Технологическая карта урока математики в 7 классе по теме "Обыкновенные дроби"
план-конспект урока (7 класс) на тему

Герасимова Светлана Александровна

Технологическая карта урока математики в 7 классе по теме "Обыкновенные дроби", направленные на формирование БУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obyknovennye_drobi_gerasimova_s_a.doc537 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока, направленного на формирование УУД

Предмет ___математика _________________________________

Учитель _______С. А. Герасимова_______________ Класс _________7____________________________

Автор учебника математика для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Т. В. Алышева.

Тема урока __ Образование дробей и смешанных чисел. Правильные и неправильные дроби.___________

Место урока в теме: Данный урок является 1-ым уроком в разделе «Обыкновенные дроби». Урок по теме «Образование дробей и смешанных чисел. Правильные и неправильные дроби» является подготовительным к урокам на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями и с дальнейшим изучением темы «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Тип урока _____комбинированный__________________________________________________

Форма урока ___групповая__________________________________________________________

  1. Блок  целеполагания

Общедидактическая цель (в зависимости  от типа урока)

Создать условия для актуализации знаний и умений, для повторения и уточнения понятия и его видов.

Задачи:

  1. Воспитательные

Создать условия для развития нравственных качеств личности для успешной исполнительской деятельности. Способствовать обеспечению положительной обратной связи через понимание, оценку и принятие учебной задачи. Удовлетворять потребность учащихся в совместной деятельности.

  1. коррекционно-развивающие

Корригировать навыки мыслительной деятельности (операции сравнения, анализа, обобщения и классификации) через понятие и различение обыкновенных дробей. Корригировать связную математическую речь через чтение дробей и смешанных чисел, произвольную память и внимание  через различные задания с обыкновенными дробями.

  1. образовательные

Повторить образование, чтение и запись обыкновенных дробей и их виды. Повторить понятие обыкновенных дробей через конкретизацию знаний жизненно – практического опыта.

Предполагаемые результаты

Личностные

Метапредметные

Жизненные компетенции

Предметные

познавательные

регулятивные

коммуникативные

Развитие представлений о применении математических знаний в жизни.

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

активное использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

 умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; 

готовность слушать собеседника и вести диалог;

готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Усвоение понятия обыкновенных дробей и их видов, а также понятие смешанных чисел.

  1. Инструментальный   блок.

Основные понятия:

- предметные: Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.

- метапредметные: Толкование терминов через жизненно-практический опыт обучающихся.

Межпредметные связи

Геометрический материал, СБО

Формы организации деятельности

Г;И;Ф

Технология  ( на этапе …)

Уровневая дифференциация (с самого начала урока учащиеся сидят в группах по возможностям обучения математике, в течение урока руководители групп (подготовленные учащиеся) ставят оценки в дневниках групп каждому её члену за выполненные задания. Затем выводится общая оценка. Учитель за индивидуальные задания у доски и при устном счёте ставит оценки сам, контролирует работу руководителей групп).

ИКТ

Ресурсы

- для учителя: рисунки (предметы, поделенные на части), интерактивный комплекс, учебник, презентация, карточки с дробями, карточки для работ в группах.

- для обучающихся: карточки с цифрами (раздаточный материал), счётные палочки, интерактивный комплекс, цветные карандаши, линейки, учебник, цветовые книжки, дневники групп.

  1. Организационно - деятельностный блок.

п/п

Этапы урока

Цели этапа

Методы и

приёмы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Орг. момент  (мотивация к учебной деятельности)

Включение в  учебную деятельность на личностно значимом уровне

Эмоциональная минутка.

Чтение стиха

1.Проверка готовности класса к уроку;

2. Психологический настрой:

Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.

Пусть сегодня для нас всех,
На уроке ждёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!

Проверяют рабочие места.

Выполняют требования учителя.

Р: контролировать свои действия в процессе его выполнения

2.

Сообщение темы урока. Мотивация и целеполагание.

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Выявление и фиксация места и причины затруднения.

 

Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств     ее реализации.  

