Образование лицом к ребёнку.Дети с ОВЗ - раняя коррекция
статья на тему

Трудности отдалённых посёлков Крайнего Севера в решении проблем ранней  диагностики и коррекции детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_rannem_vmeshatelstve.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Мы разные – но равные

                Образование:  лицом к ребёнку. Дети с ОВЗ: ранняя коррекция

        Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешённых социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских  проблем способствует увеличению числа детей с Ограниченными возможностями здоровья, делая эту проблему особенно актуальной.  

        Практика последних лет показывает, что увеличивается число семей, воспитывающих детей отклоняющимся развитием с ОВЗ в домашних условиях. С усилением этой тенденции,  острее встаёт вопрос о создании эффективной квалифицированной помощи данной категории детей и семей, так как  в связи с недостаточным количеством специальных (коррекционных) учреждений именно семья является основополагающим фактором успешного развития и воспитания  детей с ограниченными возможностями здоровья.. Работа с семьёй, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями  здоровья и развития, обусловлена основными направлениями государственной,  социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, целью которой является обеспечение  социализации детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, их полноценной реабилитации, в том числе,  педагогической, психологической, социальной, для успешной их интеграции в общество.

          В настоящее время  государство признало за собой ответственность за данную категорию граждан и сделало решительный шаг  в сторону гуманизации общества.

        Права детей с ОВЗ обеспечивают международные документы : Декларация прав ребёнка, Декларация о правах инвалидах, Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. В Российской Федерации введены в действие законодательные документы : Конвенция о правах ребёнка, Закон «Об образовании», Закон «О социальной защите инвалидов в РФ», гарантирующие права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование, развитие и социальное обеспечение. В связи с созданием нормативной базы меняется статус ребёнка с отклонениями развития и здоровья, и появляются новые возможности решения их проблем.

     Современные преобразования в обществе и в образовании обуславливают поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование социально активной личности  с социально адаптивным поведением стоит на первом месте в образовательном процессе для детей с ОВЗ.  Концепция семейного воспитания ребёнка с отклонениями в развитии выделяет основную идею работы с семьёй – достижение гармоничной жизни семьи с ребёнком с отклоняющимся развитием, максимальное развитие потенциальных возможностей  ребёнка и каждого члена семьи и успешной их интеграции в общество. Поэтому родителям и детям необходима своевременная ранняя помощь в воспитании и обучении, в том числе социально-психологическая, по преодолению их отчуждённости в обществе и развитию взаимопомощи среди них.

       В дефектологической науке уже доказано значение и необходимость раннего коррекционно-педагогического воздействия   на личность ребёнка с особыми потребностями, особенно с нарушениями интеллекта. Дошкольная коррекционная педагогика ранее не ставила вопрос о раннем вмешательстве и стимуляции младенца. Но в последние годы взгляды общества  на   возможности детей с ОВЗ существенно изменились. На практике часто не менее важным наряду с лечением, а иногда и более значимым, является обучение и воспитание детей с ОВЗ на самых ранних этапах развития  как профилактика инвалидности.

       В западном обществе нет слова  «инвалид», понятия «необучаемый». Необучаемых детей нет. Вопрос в том, чему научить ребёнка, что является для него на данном этапе важным. Как,  используя  все  потенциальные возможности, помочь развитию   ребёнка. Что же тогда представляет собой  обучение ребёнка c ограниченными возможностями здоровья? Это формирование стойкой адаптации ребёнка к окружающей среде в соответствии с его   индивидуальными возможностями, и адаптация общества, социальной  среды к каждому  конкретному  ребёнку.

       В практике  работы в районе неоднократно сталкиваешься с родителями, которые не имеют представления, как заниматься с ребёнком с ОВЗ с отклоняющимся развитием, где получить консультацию, обследовать своего ребёнка. К сожалению, даже самые знающие и преданные своим детям родители не могут решить всех проблем, возникших у ребёнка с проблемами развития. Время уходит, ребёнок, не получая своевременной  коррекционно-педагогической поддержки, безвозвратно теряет свои возможности. Доказано нейропсихологами, что у  ребёнка до года имеются мощные восстановительные силы,  и ранняя стимуляция малыша позволяет скорректировать его отстающие  функции, обеспечивая тем самым дальнейший благоприятный прогноз развития.  И здесь необходима совместная деятельность  родителей и специалистов, причём различного профиля.

