Инновационный педагогический опыт учителя русского языка ГБС(К) ОУ РМ "Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида" г.Саранск Аношкиной Ольги Владимировны
статья на тему

Аношкина Ольга Владимировна

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОИЧЕСКИЙ ОПЫТ

 

Аношкина Ольга Владимировна

учитель русского языка

ГБС(К)ОУ РМ "Саранская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа VIII вида"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inovatsioonyy_pedagogicheskiy_opyt_anoshkina1.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Аношкина Ольга Владимировна

учитель русского языка

ГБС(К)ОУ РМ "Саранская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа VIII вида"

430023, г. Саранск, пр. 60 лет Октября, д. 111

Стаж работы в должности 19 лет

Обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида дает учащимся систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Восприятие, накопление и понимание информации зависит от развития речи ребенка с нарушением интеллекта.

Коррекция мышления и речи учащихся с недостатком интеллекта, выработка достаточно прочных навыков грамотного письма, умений последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме являются основной задачей обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Для овладения устной и письменной речью требуется наличие важного условия - богатство материала этой речи. Материал для устной и письменной речи заключается в обогащенном и уточнённом словарном запасе учащихся, умении использовать его в речи для того, что бы они могли правильно предавать свои мысли.

В настоящее время проблема словарной работы является наиболее актуальной. Любого учителя волнует вопрос, как помочь учащимся стать более грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, как обогатить активный словарь учащихся с нарушением интеллекта, как научить правильно излагать свои мысли на письме и в речи.

Формальное заучивание трудных слов не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания, о чем свидетельствуют ошибки, допускаемые учащимися в заученных словах.

Актуальность проблемы проведения словарной работы обусловлена еще и низким уровнем их речевого развития, низкой работоспособностью, неустойчивым вниманием, быстрой утомляемостью, не усидчивостью.

Для того, что бы слово вошло в активный словарь, нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, которая планируется на каждом уроке.

Трудности у учащихся с нарушением интеллекта возникают по следующим причинам:

- любой алгоритм работы над словарным словом достаточно трудоемок, а внимание и волевая сфера развиты слабо;

- длительная работа по запоминанию этих слов не всегда результативна;

- наглядно-иллюстративный материал лишь привлекает внимание, а запоминанию непроверяемой буквы он не способствует;

- многократное прописывание слова утомительно для учащихся с нарушением интеллекта.

Надо помнить, что чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается учащимися. Поэтому в усвоении слова необходимо участие и зрения, и слуха, и руки, и памяти.

Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий: установка на запоминание, заинтересованность, яркость восприятия, образность запечатления.

Успешному проведению словарной работы способствуют следующие условия:

1. Изучение общей и специальной литературы, касающейся проведения различных видов словарной работы на практике.

2. Изучение состояния проблемы усвоения и применения на практике учащимися полученных знаний.

3. Отбор наиболее приемлемых и результативных видов работ со словом в работе с детьми с нарушением интеллекта.

4. Выявление индивидуальных особенностей учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

5. Анализ и обобщение педагогического опыта по данному направлению работы.

6. Выявление эффективности применения используемых методов работы в процессе обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Важным условием является понимание учителем того, что успех ежедневно проводимой работы зависит в наибольшей мере от упорства и профессионализма самого педагога, его желания проявлять творческие способности, постоянно искать новые нетрадиционные формы и методы  обучения детей с нарушением интеллекта, включать эти методы в систему коррекционной работы с каждым ребенком, учитывая его индивидуальные особенности.

Словарная работа, проведенная таким образом, помогает достичь желаемых результатов, увлекает и развивает учащихся, способствует более глубокому усвоению материала.

Работая над проблемой "Методика проведения словарной работы на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида",  я изучаю общую и специальную литературу, касающуюся изучения состояния проблемы усвоения учащимися с нарушением интеллекта правописание трудных слов. Эта проблема описана в работах Выготского Л.С., Аксеновой А.К., Воронковой В.В., Гнездилова М.Ф., Шишковой М.И., Бебешиной Н.Н., Самсоновой Ф.Н., Барской Н.М., Василевской В.Я., Дмитриевой Л.И. и др..

В своей педагогической деятельности руководствуюсь следующими принципами:

1. Поиск новых и эффективных методов работы с учащимися с нарушением интеллекта для более прочного усвоения учебного материала.

2. Создание комфортных условий, при которых учащиеся стремились бы к более осознанному получению знаний.

3. Подбор материала с элементами творческого поиска для повышения роли самостоятельной работы учащихся, направленных на предупреждение орфографических и речевых ошибок.

Специально разработанные коррекционно-развивающие упражнения, связанные с работой над словом позволяют учащимся не только услышать слово, произнести его, но и увидеть его написание, что предупреждает появление большого количества ошибок и повышает уровень общего развития детей с нарушением интеллекта. Проведение словарной работы позволяет формировать у учащихся необходимость усвоения прочных знаний по письму для дальнейшей жизни в социуме.

