Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 5Л классе
рабочая программа на тему
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 5Л классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programma_logopedicheskih_zanyatiy_v_5l_klass.doc | 238.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №281
129 344, г. Москва, ул.Радужная, д.7
Тел./факс: +7(495) 471-28-55
ОКПО 301770061,
ОГРН 1117746676860, ИНН/КПП 7716696769/771601001
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
ГРУППА УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА,
ОБУСЛОВЛЕННЫМИ СИСТЕМНЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ ПРИ УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
5 «Л» КЛАСС
2014-2015 УЧ.Г.
Автор-составитель программы –
учитель А.В.Воронова
Москва
2014
Пояснительная записка.
Цель: разработка последовательной, поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.
Программа состоит из следующих разделов:
1) коррекция звукопроизношения;
2) коррекция фонематических процессов;
3) коррекционная работа на лексическом уровне;
4) коррекционная работа на синтаксическом уровне;
5) развитие связной речи.
Рабочая программа коррекционного обучения учащихся 5 класса разработана с учетом диагностических данных учащихся группы и на основе адаптированных основных программ для детей с умственной отсталостью.
В основу адаптации положены рекомендации, данные в программах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя как субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка ( произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
У учащихся с системным недоразвитием речи при умственной отсталости мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения, недостаток формирования связной речи ( в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий. Овладение письмом и чтением учащихся с системным недоразвитием речи характеризуется, прежде всего, значительным качественным своеобразием на всех этапах формирования этих навыков.
Программа составлена с учётом индивидуальных особенностей учащихся и речевого нарушения, а именно несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия: пропуски букв и слогов, перестановки букв и слогов, недописывание букв и слогов, слитное написание слов и произвольное деление, неумение определять границы слов в предложении, слитное написание предложений, замена одной буквы на другую, нарушение смягчения согласных.
В связи с этим, коррекция системного недоразвития речи является необходимой в структуре логопедической работы с данной категорией детей. Нарушение речи препятствуют полноценному общению с людьми, приводит к речевой неуверенности в себе. Поэтому своевременное преодоление нарушений письменной речи – залог успешного обучения учащихся по всем учебным предметам.
Методологические и теоретические основы программы
Как и любая программа, “Программа логопедических занятий для учащихся школы VIII вида” имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- гуманизма- вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;
- системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода- опоры коррекционно- развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально- дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;
- системного подхода- взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Теоретические положения программы:
- Принцип развития, предполагающий анализ процесса возникновения дефекта (по Л.С. Выготскому)
- Комплексный и системный подход. Направленность логопедической работы на всю речевую систему в целом, а также на развитие психических функций.
- Принцип учета этиологии, механизмов, структуры речевого нарушения, степени выраженности речевого дефекта.
- Принцип учета поэтапности формирования речевых умений (по П.Я.Гальперину, А.Н.Леонтьеву).
- Взаимосвязи развития речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;
- Принцип деятельностного подхода (с учетом структуры деятельности по А.Н. Леонтьеву: мотивационно-целевой – операциональный – этап контроля).
- Современные научные положения о тесной связи в развитии перцептивных и моторных функций (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец и др.); теория взаимодействия речевой и ручной моторики (М.М. Кольцова, Н.И. Кузьмина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Л.В. Фомина и др.).
- Принцип дифференцированного подхода.
- Онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью ее развития в онтогенезе).
- Кроме того, в коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи учитываются и общие дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности и др.
ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
Коррекция дефектов звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Совершенствование звуковых обобщений на основе анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
- Уточнение слов и обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к разным частям речи, уточнение и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
- Совершенствование умения строить предложение адекватно замыслу. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
- Развитие навыков построения связного высказывания: установление логической последовательности, связности. Отбор языковых средств для построения высказывания.
- Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
С учётом характера нарушения речи логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи, важно основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий. Это необходимо для того, чтобы от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления перейти к организации действия во внутреннем плане.
Особенностью логопедической работы является максимальное включение анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности.
Большое значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности: психические особенности ребёнка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи симптоматику речевых расстройств, их механизм. Характерной для логопедической работы в коррекционной школе является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме.
Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с нарушением интеллекта, проводится частая смена видов деятельности, переключение ребёнка с одной формы работы на другую.
Особенностью работы является тщательная дозировка заданий речевого материала. Специфика познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта обусловливает необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала, любая задача должна быть разложена на простейшие задачи.
Одно и то же задание выполняется сначала на простом речевом материале, а затем - на более сложном.
Для эффективного усвоения правильных речевых навыков необходим определённый, не очень быстрый темп работы.
