Закрепление произношения звука [Л] в словах с разной слоговой структурой
план-конспект урока по теме

Таран Юлия Владимировна

Тема: Закрепление произношения звука [Л] в словах с разной слоговой структурой.

Цель занятия: Автоматизация звукопроизношения звука [Л] в словах с различной слоговой структурой.

Задачи:  Коррекционно-образовательные: Развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания. Закрепление правильного произношения звука [Л] – изолировано, в слогах, в словах с различной слоговой структурой. Закрепление умения определять наличие звука [Л] в словах, определять его местоположение в слове (начало, середина, конец). Закрепление умения давать характеристику звуку: согласный, твёрдый. Знакомство с буквой «Л», повторение гласных первого ряда, закрепление умения читать закрытые слоги с буквой «Л»  и развитие звуко-буквенного синтеза при чтении открытых слогов с использованием буквы «Л», коротких слов с известными буквами. Развитие логического мышления, слухо-речевого внимания, вербальной памяти и фонематического слуха.

               Воспитательные: воспитание упорства в достижении поставленной цели, повышение познавательного интереса и познавательной активности, развитие умения работать в коллективе, поддерживать и помогать друг другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l-avtomatizaciya.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ детский сад № 994

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия

с детьми подготовительной к школе группы детского сада № 994

на тему: «Закрепление произношения звука [Л] в словах с разной слоговой структурой».

Учитель-логопед

Таран Ю.В.

Москва, 2012 г.

Тема: Закрепление произношения звука [Л] в словах с разной слоговой структурой.

Цель занятия: Автоматизация звукопроизношения звука [Л] в словах с различной слоговой структурой.

Задачи:  Коррекционно-образовательные: Развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания. Закрепление правильного произношения звука [Л] – изолировано, в слогах, в словах с различной слоговой структурой. Закрепление умения определять наличие звука [Л] в словах, определять его местоположение в слове (начало, середина, конец). Закрепление умения давать характеристику звуку: согласный, твёрдый. Знакомство с буквой «Л», повторение гласных первого ряда, закрепление умения читать закрытые слоги с буквой «Л»  и развитие звуко-буквенного синтеза при чтении открытых слогов с использованием буквы «Л», коротких слов с известными буквами. Развитие логического мышления, слухо-речевого внимания, вербальной памяти и фонематического слуха.

               Воспитательные: воспитание упорства в достижении поставленной цели, повышение познавательного интереса и познавательной активности, развитие умения работать в коллективе, поддерживать и помогать друг другу.

Оборудование:

  1. Разборная модель самолёта из бумаги.
  2. Игрушка – самолётик и «лабиринт» для отработки изолированного произнесения звука.
  3. Схемы для определения позиции звука в слове и самолётики для обозначения звука «Л».
  4. «Хитрые» облака с картинками для называния слов со звуком «Л».
  5. Мнемо-таблица с картинками со звуком [Л].
  6. Облака с гласными буквами А, О, У, Ы, Э и самолётик для синтеза слогов.
  7. Дорожки для чтения слогов и коротких слов детьми.
  8. Подарки для детей.

        

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Дети и логопед проходят в центр класса, становятся полукругом. Логопед предлагает детям отправиться в путешествие.

Л: На чем люди путешествуют? (ответы детей) А вот на чём мы сегодня отправимся в путешествие, вы сейчас узнаете сами, собрав модель, которая лежит на столе.

Дети собирают дружно модель самолёта и дают ответ.

  1. Артикуляционная гимнастика:

Дети вслед за логопедом повторяют серию движений артикуляционной гимнастики.

Логопед: Итак, мы сегодня будем пилотами и полетим на самолёте. Для того чтобы нам удачно долететь, мы должны постараться, а помогут нам с вами наши язычки. Давайте сделаем зарядку для них. Ветер на улице дует сссс (заборчик) и фууу (дудочка) – чередование 2-3 раза. А теперь, покажем какие крылья у самолёта: левое и правое (часики) – чередование 2-3 раза. Давайте покажем, как самолет умеет летать: высоко-высоко (иголочка с медленным подъёмом языка вверх – к кончику носа) – повторение 3-4 раза и  заходить на посадку (тянем язык к подбородку) – повторение 3-4 раза. А ещё наш самолёт может лететь по кругу (упражнение «чистим зубки») – повторение в течение 10 сек. Хорошо. Давайте покрасим наш самолёт, приведём его в порядок перед полётом (упражнение «маляр») – повторяем 4-5 раз. И готовим самолёты к взлёту (упражнение «катушка за верхними зубами»). Готовы? Гудим (ыыыыЛ).

Отработка правильного изолированного произнесения звука [Л]:

Логопед предлагает детям «полетать» по лабиринту на самолёте, а после этого даёт первому ребёнку самолёт и просит передать его следующему, назвая звук самолёта [Л]. Дети передают самолёт, называя друг за другом: Л-Л-Л… сначала в одну сторону, потом – в другую.

3. Закрепление различения на слух и произношения звука [Л] в слогах (открытых, закрытых и со стечением согласных):

Логопед предлагает детям повернуться к нему спиной. 

Л: Сядет тот из вас, кто правильно пропоёт все песенки самолётика вслед за мной.

Повторение цепочек слогов типа: ла-ла-ла, оло-оло-оло, пла-плу-плы и т.п.

Характеристика звука [Л]:

После того, как дети сядут на свои места, логопед предлагает им вспомнить характеристики звука [Л].

Л: Ребята, послушайте, звук [Л] можно петь?

Д: Нет.

