Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе
рабочая программа на тему
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programma_logopedicheskih_zanyatiy_v_4l_klasse.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №281
129 344, г. Москва, ул.Радужная, д.7
Тел./факс: +7(495) 471-28-55
ОКПО 301770061,
ОГРН 1117746676860, ИНН/КПП 7716696769/771601001
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
ГРУППА УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА,
ОБУСЛОВЛЕННЫМИ СИСТЕМНЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ ПРИ УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
4 «Л» КЛАСС
2014-2015 УЧ.Г.
Автор-составитель программы –
учитель А.В.Воронова
Москва
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Логопедическая работа в школе для детей с интеллектуальным нарушением является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. У одних детей недоразвитие речи может быть обусловлено уровнем интеллектуального недоразвития, у других кроме недоразвития речи могут наблюдаться различные речевые расстройства. РМ. Лалаева (1998) отмечает, что преобладающим в структуре речевых нарушений умственно отсталых детей является семантический дефект, и расстройства речи проявляются на фоне нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью имеют сложную структуру и стойкий характер. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмов при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи. Поэтому планирование занятий с такими детьми составлено с учетом принципа от «простого к сложному»; поэтапного формирования умственного действия; опора на сохранные психические функции. Занятия носят комплексный характер, осуществляется работа над развитием психических процессов, графомоторных навыков, артикуляционной и общей моторики, просодических компонентов. Кроме того, учитывая, что дисграфия у детей с интеллектуальным недоразвитием чаще всего сложная, планирование составлено таким образом, чтобы коррекционно-логопедическая работа осуществлялась над речевой системой в целом. Содержание логопедических занятий согласовано с программой по чтению, развитию речи, русскому языку и помимо коррекции речевого нарушения способствует подготовке детей к усвоению учебного материала. Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития детей.
Цель: разработка последовательной, поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.
Программа состоит из следующих разделов:
1) коррекция звукопроизношения;
2) коррекция фонематических процессов;
3) коррекционная работа на лексическом уровне;
4) коррекционная работа на синтаксическом уровне;
5) развитие связной речи.
Рабочая программа коррекционного обучения учащихся 4 класса разработана с учетом диагностических данных учащихся группы и на основе адаптированных основных программ для детей с умственной отсталостью.
В основу адаптации положены рекомендации, данные в программах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя как субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка ( произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
У учащихся с системным недоразвитием речи при умственной отсталости мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения, недостаток формирования связной речи ( в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий. Овладение письмом и чтением учащихся с системным недоразвитием речи характеризуется, прежде всего, значительным качественным своеобразием на всех этапах формирования этих навыков.
Программа составлена с учётом индивидуальных особенностей учащихся и речевого нарушения, а именно несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия: пропуски букв и слогов, перестановки букв и слогов, недописывание букв и слогов, слитное написание слов и произвольное деление, неумение определять границы слов в предложении, слитное написание предложений, замена одной буквы на другую, нарушение смягчения согласных.
В связи с этим, коррекция системного недоразвития речи является необходимой в структуре логопедической работы с данной категорией детей. Нарушение речи препятствуют полноценному общению с людьми, приводит к речевой неуверенности в себе. Поэтому своевременное преодоление нарушений письменной речи – залог успешного обучения учащихся по всем учебным предметам.
Методологические и теоретические основы программы
Как и любая программа, “Программа логопедических занятий для учащихся школы VIII вида” имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- гуманизма- вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;
- системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода- опоры коррекционно- развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально- дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;
- системного подхода- взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Теоретические положения программы:
- Принцип развития, предполагающий анализ процесса возникновения дефекта (по Л.С. Выготскому)
- Комплексный и системный подход. Направленность логопедической работы на всю речевую систему в целом, а также на развитие психических функций.
- Принцип учета этиологии, механизмов, структуры речевого нарушения, степени выраженности речевого дефекта.
- Принцип учета поэтапности формирования речевых умений (по П.Я.Гальперину, А.Н.Леонтьеву).
- Взаимосвязи развития речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;
- Принцип деятельностного подхода (с учетом структуры деятельности по А.Н. Леонтьеву: мотивационно-целевой – операциональный – этап контроля).
