Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Восприятие формы, цвета и размера предметов окружающей действительности.
учебно-методический материал на тему

Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов проведено в рамках семинара для педагогов, работающих в коррекциооных школах и классах с детьми с интеллектуальными нарушениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_psihomotorike.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Восприятие формы, цвета и размера предметов окружающей действительности.  

Цели:

  • Развитие различных видов восприятия (формы, цвета, размера и др.);
  •           Развитие операции мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) через выполнение упражнений; развивать  мелкую моторику через применение  приемов рисования; корригировать пространственную  ориентировку через выполнение упражнений; развивать произвольное внимание учащихся; развивать и корригировать связную устную речь учащихся путем построения полного распространенного предложения;
  • Воспитание cамостоятельности, трудолюбия, взаимопомощи, эстетического  вкус,   навыков опрятности и аккуратности у обучающихся.

Оборудование:

  • осколочные карточки;
  • аромолампа с ароматическим маслом хвойных растений;
  •  листы картона;
  •  дидактические картинки;
  •  шаблоны геометрических фигур;
  • карточки с рисунками для сравнения;
  • поделочный материал на каждого ученика;
  • CD проигрыватель с музыкальным сопровождением к    динамической паузе;
  • инградиенты для изготовления краски (мука, соль, растительное масло, клей ПВА, гуашь).
  • салфетки влажные
  • игровое графическое задание на каждого ученика;
  • «волшебные камни»
  • канцелярские принадлежности (лист бумаги А4 в клеточку,   простой карандаш).

Ход занятия:

1. Организационный момент начала занятия

   (создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу).  

Речёвка  «Здравствуйте»

Учитель: Здравствуйте!

Дети:      Доброе утро солнцу и птицам!

Учитель: Здравствуйте!

Дети:      Доброе утро- улыбчивым лицам!

Учитель: Здравствуйте!

Дети:  И каждый становится добрым, доверчивым,

             Пусть доброе утро длится до вечера.

 Учитель: Расслабьтесь,  положите руки на колени,  ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке  появится волшебный камешек. Постарайтесь сразу ощутить, какой он: тёплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжёлый или лёгкий, гладкий или шероховатый?..
(Учитель кладёт каждому в ладонь камень и спрашивает детей об их ощущениях. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. После ответов дети открывают глаза и рассматривают свой камень.
Учитель:  «Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу вы становитесь самыми добрыми, самыми умными и всё, что вы не делаете, у вас обязательно  всё будет получаться».

        А выполнить все задания   будет помогать старичок – лесовичок, который пришел к  нам на урок .  

        Посмотрите и расскажите о нем.  (Ответы детей)

        Если мы правильно выполним задания, он расскажет нам, чем же мы будем заниматься на уроке

2. Графический диктант.

Вот первое задание.

Возьмите лист в клеточку. Слушая меня внимательно, вы должны четко выполнять мои инструкции. Работать начинаем от красной точки вверху листа.

       Три клеточки вправо,   две клеточки вниз,   две клеточки влево, десять клеточек вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна  клеточка вправо, одна клеточка вниз,  три клеточки влево, одна клеточка вниз, две клеточки влево, четырнадцать клеточек вверх, две клеточки влево, три клеточки вверх,  три клеточки вправо.

        На что похож предмет, который мы начертили?

Да, Это ключ от волшебного леса, в который нас приглашает старичок-лесовичок. В этом лесу него есть любимое дерево и нам надо узнать, какое же это дерево.  

3.Дидактическая игра «Составь и прочитай».

 Это второе задание.

Возьмите конверт № 1. В нем осколочные картинки, надо собрать их и мы узнаем любимое дерево старичка-лесовичка.

Практическая работа учащихся по составлению картин

          Какое же деревце на всех картинках?

 

Учитель:  Старичок-лесовичок на этих елочках спрятал третье задание. Посмотрите на них есть буквы. Попробуйте из них составить  слова.

 Дети составляют слова БУСЫ, ШАРЫ, ДЕД МОРОЗ, ПОДАРКИ, СНЕГ

Учитель:   Подумайте и скажите, каким одним словом их можно объединить? К какому событию относятся все эти предметы? (Новый год)
         
4. Актуализация прошлых знаний о размере, форме, цвете елочки.

Учитель:     Молодцы! Ребята, сегодня мы с Вами действительно будем говорить о празднике Новый год.     Закрепим наши знания о размере, форме и цвете   предмета, без которого не бывает Нового года.

         А как вы считаете, без чего не наступит настоящий Новый год? 

Дети: Без ёлки.

  Учитель: Возьмите из конвертов следующие листы. Что на них изображено?

Скажите, эти ели одинаковые или разные?
Чем они отличаются?

Дети: Размером, высотой.
Покажите самую высокую/низкую ель?
Покажите самую пушистую елочку. Значит по размеру елочки бывают …. разные.

