Развитие речевого и внеречевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
учебно-методический материал на тему

Материал по развитию речевого и внеречевого дыхания у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                                     ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Новокузнецкий детский клинический психоневрологический санаторий»

Реферат на тему
«Развитие речевого и внеречевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями»

Г. Новокузнецк 2014 г.


Содержание

Введение        

1. Основные функции механизма речи        

1.1 Дыхание, одна из функций механизма речи        

1.2 Физиологическое и речевое дыхание.        

2. Этапы формирования и развития речевого дыхания        

2.1 Этап развития физиологического дыхания        

2.2 Этап формирования и развития фонационного выдоха.        

2.3 Этап формирования и развития речевого дыхания        

Заключение        

Список литературы        


Введение

В настоящее время проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Это не удивительно, ведь Россия переживает один из самых сложных, болезненных, но вместе с тем динамичных периодов своей истории. Увеличилось количество семей, имеющих официальные доходы ниже прожиточного минимума. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, её этимологии и социальной адаптации детей-логопатов свидетельствует о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу  общества. Лишь 14% детей практически здоровы, в то же время половина имели отклонения в состоянии здоровья, а 35% страдали хроническими заболеваниями.

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.

Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.

Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше. Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний. Вместе с развитием речи, как правило, исчезают и вторичные изменения психики.

Речь открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов.

Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, заикание, ринолалия и различного типа дизартрии.

При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому существуют специальные детские сады, школы для детей с тяжелыми нарушениями речи и детские психоневрологические санатории. Реабилитация таких детей требует комплексного подхода, необходимо сочетать логопедическую работу с медикаментозным лечением, физиотерапией, общей лечебной физкультурой.

У таких детей наблюдаются нарушения во всех сферах деятельности и страдают все компоненты речи: лексика, фонетика, грамматика.

Корректируется все в комплексе: дыхание, голосообразование, темп, ритм, произношение, грамматика.


1. Основные функции механизма речи

1.1 Дыхание, одна из функций механизма речи

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.
У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое поверхностное дыхание. А для произнесения целого ряда звуков, таких, как свистящие, шипящие, сонорные, необходимо наличие сильной направленной воздушной струи, поэтому перед педагогом встает задача формирования у детей, сначала физиологического, а затем на его основе речевого дыхания.

Полное понимание разных явлений патологии речи возможно лишь на основе знаний о нормальных функциях механизма речи.

Произнесение слов обеспечивается синхронной работой четырёх систем:

  1. Энергетической - трахея, бронхи, лёгкие и дыхательная мышца(диафрагма);
  2. Генераторной - гортань;
  3. Резонаторной - глотка, полость носа, околоносовые пазухи;
  4. Артикуляторной - ротовая полость, зубы, губы, твёрдое и мягкое нёбо.

     Первая система речевого аппарата подаёт струю воздуха. Вторая служит для образования голоса. Третья (резонатор) усиливает звук голоса и сообщает ему тот или иной тембр. Четвертая система является органами произношения.

Дыхание - это энергетическая основа нашей речи. Что представляет собой дыхание?

Дыхание периодически повторяющиеся следующие акты: вдох, выдох, мгновенная остановка (покой), потом опять вдох, выдох, остановка и т.д. - это непроизвольное дыхание. В процессе говорения мы используем произвольное дыхание, т.е. дыхание, производимое по нашей воле, контролируемое и регулируемое нами. И здесь отдельные элементы дыхания изменяют свою последовательность: вдох, краткая остановка, затем постепенный, медленный выдох и вновь остановка. Такое дыхание, обслуживающее речь, называется речевым дыханием.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Все это в большинстве случаев представляет трудности для многих детей, имеющих речевые нарушения. С такими детьми проводится целенаправленная работа, которая заключается в проведении специальных дыхательных упражнений.

Важно отметить, что существует ряд условий, которые важно соблюдать при выполнении дыхательных упражнений:

  1. Заниматься в проветренной, не сырой комнате.
  2. Не заниматься после еды.
  3. Помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка (вызывают головокружения), поэтому лучше чередовать их с другими упражнениями.
  4. Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений, т.к. в дыхательной гимнастике применяются и статические и динамические упражнения.
  5. Лучше проводить упражнения в игровой форме, чтобы дети выполняли их с интересом и удовольствием.

Кроме логопедов и педагогов в детском учреждении все специалисты (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор ЛФК) активно включают ежедневно упражнения на дыхание в свои занятия.

1.2 Физиологическое и речевое дыхание.

