Методическая разработка по логопедии "Анализ и синтез слов разной слоговой структуры"
план-конспект

Зенина Наталья Васильевна

В данной методической разработке редставлен конспект занятия по логопедии для учеников начальной школы на тему "Анализ и синтез слов разной слоговой структуры" с элементами песочной терапии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

На тему:

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВ РАЗНОЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ

 (С ЭЛЕМЕНТАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ)

Учитель: Зенина Наталья Васильевна

ТЕМА: Слова с противоположным значением (с элементами песочной терапии).

ЦЕЛЬ: Закрепление знаний о словах с противоположным значением.

ЗАДАЧИ:

                 Образовательные:  

  1. Усвоение и дифференциация понятий звук-буква, гласный-согласный, слог, слово, предложение.
  2. Закрепление знаний о слогообразующей роли гласных.
  3. Выработка навыка послогового проговаривания при письме.
  4. Обогащение словарного запаса, путём введения «зимних» слов.
  5. Развитие фразовой речи при ответах на вопросы и составлении предложений.

                Коррекционные:  

          1. Развитие фонематических процессов.

  1. Развитие языкового анализа и синтеза.
  2. Развитие зрительного гнозиса.
  3. Развитие зрительного и слухового восприятия.
  4. Развитие артикуляторной и мелкой ручной моторики.

Воспитательные:

  1. Воспитание умения работать в коллективе.
  2. Формирование навыков общения и партнёрства.
  3. Воспитание навыка самоконтроля.
  4. Развитие познавательной активности.
  5. Воспитание эмоциональности, подражательности.
  6. Формирование мотивации к овладению навыком письма.

                  Оборудование: Сюжетная картина «Зимний лес», изображение Снеговиков, плакат-схема -одного, -двух и    трёхсложных слов, индивидуальные наборы букв, схемы-кружочки звуков, условные обозначения гласных, плакат с парными гласными, индивидуальные задания на карточках, предметные картинки с изображением животных, карандаши, ручки, тетрадь, аудиозапись, магнитофон, песочница.

Этап занятия

Деятельность логопеда

Деятельность учеников

Оформление доски

I.Организационный момент.

II.Сообщение темы занятия.

III. Основная часть.

IV.Песочной терапия.

V. Физминутка.

 

 

VI.Подведение итогов занятия.

-Здравствуйте, ребята.

-Чтобы настроиться на урок, давайте повторим хором:

Звуки чётко произносим,

Слушаем внимательно.

Буквы правильно читаем,

Пишем их старательно.

-Садитесь на места.

-Скажите, какое сейчас время года? Почему вы так решили? А что мы зимой делаем из снега?

-К нам в гости пришёл снеговик. Он очень плохо умеет писать. А как вы думаете, чтобы правильно писать, что нужно уметь?

-Правильно, вот и сегодня мы будем учить снеговика и учиться сами писать слова из одного, двух, трёх слогов, проговаривая эти слова по слогам и чётко произнося звуки.

-Продолжите за мной предложения:

Громко собаки рычали…

Тихо мухи жужжали…

Змеи в лесу шипели…

А как комары звенели…?

-Что вы произносили?

-Какие это звуки?

-Как звуки обозначаются на письме?

-Покажите буквы тех звуков, которые вы сейчас произнесли.

-Догадайтесь, какой звук я хочу произнести? (использует немую артикуляция).

-Какие это звуки?

-Почему вы думаете, что они гласные? Чем они отличаются от согласных?

-Давайте теперь споём песенку снеговика. Следите за положением губ.

http://festival.1september.ru/articles/553426/img1.gif

-Ребята, скажите, где живут буквы, которые обозначают гласные звуки?

-Назовите парами жильцов красного домика. Построим свои домики из пальчиков обеих рук.

http://festival.1september.ru/articles/553426/img4.gif

-Ребята снеговик нарисовал нам картину, но мы узнаем её название, если правильно назовём:

  • Первый звук и букву в названии животного (картинка с изображением лисы),
  • Второй звук и букву в названии животного (картинка с изображением белки),
  • Первый звук и букву в названии животного (картинка с изображением собаки).

-Прочитайте получившееся слово.

-Составьте это слово схемами-кружочками.

-Посмотрите на картину, какое время года там изображено?

-Составьте это слово схемами-кружочками.

-Так как же называется наша картина?

-Верно. Давайте разберём название нашей картины.

-Сколько гласных в слове ЛЕС, сколько слогов?

-Сколько гласных в слове ЗИМА, сколько слогов?

-Давайте повторим правило: Сколько в слове гласных, столько и слогов.

-Давайте поможем снеговику раздать «зимние» слова из 1, 2, 3 слогов по картинке «Зимние забавы» его друзьям снеговикам: «Односложке», «Двусложке» и «Трёхсложке».

-Молодцы, всё правильно сделали, теперь запишите эти слова к себе  в тетрадочку в три колонки, обозначьте гласные и разделите слова на слоги.

-Давайте вместе с нашим снеговиком немного отдохнём. Повторяйте за мной:

Тихо, тихо снег идёт,

Снежинки падают на лёд.

Снежинка- раз,

Снежинка- два,

 Снежинки медленно сперва.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Лепим, лепим снежный ком.

-Ребята, посмотрите, пошёл снег и на слова упали снежинки и закрыли слоги. Догадайтесь, какой слог спрятался под снежинкой, и запишите его. http://festival.1september.ru/articles/553426/img5.gif

-Что вы записали?

-Что теперь можно прочитать?

-Сколько слогов в слове снежинки? Сколько в слове лыжи? В слове лопата? санки? В слове снеговик?

-Молодцы, всё правильно, помогли снеговику расшифровать слова.

