Методическая разработка логопедического занятия. Тема. Слоги. Слоговой состав слова. Знакомство с одно-, двух-, трех- и четырехсложными словами. Соотнесение со слоговой схемой.
план-конспект на тему

Кравченко Марина Александровна

 Закрепление нового материала по теме слоговой состав слова. Соотнесение со слоговой схемой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_slogi.docx33.4 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка логопедического  занятия.

Тема. Слоги. Слоговой состав слова. Знакомство с одно-, двух-, трех- и четырехсложными словами. Соотнесение со слоговой схемой.

2 класс

(логопедическое коррекционно-развивающее групповое занятие).

Сведения об авторе

Кравченко Марина Александровна

Место работы

Муниципальное образовательное учреждение гимназия №9 Дзержинского района г. Волгограда

Должность

Учитель - логопед

Квалификация

-

Стаж педагогической работы

7 лет

Сведения о программе

Министерство образования и науки Волгоградской области ГБОУ ДПО (ПК) С «Волгоградская Государственная Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования».  

Кафедра коррекционной педагогики, специальной психологии и здоровьеформирующего образования.

Программа коррекционной деятельности в общеобразовательной школе в условиях логопункта.

Коррекция письменной речи учащихся начальной школы, имеющих нарушения письма и чтения.

Данная программа обеспечивает решение задач ФГОС начального образования, в котором особое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья.

Цель программы: Корригировать, восполнять пробелы и совершенствовать умения устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления; формировать личность школьника, развивать познавательные интересы, активность, самостоятельность.

Адресат программы: Коррекционно-развивающий материал программ рассчитан на учащихся 1-4 классов массовой общеобразовательной школы, имеющих различные нарушения в развитии устной и письменной речи.

Автор-составитель: Т.Г. Юдина, методист кафедры коррекционной педагогики, специальной психологии и здоровьеформирующего образования.

2012г

Тема. Слоги. Слоговой состав слова. Знакомство с одно-, двух-, трех- и четырехсложными словами. Соотнесение со слоговой схемой.

Занятие №1

Тип занятия:

  "Закрепление нового материала по теме слоговой состав слова. Соотнесение со слоговой схемой.

Цели: Определить

1. - Определить слогообразующую роль гласных в слове.

 - Учить детей делить на слоги слова, выделяя гласные.

2. - Понять важность последовательности слогов при чтении и письме.

3. - Уметь определять порядок слогов в слове;

Задачи:

1. Образовательные:

  * знания (сформировать понятие о слогообразующей роли гласных в слове)

  * умения (научить детей правильно делить на слоги слова, выделяя гласные; учить определять порядок слогов в слове); научить составлять графические схемы слоговой структуры слов

  * общеучебные: владение основными видами ответов;

  * умение делать сравнения, доказательства, определять цель работы;

  * владеть способами контроля и взаимоконтроля, само-и взаимооценки;

  * уметь коллективно работать.

. Воспитательная задача.

    Воспитывать:

   * усидчивость;

   * сдержанность;

   * дисциплинированность;

   * организованность;

   * уважение к коллективу.  

3. Развивающая задача:

   * развитие речи, мышления, зрительного восприятия и зрительной памяти;

   * развивать орфографическую зоркость и фонематический слух;

 * закреплять навыки умственных действий (выполнять операции анализа, синтеза, способность наблюдать, делать выводы);

   * развивать мелкую моторику рук;

   * формировать умение составлять развернутое учебное высказывание.

Оборудование к занятию:

* нетбуки по количеству детей

* рабочие тетради

* ручки

* карточки на печатной основе

* мяч

* компьютерная игра "Собери слово из слогов"

* дидактическая игра "Касса слогов на магнитах"


План занятия

Этап занятия

Методы и приемы

Время (мин)

1

Орг. момент. Постановка цели, мотивация учебной деятельности.

а) Методы передачи информации с помощью практической деятельности. Методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации.

б) Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации.

в) Методы передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического её восприятия.

г) Эмоциональные.

д) Познавательные.

е) Волевые.

ж) Социальные.

