методическая разработка воспитательного мероприятия "На солнечной поляночке"
методическая разработка по теме

Горобинская Лариса Владимировна

Форма воспитательного мероприятия–  игровая программа.

Адресат– мероприятие для учащихся  средней возрастной категории.

Цели и задачи

  1. Сообщение сведений о растениях занесенных в Красную книгу.
  2. Формирование чувства ответственности за всё живое.
  3. Воспитывать желание заботиться об окружающем мире, контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
  4. Расширение кругозора воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_solnechnoy_polyanochke.doc375 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей

«Красноселькупский Центр дополнительного образования детей»

Воспитательное мероприятие

«НА СОЛНЕЧНОЙ ПОЛЯНОЧКЕ»

                                    Разработала Горобинская Л.В.

                                                           Педагог дополнительного образования

с. Красноселькуп -2012г

Название мероприятия – « На солнечной поляночке».

Форма воспитательного мероприятия –  игровая программа.

Адресат – мероприятие для учащихся  средней возрастной категории.

Цели и задачи

  1. Сообщение сведений о растениях занесенных в Красную книгу.
  2. Формирование чувства ответственности за всё живое.
  3. Воспитывать желание заботиться об окружающем мире, контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
  4. Расширение кругозора воспитанников.

Оборудование:

1.Фотографии, рисунки редких растений.
2.Выставка книг по экологии.
3.Красная книга Тюменской области и Ямало-Ненецкого Автономного Округа.
4.Плакаты.

К игре следует приготовить нехитрый реквизит: вращающийся круг с разноцветными секторами, карточки с написанными на них буквами, подставку, на которой будут размещаться эти буквы, призы и сюрпризы, сундучок, магнитофон, карточки с загадками.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на игре «Поле чудес». Эта игра необычная. Она просвещенна отношениям человека и природы, речь у нас пойдет о красно-книжных растениях. Что это такое? Существует несколько  толстых томов, изданных международным союзом охраны природы. Цвет переплета у них красный. Отсюда и название: Красная книга. Даже цвет предупреждает нас об опасности…  О какой же?

Оказывается, мы с вами  спокойно живем, заняты какими то делами: музыкой, двойками по математике, а того и не замечаем, что в окружающем мире что-то стремительно меняется, что вокруг нас гибнет много живого. Некоторые виды растений и животных в последние годы вовсе исчезли на планете… Если об этом не подумать, то может случиться действительно что-то страшное. Красная книга имеет листы  разного цвета. Исчезающие виды и виды, находящиеся под угрозой исчезновения, помещены на красных листах.

Сведения о тех видах, численность которых еще достаточна, велика, но неуклонно продолжает сокращаться, можно найти на желтых листах. Третья категория – Виды традиционно редки (либо их всегда было мало на земле, либо они встречаются на  ограниченных территориях). Сведения о них даются на белых листах. Четвертую категорию составили так называемые неопределенные виды: они мало изучены и тоже встречаются редко. О них рассказано на серых листах. И, наконец, последняя, пятая категория – виды, численность которых усилиями человека восстановленна на планете. Об этих животных и растениях можно прочитать на зеленых страницах книги.

Помощник ведущего: Я бы поняла, если бы эта книга призывала беречь горные эдельвейсы. Но здесь я вижу обычные растения. Неужели всё настолько серьёзно? Это ведь наши васильки да ландыши.  Их у нас пруд пруди…

Ведущий: Но, согласитесь, некоторые растения все же исчезли с наших лужаек…. Сколько лесов вытоптанных перевытоптанных. В этих лесах в понедельник ни цветов, ни грибов не найдешь. Одни пустые пакеты да банки. Сколько раз приходилось видеть, как едва ребята войдут в лес, едва ступят на опушку – так сразу начинают сорить рвать цветы, а то и просто выдирать их с корнем. Цветы в жару быстро вянут, их выбрасывают. А между тем растений-то становиться все меньше и меньше, некоторые исчезли полностью, и ближе чем за 100км  от города их не увидишь. Да и конечно, мы любим цветы, и собирает их тот, кто хочет полюбоваться ими.

