Онтогенестический подход к коррекции психического развития ребенка
статья по теме

Гребнева Елена Александровна

Психический онтогенез характеризуется существованием так называемых «сензитивных периодов».  Если какой – либо из компонентов нового «союза» не сформировался в должной степени, то система все равно закрывается, не дожидаясь его окончательного созревания, и по миновании сензитивного периода сама по себе уже не гармонизируется. Т.е. то, что не сформировано в соответствующий сензитивный период развития,  само по себе не компенсируется автоматически в более старшем возрасте, а требует специальных и сложных усилий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гребнева Елена Александровна

Выступление на спец. семинаре по теме:

«Онтогенестический подход к коррекции психического развития ребенка»

Психический онтогенез характеризуется существованием так называемых «сензитивных периодов».  Если какой – либо из компонентов нового «союза» не сформировался в должной степени, то система все равно закрывается, не дожидаясь его окончательного созревания, и по миновании сензитивного периода сама по себе уже не гармонизируется. Т.е. то, что не сформировано в соответствующий сензитивный период развития,  само по себе не компенсируется автоматически в более старшем возрасте, а требует специальных и сложных усилий.

Детский возраст характеризуется незавершенностью формирования и созревания структурно – функциональнызх отделов мозга, высокой пластичностью психики и наличием больших компенсаторных возможностей. Избавив ребенка от болезненных симптомов мы тем самым создаем предпосылки для нормального онтогенеза психики.

Каждый возрастной период характеризуется специфичным для него социально заданным содержанием ведущей деятельности.

        Содержанием ведущей деятельности в период новорожленности является создание и поддержание социально заданных условий жизни ребенка (удовольствие - неудовольствие).

        Содержанием ведущей деятельности в младенческом возрасте является общение взрослого и ребенка.

        Содержанием ведущей деятельности раннего возраста – это овладение предметными действиями, образцы которых задпет взрослый.

        Содержанием ведущей деятельности дошкольного влзраста является моделирование окружающей действительности (прежде всего, поведение взрослых в разных ситуациях).

        Содержанием ведущей деятельности младшего школьного возраста является обучение, осуществляемое в социально заданных формах.

        Содержанием ведущей деятельности подросткового возраста представлено построением системы социальных отношений с другими людьми.

        Содержанием ведущей деятельности юношеского возрастасосавляет процесс личностного самоопределения.

        Если какой – либо из возрастных этапов прожит ребенком недостаточно полноценно, то искажается и весь дальнейший ход психического развития.

На основе изложенных теоретических положений был разработан онтогенестический подход к психокоррекции и психотерапии детей и подростков. Принципиальной идеей этого подхода является гармонизация личностной структуры, семейных и внесемейных взаимоотношений и решение актуальных психотравмирующих проблем за счет сочетания двух разнонаправленных процессов.

        Первый  процесс называют позитивным регрессом. Он представляет собой возвращение к онтогенестически ранним формам психического функционирования, общения и деятельности.

        Второй         процесс – это решение сегодняшних проблем ребенка за счет его «возвышения» до зоны его ближайшего развития. Это позволяет подойти к тем же проблемам с высоты нового уровня онтогенеза мышления (например, не только конкретно – образно, но и обстрактно – логически их осмыслить), более зрелого уровня онтогенеза общения, самопознания и т.д.

        В соответствии с концепцией онтогенестически ориентированной психокоррекции и психотерапии была разработанка практическая методика семейно – групповой и лечбно – коррекционной работы. Важнойособенностью этого подхода является постоянный учет трех пространственно – временных змерений: «здесь и теперь», «тогда ,(в прошлом) и там», «вскоре и вблизи».

Характеристика задач психокоррекционной работы

        Основным психологическим новообразованием дошкольного возраста является ориентация на соотношение между отдельным действием и общей структурой поведения, в которое оно включено. Он осознает смысл своего действияи той ситуации, в которой оно совершается. На этой основе складывается способность формировать собственное намерение, а ак же появляется первичный образ «Я», т.е. осознание себя, как субъекта, обладающего теми же качествами, что и окружающие взрослые.

        Соответственно, позитивный регресс в работе с дошкольниками заключается в возврате к более ранним формам функционирования с целью их предельно сокращенного во времени проживания ребенком и последующего преодоления. Несформированность в дошкольном возрасте сюжетно – ролевой игры требует специальных занятий по развитию воображения, игрового замещения, умения адекватно воспроизводить поведение взрослых. Ориентация психокоррекции на зону ближайшего развития ребенка – дощкольника может включать овладение игрой по правилам, играми в поддавки, на вылет и т.п., а так же с нормативами социального поведения на обучающих групповых занятиях.

психологическое образование – позиция. Важнейшим механизмом ее является ориентация на широкое социальное окружение. Для младшего школьника динамика его социально – возрастной позиции выражается в смене стремления называться и выгляеть «учеником» в потребность быть им, т.е. соответствовать всем критерниям данной роли.

