Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе
рабочая программа на тему

Воронова Анна Валентиновна

Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №281

129 344, г. Москва, ул.Радужная, д.7

Тел./факс: +7(495) 471-28-55

sch-281@yandex.ru

ОКПО  301770061,

ОГРН 1117746676860, ИНН/КПП  7716696769/771601001

C:\Users\user\Dropbox\Отчеты для классного руководителя\Печать\Печать2.JPG

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

ГРУППА УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА,

ОБУСЛОВЛЕННЫМИ СИСТЕМНЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ ПРИ УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

4 «Л» КЛАСС

2014-2015 УЧ.Г.

Автор-составитель программы –

                                                                      учитель А.В.Воронова

                                                                           Москва

                                                                             2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Логопедическая работа в школе для детей с интеллектуальным нарушением является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. У одних детей недоразвитие речи может быть обусловлено уровнем интеллектуального недоразвития, у других кроме недоразвития речи могут наблюдаться различные речевые расстройства. РМ. Лалаева (1998) отмечает, что преобладающим в структуре речевых нарушений умственно отсталых детей является семантический дефект, и расстройства речи проявляются на фоне нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью имеют сложную структуру и стойкий характер. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмов при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи. Поэтому планирование занятий с такими детьми составлено с учетом принципа от «простого к сложному»; поэтапного формирования умственного действия; опора на сохранные психические функции. Занятия носят комплексный характер, осуществляется работа над развитием психических процессов, графомоторных навыков, артикуляционной и общей моторики, просодических компонентов. Кроме того, учитывая, что дисграфия у детей с интеллектуальным недоразвитием чаще всего сложная, планирование составлено таким образом, чтобы коррекционно-логопедическая работа осуществлялась над речевой системой в целом. Содержание логопедических занятий согласовано с программой по чтению, развитию речи, русскому языку и помимо коррекции речевого нарушения способствует подготовке детей к усвоению учебного материала. Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития детей. 

Цель: разработка последовательной, поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.

Программа состоит из следующих разделов:

 1) коррекция звукопроизношения;

2) коррекция фонематических процессов;

3) коррекционная работа на лексическом уровне;

 4) коррекционная работа на синтаксическом уровне;

 5) развитие связной речи.

Рабочая программа коррекционного обучения учащихся 4 класса разработана с учетом диагностических данных учащихся группы и на основе адаптированных основных  программ для детей  с умственной отсталостью.

В основу адаптации  положены рекомендации, данные в программах  специальных (коррекционных)  образовательных  учреждений VIII вида  под редакцией  И.М. Бгажноковой.

 Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя как субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств  языка ( произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. 

У учащихся с системным недоразвитием речи при умственной отсталости мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического  анализа, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения, недостаток формирования связной речи ( в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий. Овладение письмом и чтением учащихся с системным недоразвитием речи характеризуется, прежде всего, значительным качественным своеобразием на всех этапах формирования этих навыков.

   Программа составлена с учётом индивидуальных особенностей учащихся и речевого нарушения, а именно несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия: пропуски букв и слогов, перестановки букв и слогов, недописывание букв и слогов, слитное написание слов и произвольное деление, неумение определять границы слов в предложении, слитное написание предложений, замена одной буквы на другую, нарушение смягчения согласных.

В связи с этим,  коррекция системного недоразвития речи является необходимой в структуре логопедической работы с данной категорией детей. Нарушение речи препятствуют полноценному общению с людьми, приводит к речевой неуверенности в себе.  Поэтому своевременное преодоление нарушений письменной речи – залог успешного обучения учащихся по всем учебным предметам.