Но любя красоту, мы уничтожаем в природе самое лучшее, все самое яркое цветущее…  И наших самых-самых любимых цветов становиться все меньше и меньше. «Ничего я немножко…» - оправдывает себя каждый. Но перемножьте   растения в каждом букете на тысячи  букетов, которые вы собираете в поле, на лугу…. Что, что? Вы говорите: «взамен вырастут другие»?  Так вот знайте: далеко  не всегда вырастут. Сорванные однолетки  уже не сумеют дать семена на урожай следующего года. Точно также  не вырастут и многолетние растения, если их сорвать у самого корня.

Помощник ведущего: Я согласна, растения становятся  редкими не только потому, что их срывают. Существует  и хозяйственная деятельность  человекам  - вырубка лесов, распашка полей осушение болот, сброс отходов производства …  И все-таки в Красной книге почти о каждом растении, внесённом в нее, сказано, что основной причиной его беды является массовый сбор на букеты. Да, у нас в стране есть хорошие постановления, даже законы, направленные на охрану растений. Но ведь на всех полянках не поставишь  дружинников и милиционеров. Поэтому я предложу иной способ решения способ решения затронутой проблемы. Давайте поставим перед собой такую задачу. Пусть каждый из нас для себя решит, как ему быть в лесу и поле: возвращаться ли домой без цветов или все-таки собирать все подряд от вездесущих ромашек до исчезающих ландышей. Ну а уж решим, как поступать дальше, то и следовать будем личному правилу. Сегодня  навязывать вам решения не будет. Но, может, кто-то из вас решит эту дилемму не в пользу злой привычки, а в пользу природы. И пусть тогда растут на своей поляночке или опушке живые цветочки, пусть красуются, может и кто-то другой, проходя, мимо, тоже по доброте душевной  дарует им жизнь… Может быть, и он вместо  большого и скоро увядающего букета привезет домой хорошее настроение и чистую совесть? Может быть, бережное отношение к окружающему миру у многих станет стилем жизни, нормой поведения, показателем высокой культуры!

Наша викторина состоит из трех туров и суперигры. Участником викторины может стать каждый. Начнем с игры со зрителями. Сейчас будут заданны три вопроса. Кто первый ответит, тот становиться первым участником первого тура. А пока я представлю вам жюри, которые будут подсчитывать баллы участников игры. ( идет представление жюри).

Ведущий: (задает вопрос – загадку)

Как зовут меня, скажи-

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок, синеглазый…

                                                (Василек).

Помощник ведущего: Молодец,  Рома, ты дал правильный ответ. Мы приглашаем  тебя к игровому полю.

Ведущий: (задает второй вопрос.)

Носит этот мальчик жёлтый сарафанчик,

Подрастет, нарядится в беленькое платьице-

Пышное, воздушное, ветерку послушное.

Вот стоит он золотой … постарел и стал седой.

А как только постарел, - вместе с ветром улетел.

                                                      (Одуванчик).

Золотой и молодой

За неделю стал седой

А денёчка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший….                                    (Одуванчик).

Воспитанник, давший верный ответ, становиться вторым игроком  первого тура.

Ведущий: (задает третий вопрос.)

Четыре листа – вроде креста,

И черный глаз глядит на нас.

                                 (Вороний глаз).

Помощник ведущего: Итак, определен третий участник первого тура.

Каждый участник игры представляется, называя свою фамилию, имя, класс.

А помощник ведущего, тем временем выставляет слово, которое предстоит отгадать ребятам в первом туре - АДОНИС. Карточки чистой стороной ставятся к участникам. Каждая буква – отдельная карточка.

Ведущий: Это растение занесено в Красную книгу. Оно растет на сухих опушках леса, цвести начинает в конце апреля – начале мая.

(Первый игрок вращает круг, определяя таким образом, количество баллов. Затем  называет букву. (Пока вращается игровой круг, ведущий может задать игроку вопросы.)

  1. Ты себя чувствуешь уверенно?
  2. У тебя есть свой любимый цветок?
  3. Какие у тебя дома растут цветы?
  4. Какое время года тебе нравится? Почему?
  5. Какие телепередачи ты любишь смотреть?