        Исходя из особенностей детей младшего школьного возраст, содержание психотерапии и психокоррекции включает позитивный регресс к более ранним формам функционрования в случае, если они являются несфорнмированными или ущербными. Так дети с элективным мутизмом отличаются слабостью воображения, что затрудняет овладение сюжетно – ролевой игрой. Кроме того, симбиотическая привязанность к матери (котрая является для них и бесплатным переводчиком, и экскурсоводом по эжтзни), а так же нередко известная интеллектуальная недостаточность нарушают формирование первичного образа «Я». Таким образом, в младший школьный возраст они вступают с дефицитом тех психических функий, которые должны были сформироваться на предыдущих этапах развития. Для младшего школьника с элективным мутизмом «кризис 7 лет» фактически не пройден, а лишь находится в зоне ближайшего развития ребенка. Появление же позиции школьника представляет собой  более отдаленную перспективу.  Соответственно первым этапом психокоррекции становится позитивный регресс с созданием искусственного сензитивного периода для овладения сюжетно – ролевой игрой, игрой по правилам, формирования собственных намерений, соотнесения отдельных действий с общей структурой поведения. Для родителей детей – мутистов становление функции учителя также представляется достаиочно отдаленной целью развития. В связи с этим позитивный регресс предполагает задавание  и даже навязывание ребенку отдельных поведенческих моделей. В зоне ближайшего развития родительской позиции при этом находится моделирование у ребенка целостного поведения, включенного в систему отношений человека с мром и, прежде всего, с другими людбми.

        Ориентирующую роль в функционировании подростка начинает играть новое интегративное психологическое образование – самосознание. Самосознание подростка отражает представление о себе не глазами «абстрактного взрослого», как позиция младшего школьника, а глазами конкретных представителей окружающей социальной действительности – прежде всего, сверстников. Благодаря этому, в отличие от позиции младшего школьника, в самосознании представлена не частная функция ребенка, а его общее положение в системе социальных отношений. Оно и служит основанием, позволяющим самостоятельно и сознательно выбирать деятельность и своюфункцию в ней. Самосознание представляет собой также «инструмент» саморазвития, которое наиболее интенсивно совершается именно в подрастковом возрасте.

        Соответственно в работе с подростками позитивный регресс может заключаться в совершенствовании нормативности поведения и самопознания в процессе совместной деятельности, восполнении дефицита успешности при недостаточной уверенности в собственных силах. Несформированные к окончанию младшего школьного возраста навыки самостоятельной учебной деятельности и отсутствие позитивного отношения к процессу обучения могут потребовать соответствующих усилий по их «реконструкции». Ориентация на зону ближайшего развития (переход в юношеский возраст) может включать формальное знакомство с разными сферами жизни и различными мировоззренческими концепциями. Такое «исправление прошлого» и «овзросление настоящего» создают дополнительные возможности для оптимизации онтогенических задач «сегодняшнего дня», каковыми являются:

- построение системы социальных отношений подростка с другими людьми в процессе общения со сверстниками и общественно значимой деятельности;

- переход от позиции ученика к позиции младшего партнера во взаимодействии с родителями и другими взрослыми;

- самостоятельный и сознательный выбор деятельности и своей функцуии в ней.

         Социальный или антисоциальный характер такого выбора во многом завист от наличия альтернатив отсутствующему в современном обществе универсальному срциальному институту, обслуживающемуведущую деятельность подрастковго возраста (спортивные секции). В противном случае удовлетворение подрастковой потребности в инициации будет осуществляться стихийно, начиная от объединений спортивных или музыкальных фанатов и заканчивая уличными бандами. При этом подростковый кризис может растягиваться на весь соотвентствующий период. Более того, многие негативные проявления подрасткового кризиса могут сохраняться и на протяжении следующеговозрастного периода, в юношеском возрасте.

        В каждом конкретном случае психокоррекционная работа определяется не только возрасными характеристиками развития, но и сложившимся или складывающимся психотипом ребенка. Для каждого психотипа характерны свои типы конфликтов. Например, бурная предприимчивость в сочетании со слабостью грани между дозволенным и запретным может обусловить асоциаотное поведение при возрастании требований к дисциплине, соблюдению норм и правил, особенно в условиях учреждения с жестко – регламентированным режимом (школа – интернат, суворовское училище). Стремление казаться лучше и быть в центре внимания в сочетании с психической незрелостью в ситуации, требующей упорным трудом добиваться признания окружающих, направляет «артистизм» по невротическому или патохарактерологическому пути. Ослабление внешнего контроля и жесткой регламентации поведения направляет безвольногго и жаждущего новых впечатлений на поиск ситуации праздности, безделия, пьянства и азартных игр, характерных для ассоциальных компаний.

        Психотипические особенности развиваются и видоизменяются под влиянием межличностной ситуации развития ребенка, т.е. системы его отношений с ближайшим социальным окружением. При нарушении межличностной ситуации возникает опасность искажения нормального хода психического развития ребенка.

        Учитывая все выше сказанное психокоррекционную работу необходимо строить не в форме индивидуальных занятий с ребенком, а как систему воздействий, направленных на нормализацию и гармонизацию межличностной ситуации в целом.        Каждому возрасту соответствует определенный уровень психологической зрелости.

Успешность коррекции зависит от многих разнородных факторов: от характера имеющегося психологического синдрома; давности его возникновения; возрата ребенка; готовности к сотрудничеству родителей и педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в коррекции психического развития ребенка

Рассмотрены основные задачи коррекции развития, индикаторы неблагополучного развития, коррекционный эффект игры, основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры, игровые методы рабо...

Анкета по выявлению уровня психического развития ребенка

Эта анкета поможет выявить уровень психического развития ребенка перед поступлением в школу и в период адаптации первого класса....

Рабочая программа по коррекции психического развития учащихся 4 класса.

Программа предназначена для учащихся 4 класса, школы 7 вида. Рабочая программа расчитана на занятия с детьми 2 раза в неделю....

Материнская депривация и ее влияние на психическое развитие ребенка

Конвенция ООН о правах ребенка признает, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Без сомнений, сам...

Презентация "Диагностика психического развития ребенка третьего года жизни"

Приемы диагностики психического развития ребенка третьего года жизни...