логопедического занятия 1 класс Тема :«Звук и буква И »
план-конспект по теме

Уржумова Ольга Геннадиевна

Звук "И" Буква "И".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskogo_zanyatiya_1_klass.docx41.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                 логопедического занятия  1 класс

Тема :«Звук и буква И »

 Цели:

Образовательные:


       - формировать умение соотносить звук [и], букву И,

        - познакомить с артикуляцией и характеристикой звука [и];

        - познакомить с буквой И как письменным обозначением звука

        - учить писать печатную букву используя образец.

        - учить различать гласные звуки

        - обогащать словарь существительных, прилагательных .

Коррекционно- развивающие
       - развивать фонематическое восприятие на основе умения выделять звук [и] среди других   звуков, в    слогах, в словах;
        -развивать фонематический анализ и синтез – на основе упражнений в определении места звука  [и] в слове;
       - развивать зрительное, слуховое внимание, зрительную, слуховую, тактильную память, уточнять и закреплять понятие о гласных звуках;
        - распознавать такие фонетические единицы, как звук и слог;
        - развивать пространственно-временные представления;
        - воспитывать наблюдательность к языковым явлениям.

   - закреплять понятия: гласный звук,

Воспитательные:

 - воспитание интереса к предмету;

 - работать над формированием положительной мотивации к занятиям;
- формировать умение оценивать свою работу и работу товарищей;

 - воспитывать у детей  навык обращения с раздаточным материалом.

Оборудование:

  • Предметные картинки.
  • Сюжетные картинки.
  • Тетради.
  • Цветные карандаши.
  • Зеркала.

                                                  Ход занятия:

1. Психолого-педагогический настрой. Развитие общей моторики.

Перед началом занятия становимся в кружочек.

Прекрасно все на небе

Поднимаем руки вверх.

Прекрасно на земле.

Садимся и опускаем руки.

Прекрасно все вокруг.

Разводим руки в стороны.

Прекрасно все во мне.

Прижимаем руки к груди.

2.Ритуал начала. Массаж лица.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать.

И друг другу помогать.

Солнышко проснулось,

Лобика коснулось,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило.

Поглаживающие движения

Ходит пальчик по дорожке:

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Будут розовыми щечки:

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Зигзагообразные движения

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи!

Постукивающие движения

Солнышко проснулось,

Лобика коснулось,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило.

Поглаживающие движения

3. Формулирование  темы и цели урока.

 

   Рассмотри картинку день рождения у ослика ИА. Что подарили ИА на день рождения? Какие предметы мы можем объединить по общему признаку?

      Пирамидка, кубики, мозаика, мишка-это игрушки. В названии каждой игрушки есть звук И. Значит тема сегодняшнего урока- Звук И  и буква, которая его обозначает.

      Цель нашего урока- познакомиться со звуком И и буквой, которая его обозначает; учиться отличать звук И и букву, которая его обозначает от  других звуков и букв.

     

  4. Артикуляционная гимнастика.

      Наш Ослик Иа, уж очень молчиливый, а мы с вами будем учится много и правильно говорить. Вы согласны?    (раздаются зеркала)

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Чтоб можно было нас понять

Надо язычок размять.

  1. Упражнение «Заборчик».
  2. «Часики».
  3. «Чистим зубы». самомассаж  языка. (считаем до 10)

- Сегодня мы с вами разучим новое артикуляционное упражнение.

 « Язычок свой тонко- тонко, вытяни как ты иголку» (показ упражнения)

- Как вы думаете, какое название можно дать этому упражнению? (Иголка)

5.  Характеристика звука по акустическим и артикуляционным признакам:

Произнесите слово ИГРУШКИ. Какой первый звук в слове? Какой последний звук в слове? Произнесите этот звук, глядя в зеркало и расскажите, как расположены органы речи при произнесении этого звука

  • Давайте произнесем звук (и) громко, тихо, шепотом, спойте его. Губы растягиваем в улыбке, открываем рот и произносим.
  • Посмотрите,  ваш ротик улыбается.  Язык отпускается.
  •  А что такое звук? (звук мы произносить, слышать)
  • Догадались какой это звук гласный или согласный? Почему? Какие гласные мы еще знаем?
  • Научим всех гостей правильно произносить звук (и)? Как расположены губы (в улыбке)
  • Как можно назвать этот звук (улыбчивый, радостный, веселый)

6.  Развитие фонематического слуха.

         1) Выделение на слух звука И: - Ребята, Иа хочет, чтобы вы  услышали звук И.

  • Из ряда гласных– Я прошу внимательно послушать гласные буквы и хлопнуть в ладоши, если в них вы услышите звук И:- И А У И А А У И И А И
  • Из слогов – Я прошу внимательно послушать слоги и хлопнуть в ладоши, если в них вы услышите звук И:- АХ УХ ИХ ИМ АМ ИТ УМ ИМ
  • Из слов- ириска, апрель, изба, учитель, автобус, иголка, урок, индюк, арка.

2) Прочитай слитно и протяжно сочетания из 2 букв

                                 ИА   АИ  ИУ  УИ  АУ  УА 

7.  Физкультминутка (логоритмика).