Беседа.

«Угости шоколадкой»

Сравнение и исключениелишнего.

Вопросно-ответное общение.

Работа со схемой ЗУН

Таблица «Качества человека»

Слайд 1. Внимание!

У нас есть шоколадка и три ученика.  Давайте  их угостим шоколадкой. Нам её нужно разделить на равные части. В математике равные части называются долями.  

– На сколько частей нужно разделить шоколадку?

– Какую долю получит каждый ученик?

– А вот еще дети, давайте и их теперь угостим шоколадкой.

- На сколько частей надо ее разделить?

– Какую долю получит каждый ученик?

-Как вы думаете, с какими числами мы будем сегодня работать на уроке: целыми или дробными?

На доске 4 карточки: две с целыми числами, две с дробными.

Ставят цели, которые необходимо реализовать на уроке и определяют тот уровень усвоения материала, который они знают по данной теме.

-Что необходимо знать по данной теме?

-Как вы думаете, умеете ли вы выполнять задания, связанные с темой урока?

-Сможете ли вы выполнять и решать задачи по данной теме?

-Поставьте предполагаемую оценку за свои знания. З – знать, У – уметь, Р – решать.

З - 3

У-         4

Р -               5

-Работать будем в группах, применяя определённые правила.

-С помощью данных слов сформулируйте эти правила. (Слайд 2 презентации на интерактивной доске).

=Ответы учащихся:

на три части

третью

6 детей, значит на 6 частей

Шестую

=ответы учащихся

Учащийся из I группы (низкий уровень детей по возможности обучения математики) убирает целые числа, а дробные читает и карточки переворачивает. Получает общее название раздела математики для повторения «Обыкновенные дроби»

Фронтальная работа

=Ответы уч-ся: читать, записывать и поучать обыкновенные дроби, различать правильные и неправильные дроби. Знать смешанные числа.

Ставят в тетрадях на полях предполагаемую оценку.

Ответы уч-ся.

Л:осознание смысла учения; умение адекватно оценивать свои силы.

П:Логические: подведение под понятие; анализ с целью выделения существенных признаков; использование знаково-символической записи математического понятия;

 Р: осуществление решения учебной задачи под руководством учителя, контролировать свои действия в процессе его выполнения

работа по алгоритму, с правилом. готовность предвосхищать результат.

К:управление коммуникацией: слушание инструкции учителя и ответы одноклассников.

- умение отвечать на вопросы.

3.

Всесторонняя проверка знаний (подготовительная работа).

Повторение и уточнение приобретённых представлений

Работа в группах.

«Угости шоколадкой»

Эмоциональный настрой.

Проблемная ситуация

Презентация

Беседа по рисунку.

Проблемный вопрос

Работа в группах.

Работа с рисунками по таблице.

Чтение по цепочке.

Презентация

Вопросно-ответное общение. Формулировка правил.

Моделирование дробей.

1.Предлагаю каждой группе съесть шоколадку.

-Как поступят учащиеся с данной частью шоколадки.

-Какая часть шоколадки осталась?

2.Слайд 4.

-Какой продукт питания изображён?

-Кто из животных любит сыр?

– Сколько мышей?

– Если разделить сыр, какую долю получит каждая мышь?

– Количество мышей увеличилось, какую долю получит каждая?

3. Слайд 5.

– А теперь проверим вашу сообразительность. Вот вам еще одна головка сыра. Её нужно разделить на 8 частей, сделав только 3 разреза. Попробуйте решить ее в группах. Подготовьтесь для объяснения.

4.Работа с таблицей

5.Слайд 6.

-Как называется число, записанное под чертой?

-Как называется число записанное над чертой?

-Что показывает знаменатель?

-Что показывает числитель дроби?

6.Называет дроби.

4/7, 5/9, ½, ¾, 2/8.

Контролирует работу.

Учащиеся делят шоколад на равные части и эмоционально настраиваются на дальнейшую работу. В III группе (уровень – выше среднего) остаётся лишняя доля.

Рассматривают слайд.