-Посмотрите, у меня на доске картинки. Кто на них изображён?

-Перед вами схемы слов, которые изображены на картинках, возьмите схему и прикрепите её к той картинке, к которой она подходит.

http://festival.1september.ru/articles/553426/img6.gif

-В каком из этих слов меньше всего слогов?

-В каком слове больше всего слогов?

-Как вы думаете, какое слово здесь лишнее?

-Почему?

-Всё верно.Молодцы.

-Снеговик, попросил на память оставить ему рассказ о зиме, посмотрите на каринку «Зимний лес» и попробуйте по опорным словам составить рассказ. Сколько всего слов? Значит сколько будет предложений?

-Замечательный рассказ составили. Запишите в тетрадь первое и последнее предложение.

Под гласными в словах этих предложений «зажгите фонарики».

-Вспомните чем мы с вами сегодня занимались на занятии? Чему учили снеговика и себя? Что понравилось больше всего?

Повторяют хором.

Садятся на места.

-Сейчас зима. На улице холодно, снег.

-Играем в снежки, лепим снеговика.

-Правильно писать.

-Чётко произносить звуки.

-Проговаривать слова по слогам.

…Р-Р-Р.

…Ж-Ж-Ж.

…Ш-Ш-Ш.

…З-З-З.

-Произнесли звуки.

-Это согласные звуки.

-Звуки обозначаются буквами.

(Показывают буквы.)

Следя за губами логопеда, называют звуки:

 А, У, И, Ы, О.

-Это гласные звуки.

-Их можно пропеть, ни что не мешает их петь.

Поют гласные.

-Гласные живут в красном домике.

Совместно с логопедом выполняют пальчиковую гимнастику «Соседи здороваются» с произнесением гласных звуков.

Называют звуки и показывают буквы:

-Л.

-Е.

-С.

-ЛЕС.

Составляют слово лес из кружочков разного цвета.

-Изображена зима.

Составляют слово зима из кружочков разного цвета.

-Зимний лес.

-Одна гласная, один слог.

-Две гласные, два слога.

Повторяют вместе с логопедом правило.

 Выходят по одному к песочнице и кладут  карточки со словами к соответствующему снеговику.

Выполняют задание.

Выполняют движения вместе со словами:

(Шевелятся пальцы вытянутых вперёд рук)

(плавно двигаются вверх-вниз кисти рук)

(одним пальцем каждой руки касаются поверхности стола)

(вторым пальцем касаются стола)

(всеми пальцами «бегают» по столу)

(ладонями имитируют лепку снежка)

Определяют, что за слог и записывают его.

(Снежинки, лыжи, лопата, санки, снеговик)

-Записали слоги.

-Можно прочитать слова.

(Называют сколько слогов в каждом слове).

-Животные.

Берут схемы и по очереди прикрепляют их на фланелеграф к соответствующей картинке.

-В слове волк.

-В слове собака.

-Лишнее слово собака.

-Потому, что собака это домашнее животное, а все остальные дикие и живут в лесу.

-Всего четыре слова.

-Четыре предложения.

Устно составляют предложения.

Пришла зима.

Падают снежинки.

Снег покрыл землю.

Дети лепят снеговика.

Записывают первое и последнее предложение.

Ставят красные точки под гласными. 

Пришла зима.

Дети лепят снеговика.

Отвечают на вопросы.

На фланелеграфе изображение снеговика.

На доске плакат-схема -одного, -двух и          -трёхсложных слов.

У каждого из детей набор букв.

На доске таблица с гласными и согласными.

Вывешиваются условные обозначения каждой гласной.

На доске гласные парами:

А - Я

О - Ё

У - Ю

И - Ы

Э – Е

На доске изображения животных(лиса, белка, собака).

Схема слова лес на наборном полотне.

На доске сюжетная картина с изображением «Зимнего леса».

Схема слова зима на наборном полотне.

На доске правило.

Карточки со словами: снег, снежок, снежинки, шарф, лыжи, снеговик, ком, санки, лопата.

В песочнице три снеговика, обозначающих 1, 2, 3 слога соответственно.

Звучит спокойная музыка.

На доске слова со спрятанными под снежинками слогами.

На фланелеграфе изображение животных. У детей раздаточный материал – схемы слов.

На доске сюжетная картина «Зимний лес» и опорные слова: зима, снежинки, снег, снеговик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление произношения звука [Л] в словах с разной слоговой структурой

Тема: Закрепление произношения звука [Л] в словах с разной слоговой структурой.Цель занятия: Автоматизация звукопроизношения звука [Л] в словах с различной слоговой структурой.Задачи:  Коррекцион...

Методическая разработка воспитательного мероприятия. Диспут: «Все люди разные? Или все люди одинаковые?»

Актуализация. Современные подростки, вместо чтения книг, предпочитают играть в компьютерные игры, вместо посещения театра – смотрят бои без правил; приключенческие фильмы вытеснены боевиками; они покл...

Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия «Математика бывает разная!»

Цели:повышение интереса к изучению школьного курса математики,создание условий для развития способностей, заложенных в каждом, помощь ученику осознать себя всесторонне развивающейся личностью, пр...

методические разработки по развитию речи в классах со сложной структурой дефекта

    Уроки развития речи являются наиважнейшими для слабослышащих вспомогательных классов. Почти полное отсутствие речи, неподготовленность к обучению, низкий уровень умственного разви...

Методическая разработка открытого урока по теме: "Публичное выступление. Его структура и языковые особенности" 6 класс

Этот урок в 6 классе является частью методической разработки, посвященной обучению основным навыкам публичного выступления в 6-8 классах....

Анализ и синтез слов разной слоговой структуры

конспект занятия по теме " Анализ и синтез слов разной слоговой структуры"...