Воспитательно-коррекционное занятие " Права и обязанности пассажиров"
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Карасёва Ирина Николаевна

Цели:

1)     дидактическая: формирование представлений об основных правах и обязанностях пассажиров общественного транспорта; ознакомление с элементарными правилами поведения в салоне;

2)     коррекционная: коррекция логического мышления на основе выполнения упражнений через развитие умения самостоятельно принимать решения; коррекция зрительного восприятия на основе выполнения упражнений узнавания - различия;

3)     воспитательная: привитие культурного отношения к участникам движения в общественном транспорте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prava_i_obyazannosti_passazhirov.doc706 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект – открытого, воспитателъного,  коррекционного занятия в 6 «б» классе на тему: «Права и обязанности пассажиров».

Проведено на методическом объединении воспитателей ГБОУ Республики Марий-Эл «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа города Йошкар-Олы №1 для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида».

Цели:

  1. дидактическая: формирование представлений об основных правах и обязанностях пассажиров общественного транспорта; ознакомление с элементарными правилами поведения в салоне;
  2. коррекционная: коррекция логического мышления на основе выполнения упражнений через развитие умения самостоятельно принимать решения; коррекция зрительного восприятия на основе выполнения упражнений узнавания - различия;
  3. воспитательная: привитие культурного отношения к участникам движения в общественном транспорте.

Оборудование; наглядное пособие «Транспорт», дидактический материал с изображением отдельных правил поведения в салоне, раздаточные карточки с заданиями, чемодан, маска зайца, смайлики, сантиметровая лента, набор иллюстраций с животными. Ход занятия:

I. Организационный момент:

Каждый день, всегда, везде, На занятиях, в игре, Четко, громко говорим ,и спокойно все сидим.

Педагог: я предлагаю вам настроиться на активную деятельность, для этого, чтобы включились в работу все системы организма, сделаем следующие упражнения. Физкультразминка: растирание учениками ушных раковин и кончиков пальцев рук. Чтобы узнать тему нашего занятия, вам предстоит выполнить задание, которое находится у вас на парте на листочках. Соедините буквы по линиям, начиная от стрелки, и вы прочтете тему занятия.

Прочитав тему занятия на своих листочках, школьники называют ее, название темы раскрывается на доске, каждая буква в круге.

II. Актуализация знаний учащихся:

Воспитатель: итак, мы с вами сегодня пассажиры. Как же надо вести себя в городском транспорте? Вспомните и назовите слова, схожие по своему значению и смыслу со словами «права» и «обязанности». Замените их другими выражениями. Ответы воспитанников: права - это то, чем человек может обладать, а обязанности - это то, что он должен соблюдать, то, чему человек должен следовать; т.е. определенные правила.

Воспитатель: дайте общее определение транспорту, который обслуживает в городе основную часть жителей и служит населению? Ответ: общественный.

Задание: посмотрите на иллюстрации и уберите лишнее изображение общественного транспорта. Объясните, почему?

Ответ: это - метро, т.к. оно относится к подземному виду транспорта, а все остальные - к наземному.                             III. Основная часть.

Педагог: с чего же начинается любая поездка в общественном транспорте, каковы наши действия как пассажиров?

Коррекционное задание: определить последовательность действий, выбрав правильные варианты ответов. В результате, получается ключевое слово, найдите его.

«Б» - жди транспорта в установленных местах.

«Д» - жди транспорта недалеко от остановки.

«Е» - на остановке пассажиры должны сначала войти, а потом выйти.

«И» - на остановке пассажиры должны сначала выйти, а потом войти.

«Л» - войдя в салон, оплати проезд или предъяви проездной билет.

«К» - оплати проезд или предъяви проездной билет при выходе из транспорта.

«Е» - уступай место пожилым, инвалидам, малышам.

«У» - уступай место тому, кто об этом попросит.

«Р» - во время остановки продвигайся к выходу.

«Т» - продвигайся к выходу заранее.

Ключевое слово - «билет». Задание дано каждому ученику на листочке на парте. Вывод: таким образом, войдя в салон, пассажир обязан приобрести билет, заботясь об этом самостоятельно. Вопрос: должен ли пассажир ждать прихода кондуктора? Ответы ребят: нет, человек сам обязан его купить.

Педагог:  безбилетным будет считаться пассажир, который не оплатил свой проезд до следующей остановки на момент проверки контролером; предъявивший поддельный проездной билет, просроченный или с другого транспортного средства.