Если игрок отгадал букву, то он продолжает вращать круг и называет следующую букву слова. Если же буквы в слове не окажется, право вращать круг, переходит второму игроку. Пока вращается круг, задаются вопросы. Наконец слово отгадано. Жюри фиксирует количество баллов, набранное игроками.

Ведущий: Я хочу напомнить мотив страшного мифа. Однажды богиня охоты Артемида, отличавшаяся характером решительным и агрессивным, разгневалась на возлюбленного Афродиты Адониса. Она послала на него дикого вепря. Зверь смертельно ранил юношу. Он истекал кровью. И там где капали капли крови, расцвели  цветы. С тех пор будто бы и появились на земле растения, которые называются  адонисами.

Под музыку каждый участник игры получает приз. Ведущий благодарит всех за участие в игре, кто отгадал слово, приглашает для участия в суперигре.

Для того чтобы определить участников второго тура, снова задаются вопросы.

Ведущий: Как веселые звезды

                  Средь розовой кашки,

                  Цветут нам знакомые с детства….

(Ромашки).

Участник, давший  правильный ответ,  приглашается к игровому полю, он становиться первым игроком второго тура.

Ведущий: Я звонкий, лиловый,

                   Расту в тени лесной

                   И в просеке сосновой киваю головой.

                                                        (Колокольчик).

Ведущий приглашает второго игрока второго тура к игровому полю. Пока определяются участники второго тура, помощник ведущего  ставит на доске буквы, составляющие слово, которое предстоит отгадать – КУВШИНКА.

Ведущий: На этот пустырь среди леса никто

                  Не сделает лишнего шагу

                  А здесь-то и ждет нас лиловый цветок –

                 Любитель чащоб и оврагов.

                                                      (Лесная герань).

Приглашается третий участник к игровому полю. Звучит музыка.

Все участники представляются зрителям.

Ведущий: Когда-то существовало предание, что цветы эти ночью опускаются в воду и превращаются в прекрасных русалок, а с появлением солнца вновь превращаются в цветы.

Первый игрок вращает круг. Вся игра протекает, как и в первом туре. Отгадавший слово  становится участником суперигры. Все участники тура награждаются призами.

Ведущий: Есть легенда, которая рассказывает о происхождении этого цветка. Великий вождь  североамериканских индейцев, умирая пустил в небо стрелу. Эту стрелу очень  хотелось заполучить двум ярким звездам. Они бросились за стрелой, но столкнулись лбами, и от этого  посыпались на землю искры, а из небесных искр родились цветы – кувшинки.

Помощник ведущего ставит на доске слово – ПРОСТРЕЛ.

Определяются участники третьего тура.

Ведущий: Спроси теленка и барашка –

                   Цветка вкусней на свете нет.

                   Ведь не случайно красной кашкой

                   Его зовут за вкус и цвет.

                                                 ( Клевер).

К игровому полю приглашается первый участник третьего тура.

Ведущий: На склоне солнечном, зеленом

                  Цветок нежнее мотылька,

                  Как будто по траве котенок

                  На мягких лапках пробежал.

         (Кошачья лапка).

Участник, отгадавший загадку, становится вторым  игроком третьего тура.

Ведущий: Создал наряды летний зной,

                  Есть на любые вкусы.

                  В чащобе сумрачной, лесной

                  Рассыпал голубые бусы.

                                              (Незабудки).

Таким образом, определены трое участников третьего тура. Игра проходит как и в предыдущих турах. Выставляются карточки со словом СОН-ТРАВА.

Ведущий: (Когда слово отгадали.) По одной версии такое название растение получило потому, что цветки его опущены вниз, будто растение само спит, и злые люди, глядя на него, почему-то тоже засыпают. Из народных сказок мы знаем, что цветок не раз усыплял врагов Ивана – царевича и Василисы Премудрой…  Наука установила, что растение хоть несколько ядовито, но не настолько, чтобы усыплять людей своим дыханием… Звучит музыка. В это  время выставляется слово для суперигры – КОЛОКОЛЬЧИК.

К игровому полю приглашаются победители трех туров.

