Конспект занятия по автоматизации звука "р"
план-конспект на тему

Занятие для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtomatizatsiya_zvuka_r.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 компенсирующего вида»

города Пикалёво

Конспект

открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе

компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Тема: «Трудный звук – ты наш друг»

(игра-путешествие  в страну звука «Р»)

                                                                                   

                                                                                           Составила и провела:

                                                                                              учитель-логопед

                                                                                       Сумерина Лариса Юрьевна

г.Пикалёво


Цель занятия: Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

1.Образовательные:

  • уточнить представление детей об артикуляционном укладе звука [Р];
  • упражнять в различении и четком произношении звука [Р] в слогах, словах, предложениях;
  • активизировать предикативный  словарь детей.

2.Коррекционно - развивающие:

  • закреплять навыки правильного произношения звука [Р] в слогах, словах, предложениях;
  • развивать общую, артикуляционную и мелкую моторики;
  • развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;
  • совершенствовать лексико–грамматические категории (согласование прилагательных с существительнымими в роде и числе, изменении по падежам);
  • развивать внимание, память, мышление;
  • развивать диафрагмальное и речевое дыхание

3.Воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию на занятии;
  • воспитывать культуру взаимоотношений, формировать навыки речевого общения друг с другом         (сотрудничество, взаимоуважение);
  • воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование: 

мультимедийное оборудование (или ноутбук); авторское логопедическое пособие «Волшебный сад»; логопедическая игрушка ворона Каркуша, материал для индивидуальных заданий (маршрут для автомобиля, картинки для определения места звука в слове, опорные картинки для составления предложения; мнемочистоговоки).

2

Ход занятия:

Вводная часть

Логопед:

Доброе утро и солнцу, и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам! (слайд 1).

Здравствуйте! Давайте познакомимся. Меня зовут Лариса Юрьевна. Я – учитель-логопед. А это - учёная ворона Каркуша.  А как вас зовут? (дети называют свои имена). Очень приятно! Мы с Каркушей узнали, что вы научились правильно произносить трудный звук «Р». Но этот звук очень непростой, и может убегать.   Вы хотите, чтобы ваша речь стала правильной, чёткой? Ведь тогда вы сможете смело сказать: «Трудный звук – ты наш друг!», то есть, как хороший друг он никогда вас не подведёт. А поможет нам чётко и правильно выговаривать звук «Р» - Каркуша. У Каркуши это самый любимый звук, она с ним дружит и часто бывает у него в гостях в стране звука «Р».

Каркуша: Вы хотите правильно говорить звук « Р»? Вы любите играть?

Тогда нам с вами надо отправиться в страну, где  звук «Р» проживает и в интересные игры с гостями играет.  Это путешествие нам поможет закрепить в нашей речи звук «Р».

Основная часть.

Логопед: Сегодня мы будем путешествовать, играть и правильно произносить звук «Р». Но каждое путешествие требует подготовки.

Уточнение неречевого образа звука и его артикуляцию:

Логопед: Дети, скажите, а на что похож звук «Р» (слайды 2).

Ребята, давайте договоримся сравнивать звук «Р» с рычанием тигра и обозначать его вот такой картинкой (слайд 3).

Звук  «Р» очень сложный, чтобы уметь его правильно произносить, нужно знать, как работает весь наш ротовой аппарат.

Каркуша предлагает вам посмотреть на эту схему (слайд 4).

Мы видим три ряда. Что нарисовано в клеточках верхнего ряда? (губы, зубы, язык, рот, из которого идёт воздух; и в последнем квадратике обозначен голосок, который

3

живёт в нашем горлышке). Когда мы произносим звук «Р», всё это включается в работу. Посмотрите, куда показывают стрелочки (это средний ряд). Давайте же вместе уточним, что делают губы? (Предполагаемый ответ: губы раскрыты)

- Что делают зубы? (Предполагаемый ответ: зубы разомкнуты)

- Что делает язык? (Предполагаемый  ответ:  язык поднимается вверх и его кончик прыгает на бугорочках за верхними резцами, кончик языка дрожит).

- Давайте поднесём руку ко рту, произнесём звук «Р» и почувствуем, как воздух выходит из рта - протяжно или отрывисто? Да, воздушная струя отрывистая, воздух как будто стучится (показ рукой). Это обозначено прерывистой линией.

- А теперь проверим, как работает наш голос. Положите руку себе на горлышко. Рычим – ррр. Вы почувствовали, что наше горлышко дрожит?  А давайте проверим друг у друга (тактильный контроль).