 Особенность словарной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида состоит в том, что она проводится систематически в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя. Учитель сам определяет количество новых слов на каждый урок, ориентируясь на учебную программу, а так же исходя из реализации принципа расширения межпредметных связей в обучении и связи с жизнью.

Все слова, изучаемые на уроке, должны быть отработанны в лексическом и грамматико-орфографическом плане. Выбор словесных, наглядных или практических методов и приемов, использование их в разнообразных сочетаниях при организации и проведении словарной работы зависит от лексического материала, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Слова с непроверяемыми безударными гласными надо использовать при составлении текстов упражнений, вводить их в повседневную речь школьников. Работа над правописанием трудных слов может быть связана с изучением и повторением почти всех грамматических тем, которые входят в программу специальной (коррекционной) школы VIII вида. При изучении правописания трудных слов прием проговаривания является основным в работе. Эту работу хорошо сопровождать иллюстративным материалом, который поможет учащимся полнее понять смысловое значение слова.

Виды словарной работы:

- зрительный и слуховой предупредительные диктанты, объяснительный диктант, выборочный предупредительный и объяснительный диктанты, творческие диктанты, устный диктант, контрольный диктант;

- загадки, пословицы, кроссворды;

- запись слов по алфавиту, запись слов по теме;

- составление рассказа из группы словарных слов;

- списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот;

- дописать предложение;

- образование единственного числа из множественного или наоборот;

- образование другой части речи;

- выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:

  • по родам;
  • по числам;
  • по склонениям; с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
  • с непроверяемой и проверяемой гласной;
  • одушевленные или неодушевленные предметы;
  • по тематике;
  • по видовым признакам;
  • по частям речи;
  • с непроверяемой гласной в первом слоге и с непроверяемой гласной во втором слоге;

- подбор однокоренных слов;

- восстановление деформированного текста или предложения;

- запись слов с разными приставками;

- запись слов с разными предлогами;

- образовать новое слово при помощи суффикса;

- поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово;

- заменить одним словом;

- из данного текста выписать слова с непроверяемыми гласными (согласными);

- к данным прилагательным подобрать по смыслу существительные являющиеся словарными словами;

- заменить синонимами или антонимами;

- закончить предложение однородными членами предложения;

- работа с афоризмами, крылатыми выражениями;

- этимологические справки по изучаемым словам;

- работа с орфографическим словарем.

Работая с тестом непременно спрашиваем детей, все ли встретившиеся слова известны, понятны. Никогда не оставляем без внимания ни одного не понятного слова. Учим видеть слова в рассказе, стихотворении. Знакомя с лексическим значением слова рассказываем о разных по происхождению группах слов, от чего у учащихся возникает интерес к слову.

Не малое внимание уделяется выработке правильного произношения и ударения в словах.

Ещё одна интересная работа, дающая положительные результаты - это этимологический анализ слов. В специальной (коррекционной) школе VIII вида такой анализ может быть не полным, а упрощенным. Очень часто о происхождении слов можем узнать только из словарей. Для учащихся этимологический анализ - важное средство повышение грамотности.

Разнообразие форм словарной работы на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида с учётом современных методик повышает эффективность усвоения материала, качество знаний учащихся с нарушением интеллекта, формирует у учеников орфографическую зоркость, грамотность, мышление, память.

Анализ результативности моей работы нашел отражение в выступления на конференциях, опубликован в статьях и использован во время подготовки и проведения уроков.

В апреле 2015 года участвовала в Международной научно-практической конференции "Образовательная среда информационного пространства" г. Шадринск.

В мае 2015 года участвовала в Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученных "51-е Евсевьевские чтения" г. Саранск.

Являюсь участником педагогических интернет-сообществ, где делюсь своим педагогическим опытом по данной проблеме.

Регулярно провожу уроки для учителей школы и студентов факультета коррекционной педагогики МГПИ им. М.Е. Евсевьева. Выступаю на методических объединениях учителей русского языка и школьных семинарах.

Опыт работы по данной проблеме может использоваться учителями русского языка специальных (коррекционных) школ VIII вида, студентами коррекционных факультетов педагогических вузов, родителями учащихся  специальных (коррекционных) школ VIII вида.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия Игра – викторина по русскому языку и чтению для учащихся 6 – 7 классов, обучающихся по программе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида

Цель:  повышение познавательного интереса к изучению русского языка посредством активного применения здоровьесберегающих технологийЗадачи:1.Повторение программного материала по русскому языку на ...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА учителя математики ГБС (К) ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» Кувшиновой Елены Анатольевны

Тема инновационного педагогического опыта«Использование элементов национально-регионального компонента на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида»....

В помощь учителю истории коррекционной школы VIII вида. Основные понятия по курсу истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Систематизированный материал основных понятий по темам, изучаемым по предмету "История Отечества" в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...

Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и чтения в специальных ( коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида.

В данной статье автор останавливается на следующих вопросах: роль интерактивных методов обучения  во время работы с детьми с нарушением интеллекта, признаки интерактивног...