Л: Значит… этот звук, какой?

Д: Согласный.

Л: Согласные звуки мы обозначаем какими цветами?

Д: синим и зелёным.

Л: Звук [Л] – твёрдый или мягкий?

Д: Твёрдый.

Л: Значит обозначим его – синим цветом.

Логопед вывешивает на доску синюю карточку, обозначающую согласный звук.

4. Проговаривание слов со звуком и определение местоположения звука [Л] в словах:

Логопед предлагает детям вспомнить, где в слове может находиться звук [Л]. Дети вспоминают и показывают на своих индивидуальных схемах местоположение данного звука в слове при помощи самолётиков.

После того, как дети вспомнят, где может звук [Л] находиться в слове, логопед вместе с детьми называет три картинки, весящие на доске на облачках: Лодка-Палатка-Стул и определяют местоположение звука [Л] в данных словах, «перелетая» самолётиками из окошка в окошко схемы.

Л: У каждого из вас на столе лежит облачко, но оно необычное, а «хитрое» в нем прячется какое-то слово, чтобы его угадать, нужно сильно и плавно подуть.

Дети берут «хитрые» облачка, дуют на них и называют слова со звуком [Л]. После этого логопед предлагает определить местоположение звука [Л] в каждом из этих слов и отметить нужное место в индивидуальной схеме слова самолётиком.

Проверка правильности выполнения данного задания совместно с другими детьми.

5. Называние слов с различной слоговой структурой со звуком [Л]. Работа с мнемо-таблицей:

Л: ребята, посмотрите на доску. Какие картинки мы видим из окна самолёта?

Логопед поочерёдно открывает «окошки» мнемо-таблицы, дети хором называют слова, выделяя при этом звук [Л].

Л: А теперь давайте поиграем в угадалки: я загадаю вам слово, а вы попробуете его отгадать.

Логопед произносит ряд рифмовок: Апа-апа-апа, у собаки мохнатая … (лапа), Ыжи-Ыжи-Ыжи, стоят в прихожей … (лыжи) и т.п. Дети угадывают и хором называют слова, логопед закрывает картинки облачками. После того, как все картинки будут закрыты, логопед предлагает детям вспомнить все слова. Дети вспоминают и, выходя к доске, открывают нужную картинку.

6. Знакомство с буквой «Л», синтез открытых слогов с буквой «Л»:

Л: Итак, звук летящего самолёта напоминает звук [Л]. Звуки мы с вами слышим и произносим, а чтобы написать этот звук, нам слишком долго рисовать самолёт.  Для того, чтобы обозначить этот звук на письме люди придумали букву «Эл». Вот она.

Логопед вывешивает на доску под обозначением твёрдого согласного звука букву «Л» и называет её звуком [Л] вместе с детьми. Затем на доску вывешиваются облачка с гласными А, О, У, Ы, Э и самолёт, с написанной на нём буквой «Л».

Л: По небу самолёт плывёт букву «Л» на себе ведёт, подлетает к букве «А», называем дружно… (Ла), подлетает к букве О, называем дружно… (Ло) и так далее 2-3 раза, пока дети не начнут синтезировать слоги самостоятельно.

7. Чтение «дорожки» из открытых и закрытых слогов и коротких слов с буквой «Л»:

Логопед предлагает детям «пролететь» самолётиком по облачкам,  на которых написаны слоги и короткие слова с буквой «Л». Дети передвигают самолётики и читают слоги и слова по цепочке.

Л: Молодцы! Видите, самолёт помог нам не только правильно произносить звук [Л], он помог нам продолжить учиться читать слоги и слова. Давайте поблагодарим его за это. Встаньте за своими стульчиками. Давайте расскажем стишок про самолёт.

8. Речь с движением «Я построю самолёт».
Я построю самолёт,
Шлем надену, и в полёт.
Сквозь волнистые туманы,
Полечу в другие страны,
Над морями  и лесами,
Над горами и полями,
Облечу весь шар земной,
А потом вернусь домой.

                                    В. Шишков

10. Подведение итогов:

Логопед: Ну вот, мы и научились произносить звук [Л] и читать букву «Л». А за то, что вы так хорошо занимались сегодня самолёт привёз вам подарки, которые лежат в этом мешочке, достаньте их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление произношения звука [Р] на материале лексической темы «Птицы (зимующие и перелетные)».

Тема: Закрепление произношения звука [Р]  на материале лексической темы «Птицы (зимующие и перелетные)».Цель занятия: Автоматизация звука [Р] в спонтанной речи.Задачи:  Коррекционно-образова...

«Закрепление произношения звуков Р-Л в слогах и словах».

Тема: «Закрепление произношения звуков  Р-Л в слогах и словах».Цель: Закрепить правильное произношение звуков Р-Л в слогах и словах. Основные задачи:Образовательные;·...

Анализ и синтез слов разной слоговой структуры

конспект занятия по теме " Анализ и синтез слов разной слоговой структуры"...

Конспект занятия "Закрепление произношения звука С в слогах и словах"

С помощью развивающих упражнений у воспитанников закрепляется произношение звука С...

Методическая разработка по логопедии "Анализ и синтез слов разной слоговой структуры"

В данной методической разработке редставлен конспект занятия по логопедии для учеников начальной школы на тему "Анализ и синтез слов разной слоговой структуры" с элементами песочной терапии....

Слоговая структура. Игры со словами. Первый тип слоговой структуры

Дорогие коллеги и родители! Это пособие разработано для детей с задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи, моторной алалией, его можно применять при работе с детьми с РАС. Пособие представ...