технологическая карта урока математика 5 класс "Дроби"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Скворцова Светлана Леонидовна

технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_5_klass_doli_obyknovennye_drobi.docx43.84 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Скворцова Светлана Леонидовна

Учитель математики

МБОУ Николаевская СОШ

с. Николаевка, Зейского района

Тема: Доли. Обыкновенные дроби.

Класс: 5

Предмет: математика

УМК: учебник Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов Математика 5 класс «Мнемозина 2012»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели: а) Создать условия: для обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «Доли. Обыкновенные дроби»;

для закрепления понятий «дробь», «правильная дробь» и «неправильная дробь»;

       для совершенствования навыков определять часть фигуры, и создания фигуры по ее части.

б) Создать условия для развития логического мышления, математической речи и познавательной активности учащихся.

в) Создать условия для воспитания организованности, аккуратности, самостоятельности и ответственности за свои знания.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться  писать, читать обыкновенные дроби, применять их при решении различных задач

Предметные результаты (знания, умения, представления): знать понятие доля, обыкновенная дробь, правильная, неправильная дробь, уметь записывать обыкновенные дроби,

Метапридметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД): уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности

Личностные результаты (личностные УУД): умение работать в коллективе, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения

Образовательная цель: Формирование опорной системы знаний по теме

Развивающая цель: Развивать умение анализировать, делать выводы, развивать устную речь и вычислительные навыки. Развитие логического мышления при анализе нового материала. Развитие самостоятельного и творческого начал

Воспитательная цель: Воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству.

Педагогические технологии: игровое обучение, деятельностный подход

Метод обучения: репродуктивный метод

Формы организации познавательной деятельности:

Средства обучения: мультимедийный проектор, экран, компьютер,

Материалы: учебник «Математика 5» Виленкин  Н. Я. и др., 2012 «Мнемозина», план-конспект урока, презентация  модель дроби,  дидактический материал (карточки с заданиями)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания, которые приведут к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты обучения

(на уровне УУД)

  1. Мотивация

Цель: включение учащихся в учебную деятельность

Приветствую учащихся, создаю эмоциональный настрой на урок

Настраиваются на работу, концентрируют внимание

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Кроме учебников и тетрадок, у вас на столах лежат цветные карточки. У всех они есть!? Проверьте, пожалуйста.

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок

Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока»

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

2.Актуализация и пробное учебное действие

Цель: актуализация знаний, обсуждение незнакомой ситуации.

Помогаю вспомнить понятие доли опираясь на имеющиеся знания из начальной школы.

Ставлю перед учащимися проблему: Как записать в задаче результат деления

Выполняют задания отвечая на вопрос

Обсуждают проблему и приходят к мнению, что им необходимы новые знания.

Сценка “ Буратино на уроке у Мальвины.”

– А сейчас Буратино мы займемся арифметикой.

– Вот вам апельсин (дает). Представьте, что к вам подошли 5 друзей и просили поделиться апельсином. Сколько достанется каждому?

– Нисколько! Я не дам апельсин, хоть дерись!

– Буратино, подумайте внимательно. Вам не надо отдавать апельсин, вам надо его поделить. (Буратино думает.)

– Никак не делится. Вот если бы у меня было 5 апельсинов то может быть и можно было бы поделить, и то вряд ли, а один.., ну ни как не делится.

– Нет в арифметике такого действия, чтобы один апельсин на 5-х делился.

– Буратино, у вас нет никаких способностей к арифметике. Придется вас отправить в 5 класс.

– Что, ребята, поможем Буратино?

-да

Что вы можете сказать про апельсин? (ответы из класса)

- Молодцы!

Итак давайте разделим свой апельсин на 5 частей

Перед каждым из вас лежит апельсин (круг) ,поделите его на 5 частей и результат запишите в тетради

– Хорошо ребята! Ответим на вопрос этой задачи в конце урока, а пока давайте рассмотрим ряд следующих задач.

Познавательные: 

Рефлексия:

 знаю или не знаю

Регулятивные: выполняют тренировочное учебное действие

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Выявление места и причины затруднения

Цель - Подвожу учащихся к открытию нового понятия

Решение задач, которые подводят к теме урока

Наводящими вопросами помогаю учащимся выявить место и причину затруднения в решении поставленной задачи

Учащиеся анализируют, высказывают предположения, решают задачи

Учащиеся, решая вторую задачу привычным способом, фиксируют какого знания им недостаёт.

Задача 1. Кусок проволоки длиной 1 м  разделили на 2 части. Какова длина одной части? (1 м = 10 дм; 10 дм : 2 = 5 дм)

А можно ли по-другому решить задачу? (Можно, если 1 м поделить пополам получится полметра.)

Задача 2. Кусок проволоки длиной 1 м разделили на 3 равные части. Какова длина одной части? (Если решать задачу первым способом, то получается остаток. 10 дм : 3 = 3 дм (ост. 1 дм); 1 дм = 10 см; 10 см : 3 = 3 см (ост 1) и т. д.)

 – Таким образом, ребята эту задачу нельзя решить тем же способом. И сказать, что «решения нет» мы тоже не можем. Так как проволоку уже разделили и  у каждой из трёх частей должна быть какая-то длина.

Познавательные: анализируя и сравнивая  задания, извлекают необходимую информацию для подведения под новое понятие

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение

Построение проекта выхода из затруднения

Цель: постановка целей урока, выбора способа и средств их реализации.