- Современные научные положения о тесной связи в развитии перцептивных и моторных функций (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец и др.); теория взаимодействия речевой и ручной моторики (М.М. Кольцова, Н.И. Кузьмина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Л.В. Фомина и др.).
- Принцип дифференцированного подхода.
- Онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью ее развития в онтогенезе).
- Кроме того, в коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи учитываются и общие дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности и др.
ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
Коррекция дефектов звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Совершенствование звуковых обобщений на основе анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
- Уточнение слов и обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к разным частям речи, уточнение и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
- Совершенствование умения строить предложение адекватно замыслу. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
- Развитие навыков построения связного высказывания: установление логической последовательности, связности. Отбор языковых средств для построения высказывания.
- Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
С учётом характера нарушения речи логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи, важно основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий. Это необходимо для того, чтобы от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления перейти к организации действия во внутреннем плане.
Особенностью логопедической работы является максимальное включение анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности.
Большое значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности: психические особенности ребёнка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи симптоматику речевых расстройств, их механизм. Характерной для логопедической работы в коррекционной школе является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме.
Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с нарушением интеллекта, проводится частая смена видов деятельности, переключение ребёнка с одной формы работы на другую.
Особенностью работы является тщательная дозировка заданий речевого материала. Специфика познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта обусловливает необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала, любая задача должна быть разложена на простейшие задачи.
Одно и то же задание выполняется сначала на простом речевом материале, а затем - на более сложном.
Для эффективного усвоения правильных речевых навыков необходим определённый, не очень быстрый темп работы.
В связи с тем, что нарушение речи у таких детей носит стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормальными детьми.
Планированию коррекционной логопедической работы предшествует комплексное обследование с целью установления степени общего недоразвития речи и индивидуальных проявлений дефекта.
В процессе развития связной речи большое внимание уделяется формированию внутреннего программирования связных высказываний с постепенным их углублением и расширением. Необходимо проводить работу и над грамматическим оформлением связной речи. Развитие речи тесно связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения, особенно при отработке операций внутреннего программирования.
Организация работы по программе
Коррекция нарушений речи учащихся школы VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.
Учитель-логопед комплектует подгруппы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности. Основной формой являются подгрупповые занятия. На занятия с подгруппой обучающихся отводится, как правило, 40 минут.
Количество часов указанных в программе примерное и может варироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе. В 4 классе лексический материал обогащается трудовой лексикой используемой на уроках трудового обучения.
В структуру занятия может входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
Коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; Формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Направления данной программы
- Восполнение пробелов в формировании звуковой стороны речи;
- Восполнение пробелов в формировании лексико-грамматических средств языка.
Характеристика логопедической группы учащихся 4 «Л» класса.
Учащиеся данной группы испытывают трудности при усвоении учебной программы.
Отмечаются:
- Нарушение фонетико-фонематических компонентов речевой системы:
- Недостаточность сформированности фонематических процессов: фонематического слуха, фонематического восприятия, представления, вследствие чего затруднен звукобуквенный анализ и синтез.
- Нарушение структуры слова:
* перестановки звуков и слогов;
* сокращение согласных при стечении;
* замены слогов.
- Обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны языка:
* в предметном словаре отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных, растений, профессий людей;
* смешивают родовые и видовые понятия;
* используют типовые и сходные названия (прямоугольный - квадрат).
- Лексические ошибки проявляются:
* в замене слов, близких по значению;
* в неточном употреблении и смешивании признаков.
- Трудности при образовании слов:
* с помощью увеличительных суффиксов;
* при употреблении уменьшительно–ласкательных суффиксов;
* в образовании сложных слов;
* при дифференциации приставочных глаголов (выдвинуть - подвинуть).
- В грамматическом оформлении речи отмечаются ошибки:
* в употреблении существительных родительного и винительного падежа множественного числа;
* согласования прилагательных с существительными;
* в согласовании числительных с существительными.
- Нарушения связной речи:
* нарушение логической последовательности;
* застревание на второстепенных деталях;
* пропуски главных событий.
3. Психолофизиологические особенности:
* отсутствуют навыки организации учебной деятельности, учебной мотивации, низкий уровень самоконтроля;
* не сформированы процессы внимания, восприятия (переключаемость, устойчивость, концентрация, распределение);
* не достаточно сформирован навык пространственно – временных представлений, мыслительных операций.
