Главные вкладки

    Методическая разработка воспитательного мероприятия. Диспут: «Все люди разные? Или все люди одинаковые?»
    методическая разработка (9 класс) по теме

    Патысьева Светлана Леонидовна

    Актуализация. Современные подростки, вместо чтения книг, предпочитают играть в компьютерные игры, вместо посещения театра – смотрят бои без правил; приключенческие фильмы вытеснены боевиками; они поклоняются лишь своим кумирам, проводят время на тусовках. Это их свобода выбора. Обязательным осталось только посещение школы, где процесс образования идёт на фоне воспитания; где сходятся дети разных национальностей, разных статусов и взглядов. Именно в школе нужна терпимость в отношении друг к другу, невзирая на социальное положение, разные точки зрения, ко всему, что может вызвать агрессию. Поэтому толерантности нужно учить наравне со счётом и письмом, учить принимать других такими, какие они есть, учить терпимо относиться к самобытности, умно разрешать конфликты.

             Таким образом, умения жить в мире с собой и другими – актуальная проблема современных школьников. Представленный диспут внесёт свою лепту в решение задачи воспитания толерантности в современной общеобразовательной школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл disput.docx29.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий»

    Государственное казенное образовательное учреждение

    общеобразовательная школа-интернат  «Куртамышская кадетская школа-

    интернат»

    Методическая разработка воспитательного мероприятия.

    Диспут: «Все люди разные? Или все люди одинаковые?»

    Возраст: 14-15 лет.

                                                                    Автор: Патысьева Светлана Леонидовна

    Воспитатель, 1 категория.

    Консультанты: Кеппер Н.Н. ст. п. каф. П и ПО ИРОСТ

    Фролова З.Г. методист КМ

    Дементьева Л.А. ст. п. каф. П и ПО ИРОСТ

    г.Курган 2012

    Актуализация. Современные подростки, вместо чтения книг, предпочитают играть в компьютерные игры, вместо посещения театра – смотрят бои без правил; приключенческие фильмы вытеснены боевиками; они поклоняются лишь своим кумирам, проводят время на тусовках. Это их свобода выбора. Обязательным осталось только посещение школы, где процесс образования идёт на фоне воспитания; где сходятся дети разных национальностей, разных статусов и взглядов. Именно в школе нужна терпимость в отношении друг к другу, невзирая на социальное положение, разные точки зрения, ко всему, что может вызвать агрессию. Поэтому толерантности нужно учить наравне со счётом и письмом, учить принимать других такими, какие они есть, учить терпимо относиться к самобытности, умно разрешать конфликты.

            Таким образом, умения жить в мире с собой и другими – актуальная проблема современных школьников. Представленный диспут внесёт свою лепту в решение задачи воспитания толерантности в современной общеобразовательной школе.

    Цель: Создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).

    Задачи:-Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации.

    -Учить отстаивать собственную точку зрения.

    -Развивать навыки социального поведения

    Планируемый результат: создание благоприятного микроклимата в коллективе.

    Форма: групповая.

    Методы: словесный, дискуссия, убеждение, обсуждение, упражнения-тренинги, творческое задание.

    Средства: листы бумаги(одинаковые), фломастеры, грецкие орехи, мультимедиа, презентация, фильм «цветотерапия»

    Предварительная подготовка:

    - проводится диагностика толерантности,

     «диагностика самооценки подростков»;

    «оценка привлекательности группы» ;

    «анкета психофизиологического комфорта», результаты обрабатываются.

    - за несколько дней до мероприятия воспитанникам сообщается тема. Даётся задание: подумать над вопросом: «Все люди разные? Или все люди одинаковые?», подготовить аргументированный ответ.

    - столы расставляются так, чтобы образовалось две группы напротив друг друга.

    Время: 45-50 мин.

    Содержание мероприятия.

     Воспитанники рассаживаются за столы произвольно.

    Организационный момент.  Слово воспитателя.

    Слайд 1(название диспута)

    -«Все люди разные», - в очередной раз услышала я и крепко задумалась. Что и для кого значит эта фраза? На первый взгляд  эти слова всего лишь констатация простого факта, означающего уникальность каждого человека, его неповтори мость и значимость.

    Существует два очень распространенных заблуждения. 
    1.Все люди разные, нет двух одинаковых людей.  Один вырос в очень интеллигентной семье, другой в семье рабочего, крестьянина. Какие же они одинаковые? Этот католик, тот – мусульманин. Этот китаец, тот – русский… и т.д. Т.е., все люди разные, так мы считаем. На самом деле это заблуждение.
    Если бы все люди были  разные, мы бы никогда не сумели  общаться и понимать друг друга. Никогда.
    2. Есть обратное заблуждение – все люди одинаковые. Это другая крайность. у всех есть глаза, у всех уши, руки, ноги… Значит, все люди одинаковые! Такие же, как я. Ну есть там у каждого что-то немножко свое, но это от воспитания зависит…  Это вторая крайность.

    Домашнее задание

    Вам было дано домашнее задание: высказать своё мнение по вопросу «все люди разные или все люди одинаковые?»  Сегодня мы проведём диспут на эту тему. Я попрошу вас высказать свою точку зрения и аргументировать её, но прежде познакомлю с правилами диспута.