Введение понятия обыкновенная дробь, на имеющихся знаниях и подведение их к самостоятельной формулировки темы урока доли и обыкновенные дроби

Демонстрация презентации, где на каждом этапе учитель поясняет пошагово введение новых понятий: числитель, знаменатель, что они означают. Акцентирует внимание на записи и чтении обыкновенных дробей.

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры.

Открытие нового понятия

Дробь как результат деления натуральных чисел                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Формулируют тему и цель урока

Обсуждение способов и условий действия. Проявляют познавательную инициативу

обучающиеся, вместе с учителем читают готовые записи дробей, определяют место нахождения числителя и знаменателя, их значения.

-  Скажите, что мы изучали в начале учебного года?

-Натуральные числа

 -Ребята! Помогите мне!  Какие числа называются натуральными?

-Ответы из класса

А ведь с древних времен людям приходилось не только считать предметы (для чего требовались натуральные числа), но и измерять длину, время, площадь, вести расчеты за купленные товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились дроби.

В русском  языке слово «дробь» появилось в 8 веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части.

Ребята! Подумайте и назовите тему сегодняшнего урока!

(Тема урока: «Доли. Обыкновенные  дроби»

-Ребята, что мы еще можем поделить на доли также как апельсин?

-Где еще мы можем применить такое деление?  (Отвечают на вопросы все вместе)

-Послушайте задачу:  Мама купила арбуз и разделила его на 6 равных частей и дала по одной части  бабушке, дедушке, папе, двум детям и себе. Посмотрите, на сколько частей мама поделила арбуз? (Мама разрезала на 6 частей, потому что в семье 6 человек, и чтобы арбуз достался каждому)

-Как мы назовем часть арбуза?.

-Какую часть арбуза получил каждый из членов семьи?

-Для записи любой доли используют горизонтальную чёрточку. Её называют дробной чертой. Пишут: арбуза

- Что показывает число под чертой?

- целое разделили на 5 равных частей (долей).

-Так как же образуются доли? (Когда один предмет или единица измерения делятся на равные части) 

-Что показывает число под чертой? (Число под чертой показывает, на сколько равных долей разделили целое)

Познавательные: выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют свою деятельность

Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем

Реализация построенного проекта и решение исходной задачи

Цель: построение обучающимися нового знания и  формирование умений его применять при решении задач.

Организую деятельность обучающихся по изучению нового материала

Научится читать и записывать дроби

Решение заданий из учебника

№№ 888,894

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Личностные:

смыслообразование

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: усвоение обучающимися нового знания

1.Предлагаю вновь вернуться к проблеме которая была в начале урока и записать результат деление апельсина, используя дробь

 

2.Предлагаю учащимся вспомнить  смысл дроби

Решают поставленную задачу

1Выполняют задания проговаривая вслух выполненные шаги

2. отвечают на вопросы учителя

Слайд № 17

Слайды № 18 -20

Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары

Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу

Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия

Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: обеспечения усвоения записи дроби

Организую работу по выполнению индивидуальных заданий в парах с последующей проверкой.

Выполняют задания слайда в парах. Осуществляют самопроверку

Запишите с помощью дроби, какая часть фигуры закрашена

Слайды 19 - 22

Познавательные: самостоятельно выполняют действия

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролируют свои действия;оценка,коррекция

Коммуникативные: использование критериев для обоснования

Включение в систему знаний и повторение

Организация повторения.

Математический диктант.

Слайды №32 - 33

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка;

Познавательные: действовать с информацией,

Логические устанавливать причинно-следственные связи

Рефлексия учебной деятельности

Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке

Проводят самооценку результатов своей деятельности заполняя бланк с вопросами

  1. Сначала мы рассуждали так…
  2. Потом мы столкнулись с проблемой…
  3. Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…
  4. Мы увидели (поняли)…Значит…
  5. Теперь мы будем…

Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)

Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий

Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений

Д\з

Обсуждение домашнего задания

№889,892,893

       

   

                        Список используемой литературы:

1. Виленкин Н.Я. Математика 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург. – 28-е изд., - М.: Мнемозина, 2011. – 280 с. : ил.

2.Современный подходы к обучению математике в условиях введения ФГОС второго поколения – Методические рекомендации - Благовещенск 2013г

       

                       Приложение: Презентация «Доли. Обыкновенные дроби»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики в 6 классе по теме «Длина окружности» (учебник «Математика 6» Н.Я.Виленкин и др.).

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.Унифицированной, устоявшейся формы такой карты пока не существует.В ходе введения ФГОС...

Технологическая карта урока математики. Самоанализ урока.

Урок математики в 5 классе по теме "Решение задач на проценты". Технологическая карта урока, конспект урока, самоанализ конспекта урока....

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Технологическая карта урока математики по теме: «Делители и кратные» в 6 классе. Учебник «Математика, 6 класс» Г.К. Муравина, О.В. Муравин.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.Цель урока: Формирование навыка употребления термина «делитель» не в привычном для них смысле одного из компонентов деления, а в связи с возможностью деления числ...

Технологическая карта урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел" с презентацией. Урок по ФГОС.

Технологическая карта урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел" с презентацией. Урок по ФГОС. Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов де...

Технологическая карта урока математики в 5 классе «Решение текстовых задач базового типа с помощью умножения и деления.» (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Решение текстовых задач базового типа с помощью умноже...

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»...