а) Беседа

б) Экспериментальная задача

    Наблюдение

в) Практические упражнения

Компьютерная игра

г) Поощрения

    Создание ситуации успеха

д) Создание проблемной ситуации

е) Предъявление учащимся требований

 Информация об обязательных результатах обучения

ж) Создание ситуации взаимопомощи

2

5

3

2

II. Формирование понятий о слоговом составе слова.

3

Физминутка.

3

5

Работа по карточкам

a) Письменные

б) Самоконтроль

в) Устные

г) Методы передачи информации с помощью практической деятельности.

д) Методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации.

е) Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации.

а) Индивидуальный опрос

Фронтальный вопрос

«Тихий опрос»

б) Самостоятельная работа

Тест

в) Самоконтроль по образцу

Форма организации занятия -разновозрастная

10

15

6

Развитие графических навыков.

7

Закрепление пойденного материала

8

Подведение итогов занятия.


Ход занятия

I. Орг. момент. Постановка цели, мотивация учебной деятельности.

Цель: правильно разделить слова на слоги.

Задача: определить тему занятия. Актуализировать информациюо том, из чего состоит наша речь, предложение, слово и слог.

Сядет тот, чье имя состоит из двух слогов, трех, четырех.

“Дети, что мы с вами только что делали? Как вы думаете, какая будет тема у нашего сегодняшнего занятия? Правильно, мы сегодня поговорим о слогах, делении слов на слоги.

Логопед предлагает вспомнить, что наша речь состоит из предложений, предложения - из слов, слова - из слогов, а слоги - из звуков”.

II. Формирование понятий о слоговом составе слова.

Задание 1. Игра "Телеграф".

Цель: объяснить, какие есть способы деления слов на слоги. Вспомнить правило - "сколько в слове гласных, столько и слогов".

Задача: фoрмировать навыки слогового анализа.

Логопед предлагает детям назвать картинки и разделить эти слова на слоги. Произнести слова по слогам, выделяя голосом гласные – из односложных слов, из двусложных, из трехсложных. Отхлопать количество слогов. Ответить на вопрос: “Ребята, какими способами можно поделить слово на слоги?” (можно приставить руку к подбородку и посчитать количество толчков или проскандировать и хлопать в ладоши, но самый надежный способ - сосчитать количество гласных в слове).

Логопед вместе с учениками делает вывод: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».

Перечень картинок: мох, сом, суп, шляпа,  вата, усы, малина.

Задание 2. Графическое изображение слогов.

Цель: объяснить принцип составления графической схемы слоговой структуры слов. Вспомнить правило - "сколько в слове гласных, столько и слогов".

Задача: научить составлять графические схемы слоговой структуры слов.

Логопед: «Ребята, поставьте вопрос к слову лев. (Кто это? – лев). Слово «лев» обозначает предмет, графически изображаем его одной чертой. (Логопед показывает на доске, учащиеся – в тетрадях). Сколько гласных в слове? (Одна), значит в слове один слог: ___, какая гласная в слове? (е), значит графическая схема слова лев:   е    ».

Аналогично изображаются другие слова графически. Если в слове два гласных, значит в слове два слога, две части, если три гласных – три слога.

Логопед предлагает изобразить слова графически, надписать над каждым слогом соответствующую гласную. (Учащиеся по одному выходят к доске и выполняют задание, остальные – в тетрадях).

Перечень слов: муха -  у   а, рубашка -  у   а   а, пузыри -  у   ы   и, торт -   о  ,

музыка -  у   ы   а, карп -   а  , попугай -  о   у   а, муравей -  у   а   е.

Задание 3. Авторская компьютерная игра "Составь слово из слогов".

Цель: составить слова из слогов.

Задача: научиться правильно определять последовательность слогов с слове.

На доске записаны слоги. Ученики работают каждый за своим нетбуком. Логопед предлагает учащимся из слогов составить слова.

III. Физминутка.

1. Упражнения на перекрестную ориентировку:

 - возьмитесь правой рукой за левое ухо, а левую руку поставьте на пояс;

 - правую руку – на голову, а левую – за голову;

 - левой рукой покажите правый локоть, а кисть правой руки положите на левое плечо.