Ответы учащихся

2

вторую

четвёртую

Работают в группах

Обсуждают.

Учащийся из II группы (средний уровень) по таблице обозначает дробью выделенную часть каждой фигуры. Записывает на доске.

Чтение дробей.

Ответы учащихся

Фронтальная работа

Учащиеся из разрезных цифр и счётных палочек (дробная черта) на парте моделируют дроби, называя числитель и знаменатель дробей. Фронтальная работа

П: использование знаково-символической записи математического понятия; моделирование.

 Р:-принятие аргументов учителя по оценке выполненной работы

-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

К:Сотрудничество: понимание обращенной речи, выполнение простых инструкций;

Взаимодействие: умение слушать учителя и одноклассников;

-умение участвовать в беседе, составление плана и последовательности действий

-принятие роли, отведенной учителем

4.

Актуализация знаний

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

Беседа.

Физкультпауза

1.Задаёт вопрос.

-Как вы считаете, важно ли знать человеку тему: Обыкновенные дроби?

-Почему?

2.Слайд 7. 5/9 Присядьте столько раз сколько показывает  знаменатель. Наклонитесь столько раз сколько показывает числитель. Напишите глазами данную дробь.

Отвечают, опираясь на жизненный опыт.

Р: понимание учебной задачи урока

К: слушание учителя и ответы одноклассников.

- умение отвечать на вопросы.

5.

Повторение под руководством учителя и в самостоятельной деятельности

Применение нового знания в типовых заданиях

Продолжи предложение. Самостоятельная работа

Презентация для проверки

Устная и письменная работа.

Работа с правилом.

Сравнение дробей (на карточках, на доске)

Запись в порядке возрастания и убывания. Выполнение номеров.

Сравнение, исключение лишнего.

Работа в режиме интерактивной доски. Распределение по признакам.

Физкультминутка

УпражненияДописать недостающие числители и знаменатели дробей.

Выбор соответствующего рисунка.

Сравнение.

Самостоятельная работа. Три уровня заданий.

Написание дробей по образцу.

Использование рисунка

Постановка знака в карточке

1.Предлагает предложения для их продолжения (задание взято из рабочей тетради по математике 7 класс Т. В. Алышевой).

1)Число, которое показывает, на сколько равных частей разделено целое, называется _______.

2)Число, которое показывает, сколько равных частей взято, называется _____.

3)В дроби 2/3 число 2 является___, а число 3 является_____.

Слайд 8. (для самоконтроля даны полные предложения).

2. Стр. 181 №602

Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та дробь, у которой числитель….

Стр. 182 №604

Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та дробь, к которой знаменатель…

№ 602 и 604

Контролирует работу.

3.Запись дробей в порядке возрастания и убывания.

№603 , 605.

Контролирует работу.

4.Расположить карточки с дробями в порядке возрастания.

15/25, 12/25, 2/ 25, 11/25, 5/25, 22/25. (для II и I группы).

15/25, 12/25, 25/25, 2/ 25, 11/25, 5/25, 22/25, 30/25. (для III группы)

-Каких дробей нет у I и II группы?

-Чем они похожи со всеми дробями?

-Чем они отличаются?

-Какие это дроби?

5.Работа с ИД Слайд 9.

На слайде даны различные дроби и два столбика правильные дроби и неправильные дроби.

В классе, в разных местах находятся карточки с дробями.

6.Работа с правильными и неправильными дробями.

№607 и 609.

7.Слайд 9.

-Прочитайте оставшееся число. 1

На доске предложены два рисунка.

8. стр. 183 №611. Сравнение смешанных чисел, а также смешанного числа с целым.

9.Задания по группам

1)Придумать и записать дробные числа в 3 столбика.

    2/3          4/3        4

2)Получи дробь по рисунку.

         

3)Сравните дроби <,>.

4/5 …3/5; 8 … 4/4; 6/7 …6/9

5⅓ … 4⅓; 8/9 … 1; 2…4/35

Контролирует и оценивает.

