доступный детскому восприятию вид искусства.

Она способна не только привлечь внимание и заинтересовать, но и обогатить, эмоционально окрасить чувства ребенка и представления его о мире.

Умение правильно пользоваться интонацией, голосом, правильно распределять речевой выдох является предпосылкой языкового развития ребенка и открывает дополнительные возможности для успешного развития и обучения детей.

   

Учитель – логопед Власова Т.А.



Предварительный просмотр:

НОД по формированию лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи для детей старшего дошкольного возраста

Лексическая тема  «Наш любимый детский сад»

Коррекционно-образовательные цели:

  1. Формирование представления о необходимости и значении труда взрослых людей.
  2. Расширение и уточнение представления о профессиях людей, работающих в детском саду. Расширение и активизация словаря по теме «Детский сад»
  3. Развитие  согласования существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои.

Коррекционно – развивающие  цели:

  1. Преобразование имен существительных единственного числа в имена существительные множественного числа.
  2. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательная цель:

  1. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности инициативности и ответственности.

Оборудование: игрушечный заяц,  разрезные картинки, мяч, обруч с мячиками на ленточках.  Презентация к занятию, выполненная в программе PowerPoint.

Ход НОД

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Дети вошли в группу,  встали в круг.

Здравствуйте, ребята! У вас хорошее настроение? – Здравствуйте, да у нас хорошее настроение.

- Я думаю, оно останется таким на целый день!

-Сегодня,  когда я заходила в детский сад  меня остановили заяц и зайчиха. Их зайчонок очень хочет в детский сад, но ничего не знает  о нем,  и чем там занимаются взрослые и дети. И я пригласила его к нам. Логопед указывает на зайчонка.

- Ребята, скажите, а вы что делаете в детском саду?-  Мы в детском саду кушаем, спим,  гуляем, занимаемся и играем. - Скажите, а в детском саду вы только занимаетесь? У вас есть время для игр, отдыха. У вас есть игрушки? – Да, у нас есть много разных игрушек, мы любим с ними играть.

  1. ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ВОЛШЕБНЫЕ МЯЧИКИ»

        - Посмотрите, у нас есть мячи, а вы знаете, они волшебные! Если вы правильно будете дуть -  они с вами будут играть! Дети встают в круг, логопед держит обруч с картинками – мячиками  на ленте, каждый ребенок  дует на одну картинку.

  1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

 - Ребята, скажите, люди каких профессий работают в детском саду? Воспитатель,  логопед, помощник воспитателя,  музыкальный руководитель,  медицинская сестра,  повар,  дворник и психолог. Правильно, посмотрите, человек какой профессии  на картинке? Расскажите, что человек этой профессии делает?  (Медицинская сестра). - Дети рассказывают, проговаривая по одному предложению. Правильно.

Посмотрите, человек  какой профессии  на этой картинке? Расскажите, что человек этой профессии делает? (Музыкальный руководитель) -Дети рассказывают, проговаривая по одному предложению.

Посмотрите, человек  какой профессии  на этой картинке? Расскажите, что человек этой профессии делает? (Повар) - Дети рассказывают, проговаривая по одному предложению.

  1. ИГРА  с мячом «КТО ЧТО ДЕЛАЕТ»

Логопед задает вопрос, кидая мяч – ребенок отвечает.

        Вот мы познакомились с профессиями людей, которые работают в детском саду.

Но мы познакомились не со всеми работниками детского сада, я вам сейчас загадаю загадки, а вы угадайте, профессию

  1. Ее называют хозяйкою сада,
    Любую проблему она вмиг решит,
    Поможет, подскажет, когда это надо,
    Всеми сотрудниками она руководит. (Заведующая)

  1. Мы учились от души,
    С Вами занимались,
    Мы со звуками дружить
    Так, как Вы, старались.  (Логопед)

  1. Кто все сказки, и загадки, 
    И стихи на память знает?
    В куклы, мячики, лошадки
    Кто до старости играет? (Воспитатель)

Вот это те педагоги, которые выполняют важную и нужную работу. Ваши мамы и папы спокойны за вас, когда уходят на работу и оставляют вас в детском саду.

  1. ИГРА «3 ЛИШНИЙ»    Ребята, посмотрите  на экран и определите, человек какой профессии лишний. Почему?

Повар, логопед, продавец

Воспитатель, швея,  медицинская сестра.