Содержание рабочей программы
Форма и режим занятий
Групповые занятия – 3 раза в неделю.
Продолжительность:
групповые – 40 минут.
Обучающиеся должны уметь:
(с помощью вопросов, схем, таблиц, карточек )
- Вычленять звуки из слов, правильно произносить звуки речи
- Различать гласные и согласные звуки и их буквы
- Уметь делить слово на слоги, производить звукобуквенный анализ доступных слов;
- Понимать слова, обозначающие названия предметов, их признаки, действия;
- Понимать назначение речи, различать понятия слово-предложение-текст. Понимать и использовать слова-термины (звук, слог, буква, гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий);
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
Выполнение тестовых заданий, слуховых зрительных диктантов, письмо по памяти.
4 класс
(3 часа в неделю)
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА.
1.Обследование учащихся
2.Повторение изученного во 2-3 классах:
- развитие анализа структуры предложения;
- развитие слогового анализа и синтеза;
- развитие фонематического анализа и синтеза;
- дифференциация твердых и мягких согласных;
- дифференциация звонких и глухих согласных;
- дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
- обозначение мягкости согласных на письме.
3. Дифференциация ФОНЕМ, ИМЕЮЩИХ АКУСТИКО-АРТИКУ-
ЛЯЦИОННОЕ СХОДСТВО
Звуки Л, ЛЬ. Буква Л. Звуки Р, РЬ. Буква Р. Дифференциация Л-Р.
Звук и буква К. Звук и буква X. Дифференциация К-Х.
Звук и буква Г. Дифференциация Г-К-Х, Звук и буква 0.
Звук и буква У. Дифференциация О-У.
4.Устранение оптической дисграфии и дислексии.
Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство П-Т, Б-Д, О-А.
Приемы работы: развитие зрительного восприятия и узнавания
зрительного гнозиса. Формирование буквенного гнозиса. Развитие
зрительной памяти. Формирование пространственного восприятия,
пространственных представлений, зрительно-пространственного
анализа и синтеза.
5.Устранение семантической дислексии.
6.Коррекционная работа на лексическом уровне.Ударение в слове. Схемы слого-ритмической структуры слов. Безударные
гласные.
7. Подведение итогов: написание детьми диктанта, логопедический
утренник.
Программа рассчитана на групповые и подгрупповые занятия.
Рекомендуется использование следующих наглядных пособий:
- для слогового синтеза: слоговые кубики;
- для дифференциации акустически сходных звуков - лото на соответствующую
пару звуков;
- для устранения оптической дисграфии - при изучении каждой буквы
сравнивать образец буквы с наложенным и зашумленным изображением,
отличать правильное изображение на карточке от сходного.
Календарно- тематическое планирование логопедических занятий
Тема занятия | Кол-во часов | Отрабатываемые понятия и практические умения | Коррекционно- воспитательная Работа | Дата | |
1четверть – 27 часов | |||||
Обследование учащихся | 6 | 1.09, 3.09, 5.09, 8.09, 10.09, 12.09 | |||
Звуки и буквы. Золотая осень. | 2 | Понятие «звук», «буква». Дифференциация звук- буква. Характеристика гласных и согласных звуков. Слова- предметы. | Формирование навыков организации учебной работы. Развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие внимания (произвольности, концентрации, переключения), всех видов памяти, мыслительных процессов. Развитие самоконтроля, формирование мотивации к занятиям. Формирование пространственно- временных представлений. Формирование зрительного гнозиса, анализа и синтеза. Развитие артикуляционной и мелкой моторики. | 15.09,17.09 | |
Звук У, буква У. Школа. | 3 | Гласный звук У, буква. Выделение начального ударного гласного У. Слова- предметы. | 19.09,22.09,24.09 | ||
Звук А, буква А. Овощи. | 3 | Гласный звук А, буква. Выделение начального ударного гласного А. Слова – предметы. | 26.09,29.09,1.10 | ||
Гласные звуки А-У. Их буквы. Фрукты. | 3 | Гласные звуки А-У, их буквы. Звуковой анализ звукосочетаний АУ, УА. Слова- предметы. | 3.10,6.10, 8.10 | ||
Звук И, буква И. Овощи – фрукты. | 3 | Гласный звук И, буква. Выделение первого ударного гласного звука И. звуковой анализ звукосочетаний АУИ, ИУА, УАИ. Слова – признаки. | 10.10, 13.10, 15.10 | ||