Методологические и теоретические основы программы

 Как и любая программа, “Программа логопедических занятий для учащихся школы VIII вида” имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

гуманизма- вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;

системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

деятельностного подхода- опоры коррекционно- развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

индивидуально- дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;

системного подхода- взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Теоретические положения программы:

  • Принцип развития, предполагающий анализ процесса возникновения дефекта (по Л.С. Выготскому)
  • Комплексный и системный подход. Направленность логопедической работы на всю речевую систему в целом, а также на развитие психических функций.
  • Принцип учета этиологии, механизмов, структуры речевого нарушения, степени выраженности речевого дефекта.
  • Принцип учета поэтапности формирования речевых умений (по П.Я.Гальперину, А.Н.Леонтьеву).
  • Взаимосвязи развития речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;
  • Принцип деятельностного подхода (с учетом структуры деятельности по А.Н. Леонтьеву: мотивационно-целевой – операциональный – этап контроля).
  • Современные научные положения о тесной связи в развитии перцептивных и моторных функций (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец и др.); теория взаимодействия речевой и ручной моторики (М.М. Кольцова, Н.И. Кузьмина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Л.В. Фомина и др.).
  • Принцип дифференцированного подхода.
  • Онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью ее развития в онтогенезе).
  • Кроме того, в коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи учитываются и общие дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности и др.

ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

- Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

Коррекция дефектов звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Совершенствование звуковых обобщений на основе анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

- Уточнение слов и обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к разным частям речи, уточнение и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

- Совершенствование умения строить предложение адекватно замыслу. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

 - Развитие навыков построения связного высказывания: установление логической последовательности, связности. Отбор языковых средств для построения высказывания.

- Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

   С учётом характера нарушения речи логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи, важно основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий. Это необходимо для того, чтобы от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления перейти к организации действия во внутреннем плане.

   Особенностью логопедической работы является максимальное включение анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности.

   Большое значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности: психические особенности ребёнка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи симптоматику речевых расстройств, их механизм. Характерной для логопедической работы в коррекционной школе является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме.

   Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с нарушением интеллекта, проводится частая смена видов деятельности, переключение ребёнка с одной формы работы на другую.

   Особенностью работы является тщательная дозировка заданий речевого материала. Специфика познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта обусловливает необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала, любая задача должна быть разложена на простейшие задачи.

   Одно и то же задание выполняется сначала на простом речевом материале, а затем - на более сложном.

Для эффективного усвоения правильных речевых навыков необходим определённый, не очень быстрый темп работы.

В связи с тем, что нарушение речи у таких детей носит стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормальными детьми.

   Планированию коррекционной логопедической работы предшествует комплексное обследование с целью установления степени общего недоразвития речи и индивидуальных проявлений дефекта.

   В процессе развития связной речи большое внимание уделяется формированию внутреннего программирования связных высказываний с постепенным их углублением и расширением. Необходимо проводить работу и над грамматическим оформлением связной речи. Развитие речи тесно связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения, особенно при отработке операций внутреннего программирования.

Организация работы по программе

 Коррекция нарушений речи учащихся школы VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.

 Учитель-логопед комплектует подгруппы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности.  Основной формой являются подгрупповые занятия. На занятия с подгруппой обучающихся отводится, как правило, 40 минут.

Количество часов указанных в программе примерное и может варироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

 Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

   Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе. В 4  классе лексический материал обогащается трудовой лексикой используемой на уроках трудового обучения.

В структуру занятия может входить:

 - упражнения для развития артикуляционной моторики;

 - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

 - дыхательная гимнастика;

Коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; Формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением, текстом;

- обогащение и активизация словарного запаса.

Направления данной программы

- Восполнение пробелов в формировании звуковой стороны речи;

- Восполнение пробелов в формировании лексико-грамматических средств языка.

Характеристика логопедической группы учащихся 4 «Л» класса.

 Учащиеся данной группы испытывают трудности при усвоении учебной программы.

Отмечаются:

  1. Нарушение фонетико-фонематических компонентов речевой системы:

- Недостаточность сформированности фонематических процессов: фонематического слуха, фонематического восприятия, представления, вследствие чего затруднен звукобуквенный анализ и синтез.

  1. Нарушение структуры слова:

* перестановки звуков и слогов;

* сокращение согласных при стечении;

* замены слогов.

- Обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны языка:

* в предметном словаре отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных, растений, профессий людей;

* смешивают родовые и видовые понятия;

* используют типовые и сходные названия (прямоугольный - квадрат).

- Лексические ошибки проявляются:

* в замене слов, близких по значению;

* в неточном употреблении и смешивании признаков.

- Трудности при образовании слов:

* с помощью увеличительных суффиксов;

* при употреблении уменьшительно–ласкательных суффиксов;

* в образовании сложных слов;

* при дифференциации приставочных глаголов (выдвинуть - подвинуть).