В связи с тем, что нарушение речи у таких детей носит стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормальными детьми.
Планированию коррекционной логопедической работы предшествует комплексное обследование с целью установления степени общего недоразвития речи и индивидуальных проявлений дефекта.
В 5 классе у учащихся нарушение письма сопровождается распространёнными орфографическими ошибками. Это объясняется тем, что применение правил требует достаточно высокого уровня усвоения языковых закономерностей, сформированности языковых обобщений.
В процессе развития связной речи большое внимание уделяется формированию внутреннего программирования связных высказываний с постепенным их углублением и расширением. Необходимо проводить работу и над грамматическим оформлением связной речи. Развитие речи тесно связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения, особенно при отработке операций внутреннего программирования.
Организация работы по программе
Коррекция нарушений речи учащихся школы VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.
Учитель-логопед комплектует подгруппы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности. Основной формой являются подгрупповые занятия. На занятия с подгруппой обучающихся отводится, как правило, 40 минут.
Количество часов указанных в программе примерное и может варироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
Характеристика логопедической группы учащихся 5«Л» класса.
Учащиеся данной группы испытывают трудности при усвоении учебной программы.
Отмечаются:
- Нарушение фонетико-фонематических компонентов речевой системы:
- Недостаточность сформированности фонематических процессов: фонематического слуха, фонематического восприятия, представления, вследствие чего затруднен звукобуквенный анализ и синтез.
- Нарушение структуры слова:
* перестановки звуков и слогов;
* сокращение согласных при стечении;
* замены слогов.
- Обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны языка:
* в предметном словаре отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных, растений, профессий людей;
* смешивают родовые и видовые понятия;
* используют типовые и сходные названия (прямоугольный - квадрат).
- Лексические ошибки проявляются:
* в замене слов, близких по значению;
* в неточном употреблении и смешивании признаков.
- Трудности при образовании слов:
* с помощью увеличительных суффиксов;
* при употреблении уменьшительно–ласкательных суффиксов;
* в образовании сложных слов;
* при дифференциации приставочных глаголов (выдвинуть - подвинуть).
- В грамматическом оформлении речи отмечаются ошибки:
* в употреблении существительных родительного и винительного падежа множественного числа;
* согласования прилагательных с существительными;
* в согласовании числительных с существительными.
- Нарушения связной речи:
* нарушение логической последовательности;
* застревание на второстепенных деталях;
* пропуски главных событий.
3. Психолофизиологические особенности:
* отсутствуют навыки организации учебной деятельности, учебной мотивации, низкий уровень самоконтроля;
* не сформированы процессы внимания, восприятия (переключаемость, устойчивость, концентрация, распределение);
* не достаточно сформирован навык пространственно – временных представлений, мыслительных операций.
Содержание рабочей программы
Форма и режим занятий
Групповые занятия – 2 раза в неделю.
Продолжительность:
групповые – 40 минут.
Обучающиеся должны уметь:
(с помощью вопросов, схем, таблиц, карточек )
- Вычленять звуки из слов, правильно произносить звуки речи
- Различать гласные и согласные звуки и их буквы
- Уметь делить слово на слоги, производить звукобуквенный анализ доступных слов;
- Понимать слова, обозначающие названия предметов, их признаки, действия;
- Понимать назначение речи, различать понятия слово-предложение-текст. Понимать и использовать слова-термины (звук, слог, буква, гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий);
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
Выполнение тестовых заданий, слуховых зрительных диктантов, письмо по памяти.
Содержание программного материала:
Обследование.
- Обследование состояния речи и неречевых психических функций.
- Выявление структуры и механизмов речевых нарушений.
- Заполнение речевой карты.
Первый период обучения.
(сентябрь, октябрь.)
- Выработка чёткого координированного движения органов речевого аппарата.
- Работа над установкой диафрагмального дыхания.
- Работа над мягкой атакой голоса. Выработка умения пользоваться тихим и громким голосом.
Слоговая структура слова.
- Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова.
- Работа над двухсложными словами без стечения согласных.
- Работа над трёхсложными словами без стечения согласных.
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.
1.Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков.
2. Выделение ударных гласных в словах.
3. Анализ звукосочетаний, слов.
4. Определение количества звуков в слове.
Грамматический строй речи.
- Отработка падежных окончаний существительных ед. числа.
- Преобразование существительных ед. и мн. числа.
- Согласование глаголов с существительными ед. и мн. числа.
- Согласование притяжательного местоимения «мой» с именами существительными.
- Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
- Согласование числительных с существительными.
Связная речь.
