Инклюзивное образование в детском саду.
статья на тему

Розанова Елизавета Александровна

В статье раскрываются определение, принципы и условия реализации инклюзивной практики в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuziya.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование — это совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений. Внимание уделяется индивидуальным потребностям и особенностям каждого ребенка, и преподавание строится, исходя из этих потребностей и особенностей.

 В России инклюзивное образование регулируется:

  • Конституцией,
  • законом «Об образовании в российской Федерации»,
  • законом «О социальной защите инвалидов в РФ»,  
  • Конвенцией о правах ребенка,
  • Протоколом  № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод
  • Конвенцией о правах инвалидов.

В мире инклюзивное образование внедряется с 1970-х годов.

Принципы дошкольного инклюзивного образования

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

         Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

         Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.

          Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Принцип междисциплинарного подхода.

          Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.

          Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

         Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.

         Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства. (Формулировки принципов опубликованы в сборнике «Инклюзивный детский сад». – М., 2009. Прочухаева М.М., Бородин М.В. с. 12).

Условия реализации инклюзивной практики в детском саду

Профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход.

 Воспитывают позитивное чувство самоидентификации и эмоционального благополучия.

Развивают социальные умения и знания, коммуникативные навыки.

 Побуждают детей думать, рассуждать, ставить вопросы и экспериментировать.

 Способствуют развитию умений решать проблемы, излагать

свое мнение и делать выводы.

 Стимулируют развитие языковых навыков и грамотности.

 Повышают уровень физического развития.

 Способствуют социальной инклюзии (включению).

Организация предметно-развивающей среды.

  • Среда должна быть безопасной.
  • Среда должна быть комфортной и уютной.
  • Среда организуется в каждой группе на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей в соответствии с их интересами.
  • Развивающая среда группы должна быть вариативной.
  • Среда должна быть информативной.
  • Среда должна постоянно обновляться

Организация отношений между участниками образовательного процесса.

  • Регулярно работают в сотрудничестве друг с другом.
  • Открыто оказывают друг другу помощь и получают ее, предоставляют обратную связь, дают советы, делают критические замечания и прислушиваются к ним.
  • Уважительно относятся друг к другу за индивидуальный вклад,
  • вносимый ими в общее дело.
  • Эффективно работают как единая профессиональная команда
  • Педагоги и специалисты работают в качестве наставников с новыми педагогами, чтобы улучшить как свою собственную профессиональную компетентность, так и нового педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогических коллективов коррекционной школы и коррекционных групп детского сада по подготовке детей к обучению в первом классе.

Осуществление непрерывности и преемственности в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и начального образования; уменьшение негативных проявлений адаптационного...

Мой взгляд на дошкольное образование: как, чему и зачем учить в детском саду статья

Статья  о ценности дошкольного возраста. Поднимаются вопросы о том, как учить, чему учить и зачем учить в детском саду....

Методическое сопровождение введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в детском саду

Представлен проект " Методическое сопровождение введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в детском саду"...

Повышение уровня образованности и воспитанности у выпускников детского сада и начальной школы через повышение интереса к изучению различных аспектов русского языка.

В последние годы вопросы речевой культуры горячо обсуждаются не только специалистами (лингвистами, методистами и преподавателями русского языка), но и широкой ощественностью. Речь наших современников ...

Статья.Подготовка детского сада к инклюзивному образованию.

Подготовка детского сада к инклюзивному образованию....

Рабочая программа "Программа коррекционно-развивающей работы детского сада детского сада для детей с ОНР, ФФН"

Рабочая программа  "Программа коррекционно-развивающей работы детского сада детского сада для детей  с ОНР, ФФН"...