Уроки математики для детей с девиантным поведением
статья по теме

Смола Людмила Викторовна

В каждой школе учатся дети с девиантным поведением. Обучить таких детей очень сложно. Как заинтересовать детей? Как сделать процесс обучения интересным? Эти вопросы рассмотрены в статье, приведены примеры работы на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_matematiki_dlya_detey_s_deviantnym_povedeniem.docx35.96 КБ

Предварительный просмотр:

Л.В. Смола учитель математики

ГБОУ специальной школы №1

Уроки математики для детей с девиантным поведением.

«Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь»  М. Балабан

Практически в каждой школе есть дети и подростки с девиантным поведением. Эти ученики выделяются среди сверстников: их поведение не соответствует общепринятым требованиям и нормам. Таким детям характерны: повышенная тревожность, импульсивность, раздражение, вспыльчивость, конфликтность. Подростки с девиантным поведением обладают заниженной критикой к совершенному проступку и возможностью его повторения. Они агрессивны, нарушают законы и не доверяют окружающим.

Отклоняющееся поведение существенно влияет на формирование характера, который определяет всю будущую жизнь человека. Если такое поведение вовремя не остановить и не подправить, то общество получит неуравновешенного, морально незрелого, подверженного различным влияниям, без жизненных принципов и нравственного стержня, слабого, неврастенического человека. Вот почему необходима коррекция такого поведения, это жизненная необходимость, к которой нужно подходить со всей серьезностью и ответственностью.

Математика – сложный предмет, требующий хорошей памяти и внимания, умения логически мыслить. Дети с девиантным поведением гиперактивны и не могут сосредоточиться на предмете. К тому же, они имеют проблемы с письменной речью, многие с трудом читают и медленно пишут. Как же они могут решить задачу, если даже прочитать и условие для них большая проблема? Ученики понимают условие только после разъяснения учителем, они не обладают навыками решения задач из-за постоянных прогулов и нежелания учиться.

Как же работать с такими детьми, как привлечь их к процессу обучения?

  1. Поработайте над собой. Кого видит ученик, когда приходит на урок? Конечно, учителя. Образ учителя складывается из внешнего вида, голоса, запаха, манер поведения и коммуникативных способностях. Педагог всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся. А это первый шаг к успеху в работе с трудными подростками.

Профессия педагога полностью строится на общении, поэтому цвет одежды очень важен. Не стоит проводить урок в ярко красном платье. Лучше предпочесть классический костюм синего, серого, бежевого, серо-голубого и серо-зеленого цветов. В этом случае ученики не будут отвлекаться и смогут сосредоточиться на излагаемом материале.

Важной частью имиджа педагога является красноречие, общаясь с учениками, он не должен забывать и о тоне, которым он разговаривает с другими людьми. Тон должен быть спокойным и доброжелательным. От этого зависит не только эмоциональный настрой учеников, но и их работоспособность. Чем безупречнее ваш образ, тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык с учениками.

  1. Начните урок с улыбкой. Постарайтесь установить доброжелательную обстановку, положительный эмоциональный настрой на уроке. Ученики не должны бояться высказать свое мнение или выходить к доске. Хвалите учеников даже за небольшой успех, подбадривайте их добрыми словами.

Например: «Молодец, у тебя хорошо получается» или «Умничка, я тобой горжусь!»

  1. Используйте нестандартные формы проведения уроков (уроки в форме соревнования и игр, урок-экскурсия, урок-исследование, интервью, репортаж, интегрированные уроки и т.д.) Необязательно планировать полностью урок в нетрадиционной форме, можно включить лишь нестандартный элемент в урок.

Например: Расшифруй имя учительницы (повторение таблицы умножения)

В  5 ∙ 4 =

А  4 ∙ 9 =

Н  7 ∙ 4 =

Ь  4 ∙ 8 =

И  4 ∙ 4 =

М  6 ∙ 4 =

Л  2  ∙ 4 =

24

36

8

32

20

16

28

36

 

  1. Рассказывайте историю возникновения и использования математического понятия или действия;

Например: История возникновения десятичных чисел:

В 1424 году узбекский ученый ал-Коши в книге «Ключ к арифметике» описал правила действий над десятичными дробями. Ученый пользовался несколькими способами написания дроби: то он применял вертикальную черту   5/75, то чернила черного и красного цветов  575. В 1585 году Симон Стевин в своей книге «Десятая» предложил запись десятичных дробей, нумеруя цифры. В 1592 г. в записи дробей впервые появилась запятая. В англоязычных странах и сейчас вместо запятой пишут точку, например, 2,3 пишут 2.3 и читают: два точка три.

  1. Показывайте практическую значимость изучаемой темы. Ученикам для повышения мотивации к математике просто необходимо знать, где применяется изучаемая тема в жизни.

Например: Где используются десятичные дроби?

Нормальная температура тела 36,6 – десятичная дробь. В магазине, когда взвешиваем колбасу, весы показывают 0,546 кг, т.е. 546 граммов. А в чеке мы видим сумму 1084,50 руб, т.е 1084 рубля 50 копеек.

  1. Побуждайте ученика к исследовательской деятельности, создавайте с учениками проекты по математике. Проектно-исследовательская деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.

Например: проектно-исследовательская работа по теме «Дроби вокруг нас».

