«Преемственность в формировании духовно-нравственного образования и воспитания через различные формы и методы работы на уроках и внеклассной деятельности младших и старших школьников»
статья по теме

Пшеничникова Ирина Геннадьевна

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России здорового гражданского общества, динамическое развитие страны зависит от усилий трудолюбивых и ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать ее интересы. Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определенный вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе ( рост детской преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности и т.д.) Поэтому исходя из вышесказанного, в нашей школе одним из приоритетных направлений является духовно-нравственное образование и воспитание школьников, как на уроках, так и внеурочной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Преемственность в формировании духовно-нравственного образования и воспитания через различные формы и методы работы на уроках и внеклассной деятельности младших и старших школьников»

«Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который, радуются Бог и люди».

                                   Свт.Иоанн Златоуст

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России здорового гражданского общества, динамическое развитие страны зависит от усилий трудолюбивых и ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать ее интересы. Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определенный вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе ( рост детской преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности и т.д.) Поэтому исходя из вышесказанного, в нашей школе одним из приоритетных направлений является духовно-нравственное образование и воспитание школьников, как на уроках, так и внеурочной работе.

Цель - гармоничное духовное развитие личности обучающегося и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  1. Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
  2. Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.
  3. Раскрытие определяющей роли Православия в становлении культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.
  4. Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
  5. Трудовое воспитание учащихся.

Формирование духовно-богатой, высоконравственной личности, для которой такие внутренние стимулы, как совесть, долг, честь и достоинство становятся неотъемлемыми составляющими жизни, связано с возрождением православного образования в России. С целью активизации духовно-нравственного воспитания учащихся нашей школы в 2010 учебном году  был введен курс «Духовное краеведение Подмосковья». На уроках учащиеся получают знания о православной культуре Московского края, о центрах духовной культуры-русских монастырях, о произведениях религиозного искусства (православной иконе, поэзии, музыке, памятниках церковного зодчества), о понимании христианами смысла жизни, о воплощениях христианского благочестия в традициях жизни народа. Каждое занятие способствует формированию у учащихся нравственного идеала жизни человека-любви к Отечеству, патриотизму, толерантности, уважительного отношения к святыням родной земли, осознанию себя потомками славного прошлого России и Подмосковья .Важную роль во внеурочной работе по духовно- нравственному воспитанию играют экскурсии по историческим и литературным местам России, посещение тематических выставок, библиотек, паломнические поездки, посещение церквей, православных монастырей. Маршруты Духовного краеведения раскрывают школьникам имена святых и героев Отечественной истории как образцы нравственного воспитания. За два года учащиеся нашей школы совершили экскурсии в город Александров, Владимир, посетили храмы Московского Кремля, храм Христа Спасителя, ученики и педагоги школы побывали в гостях у настоятеля храма отца Антония в деревне Старый Покров. Отец Антоний провел урок  в храме Покрова Пресвятой Богородицы, рассказав учащимся школы о истории  храма и внутреннем убранстве. Изучение данного курса в прошлом году завершилось итоговой региональной конференцией, состоявшейся в городе Орехово-Зуево «Духовно-нравственные и религиозные традиции в истории России». В работе конференции принимала участие ученица 8 класса Ловкова Мария  по теме «Духовно-нравственные и религиозные традиции старообрядчества в жизни страны, моей малой Родины, моей семьи». Ученица 9 класса Федоренко Юлия 26 февраля 2012 года была приглашена в Г.Москву в Музей еврейского наследия и холокоста, где была отмечена грамотой президента фонда «Холокост» А.Е. Гербером за активное участие в Х Международном конкурсе работ «Уроки Холокоста  - путь к толерантности» Работа Юли была единственной работой представленной на конкур от Московской области. Необходимым моментом в работе по духовно- нравственному образованию и просвещению учащихся школы являются встречи со священнослужителями, православными семьями, представителями мира искусства и культуры. В 2010-2011 учебном году состоялось торжественное освящение нашей школы отцом Вячеславом и отцом Антонием. Настоятель храма Пресвятой Богородицы (село Старый Покров) отец Антоний стал постоянным гостем и участником школьных мероприятий. В январе 2012 года наша школа заключила соглашение о сотрудничестве с православным приходом Покровского храма села Старый Покров Орехово-Зуевского благочиния Московской Епархии Русской православной церкви. 15 февраля 2012г. в День Сретения Господня мы  отмечали совместный с приходом праздник «День православной молодежи». Ребята нашей школы услышали в исполнении церковного хора праздничные песнопения ,приготовили интересную презентацию о празднике и своими руками маленькие сувениры- белых голубей. Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка.
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Деятельность учителя поможет обществу выйти из порочного круга беспамятства, когда каждое поколение унижает предыдущее. Что есть духовность? Это путь к себе. А осваивать этот путь детям поможет школа!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогических коллективов коррекционной школы и коррекционных групп детского сада по подготовке детей к обучению в первом классе.

Осуществление непрерывности и преемственности в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и начального образования; уменьшение негативных проявлений адаптационного...

Формирование духовно нравственного и гражданско - патриотического воспитания через внеклассную работу

Условия жизни на сегодняшний день способствуют тому, что большинству родителей приходится значительную часть времени проводить на работе. В результате нравственно-духовное воспитание школьников в семь...

Формы и методы работы на уроке и внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся

Одной из главной проблем современной школы является формирование мотивации учения в школьном возрасте. На начальной ступени обучения особую важность имеет вопрос о мотивации школьников, так как основы...

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы...

Художественно-эстетическое воспитание младших школьников через активные формы и методы работы в детском объединении "Мастерица"

Важное условие проявления творчества в художественно-эстетическом развитии детей-это организация интересной содержательной жизни ребенка в детском объединении....

«Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности через разнообразные формы и методы работы по предметам в соответствии с ФГОС»

Через анализ практической деятельности и накопленный опыт по теме рассмотреть процесс создания условий, способствующих индивидуальному творческому саморазвитию личности в мире культуры.Задачи:1. Воспи...

Формирование экологической культуры школьников через различные формы и методы естественнонаучного образования

Выступление на семинаре "Эффективные практики организации экологических мероприятий с обучающимися"...