А какую геометрическую фигуру напоминает елочка?

Какая получится елочка из этого треугольника?

А из этого?

А из этого?

Учитель:    по форме елочка похожа на …  треугольник.

Ароматерапия и дыхательная гимнастика по профилактике острых респираторных заболеваний.( развитие различных анализаторных систем обучающихся) – зажигается аромолампа. Предварительно выясняется, нет ли у учащихся  аллергии на хвойный аромат

Учитель:       Ребята, сделайте, пожалуйста, три глубоких вдоха.
Как вы считаете, какой аромат появился в нашей классной комнате?

Учитель:    Елочка имеет приятный аромат и даже с закрытыми глазами можно узнать, что в комнате есть елочка.

Учитель:    Вам нравятся наши елочки на картинках? А почему? Действительно, нам надо их разукрасить и нарядить.    Прежде, чем будем этим заниматься, немного отдохнем и порадуем наших гостей песенкой.

5.Физкультминутка.

Дети исполняют песенку «Доброе утро», выполняя движения.

6. Изготовление красок

Учитель:    Сегодня мы будем работать необычными красками и приготовим их сами. И кисточки нам не нужны, потому что этими необычными красками рисуют пальчиками.

Давайте определимся, какого цвета краска нам нужны.

Дети: Зеленая.

Учитель:    По моей инструкции мы начинаем готовить краску.

Всё необходимое находится у вас на столе.

Изготовление красок по инструкции вместе с учителем.

Поставьте перед собой миску, возьмите ложки.

--- Положите в миску три ложки муки

--- Добавьте одну ложку соли.

--- Вылейте растительное масло

--- Вылейте клей ПВА

--- Добавьте одну ложку зелёной краски и тщательно перемешайте.

Наша краска готова.

7.Пальчиковая гимнастика.

Учитель:    Перед началом работы подготовим к работе пальчики.

Отодвинтесь от стола слушайте сказку и выполняйте упражнения вслед за мною.

Жили-были пальчики. Ночью  они крепко спали (руки в кулачки). Наступило утро. Вышло солнышко. Пальчики проснулись (открыли ладошки), потянулись (пальцы расправить максимально и напрячь). Стали делать зарядку. Наклонились  –выпрямились (сгибаем пальцы под углом 90 ), присели – встали (согнуть пальцы к ладони – разогнуть). Встряхнулись ( встряхнуть пальцы), оглянулись ( повертеть кистью). Увидели друг друга, обрадовались и стали здороваться.

 

Учитель:    Возьмите из конвертов картон. На нем я приготовила вам шаблон елочки, которую нам надо раскрасить. Пальчиками берете краску и наносите на картон. Слой краски не должен быть очень тонким, потому что нам предстоит ещё украшать елочку. Она должна два-три дня подсохнуть и на следующем занятии мы их оформим с другой стороны, и нашими поделками украсят поселковую елку.

8. Практическая работа учащихся.    

     При работе, если понадобится, пользуйте для вытирания рук салфетками.

 9.Итог урока.

– Ребята,   чему вы сегодня научились на уроке?

Учитель:    Старичок –лесовичок очень доволен, что побывал у нас на уроке. Ему очень понравились ваши работы.

Ритуал окончания занятия «Волшебные камни»

  Учитель:    Ребята, наше занятие подошло к концу, теперь возьмите в руки камни, которые я раздала вам в начале урока, давайте обменяемся ими друг с другом и подарим своему соседу.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов

В статье освещается опыт использования  развивающих компьютерных программ  в учебной работе с учащимися школ VIIIвида по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Автором доказывается це...

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов умственно-отсталых школьников 3 класс.

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов умственно-отсталых школьников3 класс.Тема: «Времена года – весна» Задачи:1.     Продолжат...

Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 3 классе Развитие памяти

Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 3 классеРазвитие памятиЦели: учить правильно выполнять задания по инструкции, воспринятой на слух; развивать речь, мышление, моторику, в...

Использование информационных технологий на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов с обучающимися специальной (коррекционной) школы VIII вида

Обучающиеся коррекционных школ требуют особых условий для психического развития и коррекции нарушенных функций. Важным условием полного усвоения знаний обучающимися на занятиях по развитию психомотори...

Коррекционное занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 8 классе, СКОУ VIII вида

Данное занятие можно проводить со всем классом в конце учебного года....

Конспект психологического занятия по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для младших школьников с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность)

Конспект занятия по курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для младших школьников с ОВЗ по теме "Восприятие цвета"...

Коррекционное занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов во 2-ом классе на тему: «Сравнение и различение предметов по форме и цвету»

Цели:Формирование   набора    сенсорных    эталонов    плоскостных геометрических фигур.Закрепление знаний об основных геометрических фигур...