- Составление простых распространённых предложений.
- Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
- Обучение составлению описательных рассказов по теме: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы».
- Работа над диалогической речью.
Второй период обучения.
(ноябрь, декабрь, январь, февраль.)
Развитие общих неречевых навыков.
- Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи.
- Познакомить с различными видами интонации.
Слоговая структура слова
1.Работа над структурой слова со стечением согласных в начале слова, в середине, в конце.
2. Работа над структурой трёхсложных слов со стечением согласных в начале слова.
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.
1. Выделение гласных звуков в конце слова под ударением.
2. Выделение гласных звуков в трёхзвучных словах.
3. Дифференциация твёрдых и мягких согласных в изолированном положении, в слогах, словах.
4. Выделение твёрдых и мягких звуков в начале и в конце слова.
Лексика.
- Осень (перелётные птицы).
- Одежда (обувь, головные уборы).
- Домашние животные.
- Поздняя осень (дикие животные).
- Продукты.
- Зима (зимующие птицы).
- Ёлка (Новый год).
- Животные севера и жарких стран.
- Транспорт.
- Профессии.
- Зоопарк.
Грамматический строй речи.
(по лексическим темам 2 периода)
1.Закрепить употребление падежных окончаний существительных ед. ч..
2. Закрепить употребление окончаний существительных в И.п. мн.ч..
3. Согласование прилагательных в роде, числе, падеже.
4. Практическое употребление простых предлогов места (в, на, за, под, над) и движения (в, из, к, от, по).
5. Образование притяжательных прилагательных.
6. образование существительных ед. и мн. ч..
7. Согласование числительных «два», «пять» с существительными.
Связная речь.
1.обучение пересказу и составлению рассказа по картине, по серии картин.
Третий период обучения.
(март, апрель, май)
Общие речевые навыки.
- Продолжение работы над речевым дыханием.
- Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью.
Слоговая структура слова.
- Закрепление слоговой структуры двухсложных слов со стечением согласных.
- Работа над трёхсложными словами со стечением согласных.
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.
- Анализ трёхзвуковых слов с гласными а, о, у, ы, и, э. Составление схемы слова.
- Дифференциация на слух парных согласных.
Лексика. (смотреть 2 период).
Грамматический строй речи.
- Закрепление употребления падежных окончаний существительных ед. и мн. ч..
- Согласование числительных «два», «пять» с существительными.
- Закрепление употребления простых предлогов.
- Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.
Связная речь.
1.Обучение пересказу и составлению рассказа по картине, по серии картин.
Календарно-тематическое планирование
1 четверть
№ | Название раздела, темы логопедического занятия | Задачи | Количество часов | Дата |
Обследование | ||||
1. | Обследование импрессивной речи. | Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста. | 1 | 2.09 |
2. | Обследование связной речи. | Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания | 1 | 4.09 |
3. | Обследование словарного запаса. | Выявить соответствует ли словарь возрастной категории. | 1 | 9.09 |
4. | Обследование грамматического строя речи. | Выявить правильность построения грамматической структуры предложения. | 1 | 11.09 |
5. | Обследование слоговой структуры слова. | Выявить степень владения слоговой структурой. | 1 | 16.09 |
6. | Обследование письма. | Выявить наличие нарушений письма. | 1 | 18.09 |
7. | Обследование чтения. | Выявить наличие нарушений чтения. | 1 | 23.09 |
Предложение | ||||
8.