Ведущий: Это вроде обычные цветы, но столько песен сложено про них. Первый участник суперигры вращает барабан, игра продолжается как и в предыдущих турах. Когда слово отгадано, все участники суперигры получают призы, а отгадавший  слово в супер игре получает главный приз.

Помощник ведущего: Вот и закончилась наша игра. Можно было бы спокойно разойтись по домам.  Но мне почему-то хочется еще раз, вернутся к главной теме разговора,   и вспомнить речь-то мы вели, в конечном счете, не о каких-нибудь цветах и травах.… Наберет или не наберет очередной букет.… Слышали ли вы такую поговорку: «После нас хоть потоп»? как вам кажется, уместны ли во взглядах на окружающий живой мир высказывания такого типа?

(Выслушиваются ответы ребят.)

Ведущий: о том, как природа учит человека мудрости и осторожности в отношении к себе, написано много книг и поучительных историй. Некоторые из них рассказывают о страшных трагедиях и бедствиях, обрушивающихся на близоруких и эгоистичных людей. Другие проникнуты нежным и трогательным чувством любви к природе…

Ведь М. Пришвин сказал: «Всё прекрасное на Земле – от солнца, а все хорошее от человека». Подумайте, ребята, над этими словами, они помогут вам стать друзьями и защитниками природы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. М.В. Соловейчик, М.А. Козлова. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя, -М.: Издательство «Первое сентября», 2001.-320с.: ил.
  2. Соколова В.Е., Сыроечковского Е.Е. Заповедники СССР. –М.:  Мысль, 1988. –287 (1) с.: ил., карт
  3. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. С.-Петербург. Издание А.Ф.Деврина, 1994. –247с
  4. Вахромеева В.А., Павлов В. Н. Растения Красной книги СССР. –из-во «Педагогика», 1986. –238с.: ил.
  5. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» изд. 2-е, испр. И доп.+ Азбука природы в стихах, загадках, считалках, подвижных играх. М.: «ВАКО», 2006, 320с.

                                                                             Приложение № 1

                                                                             Приложение № 2

НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ (ЗАПОВЕДИ)

  1. Жить в дружбе с дикой природой, не считать себя её владыкой.
  2. Нельзя бить дичь во время промысла всю без остатка, бить спящих животных, убивать любую живность ради баловства, нельзя брать все яйца из гнезда.
  3. Охотник, уходящий на долгий отдых должен убрать все самоловные снасти, обезопасить волчьи ямы, загонные изгороди и другие ловчие устройства.
  4. нельзя нарушать покой и убивать птиц и зверей с малыми детенышами.
  5. Подкармливать зверя, чтобы не покидал свою территорию, выводил на ней потомство.
  6. Не навреди живой природе, ибо она твоя родная мать, а ты лишь дитя её.
  7. Не истощай природу, ибо её блага – достояние будущих поколений.
  8. Береги природу. Относись к ней ответственно. Ибо беды, ниспосланные тобой природе, обернутся против тебя же и твоих потомков.
  9. Помогай природе залечивать тобою же нанесенные раны. Дурными действиями не унижай и не оскорбляй её.
  10. Все в природе имеет свою душу и нуждается в почтительном, уважительном отношении к себе.

                                                                           

  Приложение № 3

лесной этикет

1.Не врывайся в лес с криком - в этом доме много деток - птенчиков, зверушек; не напугай их.
2.Не трогай птичьи яйца в гнезде - птица, учуяв посторонний запах бросит гнездо.
3.Не разоряй гнёзд - не губи малых деток наших пернатых друзей.
4.Не приноси домой птенцов, выпавших из гнёзда (ты ведь тоже падал, когда учился ходить!).
Птенчик у тебя дома будет чувствовать страх и скорее всего погибнет, а в лесу он у себя дома, а научиться летать ему помогают его родители и друзья.
5.Не ломай деревья - они тоже живые, только не могут ни убежать, ни закричать, ни защититься. Не сдирай белую кожу с тела берез - им тоже больно.
6.Не лови, понравившуюся тебе бабочку или жука может быть это последний экземпляр на всей земле.
7.Не рви цветы - пусть цветут они в наших лесах, полях, лугах, украшая нашу землю, радуя взор своей красотой и наполняя воздух нежным благоуханьем.
8.Собирая лекарственные травы, оставьте на месте сбора часть хороших растений с плодами, корневищами или луковицами для размножения.
9.Не разоряй муравейник -муравьи это санитары леса, они приносят много пользы.
10.Не убивай лягушек и жаб - в мире нет ничего бесполезного и безобразного.
11.Не сбивай ногами и не топчи ядовитые грибы - ими лечатся лесные жители.
12.Не разжигай костёр вблизи дерева или куста - соблюдай правила разведения костров, чтобы не случился пожар.
13.Не оставляй костёр не потушенным.
14. Не оставляй в лесу (на лугу, у реки) мусор, в замусоренный лес ты не захочешь больше прийти, а кроме того:

а) гниющий мусор будет распространять дурной запах;

б) оставленная бумага может загореться от ярких солнечных лучей и устроить пожар;

в) целлофан и полиэтилен долго не разлагаются помешают расти растениям, т.к. не пропускают воздух. А также могут вызвать гибель животного, проглотившего кусок целлофана;

г) консервная банка может поранить лапки животного и даже послужить ловушкой для мелких зверьков;

д) стекло также может поранить лапы животных, а ещё оно может послужить причиной пожара в яркую солнечную погоду, концентрируя, словно линза, солнечные лучи.

15.Оставляй место своей стоянки в таком виде в каком ты хотел бы застать его в следующий свой приход.
16.Не засоряй водоёмы - может быть тебе придётся отсюда брать воду для приготовления пищи?
17.- а может ты захочешь искупаться?

                                                                           

  Приложение № 4

…Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей,

В увеселительных походах

Ты не топчи родных полей!

В вокзальной суматохе века

Ты оценить её спеши:

Она давно твой добрый лекарь,

Она союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Нас мало, а она – одна!
В.Шефнер

Г. Ладонников 

ДИКАРЬ В ЛЕСУ

Хозяйка белочка
В лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том
Каждый сук
И каждый кустик знала
Однажды в лес
Противный тип
Пришёл с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветви;
Нашёл один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий….
Отбросил куст
И, как медведь,
Пошёл себе довольный,
А бедной белке
И смотреть
На это было больно.

Б. Заходер 

ПРО ВСЕХ НА СВЕТЕ

Все-все –
На свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны…
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки
Да, если мы с кем-то не очень дружны –
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.

Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое.
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и листва,
Горы, воздух и трава,
Птицы, звери и леса.
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –

Это все вокруг ПРИРОДА.
Все, что "нужно год от года
Нам дает сама природа.
И поэтому все мы
Жить не можем без воды.
Без растений и животных,
Без красивых гор высоких,
Без лесов, полей и рек
Жить не может человек,
Так давайте сбережем
Наш - земной природный дом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка воспитательного мероприятия. Конкурсно - игровая программа "Мамины помощники"

Материал содержит практические рекомендации по проведению конкурса....

Методическая разработка воспитательного мероприятия "В гостях у Масленицы"

Методическая разработка массового мероприятия, цель которой - возродить интерес детей к обрядовым русским праздникам. Сценарий представляет собой путешествие по дням Масленицы и содержит игровые момен...

Методические разработки воспитательных мероприятий по этикету Игра "Путешествие в страну Патафию"

Пояснительная записка.В предлагаемой подборке авторских методических разработок  воспитательных мероприятий направленных на воспитание и привитие норм разумного поведения представлены матер...

Методические разработки воспитательных мероприятий по этикету

Пояснительная записка.В предлагаемой подборке авторских методических разработок  воспитательных мероприятий направленных на воспитание и привитие норм разумного поведения представлены матер...

Методические разработки воспитательных мероприятий по этикету

Пояснительная записка.В предлагаемой подборке авторских методических разработок  воспитательных мероприятий направленных на воспитание и привитие норм разумного поведения представлены матер...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Я голосую за…» (Урок-форум, 8 класс)

Цель:  воспитывать личность, способную мыслить, анализировать, осознавать достоинство собственного выбора.Задачи:- обучать    учащихся доказывать, отстаивать собственное мнение по ...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...