Сюжетно-ролевая игра: в роли кондуктора выступает ученица, которая раздает каждому подростку билет, на котором имеются цифры, обозначающие дату их рождения (в конце занятия воспитатель поинтересуется, кто сумел догадаться, что это за число?). По порядковым номерам билетов каждый ученик получает контрольный билет с вопросом и несколькими вариантами ответов. Воспитатель: как долго вы должны сохранить билет? Ответ ребят: до конца поездки.

Драматизация: игровой момент - появляется мальчик в маске зайца. Вопросы: какое отношение к нашему разговору имеет данный персонаж? Почему именно с зайцем сравнивают безбилетного пассажира? Человека, каких качеств, сравнивают с зайцем? Ответы учащихся: трусость, боязливость, страх.

Вопросы: кого же боится безбилетный пассажир? Почему его «душа ушла в пятки», как у зайца? Чем это вызвано? Что мы посоветуем нашему персонажу? Варианты ответов.

Педагог: какое же чувство поможет человеку правильно вести себя в транспорте в отношении приобретения билета? Для этого я вам предлагаю выполнить следующее задание: найдите способ прочитать выражение из предложенных букв по горизонтали. Дидактические карточки с упражнением даны каждому ученику:

Ответ: получается выражение «Совесть - лучший контролер». Воспитатель: находясь в салоне транспортного средства, у вас есть право провоза ручной клади - багажа (словарная работа). Это бесплатно, касается именно тех предметов и вещей, которыми человек пользуется достаточно часто. Но у размера багажа есть определенные ограничения: длина, ширина и высота в совокупности не должна превышать 120 см.

Игровая ситуация с багажом: давайте проверим, сможет ли с нашим чемоданом бесплатно проехать в троллейбусе ваш одноклассник? Выставляется чемодан на парту, который с помощью сантиметровой ленты ученик замеряет и выясняет возможность его провоза. Учитель: кроме того, у вас есть право бесплатно провозить ваших маленьких питомцев. Кто же это? Показ иллюстраций с изображением различных представителей животного мира:

Вопрос: кто в этом ряду оказался случайно и почему? Найдите лишнего

представителя. Ответ: сокол. Почему? Потому что он относится к диким птицам, а все остальные относятся к домашним видам животных и птиц.

Педагог: как поступить владельцу, если у него заболели попугайчики и их следует отвезти к ветеринарному врачу? В чем их нужно перевозить? Ответ: в клетке или корзинке с твердым дном.

Учитель: как быть, если у вас есть большая охотничья или служебная собака? Оказывается, за них следует оплачивать проезд и обязательно наличие намордника и поводка. Вопрос: в какой части салона их надо перевозить? Ответ: на задней площадке.

IV. Практическая часть: работа по билетам. Каждый из воспитанников отвечает на свой билет и разбирает предложенную ситуацию.

Билет №1. Мама троих детей: старшей дочери 12 лет, средняя в два раза младше, а самой маленькой - на три года меньше, чем средней. Кого из них ты имеешь право провезти бесплатно в транспорте?

Билет №2. Тебе нужно помочь бабушке отвезти на рынок поросенка для продажи. Как ты это сделаешь в салоне общественного транспорта:

  • спрячешь в сумку;
  • наденешь поводок и войдешь с ним на заднюю площадку;
  •  завернешь в платок и будешь держать его на руках;
  • другие варианты.

Билет №3. Во время поездки в автобусе у тебя появились вопросы к водителю по поводу маршрута движения. Можно ли спросить его, вежливо извинившись, во время движения?

Билет №4. На маршруте, не доехав до остановки, автобус сломался. Что может сделать водитель в отношении пассажиров:

  • попросить помочь ему в ремонте;
  • добираться пассажирам пешком до следующей остановки;
  • пересадить их в другой автобус этого же маршрута со старым билетом.

Билет №5. Доехав до конечной остановки, ты должен:

  • покинуть салон транспорта;
  • поехать дальше, т.к. ты проспал свою остановку;
  • остаться в салоне, потому что у тебя проездной билет, и ты можешь покататься.

Билет №6. Ты переезжаешь в другую квартиру. Что из перечисленного ты можешь провезти в салоне общественного транспорта бесплатно: лыжи, детскую коляску, ковер, пылесос, чемодан, санки, гитару, кресло.

Билет №7. Какова сумма штрафа за безбилетный проезд: 20 руб., 50 руб., 100 руб.? Кому ты должен его заплатить: водителю, кондуктору, контролеру, по квитанции в отделении Сбербанка?

Билет №8. Первые шесть сидений в салоне общественного транспорта предназначены: для инвалидов, женщин с маленькими детьми, депутатов, пожилых людей, почетных граждан города, милиционеров, работников суда.

Воспитатель: мы выяснили, что у пассажиров много прав и обязанностей, которые они должны соблюдать, ведь от этого зависит безопасность людей и всего движения на проезжей части. Войдя в салон, человек думает не только о себе, но и о тех, кто его окружает.

V. Закрепление и подведение итогов:

Воспитатель: теперь я предлагаю выполнить вам следующее задание: на листочках у вас дан список прав и обязанностей пассажиров, те учащиеся, которые сидят на I варианте называют только то, что относится к правам, а II вариант - только то, что запрещено делать в салоне:

  1. провозить бесплатно детей в возрасте не старше 7 лет;
  2. бесплатно провозить багаж не более 1 места, размер которого не превышает 120 см;
  3. пассажиры предъявляют проездной или контрольный билет по первому требованию;
  4. допускается провоз животных и птиц в клетках или корзинах;
  5. высовываться из окон, ставить детей на сидения;
  6. курить и находиться в салоне в нетрезвом состоянии;
  7. обеспечивать целостность и сохранность своего багажа;
  8. провозить на задней площадке служебных или охотничьих собак в намордниках и при наличии поводка за плату.

VI. Обобщение: составление подростками памятки для пассажира общественного транспорта. Воспитанникам раздаются листочки с текстом, в котором пропущены отдельные словосочетания. В конце текста предлагаются слова для выбора. Задание: вставить пропущенные фразы, подходящие по значение в данные предложения. Школьники зачитывают получившуюся у них памятку.

Текст.

Правильное пользование транспортом обеспечивает        пассажиров.

Общественный транспорт нужно ожидать на тротуаре или на        .

Входить в транспорт можно только при полной остановке, это необходимо для того,

чтобы не нарушать        . Учащиеся в общественном транспорте должны

уступать места для сидения        . В

салоне запрещается провозить грузы, которые имеют        или

могут        пассажиров, а также легковоспламеняющиеся, режущие и

другие__________        предметы.

Слова для выбора: опасные, посадочная площадка, порядок при посадке, старшим, неприятный запах, безопасность, испачкать одежду.

VII. Заключительное слово педагога и домашнее задание:

Каждый пассажир должен помнить о своей безопасности и тех, кто рядом с ним. Стараться проявлять внимание и предупредительность по отношению к окружающим. От этого зависит наше настроение. Пожелания вам: возвращаясь вечером из школы в транспорте, понаблюдайте и проанализируйте основные ошибки, которые совершают пассажиры. А сами следуйте тем правилам, о которых мы сегодня с вами беседовали. И на конечной остановке нашего занятия кондуктор Аня раздаст вам бланки со смайликами, где вы отметите свои впечатления о нашей поездке. Если вам понравилось, то вы разукрашиваете смайлик в желтый цвет. А теперь посмотрите на цифры на ваших билетах. Кто угадал, что они обозначают? Ответ ученицы: это даты нашего рождения. До следующей встречи в нашем салоне, благодарим за участие, всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие : ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ

Цель: продолжать знакомить детей с правами человека ребенкаЗадачи:- Формировать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;- Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;- Воспит...

Пассажир. Обязанности пассажира

Данный конспект урока позволяяет провести занятие по ОБЖ в 5 класса в новой форме....

Комплексное занятие "Правила пассажиров"

Занятие с воспитанниками детского дома. Построено по приему: знаем, хотим узнать, узнали....

Конспект занятия по Правилам дорожного движения: "Обязанности пассажиров"

Конспект занятия по Правилам дорожного движения: "Обязанности пассажиров"...

Итоговое занятие "Права и обязанности несовершеннолетних"

Итоговое занятие правового месячника....

В школьном автобусе ты пассажир! Правила ДД для пассажиров.

В школьном автобусе ты пассажир!  Правила ДД для пассажиров....

Методическая разработка занятия "Права и обязанности волонтеров "

Цель занятия: формирование представлений обучающихся о правах волонтеров.Задачи:Обучающие:1. Актуализировать понятия «волонтер», «волонтерская деятельность», «право»...