| Понятие о предложении. Простое предложение. | Закрепить понятие о предложении. Закрепить различие в понятиях «предложение» и «слово». | 1 | 25.09 |
10. | Знаки препинания в конце предложения. | Закрепить умение детей слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения. | 1 | 2.10 |
11. | Простое распространенное предложение. | Закрепить у детей понятие об интонационной законченности предложения, навык составления схемы предложения, опираясь на слуховое восприятие. | 1 | 7.10 |
13. | Согласование слов в предложении. | Показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений. | 1 | 9.10 |
Предлоги | ||||
15. | Предлоги. | На практическом уровне закрепить знания о предлогах. | 1 | 14.10 |
16. | Предлоги НА. В | Закрепить правописание предлогов со словами. | 1 | 16.10 |
17. | Дифференциация предлогов НА-В. | Закрепить практические навыки на письме, в устной речи. | 1 | 21.10 |
18. | Предлоги С(СО). ИЗ | На практическом уровне закрепить знания о предлогах. Закрепить правописание предлогов со словами. | 1 | 23.10 |
19. | Предлог ПО,К | Закрепить правописание предлогов со словами. | 1 | 28.10 |
20. | Предлоги ЗА. ИЗ-ЗА. | На практическом уровне закрепить знания о предлогах | 1 | 30.10 |
2 четверть
№ | Название раздела, темы логопедического занятия | Задачи | Количество часов | Дата |
1 | Предлоги над, под. | Закрепить практические навыки правописания предлогов со словами. | 1 | 10.11 |
2 | Предлоги под, из-под. | Закрепить отличительные признаки этих предлогов. | 1 | 13.11 |
Звуковой анализ | ||||
3 | Гласные звуки. | Совершенствовать умение различать гласные на слух, в произношении и на письме. | 1 | 17.11 |
4 | Сходство парных гласных. | Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство. | 1 | 20.11 |
Твердые и мягкие согласные | ||||
5 | Твердые и мягкие согласные | Формирование навыка различать на слух твердое и мягкое звучание согласных. | 1 | 24.11 |
6 | Обозначение мягкости согласных посредством «ь». | Формирование навыка выделять на слух мягкие согласные на конце слова. | 1 | 27.11 |
7 | Обозначение мягкости согласного гласными 2-го ряда. | Учить детей слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда | 1 | 2.12 |
Состав слова | ||||
8 | Родственные слова. | Совершенствовать умение подбирать родственные слова. | 1 | 4.12 |
9 | Корень слова. | Упражнять в подборе однокоренных слов. | 1 | 9.12 |
10 | Сложные слова. | Познакомить учащихся с понятием «сложные слова». Учить выделять в сложных словах корни и соединительные гласные. | 1 | 11.12 |
11 | Приставка. Образование слов при помощи приставок. | Учить образовывать новые слова с помощью приставок. | 1 | 16.12 |
12 | Суффикс. Суффиксальное образование слов. | Учить образовывать новые слова с помощью суффиксов. | 1 | 18.12 |
13 | Окончание в словах. Закрепление темы «состав слова». | Учить правильно употреблять формы слов (в зависимости от контекста). Закрепить знания учащихся по теме, тренировочные упражнения. | 1 | 23.12 |
14 | Дифференциация предлогов и приставок. | Учить различать предлоги и приставки, правильно оформлять их в письменной речи. | 1 | 25.12 |
3 четверть
№ | Название раздела, темы логопедического занятия | Задачи | Количество часов | Дата |
Словосочетание | ||||
1 | Словосочетание: Согласование имён существительных с глаголами в числе. | Упражнять учащихся в практическом использовании категории числа. | 1 | 13.01 |
2 | Словосочетание: Согласование имён существительных с прилагательными в числе. | Упражнять учащихся в практическом использовании категории числа. | 1 | 15.01 |
3 | Согласование существительных с глаголами в роде. | Упражнять учащихся правильно соотносить глагольные окончания с родом существительных. | 1 | 20.01 |
4 | Согласование существительных с прилагательными в роде. | Учить правильно соотносить окончания прилагательных с родом имени существительного, используя вопросы «какой?», (-ая?), )-ое). | 1 | 22.01 |
5 | Словосочетания, образованные по типу управления. | Закрепить умение правильно употреблять грамматические формы имени существительного, ставя соответствующие вопросы. | 1 | 27.01 |
6 | Проверочный диктант по теме «Словосочетание». | Проверить уровень знаний учащихся по теме «Словосочетание». | 1 | 29.01 |
7 | Закрепление падежных форм. | Тренировать в изменении падежных форм имени существительного. | 1 | 3.02 |
Предложение | ||||
8 | Предложение: Словосочетание и предложение. | Совершенствовать умение отличать сочетания слов от законченного предложения. | 1 | 5.02 |
9 | Работа с деформированным предложением. | Совершенствовать умение составлять грамматически правильное предложение. | 1 | 10.02 |
10 | Повествовательное предложение. | Формировать представление об интонации и о знаках препинания. | 1 | 12.02 |
11 | Вопросительное предложение. | Формировать представление об интонации и о знаках препинания. | 1 | 17.02 |
12 | Восклицательное предложение. | Формировать представление об интонации и о знаках препинания. | 1 | 19.02 |
13 | Сложное предложение: сложносочинённое. (Союз» И»). | Тренировать учащихся в составлении сложносочинённых предложений. | 1 | 24.02 |
14 | Сложное предложение: сложносочинённое. (Союз «А»,»но»). | Тренировать учащихся в составлении сложносочинённых предложений. | 1 | 26.02 |
15 | Сложноподчинённое предложение. (Союз «потому что»). | Тренировать учащихся в составлении сложноподчинённых предложений. | 1 | 2.03 |