 Развитие речевого дыхания зависит от правильного функционального физиологического дыхания. Следует различать физиологическое (жизненное, внеречевое) дыхание и речевое дыхание. Они значительно отличаются друг друга. Основные различия представлены в таблице:


Физиологическое(внеречевое) дыхание

Речевое дыхание

Назначение: осуществление газового обмена

Назначение: является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодики

Фазы: вдох-выдох -пауза

Фазы: вдох-пауза-выдох

Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания

Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо

Вдох и выдох через нос

Комбинированное дыхание, преимущественно через рот

Время, затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое

Выдох значительно длиннее вдоха. Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох

Смена фаз дыхания однообразно-ритмическая

В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи

Речевое дыхание характеризуют:

  1. активность, связанная с тем , что дыхание служит энергетической базой речи;
  2. организованный выдох, т.к. речевое дыхание связано с возникновением и распространением, то выдох должен быть организован, струя выдыхаемого воздуха должна как бы «фокусироваться» в одной точке;
  3. распределение выдоха, умение сознательно делить весь объём выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки;
  4. добор дыхания в процессе речи.

Процесс дыхательных движений осуществляется диафрагмой, межреберными мышцами. Диафрагма – мышечно-сухожильная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной. Главная её функция создавать отрицательное давление в грудной полости и положительное в брюшной. В зависимости от того какие мышцы задействованы, различают четыре типа дыхания:

  • нижнее, или «брюшное» диафрагмальное (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остаётся без изменений; в основном вентилируется нижняя часть лёгких и немного средняя);
  • среднее, или «рёберное» (в дыхательных движениях участвуют межрёберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх, диафрагма также слегка поднимается);
  • верхнее, или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счёт поднятия ключиц и плеч при неподвижной грудной клетки и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки лёгких и немного их средняя часть);
  • смешанное, или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части лёгких).

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:

  1. расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата;
  2. формирование и развитие длительного фонационного выдоха;
  3. развитие речевого дыхания;

2. Этапы формирования и развития речевого дыхания

2.1 Этап развития физиологического дыхания

Цель: увеличить объем дыхания, выработать плавный, длительный, экономный выдох, выработать диафрагмально-реберный тип дыхания при активном участии диафрагмы, активизировать мышцы губ.

Сначала знакомим детей с внешним выражение процесса дыхания, с рабочими движениями дыхательных мышц.

- Сесть ровно, спокойно, ладонь положить на живот (на область диафрагмы). Делаем правильный вдох. Посмотрите, животик надувается, как шарик.

- Выдыхаем – шарик медленно уменьшается.

Плечи опущены не напряжены. Другая рука дирижирует – показывает длительность, плавность выдоха.

После знакомства и постановки правильного дыхания начинается его тренировка в играх и упражнениях.


Игры и упражнения на развитие физиологического дыхания

Игры на развитие воображения

Поддувание легких игрушек

Поддувание легких предметов

Дыхательные упражнения с водой

Надувание, активный ротовой выдох

- «Задуй свечу»,

-«Погрей руки»,

-«Понюхай цветочек»

- вертушки

-султанчики из полосок бумаги или цветных перьев, хвосты у птичек, плавники у рыбок и др.

-волчки

-карусели

-автогонки

-соревнования лыжников

-паровозики, железные дороги

-футбол

-бумажные снежинки, листочки, бабочки, птички, стрекозы на ниточках и без

-перекатывание карандашей, ручек, катушек от ниток, крышечек, ватных шариков, перышек, одуванчиков;

-дутьё в пузырьки «Паровоз гудит»

-пускание бумажных и пластиковых корабликов

-игра «Бульканье» через трубочку

-пускание мыльных пузырей и их поддувание

-надувание воздушных шариков

-игра на музыкальных инструментах

Можно отдельные упражнения выполнять  через трубочку и без. Упражнения сложные, многие дети не умеют складывать губы «трубочкой» при выдохе.

На данном этапе координируем носовое и ротовое дыхание, выполняем упражнения на чередование ротового и носового вдоха, выдоха (вдох и выдох можно производить через одну ноздрю, затем через другую). Кроме этого выдох может быть не только обычным, но и:

-длительным, плавным

-выдох толчками

-выдох с усилением в конце

2.2 Этап формирования и развития фонационного выдоха.

Уже на 2,3 занятии переходим ко 2 этапу - развитию фонационного выдоха, но параллельно продолжаем работу над внеречевым дыханием. Формирование фонационного выдоха является основой для развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом, артикуляцией.

Фонационный выдох отрабатывается:

  1. на материале гласных звуков;
  2. на материале согласных звуков.

Работа над дыханием на данном этапе связана с формированием навыка рациональной голосоподачи и голосоведения. Упражнения так и называются «голосо-дыхательные».

Внимание детей акцентируется не на вдохе, а на звучании голоса в процессе выдоха с изменением его высоты, силы, тембра.

Работа начинается с длительного звучания гласных звуков. Игры: «Укачаем куклу», «Вьюга», «Лесенка». Постепенно количество гласных на одном выдохе увеличивается. Важно добиваться плавного перехода от одного звука к другому без добора воздуха между ними. Формируем навык мягкого голосоведения. Игры: «Эхо», «Лесенка». Эта же работа продолжается на материале согласных звуков и их сочетаний. Здесь активно используем звукоподражания.

   Звукоподражания:  

«Польем водичку» - С-с-с

«Комарик» -З-з-з

«Зазвонил телефон» - З-з-з

«Змея шипит»- Ш-ш-ш

«Мышонок шуршит»-Ш-ш-ш

«Дует ветер» -В-в-в

«Трактор ревет» - Р-р-р

«Тишина!» - Тс-с-с

На этом этапе активно используются не только статистические, но и динамические дыхательные упражнения, когда произнесение звуков на выдохе сочетается с движениями. Игры: «Насос», «Шарик лопнул», «Гуси шипят», «Поймай комарика».

Таким образом, выполняя упражнения дыхательной гимнастики с последующим усложнением, мы постепенно вовлекаем органы дыхания в процесс голосообразования.

2.3 Этап формирования и развития речевого дыхания

Плавно, постепенно ребенок подготавливается к формированию собственно речевого дыхания. Также от простого к сложному. Сначала дети обучаются произносить в процессе выдоха слоги, отдельные слова, фразы, рифмованные строки. Затем более сложные речевые задачи - прозаические тексты из 3-4 коротких предложений, затем ответы на вопросы.

На материале слогов:

  • «Перекличка животных»
  • «На лугу»
  • «Дровосек»
  • «Эхо»
  • «К нам приехал паровоз»

На материале слов:

  • «Перекличка детей по именам»
  • «Что за чем следует»
  • -«Эхо»

-«Часики»

Постепенно переходим к тренировке речевого дыхания на материале фраз:

  • небольшие чистоговорки
  • «Веселый счет»
  • пословицы, поговорки
  • -загадки
  • потешки
  • считалочки
  • короткие стихи
  • перечисление дней недели, времен года, названий месяцев
  • упражнения по наращиванию фразы

Для тренировки правильного речевого дыхания, его силы и длительности необходимо учитывать следующие методические указания:

  • дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребёнок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха;
  • дыхательные упражнения организуются в виде игры, чтобы ребёнок мог непроизвольно сделать более глубокий вдох и более длительный выдох;
  • на одном выдохе произносить слитно не более 3-4 слов;
  • в распространённых предложениях между смысловыми отрезками делать остановку для добора воздуха, делать быстрое и незаметное пополнение израсходованного воздуха в процессе речи .
  • все динамические упражнения выполняются в следующей последовательности:  руки из положения «в стороны» движутся вперёд, из положения «вверх» движутся вниз, наклоны корпуса вниз или в стороны;

Заключение

Развитие детской речи – это сложный и многообразный процесс. Одним из важных компонентов этого процесса является развитие речевого и внеречевого дыхания. Если речевое дыхание в онтогенезе у детей без отклонений в развитии спонтанное по мере становления речевой функции, то у детей с речевыми нарушениями оно развивается патологически. В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи, отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Таким образом, мы приходим к выводу, что работа над развитием дыхания должна проводиться со всеми детьми, имеющими речевые нарушения.


Список литературы

  1. Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998.
  2. Гуровец Г.В., Маевская СИ. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стёртой формой дизартрии и ринофобией, и методы коррекционного воздействия // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. - М., 1981.
  3. Винарская Е.Н., Гулатов A.M. Дизартрия и её топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. - Ташкент, 1989.
  4. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н.  Логопедия. Дизартрия. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009.
  5. Поваляева М.А., Справочник логопеда. изд. «Феникс» Ростов-на-Дону, 2002.
  6. Щетинин М.Н., Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. изд. «Метафора», 2010.
  7. Поварова И.А., Практикум для заикающихся. Учимся говорить правильно и красиво. изд. «Союз», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речевого и внеречевого дыхания у детей с нарушениями речи»

«Развитие речевого и внеречевого дыхания у детей с нарушениями речи »...

Дидактические игры и упражнения по формированию словоизменения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

В данном материале описаны дидактические игры и упражнения по формированию словоизменения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....

Особенности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

В данном материале описываются особенности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....

Игры и задания по формированию грамматического строя речи по теме "Фрукты" у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

В данном материале  представлены игры и задания  по формированию грамматического строя речи по теме "Фрукты"  у  детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....

Игры и задания по формированию грамматического строя речи по теме "Одежда" у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

В данном материале представлены игры и задания по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста....

Игры и задания по формированию грамматического строя речи по теме "Ягоды" у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

В данном материале представлены игры и задания по формированию грамматического строя речи по теме "Ягоды" у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....