Правильно, молодцы! Вы справились с этим заданием. А теперь можно попрыгать.

  1. РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

Солнце скрылось за домами,            Солнышко над головой

Покидаем детский сад.                      Шаги на месте

Я рассказываю маме                          Показывают на себя, потом на воображаемую маму

Про себя и про ребят.                        Показывают на себя, потом на других ребят

Как мы хором песни пели,                Движения по тексту

Как играли в чехарду,

Что мы пили, что мы ели,

Что читали в детсаду.

  1. ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Ой, посмотрите как весело играют с вами мячи, последите на экране за ними глазами. Хорошо, а теперь пройдите к столам и посмотрите, какие игрушки на картинках с у вас получатся. Дети садятся за столы, достают из конвертов разрезные картинки и собирают.

  1. ИГРА «ОДИН - МНОГО»

 Молодцы.  Посмотрим, что у вас получилось. - У меня получился мяч – у меня получились мячи, (кукла - куклы, пирамидка - пирамидки, шар – шары, машина – машины).

  1. ИГРА «ЖАДИНА» ребята, поиграем  в игру в парах.

мой мяч – мои мячи,

моя кукла – мои куклы,

моя пирамидка – мои пирамидки,

мой зайчонок  – мои зайчата,  

моя машина – мои машины.

Ребята, посчитайте  много ли у вас игрушек?

  1. ИГРА «СОСЧИТАЙ» ребята, посмотрите на экран, и когда увидите свою игрушку с картинки посчитайте ее.

                  1 кукла 2 куклы 3 куклы 4 куклы 5 кукол

                  1  мяч 2 мяча 3 мяча 4 мяча 5 мячей

                  1 машина 2 машины  3 машины 4 машины 5 машин

                  1 пирамидка 2 пирамидки 3 пирамидки 4 пирамидки 5 пирамидок

                  1 зайчонок 2 зайчонка 3 зайчонка 4 зайчонка 5 зайчат

  1.    ИТОГ

        Скажите, что нового и интересного вы узнали сегодня?  Давайте спросим у зайчика, понравилось ли ему у нас? Все ли он понял?

Вы сегодня были очень активные и умные, поэтому все игрушки в группе  захотели с вами поиграть!  



Предварительный просмотр:

«Развитие произвольных механизмов деятельности

старших дошкольников».

        В процессе работы я часто примечала, что дети не могут контролировать свою двигательную активность, действовать точно по инструкции взрослого, подчиняться правилам, не умеют управлять собой в различных ситуациях, доводить начатое дело до конца. Возникают проблемы с дисциплиной. Знакомая ситуация? Одной из причин таких ситуаций является не сформированная произвольность поведения. Выбранную тему считаю актуальной, потому что, формирование произвольности поведения лежит в основе многих процессов дошкольного детства. В связи с этим большую значимость приобретает поиск эффективных средств развития произвольного поведения детей в дошкольный период. Если у ребенка развита произвольность поведения, то он умеет управлять своими поступками, контролировать свое настроение.

Интересный факт -  за формирование произвольности у детей и развитие самостоятельности, осознанности, как факторов целенаправленной деятельности отвечают лобные доли головного мозга. Эти области мозга формируются в возрасте от  4 до 7 лет. В это время дети и начинают контролировать свои действия. Это и есть задатки произвольности.

Так как  старшем дошкольном возрасте  они еще не сформированы, поэтому ребенку сложно управлять поведением. Для того,  чтобы ускорить процесс развития необходимых структур головного мозга, необходимо работать над физическими способностями дошкольников. Именно данный процесс способствует развитию воли и произвольности на физиологическом уровне. А произвольность поведения — это осознанное действо,  то она поддается формированию. Каждый ребенок способен воспринимать информацию, обращенную к нему, понимает, что от него требуется. Поэтому у детей старшего дошкольного возраста есть требование осознания собственных действий и поступков. Они могут преодолевать непосредственное поведение по ситуации. И тут, стоит сказать о том, что детям в дошкольном возрасте сложно научиться воспринимать и выполнять инструкции, которые даются ему со стороны взрослого.  Но это и есть первый шаг к практическим навыкам ребенка владения собой, своими поступками, поведением. К сожалению, родители не правы, если думают, что для послушания их чада достаточно, лишь бесед и убеждений. Общение, включенное в определенную деятельность,  помогает ребенку осознать свое поведение.  В процессе общения с другими детьми, родителями, воспитателем у детей старшего дошкольного возраста развиваются очень важные качества — самостоятельность и осознанность. Именно эти качества являются предпосылками произвольности.