- В грамматическом оформлении речи отмечаются ошибки:

* в употреблении существительных родительного и винительного падежа множественного числа;

* согласования прилагательных с существительными;

* в согласовании числительных с существительными.

- Нарушения связной речи:

* нарушение логической последовательности;

* застревание на второстепенных деталях;

* пропуски главных событий.

   3. Психолофизиологические особенности:

* отсутствуют навыки организации учебной деятельности, учебной мотивации, низкий уровень самоконтроля;

* не сформированы процессы внимания, восприятия (переключаемость, устойчивость, концентрация, распределение);

* не достаточно сформирован навык пространственно – временных представлений, мыслительных операций.

Содержание рабочей программы

Форма и режим занятий

Групповые  занятия – 3 раза в неделю.

Продолжительность:

групповые – 40 минут.

Обучающиеся должны уметь:

(с помощью вопросов, схем, таблиц, карточек )

  1. Вычленять звуки из слов, правильно произносить звуки речи
  2. Различать гласные и согласные звуки и их буквы
  3. Уметь делить слово на слоги, производить звукобуквенный анализ доступных слов;
  4. Понимать слова, обозначающие названия предметов, их признаки, действия;
  5. Понимать назначение речи, различать понятия слово-предложение-текст. Понимать и использовать слова-термины (звук, слог, буква, гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий);

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

Выполнение тестовых заданий, слуховых  зрительных диктантов, письмо по памяти.

4 класс

(3 часа в неделю)

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА.

1.Обследование учащихся

2.Повторение изученного во 2-3 классах:

- развитие анализа структуры предложения;

- развитие слогового анализа и синтеза;

- развитие фонематического анализа и синтеза;

- дифференциация твердых и мягких согласных;

- дифференциация звонких и глухих согласных;

- дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;

- обозначение мягкости согласных на письме.

3. Дифференциация ФОНЕМ, ИМЕЮЩИХ АКУСТИКО-АРТИКУ-

ЛЯЦИОННОЕ СХОДСТВО

Звуки Л, ЛЬ. Буква Л. Звуки Р, РЬ. Буква Р. Дифференциация Л-Р.

Звук и буква К. Звук и буква X. Дифференциация К-Х.

Звук и буква Г. Дифференциация Г-К-Х, Звук и буква 0.

Звук и буква У. Дифференциация О-У.

4.Устранение оптической дисграфии и дислексии.

Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство П-Т, Б-Д, О-А.

Приемы работы: развитие зрительного восприятия и узнавания

зрительного гнозиса. Формирование буквенного гнозиса. Развитие

зрительной памяти. Формирование пространственного восприятия,

пространственных представлений, зрительно-пространственного

анализа и синтеза.

5.Устранение семантической дислексии.

6.Коррекционная работа на лексическом уровне.Ударение в слове. Схемы слого-ритмической структуры слов. Безударные

гласные.

7. Подведение итогов: написание детьми диктанта, логопедический

утренник.

Программа рассчитана на групповые и подгрупповые занятия.

Рекомендуется использование следующих наглядных пособий:

- для слогового синтеза: слоговые кубики;

- для дифференциации акустически сходных звуков - лото на соответствующую

пару звуков;

- для устранения оптической дисграфии - при изучении каждой буквы

сравнивать образец буквы с наложенным и зашумленным изображением,

отличать правильное изображение на карточке от сходного.

Календарно- тематическое планирование логопедических занятий

Тема занятия

Кол-во

часов

Отрабатываемые понятия и практические умения

Коррекционно- воспитательная

Работа

  Дата

1четверть – 27 часов

Обследование учащихся

6

1.09, 3.09,

5.09, 8.09, 10.09, 12.09

Звуки и буквы.

Золотая осень.

2

Понятие «звук», «буква». Дифференциация звук- буква. Характеристика гласных и согласных звуков.

Слова- предметы.

Формирование навыков организации учебной работы. Развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие внимания (произвольности, концентрации, переключения), всех видов памяти, мыслительных процессов. Развитие самоконтроля, формирование мотивации к занятиям. Формирование пространственно- временных представлений. Формирование зрительного гнозиса, анализа и синтеза. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

15.09,17.09

Звук У, буква У.

