Главные вкладки

    Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогических коллективов коррекционной школы и коррекционных групп детского сада по подготовке детей к обучению в первом классе.
    элективный курс на тему

    Белова Алёна Николаевна

    Осуществление непрерывности и преемственности в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и начального образования; уменьшение негативных проявлений адаптационного периода на разных ступенях образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл preemstv.rar754.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Круглый стол.

    Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогических коллективов коррекционной школы и коррекционных групп детского сада по подготовке детей к обучению в первом классе.

    Цель:  осуществление непрерывности и преемственности в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и начального образования; уменьшение негативных проявлений адаптационного периода на разных ступенях образования.

    Задачи:

    1. Выявить проблемы в подготовке воспитанников детских садов к обучению в школе и определить пути их решения.
    2. Определить направления совместной деятельности педагогов школы и детского сада в организации непрерывного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

    I. Проблема преемственности «детский сад-школа»

    1. Создание условий в коррекционной школе для непрерывности и преемственности в образовании. Экскурсия по школе.
    2. Проблема преемственности «детский сад-школа» Белова А.Н. – зам. директора по методической работе МОУ коррекционной школы – интернат №8 г. Саяногорска.
    3. Психолого-педагогическое сопровождение выпускников коррекционных групп детского сада при переходе на начальную ступень образования. Стрельникова С.И., - педагог – дефектолог д\с №20 г. Саяногорска.
    4. Проблема подготовленности к обучению в коррекционной  школе детей с ограниченными возможностями здоровья. Герасимова Н.В. – руководитель МО учителей начальных классов, обучающихся по программе V и VII видов.

    II. Школьная готовность и проблемы обучения первоклассников 2010 – 2011 года.

    1. Психологическая готовность к обучению и трудности адаптации в первом классе выпускников коррекционных групп детского сада №20  «Дельфин», Аникина Г.В. – педагог психолог МОУ коррекционной школы – интерната №8 г. Саяногорска.
    2. Проблемы речевой готовности к школе детей с ограниченными возможностями здоровья. Кулакова Е.Ю. учитель – логопед МОУ коррекционной школы – интерната №8 г. Саяногорска.
    3. Школьная готовность и проблемы обучения первоклассников. Медведева Ф.А., Заиграева И.Г., Басанская Е.П., Попова И.Г. учителя начальных классов МОУ коррекционной школы №8 г. Саяногорска.

    Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.
    Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

    Преемственность с позиции школы – это опора на те ЗУН, которые имеются у ребёнка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна проходить с учётом понятийного и операционного уровня развития ребёнка.

    Преемственность с позиции детского сада – ориентация на требования школы, формирование тех ЗУН, которые потребуются для дальнейшего обучения в школе.

    И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

    В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
    1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.
    2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
    3. Умственные и нравственные способности учащихся.
    4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
    5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
    Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. С какими же проблемами мы, сталкиваемся при обеспечении преемственности детского сада и школы?

    1. Одной из проблем является выбор программы обучения. 

    Для правильного определения программы обучения  необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребёнка (зону его ближайшего развития), специфику предлагаемых программ, личностные качества будущего учителя и многое другое.

    В процессе психологического сопровождения ребёнка в детском саду уже определился его психологический портрет, который, как потом оказывается, никому не нужен, нигде не учитывается. И при переходе в начальную школу ребёнок опять неоднократно обследуется. Упущенное время "работает" против него, а возможные проблемы, затянувшаяся адаптация, потеря любознательности, проблемы взаимоотношений в коллективе сверстников, проблемы в общении с взрослыми, ведут к неуспешности в последующем обучении.

    Непосредственный контакт психологов и педагогов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребёнка в школу, помогут определиться с выбором программы и предотвратить возможные негативные последствия.

    2. Проблема завышенных требований к готовности ребёнка к школьному обучению в части школ. Из-за завышенных требований к поступающим в первый класс школьникам приходится содержание дошкольного образования выстраивать в "школьной" логике - практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложнённой математике, вместо развития познавательных процессов.

    Игра и другие специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются поурочными занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.

    Сотрудничество педагогов детских садов и школ по проблеме преемственности, формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребёнка, а не накопление знаний, поможет исправить эту негативную практику, сохранить здоровье детей, не ущемляя законное право ребёнка на образование.

    3. Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и к дезадаптации детей.

    В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, он по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.

    Работа по преемственности даёт возможность совместно разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду.

    Рекомендации:

    Для осуществления работы по преемственности между детским садом и школой провести следующие мероприятия:

    1. Заключить договор о сотрудничестве между детским садом и школой.
    2. Организация работы по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);
    3. Проведение ПМПК, с участием специалистов детского сада и школы;
    4. Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;
    5. Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.
    6. Организация совместных праздников, выставок и других мероприятий.
    7. Регулярно проводить совместные круглые столы для более глубокого знакомства с программами воспитания и обучения детей в детском саду и начальной школе.
    8. Осуществлять взаимопосещение занятий в детском саду и уроков в начальной школе воспитателями и учителями.
    9. Формирование у воспитанников д.сада и учащихся начального звена школы положительную мотивацию к обучению самостоятельной умственной актитвности.

    Только заинтересованность обеих  сторон и родительской общественности позволит по настоящему решить проблему преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход ребёнка из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства решения задач  преемственности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рекомендации к проведению коррекционных занятий в речевой группе детского сада

    Работа воспитателя на логопедических группах главным образом подчинена устранению дефектов речи и развитию общих качеств и свойств личности ребенка.Педагогический эффект в решении этой сложной проблем...

    «Преемственность в формировании духовно-нравственного образования и воспитания через различные формы и методы работы на уроках и внеклассной деятельности младших и старших школьников»

    Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России здорового гражданского общества, динамическое развитие страны зависит от усили...

    Опыт работы педагогического коллектива в условиях специальной (коррекционной) школы VII вида

    В статье " Опыт работы педагогического коллектива в условиях специальной (коррекционной) школы  VII  вида" рассказывается о  создании эффективного и успешно развивающегося в максимально...

    Конспект интегрированной образовательной деятельности (музыка - художественное творчество) в старшей - подготовительной группе детского сада "Открытка для настоящего мужчины"

    Конспект интегрированной образовательной деятельности (музыка - художественное творчество) в старшей – подготовительной группе«Открытка для настоящего мужчины"...

    Презентация "Проблемы преемственности между дошкольным и начальным общим образованием"

    Взаимодействие детского сада и школы в вопросах подготовки первоклассников....

    Обеспечение преемственности в системе дошкольного и начального образования детей с задержкой психического развития

    Обеспечение преемственности в системе дошкольного и начального образования детей с задержкой психического развития...