Технологическая карта урока математики. Самоанализ урока.
план-конспект урока (5 класс) на тему

Ширяевская Галина Николаевна

Урок математики в 5 классе по теме "Решение задач на проценты". Технологическая карта урока, конспект урока, самоанализ конспекта урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики  и  его самоанализ

Предмет   математика      Класс  5

Базовый   учебник   Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс:  

                                   Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2011.

Тема урока:   Решение задач на проценты  

Цель урока:   Формирование УУД в условиях решения практических задач

 

 Планируемые результаты: 

           предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умения решать основные типы задач на проценты

           личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения

           метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия проценты; уметь обрабатывать информацию;   выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности

           Задачи урока:  образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Проценты»;

                                   воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  способствовать формированию  умения  слушать и вступать в диалог;  воспитывать   аккуратность в вычислениях  и   чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе;

                                    развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; развивать познавательный интерес к предмету,  критическое мышление (навыки сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умения анализировать способы решения задач); развивать логическое и образное мышление, фантазии детей  и  способности рассуждать.

 Тип урока:   урок систематизации и обобщения знаний и умений

 Используемые технологии: технологии  развивающего обучения

 Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная,  групповая

  Необходимое оборудование:  классная доска, экран, проектор, компьютер, толковый словарь, листы успеха.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Задача  этапа :

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Актуализация знаний

Задача  этапа :

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Организация устного счета и повторения правил и основных типов задач на проценты.

Участвуют в работе по повторению:

в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Задача этапа: Обеспечение учебной мотивации, принятие ими целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

 Задача этапа:

Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни.

Организация и контроль

за процессом решения задач.

Работают в парах над поставленными задачами.

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Физкультминутка

Задача этапа:

 Смена деятельности.

Меняет деятельность, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Задача этапа: Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные: 

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

 Задача этапа:

Дать количественную оценку работы учащихся

Подводит итоги работы групп  и  класса в целом.

Учащиеся сдают Листы успеха.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

8. Информация о домашнем задании

Задача этапа: Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники задание.

Конспект  урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Знакомит с девизом урока «Поменьше учителя – побольше ученика», и просит пояснить как ребята его понимают.

- У каждого из вас на столах лежат листы успеха. Подпишите их.

В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

"+"  - справился с задачей без затруднений,

"!?"  - справился с задачей, но возникали

          сложности,

"-"  - не справился с задачей.

Учащиеся слушают учителя,

объясняют смысл девиза урока.

Знакомятся с листами успеха, подписывают их.

2. Актуализация  знаний

- Какую тему мы изучаем?

- Что знаем по этой теме? Что умеем?

 - Попробуйте сформулировать  задание сами

Устный счет: 

0,63        1,25          0,8           0,41           0,00

53%        15%        40%          67%            112%

( в первой строке заменить десятичные дроби процентами, а во второй строке проценты заменить десятичными дробями).

- Какие простейшие  задачи  умеем решать?

а)  как найти процент от числа;

Найдите:  48% от 250

Решение: 48% = 0,48

                250  0,48 =120

б) как найти по значению процентов  целую величину;

Найдите: число, 8% которого равны 12.

Решение: 8% = 0,08

                12 : 0,08 =150.

в) как найти процентное соотношение одного числа от другого.

Сколько процентов составляет 15 от 60?

Решение: 15 : 60  100% = 25%.

Учащиеся отвечают на вопросы,

Предлагают формулировку заданий и  устно выполняют их.

Учащиеся вспоминают типы задач и вспоминают правила на примерах предложенных  учителем.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Рассмотрим такую ситуацию:

 Бабушка Коле подарила 5 000 руб. и он   задумался  как рационально распорядиться деньгами. Однажды он услышал «Новости», его внимание привлекли слова диктора «Рост потребительских цен в России с 14 по 20 сентября остался на уровне предыдущей недели – 0,2% , чему способствовало продолжающееся подорожание куриных яиц и картофеля. С начала года инфляция составила 6%, на конец года прогнозируется рост инфляции на 9% »

- Как понять данную информацию ?

- Какие выводы можно сделать?

 

     

   

   - Сформулируйте тему урока и определите его цель.

Тема   урока: Решение задач на проценты.

 Цель  урока - обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач.

Кроме того, полученные знания на уроках математики по теме «Задачи на проценты»,  помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии  (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ.  

- Сегодня я предлагаю вам поработать в роли товароведов, высчитывающих скидку покупателю;

в  роли  врача, которому  необходимо убедить пациента;

в роли бухгалтера, начисляющего заработную плату сотруднику.

 

Учащиеся предлагают свои решения.

Работа в группах:

Ребята  в сети Интернет, в словаре находят  значение слова «инфляция» и делают выводы, о том , что надо хорошо уметь решать задачи на %.

 Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

- Итак, приступаем к решению задач,

которые очень часто вам придётся решать в жизни.

             1. Врач - пациент

1)  Курящие люди сокращают себе жизнь на 15 %.  Определите  какова продолжительность жизни курильщиков, если средняя продолжительность жизни  в России 56 лет.

2) В нашей школе провели исследование, представьте его результаты  в  виде  процентов

           2. Продавец - покупатель.

Ученики в парах вычисляют скидку на товары во время распродажи.

товар

цена

скидка

шуба

38 500 руб

14%

сапоги

7 800 руб

10%

шапка

2 200 руб

8%

костюм

3200 руб

11%

кроссовки

1850 руб

5%

         3. Бухгалтер – сотрудник фирмы.

Оклад  сотрудника – 13 500 рублей.

Доплата за совмещение обязанностей – 60 %

Доплата на транспортные расходы - 10%

Какова заработная плата сотрудника?

Прибавить к ней премию - 45% от начисленной суммы .

Вычеты -13%  (налоги).

Какую зарплату  получит сотрудник?

Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач.  

 По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.

Ответ к задаче:

  1.  100% - 15% = 85 %
  2. 85 % от 56,

 85 % = 0, 85,     0,85 * 56=47,6 ( лет)

Результаты исследования: 

     Опрошено 30 человек

Курят ли ваши родители?  -  56,6 %

Курит ли брат или сестра?  -  16,6 %

Пробовал ли сам курить?  -  36,6 %

Куришь ли сейчас?  -  3%

Тебе известно влияние курения на здоровье человека?  -  100 %

Ответ к задаче:

товар

Скидка

(руб.)

Новая цена (руб)

шуба

5 390

33 110

сапоги

780

7 020

шапка

176

2 024

костюм

352

2 848

кроссовки

92,5

1 757,5

 

 

Ответ к задаче: 

Заработная плата сотрудника

22 950 рублей,

Премия 10 327,5 рублей,

Всего начислено 33 277,5 рублей,

     Налог   4 326,08 рублей,

Сумма, которую получит сотрудник 28 951,42 рубля.

5. Физкультминутка

 Учитель объявляет паузу

Физзорг класса проводит физкультминутку.

Учащиеся поднимаются с мест, выполняют  упражнения.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

-  Проверим полученные результаты

-  Давайте обсудим: какие задачи вызвали у  

    вас затруднения и почему?

Ребята сравнивают свои результаты и сверяют их с эталоном.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

- Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи.  

Выскажите своё мнение о результатах вашей работы, выбрав  фразы:

 

1) «Я молодец, активно работал, все понял, могу помочь товарищу»

                               

2) «Я работал хорошо, старался, быстро находил свои ошибки, сам исправлял их»

         

3) «Мне было трудно работать, я еще не все понял, но у меня все получится»  

4) «Мне было интересно потому, что…»

Собираются листы успеха и выставляются оценки за работу на уроке. 

Ребята анализируют свою деятельность и высказываются.

Учащиеся выставляют себе оценки и сдают листы успеха.

8. Информация о домашнем задании

Домашнее задание:

Решите   задачу:

В семье Смирновых, состоящей из 3 человек -мамы, папы и сына,  семейный бюджет на месяц тратится следующим образом:

Статья расхода

Процент от заработанной суммы

Оплата расходов на содержание квартиры

8 %

Плата за детский сад за 1 ребенка

6 %

Покупка продуктов

23 %

Непредвиденные расходы (покупка одежды, обуви, приобретение или ремонт электроприборов,если есть необходимость и т.д.)

23 %

В копилку

40 %

Задания: 

1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если  мама зарабатывает 15 000 рублей, а  папа 20 000 рублей в месяц.

2. Смогут ли Смирновы съездить через 5 месяцев по путевке на юг, потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно будут расти в среднем на 5 %? Цена путевки на трех человек, включая дорогу)  - 60 000 рублей.

На оценку «3» - необходимо ответить на первый вопрос в задаче;

На оценку «4» -необходимо ответить и на первый и на второй вопрос в задаче.

На оценку «5» - творческое задание: придумайте задачу на проценты, которая может  встретиться в жизни.

Учащиеся получают карточки с домашним заданием, читают, задают вопросы.

Самоанализ  конспекта урока

          Урок математики  в 5 классе  по теме «Решение задач на проценты»  входит в раздел  «Дробные числа». 