  1. Выслушивайте мнение ученика; в случае несогласия с его точкой зрения Вы должен тактично и предметно её оспорить. Помните, что ребенок имеет право на ошибку. Постарайтесь не ругать и не раздражаться на учеников, если они, к примеру, не понимают элементарных, на ваш взгляд, вещей. Делайте свою работу терпеливо! Контролируйте себя, старайтесь не переходить на повышенные тона в разговоре. Не употребляйте слова, которые могут обидеть ученика, снизить его самооценку. Прислушивайтесь к мнению своих учеников, научитесь договариваться с ними, идти на компромисс. В сложной ситуации поставьте себя на место ребенка, это поможет понять его и найти правильное решение.

Например: Ученик решает уравнение 5,5 – х = 2,3.

Учитель: Как найти неизвестное?

Ученик: Надо к 5,5 прибавить 2,3 и получится 7,3

Учитель: А давай сделаем проверку: подставим х = 7,3. Что получится?

Ученик: 5,5 – 7,3 = 2,3 – неверно. Ой, я ошибся. Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность. Значит, х = 3,2.

Учитель: Молодец, сам исправил свою ошибку.

  1. На каждом уроке проводить физкультминутки. Ученикам с девиантным поведением очень сложно сидеть на уроке в течение 45 минут. Необходимо снять утомление, переключиться от умственной деятельности к физической. Двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, восстанавливают силы ребенка. К тому же физкультминутки помогают поднять настроение, снимают напряжение в мышцах. Упражнения могут быть традиционны, а могут быть в стихотворной форме или даже под музыку.

Например: А теперь могу считать —

Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)

Прибавляю, отнимаю (Наклоны туловища влево-вправо.)

Математику я знаю, (Повороты туловища влево-вправо.)

И поэтому с утра

Я кричу: «Ура! Ура!» (Хлопаем в ладоши.)

 Раз! Подняться потянуться. (Дети выполняют потягивания.)

Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны.)

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.)

Пять — руками помахать. (Движения руками.)

Шесть — за парту тихо сесть.

  1. Используйте на уроке как можно больше наглядности. Составляйте таблицы, опорные карты, схемы для лучшего усвоения и запоминания материала.  Используйте  на уроках математики наглядные пособия, это приводит к облегчению понимания учебного материала. На уроках геометрии используйте макеты фигур, приобщите учеников к изготовлению этих макетов.

Например: Опорная схема по теме «Виды дробей».

  1. Учитывайте в учебном процессе индивидуальные особенности девиантного ребёнка: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т.п. Не приступайте к изучение новой темы, если ученик еще не освоил прошлую тему. Позанимайтесь с ним индивидуально на дополнительных занятиях. Составьте или подберите дифференцированные задания, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием. Это поднимет самооценку ученика.

  1. Не требуйте от ребёнка невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства; оказывайте своевременную и ненавязчивую помощь. Например, если вы видите, что ученик самостоятельно не справляется с заданием, подойдите к нему, предложите помощь, подведите его к правильному пути решения. Со временем то, что ученик делаем вместе с учителем, он сможет выполнить сам.

  1. Не ведите борьбу с ребёнком по разным незначительным поводам и пустякам. Например, опоздал ребенок на урок. Не усугубляйте ситуацию, повышая голос, не тратьте время на выяснение причин. Чем больше Вы ругаете ребенка при всем классе, тем агрессивнее он становится. В итоге в ответ на Ваши нотации ученик Вам нагрубит, а оставшуюся часть урока он будет мешать одноклассникам заниматься, или ляжет на парту и будет спать. Настроение испорченно, урок сорван. Лучше на перемене спокойно поговорите с учеником наедине, попробуйте разобраться в сложившейся ситуации. Необходимо повышать мотивацию ребят приходить вовремя, а не стремиться наказать нарушителей дисциплины. Безусловно, для начала педагог должен стать для учеников личным примером пунктуальности, рационального распределения времени, соблюдения дисциплины. 

  1. Нельзя использовать агрессивные методы воздействия воспитания и наказания, так как агрессивность – это следствие враждебности и слабости, а урок – не поле битвы.

Главное в работе с детьми девиантного поведения – это толерантное отношение к особенностям их личности. Относитесь к ученикам не как к «трудным подросткам», а как к детям, которым трудно и которым нужна Ваша помощь. Снимите с ребенка этот ярлык, побуждайте его к хорошим поступкам.  Только совместным трудом мы сможем адаптировать таких детей к жизни в обществе.

Литература:

1. Колюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя, Москва, Владос, 2004

2. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков, Москва, Академический Проект, 2005

3. Юшкевич А.П. История математики, Москва, Наука, 1970


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследования мотивации к учебной деятельности у детей с девиантным поведением. Методические рекомендации для специальных учебно-воспитательных учреждений. Методическое пособие

Заместитель директора по УВР Ефимова С.В.ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)"                 В настоящей работе рассмотре...

Особенности мотивации к учебной деятельности у детей с девиантным поведением

Заместитель директора по УВР Ефимова С.В. ГКСУВУ «СОШ № 1 (закрытого типа) Санкт-Петербург   Современная социокультурная ситуация привела к тому, что в обществе происходит интен...

Патриотическое воспитание учащихся на занятиях истории и обществознания в условиях закрытой школы для детей с девиантным поведением.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Род...

Психологические особенности детей с девиантным поведением

Документ раскрывает характеристику психологических особенностей детей с девиантным поведением...

Значение формирования устного счета на уроках математики для детей девиантного поведения

Роль устного счета на уроках математике с учетом специфики обучающихся с девиантным поведением. Данная статья будет интересна для педагогов общеобразовательных школ....