       Крайне важно, чтобы  в районе заработала Программа помощи детям с ОВЗ на самых ранних этапах их развития - до 3-х лет. Причин для этого много, но самой первостепенной является отдалённость посёлка, отсутствие знаний у родителей о заболевании, развитии  и  возможных путях решения  проблемы их детей, в связи с невозможностью получить квалифицированную помощь, консультацию по раннему обучению и воспитанию детей с ОВЗ. Необходимость создания Центра раннего Сопровождения детей с ОВЗ или Консультационного центра  для всех родителей очевидна. Любые  заинтересованные  Родители смогли бы получить ответы на все интересующие их вопросы: где, как, зачем и почему,  и с чего начинать раннюю коррекционно-педагогическую работу, развитие малыша.

    Разработка   комплексной  Программы раннего сопровождения детей с ОВЗ, в которой  должна работать «команда» специалистов: специалисты ЦРБ, детской консультации, специалисты по коррекционной работе общеобразовательных учреждений района, специалисты соцзащиты - позволит обеспечить родителям и детям квалифицированную помощь на ранних этапах развития ребёнка, обеспечить равные права. При этом следует поставить задачу на основе уже имеющегося опыта в области образования детей с ОВЗ в п.Тазовский, создать устойчивую, эффективно действующую систему психолого-педагогического коррекционного образования на ранних этапах развития ребёнка.

                                                                                                           Мусина Н.В.,

Главная задача – собственно найти детей, которым грозит отставание в силу различных причин: должен быть  обязательный массовый скрининг всех детей до 1года жизни

-дети биологического риска (родовые травмы, недоношенные дети)

- дети с выявленным и установленным отставанием (дети с нарушениями слуха, зрения, речи, с.Дауна….)

-дети социального риска -  матери-подростки, родители с психическими  заболеваниями, родители наркоманы,  

-депрессивные мамы это особая категория, так как ребёнок находится в  состоянии депривации, что ведёт к психоэмоциональному, речевому отставанию.

Было предложение на базе ЦРБ открыть кабинет сопровождения детей с ОВЗ, но нет количественных показателей для его функционирования. Следует Администрации района обратить внимание на данную проблему.

При этом становится задача на основе имеющегося опыта в области образования детей с ОВЗ создать устойчивую, эффективно действующую систему психолого-педагогического образования в учреждения разных типов и видов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока на тему: «ТИПЫ ЛИЦА. КОРРЕКЦИЯ ФОРМЫ ЛИЦА С ПОМОЩЬЮ ПРИЧЕСКИ».

Тематическое планировани разработанное согласно профессиональных модулей....

Взаимодействие участников коррекционного – развивающего процесса с родителями (или лицами, их заменяющими) по созданию условий для коррекции и компенсации речевой патологии.

Взаимодействие участников коррекционного – развивающего  процесса        с  родителями  (или лицами, их заменяющими) по созданию условий    ...

Методическая разработка к уроку по теме: «Почему нужно есть много овощей и фруктов», 2 «Б» класс «Особый ребёнок» (дети с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости).

Урок разработан для учеников 2 «Б» класса  «Особый ребёнок» (дети с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости)....

Сценарий конкурсно-игровой программы к Всемирному дню ребёнка "Дети на большой планете всегда должны дружить"

День защиты детей - 1 июня очень популярен, в летнее время легко найти зелёную площадку, на которой можно провести праздник для детей или конкурсную программу. 20 ноября - Всемирный день детей. Погода...

Эссе на тему: « Образование – лицо разума».

Эссе для конкурса  "Учитель года"...

Кружковая работа учителя-логопеда « Ранняя коррекция речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи».

Распространённость речевых нарушений среди дошкольников в настоящее время настолько велика, что открытие логопедических групп и логопедических пунктов в дошкольных общеобразовательных учреждениях стан...

Презентация к классному часу, посвященный Всемирному дню прав ребёнка "Дети - главное чудо на свете!"

Классный час, посвященный Всемирному дню прав ребёнка "Дети - главное чудо на свете!", 5 класс...