Каждый из учащихся работает на карточках. Получают консультацию от руководителя группы или совместно обсуждают в группе.

Самоконтроль. Оценивают.

I группа

Предлагаемые круги делят на 8 равных частей. В них выделяют и штрихуют: три и пять долей. Обозначают дробями. Сравнивают и продолжают вывод данный в учебнике.

II группа

Предложены два одинаковых квадрата. Один делят на 2 части, другой на 4. Штрихуют по одной доле. Обозначают дробями. Сравнивают и продолжают вывод данный в учебнике.

III группа

Работает с двумя правилами

Взаимоконтроль.

У доски работают учащиеся I группы (правила для этой группы лежат на столе). II группа и

III группа работает самостоятельно с опережением.

Работают в группах. Для III группы даны дроби как для I и II группы, но дополненные двумя неправильными дробями.

Читают получившиеся ряды дробей. Оценивают совместную работу.

Ответы учащихся.

1 учащийся (III группы) у доски расставляет дроби в два столбика. Остальные выполняют работу в тетрадях. Среди дробей остаётся лишним  одно число (смешанное). К нему учащиеся возвратятся в следующем задании.

2 учащихся у доски.

Учащиеся ходят по классу, находят дробь и называют правильная или неправильная. Садятся на место.

Учащиеся групп выбирают соответствующий смешанному числу рисунок и объясняют свой выбор.

1 учащийся (II группы) у доски. Остальные выполняют работу в тетрадях.

Задания даны на карточках.

I группа выполняет по образцу.

II группа.

III группа.

П: сравнение, классификация объектов;

 использование знаково-символических средств,

К: умение слушать учителя и одноклассников;

-умение участвовать в беседе, строить понятное высказывание; понимание обращенной речи, выполнение простых инструкций;

-проявление интереса и потребности в общении с педагогом и детьми;

-обращение за помощью, по возможности, выражение просьбы словами.

Р:-принятие аргументов учителя по оценке выполненной работы

-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

7.

Домашнее задание

Умение применять новое знание в типовых заданиях

Разноуровневое.

№612 (I и II группе)

№613 (III группе).

Чтение заданий. Выявление трудностей.

К: умение слушать инструкции учителя, ответы учащихся

8.

Итог урока

осознание метода построения нового знания

«Цветовая лента»

Слайд 10

Называет и показывает различные числа.

Десятичные дроби

Целые числа, полученные при счёте

Обыкновенные дроби

Целые числа, полученные при счёте

 

Учащиеся показывают цвет соответствующий названию числа.

Называют тему урока. Уточняют, что именно повторяли.

Руководители групп в дневниках подводят итоги.

П: формулирование темы.

Р: контроль.

9.

Рефлексия учебной деятельности

Соотнесение целей урока и его результатов, самооценка работы на уроке,

Сравнение поставленной оценки с оценкой в дневнике.

Эмоциональное настроение.

-Какому цвету соответствует ваше настроение.

Сравнивают поставленную оценку вначале урока с той, которые получились в дневниках работы в группе.

Ответы учащихся.

Оценивают работу.

Отвечают, что получилось на уроке, а что вызвало затруднения.

Р: контроль

Л: самооценка работы на уроке

К: проявление интереса и потребности в общении с педагогом и детьми.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики на тему " Сравнение десятичных дробей"( 5 класс)

Технологическая карта  урока   математики  на тему " Сравнение десятичных дробей"( 5 класс). Место урока в теме :  « Сравнение десятичных дробей»Тип урока : урок отк...

Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей

Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей...

Технологическая карта урока математики 5 класс «Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями»

Технологическая карта урока математики 5 класс «Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями» ...

Технологическая карта урока математики 5 класс " Повторение по теме : «Обыкновенные дроби».."

Технологическая карта урока математики 5 класс по теме : "Повторение по теме "Обыкновенные дроби""...

Технологическая карта урока математики 5 класс "Дроби и деление натуральных чисел."

Математика 5 класс. Технологическая карта урока. по теме "Дроби и деление натуральных чисел"...