Игрушки

Игрушки

Превращаемся в игрушки

Повороты вокруг себя, руки на поясе.

В куклы, мячики, хлопушки!

Повороты корпуса вправо – влево.

Полосатый круглый мяч

Соединить пальцы рук в «замок», округлив
руки перед собой.

 

Он уже пустился вскачь.

Пружинистые приседания – руки на поясе.

Я колеса надеваю,

Попеременные постукивания кулачками рук
сверху – вниз (4 раза).

 

Пирамидку собираю!

«Чертим» ладонями треугольник перед собой.

А из кубиков мы сможем

Руки на поясе, наклонить корпус вперёд -
ноги прямые.

 

Сделать башню, мост и дом

Соединить ладони треугольником перед
собой – башня, развести их дугой в стороны-
мост; соединить над головой – крыша дома
и присесть.

 

 

 

И пусть куклы и матрешки

Маршируют, высоко поднимая колени.

Расставляют мебель в нем!

Развести руки перед собой, наклонив корпус
вперед.

 

Обруч кружим,

2 круговых маха прямыми руками вперёд.

Кегли ставим -

Мах прямыми руками вперед – назад.

Все игрушки очень хвалим!

Жест «О кей!».

8. Знакомство с буквой И.

- Ребята, вы уже знаете, что каждый звук обозначается буквой. Звук [и] обозначается буквой И. Посмотрите и скажите, из каких элементов состоит буква И? (из з-х палочек: две из которых расположены прямо. а третья -между ними слева направо наискосок).

- Попробуйте сконструировать букву И.
Конструирование буквы И из счетных палочек, пуговиц, шнурков.

Прописать букву И в воздухе.

  9. Развитие орфографической зоркости.

1)Игра «Найди букву И»

На карточка написан ряд букв, если увидите букву И, нужно её обвести красным карандашом в кружочек. (А И У М А И У О И Х).

 2). Прочитай буквы по таблице:

 

      Дана таблица букв, все буквы разных цветов,

 1-читает буквы красным цветом;

 2 – зеленым;

 3 – синий;

10. Пальчиковая гимнастика.

   -  

-  А теперь давайте рассмотрим как на письме изображается буква И.

- Мы уже знаем , что буква И состоит из 3 элементов или палочек: две из которых расположены прямо. а третья -между ними слева направо наискосок. Рассматривание .
- А теперь вместе с осликом Иа поучимся писать букву И и поработаем в тетрадях.

- Но, прежде чем начать работу в тетрадях, мы с вами разомнем наши пальчики, и сделаем гимнастику, покажем Иа , что умеют делать наши пальчики!    

              Гимнастика «Этот пальчик мой танцует»

  11. Работа в тетрадях:

1)  Напечатай красным карандашом целую строчку буквы И. сначала внимательно посмотри на стрелки - указатели

«С горки вниз, на горку вверх, и опять спустились вниз.»

2) допечатай красным карандашом недостающие детали (части) буквы И.

12.  Подведение итогов урока.

– Ребята, скажите, пожалуйста, о каком звуке мы говорили на сегодняшнем занятии?

– О звуке И.

– Этот звук гласный или согласный?

– Гласный, потому что мы его можем пропеть, протянуть голосом.

– Какой буквой на письме обозначается звук И?

– Буквой И.

– Пропишите, пожалуйста, пальчиком в воздухе букву И.

В конце урока раздаю медальки, нарисован человечек, нужно ему дорисовать настроение от пройденного урока « веселое ),  или грустное (»

На сегодняшнем занятии все были внимательны и собраны. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические занятия по теме «Звуки и буквы» по программе

В декабре 2011г  я участвовала  (получила книгу, где на стр.74 моя работа,ниже представленная, пишите и отправляйте материалы в данный адрес,  это полезная информация на аттес...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме "Звук и буква Т"

Цели и задачи:В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:Научить характеризовать звук т по акустическим и артикуляционным признакам (согласный, глухой , твердый звук);Закреп...

Логопедическое занятие на тему: "Звук и буква - А".

Логопедическое занятие с учащимися 1 класса. Характеристика звука по артикуляционным и аккустическим признакам. Выделение звука - А в ударной позиции в начале и конце слова....

Методическая разработка конспекта логопедического занятия по теме «Звук и буква Э»

На букву Э довольно сложно и трудно подобрать материал и обыграть ситуацию с ним, поэтому я разработала конспект именно на эту тему. Может быть, кому-нибудь и пригодится мой опыт....

Презентация к логопедическому занятию по теме "Звук и буква Р"

Логопедическое занятие «Звука и буква Р» составлено учителем – логопедом Гильмутдиновой Г.Р. для детей младшего школьного возраста и направлено на автоматизацию поставленного звука [Р]-[Р\'] в слогах, ...

логопедическое занятие на тему: Звук «у». Буква У.

Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. Оборудование:предметные ка...

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Звук и буква Т» 1 класс

laquo;Звук и буква Т» 1 классЦель: познакомить детей со звуком «Т».Задачи:- Учить детей выделять на слух звук (т);- Закрепить понятие «твердый звук», навык деления ...