16 | Сложноподчинённое предложение. (Союз «чтобы»). | Тренировать учащихся в составлении сложноподчинённых предложений. | 1 | 4.03 |
17 | Простое предложение. | Учить составлять простые предложения. | 1 | 9.03 |
18 | Распространение предложений. | Упражнять учащихся в распространении предложений. | 1 | 11.03 |
19 | Выделение предложений из сплошного текста. | Тренировать учащихся в выделении простых и сложных предложений из сплошного текста, правильно расставлять знаки препинания на письме. | 1 | 16.03 |
20 | Связь слов в предложении. (Проверочные задания). | Закрепить знания о предложении. | 1 | 18.03 |
21 | Проверочный диктант по теме « Предложение». | Проверить уровень знаний учащихся по теме «Предложение». | 1 | 23.03 |
22 | Связь слов в предложении | Закрепить знания о предложении. | 1 | 25.03 |
4 четверть
№ | Название раздела, темы логопедического занятия | Задачи | Количество часов | Дата |
Текст | ||||
1 | Восстановление деформированного текста (3 части). | Закрепить умение определять последовательность частей в повествовательном тексте. | 1 | 6.04 |
2 | Восстановление деформированного текста | Закрепить умение определять последовательность частей в повествовательном тексте. | 1 | 8.04 |
3 | Пересказ текста по опорным словам и вопросам. | Закреплять умение связно излагать текст по вопросам и опорным словам. | 1 | 13.04 |
4 | Составление плана текста. Пересказ по плану. | Закреплять умение составлять план текста. Закреплять умение составлять план текста и пересказывать с опорой на план | 1 | 15.04 |
5 | Выборочный пересказ. Краткий пересказ | Формировать умение отбирать материал, соответствующий теме, из всего рассказа. Закреплять умение определять тему и основную мысль текста. Формировать умение сокращать текст. | 1 | 20.04 |
6 | Составление заключения к рассказу. | Формировать умение составлять заключительную часть к данному тексту. | 1 | 22.04 |
7 | Составление вступления к рассказу. | Формировать умение составлять вступительную часть к данному тексту. | 1 | 27.04 |
8 | Какие бывают тексты: повествование. | Закреплять умение последовательно пересказывать содержание рассказа, устанавливать причинно-следственные связи. | 1 | 29.04 |
9 | Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Описание. | Закреплять умение связно излагать текст. Познакомить особенностями описательного текста. | 1 | 4.05 |
10 | Составление рассказа- описания. | Формировать умение использовать прилагательные в описательном тексте. | 1 | 6.05 |
11 | Рассуждение. | Познакомить с рассуждением, его структурой. Формировать умение отличать рассуждение от других типов речи. | 1 | 11.05 |
12 | Составление рассказа с элементами рассуждения. | Формировать умение использовать элементы рассуждения в тексте. | 1 | 13.05 |
Обследование | ||||
13 | Фронтальное обследование. | 1 | 18.05 | |
14 | Фронтальное обследование. | 1 | 20.05 | |
15 | Фронтальное обследование. | 1 | 25.05 | |
16 | Фронтальное обследование. | 1 | 27.05 |
Учебно – методическое обеспечение коррекционно-логопедического процесса.
1. Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.
2. Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозайка», 2004г.
3. Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.
4. Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.
5. Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.
6. Каше,Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960 Г.
7. Городилова, В.И. и Родина. Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961г.
8. Ефименко, Л,Н,, Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.
9. Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.
10. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.
11. Костенко, Ф. Д. «Сборник диктантов». – М:, «Просвещение», 1972 г.
12. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
13. Седых, Н.А. «Воспитание правильной речи у детей». – М:, 2005 г.
14. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.
15. Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.
16. Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г.
17. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.
18. Филлипова, «Говори правильно». – М:, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.
19. Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.
20. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.
21. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.
22. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное» . – М:, «Просвещение
23. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.
24. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе...
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 7Л классе
Рабочая программа...
Методические разработки к адаптированной рабочей программе логопедических занятий в 4 классе
Методические разработки...
Методические разработки к адаптированной рабочей программе логопедических занятий в 5 классе
Методические разработки...
Методические разработки к адаптированной рабочей программе логопедических занятий в 7 классе
Методические разработки...
Рабочая программа логопедических занятий для вторых классов
Рабочая программа адресована обучающимся вторых классов с нарушением письма и чтения, обусловленным ФФН на 1 учебный год.Программа составлена на основе «Инструктивно-методического письма о работе учит...
Индивидуальная адаптированная рабочая программа логопедического сопровождения (3кл.)
Программа составлена для индивидуальных занятий с учащимся 3 класса, с РАС....