Цель урока:   Формирование УУД в условиях решения практических задач

 Планируемые результаты: 

предметные: умение применять знания в новой ситуации;

личностные:  умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог,  аргументировать свою точку

                        зрения;

метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия проценты; уметь обрабатывать информацию;   выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

 Задачи урока: 

образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное применение знаний по теме «Решение задач на проценты»  в новой ситуации;

 воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  способствовать формированию  умения  слушать и вступать в диалог;  воспитывать   аккуратность в вычислениях  и   чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе;

 развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; развивать познавательный интерес к предмету,  критическое мышление (навыки сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умения анализировать способы решения задач); развивать логическое и образное мышление, формировать информационную компетентность у школьников.

 Тип урока:   урок систематизации и обобщения знаний и умений

             Урок разработан  в соответствие с программными требованиями  по  технологии  развивающего обучения.  

  Учтены  требования,  предъявляемые к  современному  уроку  в  рамках  ФГОС  ООО.

 Использован  системно - деятельностный  подход.

Тема  и содержание урока  позволяет  погрузить  школьников  в  решение  проблем, задач, которые встречаются очень часто в повседневной жизни, познакомить детей с деятельностью  представителей  некоторых  профессий,   формировать информационную  и  ИКТ компетентность,    учить  детей  принимать правильные  решения  и брать на    себя  ответственность за их выполнение.

  I этапа урока – организационный . Он  предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной с   деятельности на уроке. Для  этого я  использовала девиз урока  «Поменьше учителя – побольше  ученика»,  в процессе объяснения которого  ребята  настроились на продуктивную учебную деятельность.

 II этап урока – Актуализация  опорных  знаний  и способов действий.  На этом этапе предусмотрена деятельность ребят по повторению  опорных понятий, основных правил  и  решению ключевых  задач. Причём ребятам было предложено самим сформулировать  задание.  

 III этап урока – Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 Для решения задач  этого этапа  - обеспечение учебной мотивации, принятие   целей урока  использовала  реальную жизненную ситуацию, с помощью которой  ребята сами определили     тему  урока,  включились  в процесс  формулирования задач урока, убедились в важности умений решать задачи на проценты.  Самостоятельно поработали со словарём, ресурсами Интернет для объяснения понятий – инфляция, налог, скидка и т.д.. На этом этапе    использована групповая форма работы .

IV этап урока – Применение знаний и умений в новой , более трудной  ситуации.   Предусмотрена  самостоятельная работа в группах,  парах  по  применению знаний и умений   при  решении  жизненных задач.  

 V этап урока – Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция проводится в ходе беседы и сравнения результатов своей работы с образцом решения. Дети получат возможность увидеть правильное решение и проанализировать причины затруднений и самостоятельно исправить свои ошибки.

 Рефлексия   учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе  обратила  внимание  на  практико-ориентированное  содержание  заданий, предусмотрела    самооценку собственной  учебной  деятельности  по листам успеха.  Рефлексия проводится  с  помощью  выбора детьми  предложенных фраз .  

Домашнее задание дано на выбор, известны критерии оценки, проведен  инструктаж по его выполнению.

        В течение всего урока  предусмотрено  обращение  внимания  на задачи урока. Это необходимо для удержания цели урока  и  анализа её реализации.

      Коммуникативные универсальные учебные действия формируются  в процессе работы  ребят в группах, парах .

Им  приходится   договариваться, находить общее решение,    убеждать,  уступать, аргументировать своё мнение.

      Познавательные универсальные учебные действия формируются на всех этапах  урока.

В течение всего урока  формируются  регулятивные универсальные учебные действия : определение темы урока,  целеполагание , волевая саморегуляция при выполнении  самостоятельной работы, осознание качества и уровня усвоения учебного материала

       Структура урока соответствует основной дидактической задаче - формирование УУД в условиях решения практических задач.  Выбранные   методы и приемы  соответствуют характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.        

       Способы взаимодействия  подобраны с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку  мною были учтены  возрастные и индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики в 6 классе по теме «Длина окружности» (учебник «Математика 6» Н.Я.Виленкин и др.).

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.Унифицированной, устоявшейся формы такой карты пока не существует.В ходе введения ФГОС...

Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5

В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...

Технологическая карта урока и самоанализ

Технологическая карта урока и самоанализ...

Технологическая карта урока (с самоанализом) русского языка в 6-м классе по теме "Повторение. Имя числительное".

Тип урока: общеметодологической направленности. Вид урока: урок-совершенствование....

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»...

Технологическая карта урока и самоанализ

Данный урок проводится в разделе «Гимнастика». Развивает у детей такие качества, как смелость, решительность, прыгучесть, координацию движений, гибкость, силу и другие качества. Подготавли...

Технологическая карта урока математики в 6 классе УМК «Математика 6 класс» Г.В.Дорофеев Тема урока: «Решение задач с помощью кругов Эйлера»

Технологическая карта урока математики в 6 классеУМК «Математика 6 класс» Г.В.ДорофеевТема урока: «Решение задач с помощью кругов Эйлера»Цели:образовательные: формирование...