    Слайд 2

    Правила диспута

    1. Каждый имеет право высказать свое мнение. Если у тебя есть что сказать слушателям, пусть они узнают это.

    2. Говори, что думаешь, думай, что говоришь! Высказывайся ясно и четко. Не утверждай того, в чем не разобрался сам.

    3. Постарайся, как можно более убедительно изложить свою точку зрения. Опирайся только на достоверные факты.

    4. Не повторяй того, что до тебя было сказано.

    5. Уважай чужое мнение. Постарайся понять его. Умей выслушать точку зрения, с которой не согласен. Будь выдержанным. Не перебивай выступающего. Не давай личностных оценок. Правоту доказывай доводами, а не криком. Старайся не навязывать своего мнения.

    6. Если доказана ошибочность твоей позиции, имей мужество признать свою неправоту.

    7. Пусть главным итогом диспута станет твое продвижение по нелегкому пути постижения истины.

    (Воспитанники высказываются. На столы ставятся таблички: «разные», «одинаковые». Дети рассаживаются в зависимости от своего мнения.)

    Упражнение: «Чем я отличаюсь от других»   Ведущий: «Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить».

    На листе бумаги предлагаю вам обвести руку, на каждом пальце напишите свои качества, которые отличают вас от других. (даётся 3 минуты, после чего воспитанники по желанию зачитывают свои записи).

    Упражнение: «Моё мнение такое»

    Сейчас предлагаю вам послушать некоторые утверждения и сказать согласны вы с ними или нет.

    Слайд3

    - весна лучше осени;

    - самый важный предмет математика;

    - играть в компьютер интереснее чем смотреть телевизор;

    - лучше чтобы уроки были короче, но их было бы больше;

    - самое прекрасное домашнее животное - кошка;

    - заниматься рыбалкой – старомодно;

    - изучать английский язык легче чем географию;

    - учиться без «2» и «3» невозможно.

    Каждый из вас имеет свою точку зрения, которая может не совпадать с мнением других, ведь каждый человек индивидуален. нужно уметь считаться с мнением других, уважать их взгляды и убеждения.

    Физминутка (презентация «Цветотерапия»)

    Вопросы для обсуждения.

     1.    Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?

     2.    Национальность влияет на взаимоотношения людей?

    3.   Как общаются между собой пожилые и молодые люди?

    4.   Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических   недостатков у человека?

    Упражнение: «Орехи»  

        Каждому человеку в группе дается грецкий орех. Hужно внимательно его осмотреть и запомнить. Затем орехи складываются в общую кучу и перемешиваются (для усложнения можно добавить еще орехов). Каждый должен найти свой орех. Более сложный вариант – то же самое с закрытыми глазами. Затем у каждого по кругу спрашивается, как он определил свой орех. Hа обсуждении обычно говорится, что сначала все люди кажутся одинаковыми, а на самом деле очень сильно различаются. И очень часто за жесткой, некрасивой оболочкой скрывается что-то нежное и ранимое.  

    Незаконченное предложение.

    - Если бы все люди на земле были одинаковыми…

    Итог занятия. Поменялось ли теперь ваше мнение? Приняв участие в сегодняшнем диспуте как вы ответите на вопрос: «все люди разные? Или все люди одинаковые?»

    Вывод: О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими. Выделяют особенности речи, умение грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура. Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

    Рефлексия. «Спасибо за приятное занятие»

    Инструкция:

    Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

     Я пришел в этот мир

    Не для того, чтобы оправдать твои надежды,

    Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

    И ты пришел в этот мир

    Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

    Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

    Не для того, чтобы оправдать мои надежды.

    Потому что я – это я, а ты – это ты.

    Но если мы встретились и поняли друг  друга – то это прекрасно!

     «Молитва о встрече»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методическая разработка воспитательного мероприятия "На солнечной поляночке"

    Форма воспитательного мероприятия–  игровая программа.Адресат– мероприятие для учащихся  средней возрастной категории.Цели и задачи Сообщение сведений о растениях занесенных в Красную книгу....

    Методическая разработка воспитательного мероприятия. Конкурсно - игровая программа "Мамины помощники"

    Материал содержит практические рекомендации по проведению конкурса....

    Методическая разработка воспитательного мероприятия "В гостях у Масленицы"

    Методическая разработка массового мероприятия, цель которой - возродить интерес детей к обрядовым русским праздникам. Сценарий представляет собой путешествие по дням Масленицы и содержит игровые момен...

    Методические разработки воспитательных мероприятий по этикету Игра "Путешествие в страну Патафию"

    Пояснительная записка.В предлагаемой подборке авторских методических разработок  воспитательных мероприятий направленных на воспитание и привитие норм разумного поведения представлены матер...

    Методические разработки воспитательных мероприятий по этикету

    Пояснительная записка.В предлагаемой подборке авторских методических разработок  воспитательных мероприятий направленных на воспитание и привитие норм разумного поведения представлены матер...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ «ОТРАБОТКА НАВЫКОВ УВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИЯХ НЕОБХОДИМОСТИ УБЕЖДЕНИЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ»

    Убеждение — элемент мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые д...

    Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

    Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...