Звук Н, буква Н. Ягоды. | 2 | Согласный, звонкий звук Н, буква. Выделение последнего согласного звука Н в слогах, словах. Слова- предметы. | 17.10, 20.10 | ||
Звук М, буква М. Грибы. | 3 | Согласный звонкий звук М, буква. Выделение первого и последнего звука М в слогах, словах. Слова- предметы. | 22.10,24.10, 27.10 | ||
Звук П, буква П. Птицы. | 2 | Согласный глухой звук П, буква. Выделение звука П в конце слога, слова. Слова- действия. | 29.10,31.10 |
II четверть – 21час | ||||
Тема занятия | Кол-во часов | Отрабатываемые понятия и практические умения | Коррекционно- воспитательная Работа | Дата |
Звук Т, буква Т. Птицы осенью. | 3 | Согласный глухой звук Т, буква Т. Выделение звука Т в конце слога, слова. Слова – предметы, действия. | Формирование навыков организации учебной работы. Развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие внимания (произвольности, концентрации, переключения), всех видов памяти, мыслительных процессов. Развитие самоконтроля, формирование мотивации к занятиям. Формирование пространственно- временных представлений. Формирование зрительного гнозиса, анализа и синтеза. Развитие артикуляционной и мелкой моторики. | 10.11,12.11,14.11 |
Звуки П – Т, их буквы. Дикие животные. | 3 | Согласные глухие звуки П – Т, их буквы. Звуковой анализ слогов. Слова – предметы. | 17.11,19.11,21.11 | |
Звук К, буква К. Детёныши диких животных. | 3 | Согласный глухой звук К, буква К. Звуковой анализ слогов. Слова –предметы. | 24.11,26.11,28.11 | |
Звуки К-Т, их буквы. Обувь. | 3 | Согласные глухие звуки К-Т, их буквы. Выделение последнего глухого согласного звука К-Т в слогах, словах. Слова-предметы. | 1.12,3.12,5.12 | |
Звуки П – Т – К, их буквы. Головные уборы. | 3 | Согласные глухие звуки П – Т – К, их буквы. Звуковой анализ слогов, слов. Слова - предметы. | 8.12, 10.12, 12.12 | |
Звук Х, буква Х. Одежда. | 3 | Согласный глухой звук Х, буква Х. Выделение начального согласного звука Х. Звуковой анализ слогов, слов. Слова – предметы, признаки. | 15.12, 17.12, 19.12 | |
Звуки К – Х, их буквы. Новый год. | 3 | Согласные глухие звуки К – Х, их буквы. Звуковой анализ слогов, слов. Слова – признаки. | 22.12, 24.12, 26.12 | |
III четверть – 31 час | ||||
Тема занятия | Кол-во часов | Отрабатываемые понятия и практические умения | Коррекционно- воспитательная Работа | Дата |
Звук О, буква О. Ударение. Зима. | 3 | Гласный звук О, буква. Ударный гласный. Выделение гласного звука О под ударением после согласного. Звуковой анализ слов (кот, ток). Слова - признаки. | Формирование пространственно- временных представлений. Формирование зрительного гнозиса, анализа и синтеза. Развитие артикуляционной и мелкой моторики. Формирование навыков организации учебной работы. Развитие наблюдательности к языковым явлениям. Развитие внимания (произвольности, концентрации, переключения), всех видов памяти, мыслительных процессов. Развитие самоконтроля, формирование мотивации к занятиям. | 12.01,14.01,16.01 |
Звуки Ы – И, их буквы. Зимние забавы. | 3 | Гласные звуки Ы - И, их буквы. Выделение ударных гласных звуков Ы – И. Мягкость согласных. Звуковой анализ слов (дым, кит). Слова – действия. | 19.01,21.01,23.01 | |
Звук В, буква В. Зимующие птицы. | 3 | Согласный звонкий звук В, буква. Выделение звука В перед гласным. Определение места звука в слове. Слова – признаки. | 26.01,28.01,30.01 | |
Звук Ф, буква Ф. Посуда. | 3 | Согласный глухой звук Ф, буква. Звуковой анализ слогов, слов. Слова – предметы, признаки. | 2.02,4.02,6.02 | |
Звуки В – Ф, их буквы. Посуда. | 3 | Согласные звонкие и глухие В – Ф, их буквы. Звуковой анализ слов с этими буквами. Слова – признаки. | 9.02,11.02,13.02 | |
Согласные, гласные звуки. Слог. Игрушки. | 3 | Звуки согласные и гласные. Слогообразующая роль гласных. Слова – предметы. | 16.02,18.02,20.02 | |
Слог. Слово. Мебель. | 3 | Понятие «слог», «слово». Дифференциация слог – слово. Деление слов на слоги. Слова – предметы, признаки. | 23.02,25.02,27.02 | |
Предлог – отдельное слово. Транспорт. | 3 | Понятие «предлог». Предлоги НА, С, ПОД. Значение предлогов. | 2.03,4.03,6.03 | |
Предлоги. Домашние животные, их детёныши. | 3 | Предлоги У, ОКОЛО. Значении предлогов. Слова – предметы, признаки. | 9.03,11.03,13.03 | |