Школа.

3

Гласный звук У, буква. Выделение начального ударного гласного У.

Слова- предметы.

19.09,22.09,24.09

Звук А, буква А.

Овощи.

3

Гласный звук А, буква. Выделение начального ударного гласного А.

Слова – предметы.

26.09,29.09,1.10

Гласные звуки А-У. Их буквы.

Фрукты.

3

Гласные звуки А-У, их буквы. Звуковой анализ звукосочетаний АУ, УА.

Слова- предметы.

3.10,6.10,

8.10

Звук И, буква И.

Овощи – фрукты.

3

Гласный звук И, буква. Выделение первого ударного гласного звука И. звуковой анализ звукосочетаний АУИ, ИУА, УАИ.

Слова – признаки.

10.10,

13.10, 15.10

Звук Н, буква Н.

Ягоды.

2

Согласный, звонкий звук Н, буква. Выделение последнего согласного звука Н в слогах, словах.

Слова- предметы.

17.10, 20.10

Звук М, буква М.

Грибы.

3

Согласный звонкий звук М, буква. Выделение первого и последнего звука М в слогах, словах.

Слова- предметы.

22.10,24.10,

27.10

Звук П, буква П.

Птицы.

2

Согласный глухой звук П, буква. Выделение звука П в конце слога, слова.

Слова- действия.

29.10,31.10

II четверть – 21час

Тема занятия

Кол-во

часов

Отрабатываемые понятия и практические умения

Коррекционно- воспитательная

Работа

  Дата

Звук Т, буква Т.

Птицы осенью.

3

Согласный глухой звук Т, буква Т. Выделение звука Т в конце слога, слова. Слова –  предметы, действия.

Формирование навыков организации учебной работы. Развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие внимания (произвольности, концентрации, переключения), всех видов памяти, мыслительных процессов. Развитие самоконтроля, формирование мотивации к занятиям. Формирование пространственно- временных представлений. Формирование зрительного гнозиса, анализа и синтеза. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

10.11,12.11,14.11

Звуки П – Т, их буквы.

Дикие животные.

3

Согласные глухие звуки П – Т, их буквы. Звуковой анализ слогов. Слова – предметы.

17.11,19.11,21.11

Звук К, буква К.

 Детёныши диких животных.

3

Согласный глухой звук К, буква К. Звуковой анализ слогов. Слова –предметы.

24.11,26.11,28.11

Звуки К-Т, их буквы.

 Обувь.

3

Согласные глухие звуки К-Т, их буквы. Выделение последнего глухого согласного звука К-Т в слогах, словах. Слова-предметы.

1.12,3.12,5.12

Звуки П – Т – К, их буквы. Головные уборы.

3

Согласные глухие звуки П – Т – К, их буквы. Звуковой анализ слогов, слов. Слова - предметы.

8.12, 10.12, 12.12

Звук Х, буква Х. Одежда.

3

Согласный глухой звук Х, буква Х. Выделение начального согласного звука Х. Звуковой анализ слогов, слов.

Слова – предметы, признаки.

15.12, 17.12, 19.12

Звуки К – Х, их буквы. Новый год.

3

Согласные глухие звуки К – Х, их буквы. Звуковой анализ слогов, слов. Слова – признаки.

22.12, 24.12, 26.12

III четверть – 31 час

Тема занятия

Кол-во

часов

Отрабатываемые понятия и практические умения

Коррекционно- воспитательная

Работа

  Дата

Звук О, буква О. Ударение. Зима.

3

Гласный звук О, буква. Ударный гласный. Выделение гласного звука О под ударением после согласного. Звуковой анализ слов (кот, ток). Слова - признаки.

Формирование пространственно- временных представлений. Формирование зрительного гнозиса, анализа и синтеза. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Формирование навыков организации учебной работы. Развитие наблюдательности к языковым явлениям. Развитие внимания (произвольности, концентрации, переключения), всех видов памяти, мыслительных процессов. Развитие самоконтроля, формирование мотивации к занятиям.

12.01,14.01,16.01

Звуки Ы – И, их буквы.

Зимние забавы.