2. Гимнастика для глаз.

Закрыли глаза, открыли, посмотрели  вправо, влево, вверх, вниз.

Чтение за указкой.

мо

зо

ры

у

ро

сы

но

за

зы

Выразительно читаем.

3. Игра с мячом.

Перекидывая мяч друг другу, учащимся необходимо превратить односложные слова в двусложные, двусложные – в трехсложные. Например: шар – шары – шарики.

Перечень слов: дом, год, кот, слон, нос, сад, лось, сом, тигр, мышь, еж.

VI. Работа по карточкам. (каждый ученик получает карточку)

        Цель: прочитать текст по слогам, найти ошибки.

Задача: списать текст без ошибок.

Задание 1. Прочитайте текст по слогам. Найдите ошибки. Спишите текст правильно.

Лтом волк хдит сытый. А зимой ему глодно. Птиц улетя. Зври спрячутс. Змой глодные влки по лес рыщут, ищт добчу.

Задание 1. Прочитайте текст по слогам. Найдите ошибки. Спишите текст правильно.

Лтом волк хдит сытый. А зимой ему глодно. Птиц улетя. Зври спрячутс. Змой глодные влки по лес рыщут, ищт добчу.

  1. Развитие графических навыков.

Цель: развивать зрительный гнозис, ориентировку в пространстве и на листе бумаги.

Задача: нарисовать по клеточкам фигуру зайчика, следуя инструкции логопеда.

VI. Закрепление пройденного материала.

Дидактическая игра "Что на картинке?"

Цель: закрепить умение определять правильный порядок слогов в слове.

Задача: вытянуть карточку с картинкой, определить, что на ней изображено и составить слово-ответ. Если все сделано правильно, игрок забирает карточку с картинкой себе, а карточки со слогами возвращает на место. Затем второй участник составляет слово к новой картинке. Выигрывает тот, кто наберет больше карточек с картинками.

VII. Подведение итогов занятия.

Чему вы сегодня научились? Что узнали нового? Какие задания, предложенные на занятии, вызвали трудности?

Учебники и дополнительная литература

  1. З.Е. Агранович “Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей”, Санкт-Петербург, “Детство-Пресс”, 2001.
  2.  С.Е. Большакова  Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей, ТЦ"Сфера", Москва, 2007.
  3. В.Т. Голубь “Графические диктанты”, Москва, “Вако”, 2010.
  4. Л.Н. Ефименкова “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”, Москва “ВЛАДОС”, 2003.
  5. Л.Н. Ефименкова, И.Н.Садовникова "Исправление и предупреждение дисграфии у детей”, Москва, “Просвещение” 1972.
  6. Р.И.Лалаева  «Логопедическая работа в коррекционных классах», Москва, “ВЛАДОС”, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме:"Лексическое значение слова"

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Лексика. Лексическое значение слова", 6 класс...

Методические разработки по теме "Многозначность слов"

Материал содержит конспект логопедического занятия для учащихся 3его класса с логопедическим диагнозом ОНР на тему "Многозначность слов", а также презентацию к занятию по данной теме...

Слоговой состав слова: трехсложные слова

Развитие навыков звукового, слогового анализа и синтеза слов....

конспект логопедического занятия по коррекции письменной речи, коррекции слоговой структуры слова. для учащихся 4 класса с ОВЗ."Слоги. Слова. Профессии".

Материал включает презентацию, подробный конспект занятия, приложение - наглядный материал. Предназначен для учащихся 4 класса с ИН лёгкой степени. Материал может быть использован для занятий с учащим...

Методическая разработка по логопедии "Анализ и синтез слов разной слоговой структуры"

В данной методической разработке редставлен конспект занятия по логопедии для учеников начальной школы на тему "Анализ и синтез слов разной слоговой структуры" с элементами песочной терапии....

Методическая разработка на тему: «Физкультминутки на занятиях с дошкольниками как одна из форм работы по здоровье сберегающим технологиям».

Приоритетным направлением в дошкольном воспитании, является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни....