Коррекция фонематических процессов у детей-дислаликов
методическая разработка по теме

Коррекция фонематических процессов положительно влияет на фонетическую сторону речи,слоговую структуру слов,способствует стойкому исправлению звукопроизношения у дислаликов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

Вступление                                                                                                               2

Основная часть                                                                                                        4

Этапы логопедической работы по коррекции фонематических процессов      4

Игры  и  упражнения  на  этапе   слухопроизносительной     дифференци-

ровки фонем                                                                                                            6

Игры   для    развития   аналитико-синтетических    способностей   детей      7            

Заключение                                                                                                            10

Использованная литература                                                                                 11

Вступление

То ловишь отзвук древнего напева,

То говор поздних дней.

И слово состоит, подобно дереву,

Из веток и корней.

Незыблема его первооснова

На много тысяч лет.

Выходит так, что у любого слова

Есть запах, вкус и цвет.

Слова и фразы нижутся, как звенья,

И так растёт строка.

И можно различить сердцебиенье

Живого языка.

М.Матусовский

   Дислалия является одним из самых распространённых дефектов речи, встречающихся у детей 5-7 лет. В настоящее время дислалия определяется как нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. По этиологии дислалии подразделяются на органическую и функциональную форму. В работе приходилось сталкиваться с этими двумя формами. Но именно при функциональной дислалии деффекты звукопроизношения могут быть вызваны недоразвитием фонематического слуха. При этом наблюдаются затруднения в дифференцировке звуков, различающихся тонкими акустическими признаками. Недостатки звукопроизношения выражаются в замене звуков, смешении их в словах, в искажении или полном отсутствии звука. Это затрудняет, в свою очередь, формирование фонематического слуха, что в дальнейшем может служить причиной нарушений письма и чтения.

   Во время экспрессивной речи кинестетические движения создают очаги возбуждения в коре головного мозга. По теории И.П.Павлова это играет решающую роль в формировании фонематического восприятия. Дефектное звукопроизношение приводит к тому, что на слух ребёнок не дифференцирует близкие по звучанию и сходные по артикуляции звуки речи. Следовательно, словарь ребёнка не пополняется словами с труднопроизносимыми звуками. Это ведёт к постепенному отставанию в развитии.

   Система работы по развитию фонематических процессов у ребёнка дислалика зависит от его индивидуальных отклонений. Может быть нарушено опознание, узнавание, сличение акустических признаков и принятие решения о фонеме. Или возможна несформированность операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам. Это замена звука на более простой по артикуляции. Возможна неустойчивость звукового облика слова или неоправданное употребление звука. Смешивание звуков чаще происходит по одному признаку: глухости-звонкости, твёрдости-мягкости и т.д. Могут быть дефекты звукопроизношения, обусловленные неправильно сформированными артикуляторными позициями. Характерны пропуски, замены и искажения звуков - ротацизмы, ламбдацизмы, йотацизмы, каппацизмы и гаммацизмы.

   

   

Основная часть

Этапы логопедической работы по коррекции фонематических процессов

   Уточним понятие фонематический слух. Это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. А фонематическое восприятие - это специальное умственное действие по дифференцировке фонем и установлению звуковой структуры слова.

   При недостаточности фонематического восприятия многие предлоги и безударные окончания слов ребёнок не улавливает. Чтобы избежать системных фонетико-фонематических и лексико-грамматических нарушений необходимо до пяти лет определить все недостатки звукопроизношения.

   Систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

1 этап: узнавание неречевых звуков

2 этап: развитие высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз

3 этап: различение слов, близких по звуковому составу

4 этап: дифференциация слогов

5 этап: дифференциация фонем

6 этап: развитие навыков элементарного звукового анализа

   Итак, на первом этапе у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Упражнения способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти. Это отхлопывание ритмического рисунка, отстукивание, оттопывание; игры, что гудит, кто кричит, кто разговаривает, что звучит вокруг нас (Г.А.Тумакова, стр.44).

   Найди игрушку (по силе ударов барабана, бубна, колокольчика, удара молоточка ребёнок находит игрушку).

   У кого спрятался колокольчик (водящий отгадывает, за чьей спиной звенел колокольчик).

   Игра "Отгадай, что гремит, что звенит" (погремушка, спички, коробка с кнопками, карандаши).

   Знакомство с разными звуками, которые издают предметы, можно разнообразить и усложнять.

   На втором этапе предполагаются игры, обучающие различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Игры "Назови меня", "Далеко-близко", "Котёнок", "Пароход", "Дудочка", "Кто плачет". Использование сказок "Три медведя", "Теремок", "Колобок". Звукоподражание детёнышам домашних и диких животных.

   На третьем этапе дети учатся различать слова близкие по звуковому составу. Игровое упражнение "Вагон". Логопед показывает картинку, называя её то правильно, то неправильно. Дети, слыша ошибку, хлопают в ладоши. Пример: вакон, факон, вагон, вагом.

Игра "Похожие слова". На наборном полотне логопед выкладывает картинки, названия которых звучат похоже

Рак                          Дом                    Коса

Лак                          Ком                    Коза

Мак                         Лом                    Лужи

Бак                          Сом                    Лыжи

Дети добавляют картинку к нужному столбику.

   Игра "Отзовись похожим словом". Логопед называет слово "шутка", ребёнок отзывается "мишутка", "кран" - "чулан", "оса"- "роса" и т.д.

   Игра "Найду похожее имя" с опорой на картинку.

Саша                    Маша

Рома                     Тома

Соня                     Тоня

Галя                      Валя

Ваня                     Даня

Юра                     Шура

   Игра "Подскажи Петрушке звук" (Г.А.Тумакова, стр.45). Логопед: "На солнышке грелся котёно...-к (ребёнок)".

   Уместна игра в слова. Текст Агнии Барто: "Скажи погромче слово гром..."

   Подбор простых рифм. Игра "Слоговое лото" (Третьякова), "Слоговое домино", "Звуковой диктант".

   На четвёртом этапе учу детей различать слоги. Логопед произносит несколько слов на-на-на-па. Дети определяют, что лишнее: на-но-на, ка-га-ка, па-ба-па-па. Логопед говорит на ухо ребёнку слог, ребёнок повторяет его вслух. Усложнение: повторение слога с оппозиционным звуком: ка-га, ба-па. Подбор слогов делается с учётом произносительных возможностей и последовательностей всей звуковой работы.

   Игра "Где слог, а где слово": са-са, Са-ша.

   На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинаем с дифференцировки гласных звуков -А-, -У-, -И-. Игра "Окошечко" (УОА - окошечко - ротик открывается, АОУ - закрывается).

   Звуки произносятся длительно. Далее в ряд гласных включаются -О, -Ы, -Э и произносятся более кратко. После гласных переходим к дифференцировке согласных фонем.

   На шестом этапе переходим к формированию у детей навыков элементарного звукового анализа и синтеза. Это самый продолжительный и трудоёмкий этап.

   Учимся определять количество слогов в слове т охлопывать двух- и трёхсложные слова, выделяя голосом ударный слог. Эта работа начинается с анализа гласных: А, АУ, АУИ. Ребёнок откладывает столько кружков, сколько слышит гласных. Я использую схему артикуляции, соответствующую гласным. Затем приступаем к анализу согласных звуков. Дети легче учатся выделять в слове последний согласный звук. Предлагаем глухие взрывные согласные.

   Игра "Письмо". Ребёнок вынимает из конверта картинку, чётко называет её, выделяет последний звук и повторяет его отдельно

Кот-т

Паук-к

   Игра "Две корзинки". Дифференцировка картинок, названия которых оканчиваются на звук -Т и -К.

   Игра "пропал звук". "ТАН.., ПАУ.., ВЕНИ... Ребёнок называет слово целиком.

   На этом этапе уместны игры "Хвостоглав", "Цепочка". Одновременно мы начинаем уточнять слоговую структуру слов. От простых заданий к сложным.

Игры и упражнения на этапе слухопроизносительной дифференциации фонем

   Уместно перечислить игры для развития фонематического строя речи на этапе слухопроизносительной дифференциации фонем.

1. Дежурный звук

2. Следи за словом

3. Определи, какой звук

4. Конец слова за тобой

5. Незнайкины ошибки

6. Цифровой ряд

Цель: развивать сложные формы фонематического анализа (количественный, порядковый).

Наглядные пособия: карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Ход игры: Услышав слово, ребёнок последовательно произнося все звуки, ведёт палец от цифры к цифре, соответствующей порядковому номеру звука в слове. Цифру, которая обозначает последний звук, выдвигает из ряда и говорит: "В этом слове второй (четвёртый, шестой) звук такой-то".

Образец:        по - пол - полк - полка - Полкан

                       нос - носи - носик

7. Составь схему

8. Какой звук потерялся

9. Моя буква

10. Пропущенный звук

Цель: развивать фонематические представления.

Ход игры: Детям предлагается хорошо знакомый текст. Его можно ещё раз прочитать, затем каждый должен воспроизвести текст, пропуская в словах заданный звук. За каждую ошибку насчитывается штрафное очко. Выигрывает тот, у кого меньше штрафных очков. Мы предлагаем для этой игры цикл стихотворений А.Барто "Игрушки". Эти стихи хорошо знакомы детям и любимы ими.

Л:                      С..ОН

      Спать пора! Усну.. бычок. Лег в коробку на бочок.  Сонный мишка лёг в кровать, Только с..он не хочет спать! Го..овой кивает с..он. Он с..онихе шлёт пок..он!

С:                 ЗАЙКА

             Зайку бросила хозяйка - под дождём о...тался зайка! ...о ...камейки ...лезть не ...мог, Весь до ниточки промок!

11. Назови слово с другим звуком

12. Назови слово с противоположным звуком

13. Угадай задуманный звук

14. Игры на оппозиционные звуки

Игры для развития аналитико-синтетических способностей детей

   На уровне слога, слова, словосочетания и предложения можно взять игры для развития аналитико-синтетических способностей.

   На уровне слога:

1. Телеграфисты

2. Слоговая арифметика

3. Шарады

4. От слова к слову

Цель: развивать слоговой анализ и синтез, слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память.

   Найти слова, по звучанию близкие, а по смыслу разные.

Ход игры: Логопед читает стихи, дети вслушиваются и в повторяющемся ряду слов стараются услышать новое слово, близкое по звучанию.

              1) Старый дедушка Исай

                  Кормит внучку Майку:

                 -На, КУСАЙ, КУСАЙ, КУСАЙ,

                 САЙКУ, САЙКУ, САЙКУ!

              2) "У меня, - промолвил дед,-

                  Ни забот, ни горя нет:

                  Захочу - отдохну,

                  Есть моложе руки!

                  Чуть КИВНУ, КИВНУ, КИВНУ -

                  Мчаться ВНУКИ, ВНУКИ!"

             3) "Зверек, зверек, куда бежишь?

                 Как звать тебя, малышка?" -

                 "Бегу в КАМЫШ, КАМЫШ, КАМЫШ, -

                 Я МЫШКА, МЫШКА, МЫШКА!"

На уровне слова:

1. Слова на один звук

2. Складно-нескладно

3. Цепочки слов

4. Занимательные правила

5. Звуковая арифметика

                          Звуковая арифметика

1) Липа + нота = животное (Антилопа)

2) Том + вата = оружие (Автомат)

3) Кета + трон = мясное блюдо (Антрекот)

4) Рыба + соки = фрукты (Абрикосы)

5) Кожа + ворон = полевая птичка (Жаворонок)

6) Ров + поза = транспорт (Паровоз)

7) Охра + под = водный транспорт (Пароход)

8) Кипа + сатин = музыкантша (Пианистка)

9) Паста + клин = один из видов воспроизведения музыки (Пластинка)

10) Лик + пена = птица, у которой клюв с мешком (Пеликан)

11) Суд + тень = то же, что и холодец (Студень)

12) Уста + боб = день недели (Суббота)

13) Вода + ринг = ягоды (Виноград)

14) Гора + камин = музыкальный инструмент (Гармоника)

15) Тоска + пар + шов = молочный продукт (Простокваша)

На уровне словосочетаний и предложений:

1. Ключевое слово

2. Шифровальщики

3. Сыщики

4. Что придумали буквы

5. Кто самый внимательный

Ход игры: Дети под руководством логопеда читают в обоих направлениях предложения - перевёртыши и отмечают те из них, в которых изменился порядок слов.

Лазил Дёма, мёд лизал.

Лев ел волов.

Леша нашёл наган.

Лесом осел сено нёс.

Лёву еле увёл.

Мадам.

Мелок колем.

Моток с котом.

Мокнет Оксана с котенком.

Наган.

На доме чемодан.

На вилах ехал Иван.

Нажал кабан на баклажан.

Заключение

   Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма.

   Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.

   Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети труднее овладевают грамотным чтением и письмом.

   Доктор наук, профессор Левина Р.Е., стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: "При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов". Таким узловым образованием, ключевым моментов в системе коррекции являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. "Формирование узловых образований, - отмечает далее Р.Е.Левина, - позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать педагогического эффекта".

Использованная литература

1. Занимательное азбуковедение./Сост.В.Волина -М.: Просвещение, 1991

2. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать / Педагогика и психология.-М.: Знание, 1991

3. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду.- М.: Педагогика, 1978

4. Подготовка к обучению грамоте в детском саду.- Минск: Народная асвета, 1992

5. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников.- М.: Акалис, 1996

6. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом.- М.: Просвещение, 1996

7. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильно произношения.- М.: Просвещение, 1966

8. Гербова В. Занятие по развитию речи с детьми 4-6 лет.- М.: просвещение , 1987

9. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду.- М.: 1994

10. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.- М.: Просвещение, 1988

11. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя.

12. Городилова В.И., Радина Е.И Воспитание правильной речи.- М: Учпедгиз, 1961

13. Лопухина И. Логопедия.- Аквариум, 1995

14. Городилова В.И. Чтение и письмо.- М.: Аквариум, 1995

15. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1989

16.Лопухина Л.И. Коррекция речи у дошкольников

17. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми

18. Волкова Г.А. Логоритмика

19. Волина В. Учимся играя

20. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников

21. Максаков Л.И. Учите играя

22. Резниченко Т.С., Ларина О.Д. Дифференциация согласных звуков, Росмэн, 2004  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Педагогическая игра как средство коррекции фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР"

Презентация подготовлена по материалам моей конкурсной работы, представленной в 2009 году на Конкурс инновационных проектов и методических разработок педагогов ДОУ...

Рабочая программа развивающего курса "Коррекция фонематической стороны речи. Коррекция произношения и слоговой структуры слова"

Рабочая программа развивающего курса "Коррекция фонематической стороны речи. Коррекция произношения и слоговой структуры слова" направлена на исправление неправильного произношения звуков у учащихся н...

Методическая разработка "Коррекция фонематической дислексии"

Многие дети, которые начинают учиться читать, допускают ошибки, но по мере обучения они довольно быстро исчезают. У детей же, страдающих дислексией, ошибки сохраняются продолжительное время и об...

Статья "Дидактические игры и упражнения в коррекции фонематических нарушений у детей дошкольного возраста"

В статье предложены игры и упражнения для развития фонематических функций у детей дошкольного возраста"...

Учебно-методическая разработка организованно-образовательной деятельности по коррекции фонетико-фонематических процессов у дошкольников с ОНР.

Конспект ООД по коррекции фонетико-фонематических процессов у дошкольников с ОНР "Гласные звуки"....