3

Гласные звуки Ы - И, их буквы. Выделение ударных гласных звуков Ы – И. Мягкость согласных.  Звуковой анализ слов (дым, кит). Слова – действия.

19.01,21.01,23.01

Звук В, буква В.

Зимующие птицы.

3

Согласный звонкий звук В, буква. Выделение звука В перед гласным. Определение места звука в слове.

Слова – признаки.

26.01,28.01,30.01

Звук Ф, буква Ф. Посуда.

3

Согласный глухой звук Ф, буква. Звуковой анализ слогов, слов. Слова – предметы, признаки.

2.02,4.02,6.02

Звуки В – Ф, их буквы. Посуда.

3

Согласные звонкие и глухие В – Ф, их буквы. Звуковой анализ слов с этими буквами. Слова – признаки.

9.02,11.02,13.02

Согласные, гласные звуки. Слог. Игрушки.

3

Звуки согласные и гласные. Слогообразующая роль гласных. Слова – предметы.

16.02,18.02,20.02

Слог. Слово. Мебель.

3

Понятие «слог», «слово». Дифференциация слог – слово. Деление слов на слоги. Слова – предметы, признаки.

23.02,25.02,27.02

Предлог – отдельное слово.

Транспорт.

3

Понятие «предлог». Предлоги НА, С, ПОД. Значение предлогов.

2.03,4.03,6.03

Предлоги. Домашние животные, их детёныши.

3

Предлоги У, ОКОЛО. Значении предлогов. Слова – предметы, признаки.

9.03,11.03,13.03

Предлоги.  Продукты питания.

3

Предлоги ИЗ - ЗА, ИЗ - ПОД. Значение предлогов. Слова – действия.

16.03,18.03,20.03

IV четверть – 24 часа.

Тема занятия

Кол-во

часов

Отрабатываемые понятия и практические умения

Коррекционно- воспитательная

Работа

  Дата

Предложение. Слово. Перелётные птицы.

4

Понятие «предложение». Дифференциация предложения и слова. Определение количества слов в предложении. Слова – предметы, действия.

Формирование навыков организации учебной работы. Развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие внимания (произвольности, концентрации, переключения), всех видов памяти, мыслительных процессов. Развитие самоконтроля, формирование мотивации к занятиям. Формирование пространственно- временных представлений. Формирование зрительного гнозиса, анализа и синтеза. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

6.04,8.04,10.04,

13.04

 Предложение. Первоцветы.

4

Связь слов в предложении. Согласование числительных с существительными. Слова - предметы.

15.04,17.04, 20.04,

22.04

Предложение.

Насекомые.

5

Схема простого предложения. Составление простого предложения по схеме. Согласование в числе, роде. Слова – предметы, признаки, действия.

24.04,

27.04,29.04,4.05, 6.05

Предложение. Текст. Весна.

5

Понятия «предложение»,  «текст». Деление текста на предложения. Определение количества предложений в тексте.

Слова – признаки.

11.05,13.05,15.05,

18.05,20.05

Фронтальное обследование учащихся.

6

22.05,25.05,27.05,

29.05

Учебно – методическое обеспечение коррекционно-логопедического процесса.

1. Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.

2. Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозайка», 2004г.

3. Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.

4. Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.

5. Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.

6. Каше,Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960 Г.

7. Городилова, В.И. и Родина. Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961г.

8. Ефименко, Л,Н,, Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.

9. Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

10. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

11. Костенко, Ф. Д. «Сборник диктантов». – М:, «Просвещение», 1972 г.

12. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.

13. Седых, Н.А. «Воспитание правильной речи у детей». – М:, 2005 г.

14. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.

15. Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.

16. Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г.

17. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

18. Филлипова, «Говори правильно». – М:, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.

19. Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.

20. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

21. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.

22. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное» . – М:, «Просвещение

23. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.

24. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 5Л классе

Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 5Л классе...

Рабочая программа логопедических занятий для вторых классов

Рабочая программа адресована обучающимся вторых классов с нарушением письма и чтения, обусловленным ФФН на 1 учебный год.Программа составлена на основе «Инструктивно-методического письма о работе учит...

Индивидуальная адаптированная рабочая программа логопедического сопровождения (3кл.)

Программа составлена для индивидуальных занятий с учащимся 3 класса, с РАС....