Предлоги. Продукты питания. | 3 | Предлоги ИЗ - ЗА, ИЗ - ПОД. Значение предлогов. Слова – действия. | 16.03,18.03,20.03 | |
IV четверть – 24 часа. | ||||
Тема занятия | Кол-во часов | Отрабатываемые понятия и практические умения | Коррекционно- воспитательная Работа | Дата |
Предложение. Слово. Перелётные птицы. | 4 | Понятие «предложение». Дифференциация предложения и слова. Определение количества слов в предложении. Слова – предметы, действия. | Формирование навыков организации учебной работы. Развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие внимания (произвольности, концентрации, переключения), всех видов памяти, мыслительных процессов. Развитие самоконтроля, формирование мотивации к занятиям. Формирование пространственно- временных представлений. Формирование зрительного гнозиса, анализа и синтеза. Развитие артикуляционной и мелкой моторики. | 6.04,8.04,10.04, 13.04 |
Предложение. Первоцветы. | 4 | Связь слов в предложении. Согласование числительных с существительными. Слова - предметы. | 15.04,17.04, 20.04, 22.04 | |
Предложение. Насекомые. | 5 | Схема простого предложения. Составление простого предложения по схеме. Согласование в числе, роде. Слова – предметы, признаки, действия. | 24.04, 27.04,29.04,4.05, 6.05 | |
Предложение. Текст. Весна. | 5 | Понятия «предложение», «текст». Деление текста на предложения. Определение количества предложений в тексте. Слова – признаки. | 11.05,13.05,15.05, 18.05,20.05 | |
Фронтальное обследование учащихся. | 6 | 22.05,25.05,27.05, 29.05 |
Учебно – методическое обеспечение коррекционно-логопедического процесса.
1. Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.
2. Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозайка», 2004г.
3. Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.
4. Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.
5. Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.
6. Каше,Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960 Г.
7. Городилова, В.И. и Родина. Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961г.
8. Ефименко, Л,Н,, Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.
9. Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.
10. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.
11. Костенко, Ф. Д. «Сборник диктантов». – М:, «Просвещение», 1972 г.
12. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
13. Седых, Н.А. «Воспитание правильной речи у детей». – М:, 2005 г.
14. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.
15. Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.
16. Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г.
17. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.
18. Филлипова, «Говори правильно». – М:, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.
19. Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.
20. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.
21. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.
22. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное» . – М:, «Просвещение
23. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.
24. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 5Л классе
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 5Л классе...
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 7Л классе
Рабочая программа...
Методические разработки к адаптированной рабочей программе логопедических занятий в 4 классе
Методические разработки...
Методические разработки к адаптированной рабочей программе логопедических занятий в 5 классе
Методические разработки...
Методические разработки к адаптированной рабочей программе логопедических занятий в 7 классе
Методические разработки...
Рабочая программа логопедических занятий для вторых классов
Рабочая программа адресована обучающимся вторых классов с нарушением письма и чтения, обусловленным ФФН на 1 учебный год.Программа составлена на основе «Инструктивно-методического письма о работе учит...
Индивидуальная адаптированная рабочая программа логопедического сопровождения (3кл.)
Программа составлена для индивидуальных занятий с учащимся 3 класса, с РАС....