      Очевидно, что развитые формы произвольности не появляются внезапно и не даются ребенку в готовом виде, их базовые основания закладываются в раннем возрасте и формируются на протяжении всего дошкольного детства. Формирование у ребенка полноценной функциональной структуры процессов осознанной саморегуляции, произвольной активности является специальной задачей взрослых, которая решается в разных видах доступной ребенку деятельности, на разных этапах его психического развития, при разных формах взаимодействия взрослого и ребенка.

       

На развитие произвольного поведения оказывают влияние все виды детской деятельности, но ведущее место, по исследованиям ученых, принадлежит игре.

В игре происходит и развитие волевых качеств, таких как:

- умение ограничивать свои желания,

- преодолевать препятствия,

- подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения,

- в своих поступках следовать положительному примеру.

         Каждый из перечисленных параметров критически важен для функционирования здоровой личности, и дезинтеграция одного из них неизменно ведет к нарушению адекватной психической активности личности ребенка, нарушению его адаптации в школе и развития в социальной среде.

       Нина Иосифовна  Гуткина,  кандидат педагогических наук, подчеркивает: «Обычно только к семи годам ребенок способен произвольно регулировать свое поведение и деятельность. Однако это происходит только в том случае, если развитие ребенка до семи лет проходило преимущественно в игровой деятельности». Игры помогают развивать у детей умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, подчинять личные интересы интересам коллектива, воспитывать сдержанность, самообладание, инициативу, что является проявлением произвольности. Необходимость выбора способа действия для достижения цели стимулирует проявление самостоятельности, инициативы и других качеств личности. При этом игра оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка. Ребёнок испытывает ситуацию успеха, у него формируется умение работать в коллективе, подчиняться общим правилам и требованиям.

       Наиболее эффективным средством осознания своего поведения и овладения им в дошкольном возрасте традиционно считаются игры, игры с правилами. Именно в такой игре дети начинают соотносить свое поведение с образцом поведения, который задан в правилах, а значит, задумываться, правильно ли они действуют. Игры с правилами предполагают проявление произвольности  со стороны ребёнка. Любая из игр данного вида имеет цель, которую дети должны принять или даже самостоятельно сформулировать. Для выполнения этой цели ребёнок должен преодолеть определённые трудности на основе волевых усилий.

        Приступая к подбору системы игр и упражнений для формирования у дошкольников волевых качеств, произвольности и саморегуляции поведения, я ориентировались на то, что это должны быть:

а) игры по правилам или с правилами;

б) коллективные, партнерские игры, в которых партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые;

в) в них должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии;

г) в игре должна ставиться цель – выиграть (т.е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).  

        В общении с другими людьми зарождаются способности к саморегуляции поступков и действий.  Общаясь с детьми, со взрослым в группе, ребенок  учится поступать так, как его просят окружающие.

Соблюдение правил в процессе игры помогает ребенку контролировать свои действия. Дети не нарушают правил в игре, и таким образом происходит развитие его произвольности. В игре происходит формирование многих социальных качеств, в игре со сверстниками ребенок дошкольного возраста учится взаимодействовать в коллективе. У него вырабатываются моральные нормы поведения. Хотя в игре правила для дошкольника устанавливаются со стороны взрослого или другого ребенка, и это не является произвольным поведением, но те качества, которые вырабатываются у дошкольника в игре, постепенно переносятся на повседневную жизнь. И ребенок начинает в жизни поступать также,  как было установлено правилами в игровой деятельности. Поэтому мы видим, что из игровых правил рождаются мотивы произвольности в бытовых поступках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра «Тактильные кастрюльки» для детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра «Тактильные кастрюльки» Коррекционные цели: -Развивать тактильные ощущения и исследовательские действия руки. -Активизировать словарь по теме «Продукты питания », «Посуда». -Раз...

рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет

Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом  из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками  образовате...

Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста...

Игры с песком как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Игры с песком как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста...

Педагогическая разработка на тему: «Квест-игры по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста»

Педагогическая разработка на тему: «Квест-игры по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста»...

Нейропсихологические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста .

Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений....

Игры с математическим содержанием как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

С помощью математических игр, можно развивать речь ребенка. Ведь хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.Использование математических игр – один из самых...