Каркуша: Всё верно! Молодцы! И я вместе с вами  - рррр! (обращаю внимание детей, как у Каркуши работает язычок).

Упражнение на развитие диафрагмального дыхания.

Логопед: Ой, что-то у нас портиться погода. Откуда-то появилась туча (слайд 5). Давайте мы на неё подуем и прогоним.

Логопед: Чтобы наш ветерок был сильным и продолжительным нужно научиться правильно набирать воздух и выдыхать. Положите руку на животик. Закройте рот. Представьте, что у вас в животе есть воздушный шарик.

На счёт 1-2-3 – надуваем шарики в животике; 4 - замираем, 5-6-7-8 – выдыхаем и тучку прогоняем. Попробуем? Повторяем 3 раза.

Каркуша: Ура! Получилось!

Массаж лица и пальцев рук.

Логопед: Да, солнышко лучами согревает нас, приглашает солнышко на массаж!

1 слайд

Солнышко милое, поделись своею силою!                    

(поглаживать правую ладонь пальцами  левой руки)

Просыпайтесь, лучики, согревайтесь рученьки!              

(поочерёдно растирать пальцы от кончиков к основанию)

4

2 слайд

Пальцы-лучики проснулись, наклонились, потянулись.

Быстро встали на зарядку, рассчитались по порядку  

(сжимать и разжимать пальцы).

3 слайд

Солнышко проснулось, лобика коснулось,   (сжимать пальцы в кулачки и разжимать, проводить пальчиками по лбу от центра к ушам).

Лучиками провело, и погладило, погладило.

4слайд

Солнышко проснулось, к щёчкам прикоснулось. Лучиками провело и погладило, погладило

(сжимать и разжимать кулачки, проводить пальчиками обеих рук по щекам от носа к ушам).

5 слайд

Солнце личико согрело. Потеплело, потеплело.

Наши ручки потянулись, наши губки улыбнулись

(поглаживающие движения, потянуться руками вверх, улыбнуться).

Каркуша : Кар, молодцы!  А теперь наш язычок вышел на зарядку (слайд 5).

Мы с ним вместе выполним её по порядку (слайды 6).

Артикуляционная гимнастика.

1. у-и-а – уиа - губки разомнём и ты и я

Логопед: А теперь упражнения вы называйте и добросовестно выполняйте (смена

слайдов).

(далее дети сами узнают и называют упражнения, а я комментирую стихами)

2. «Заборчик» -  зубки сейчас нам покажут забор, крепкий, надёжный, защищает он двор.

3. «Чашечка» – в чашечку язычок легко превращается: краешки и кончик вверх поднимаются.

5

4. «Вкусной варенье» – вкусное варенье сейчас перед вами, как его язык слизнёт – посмотрите сами.

5. «Чистим зубки» – ходит щётка – влево-вправо – верхние зубки чистит браво.

6. «Качели» – на качелях язычок весело качается: вверх – вниз, вверх - вниз ловко поднимается.

7. «Индюк» – широко открыт наш рот, язычок назад – вперёд, лижет чашечкой губу и «болбочет» на бегу.

8. «Барабанщик» - как барабанщик язычок стучит, лениться нам не велит.

9. «Лошадка»  -  Звонко цокает лошадка, будто в сказку мчится по дорожке гладкой.

Логопед: Вот мы на лошадке и доехали до нужной нам полянки. А на  небе

появились облака.

Гимнастика для глаз: (использую макет-облачко).

Посмотрите, в небе – облака   (предлагаю детям зажмуривать и открывать глаза)

К нам они плывут издалека (приближаю и отдаляю облако)

Вверх и вниз они сейчас кочуют, (соответствующие  движения облаком)

Интересно, где они ночуют?  (движение по кругу)

Мы им в след с улыбкой поглядим, (волнообразные движения облаком влево-вправо)

До свиданья мы им говорим! (машем рукой).

Каркуша: Вот мы готовы отправиться в гости к звуку «Р»,  но надо повторить

волшебные слова, чтобы там очутиться.

- Ару – раз – ару – раз – звук «Р» ждёт в гости нас!

Логопед: А вот и машина (слайд 7). Пора ехать.

- Заводим мотор автомобиля (упражнения на развитие силы голоса и силы выдоха).

Дети вращают перед грудью согнутыми в локтях и напряжёнными руками.

Двигаются по кругу.

Тихо            Р-

Громко            Р--

Очень громко  Р---

Громко           Р--

6

Тихо          Р-

едем: Р-Р-Р-Р-Р-Р (звукоподражание).

Каркуша: А теперь потренируемся управлять автомобилем. У вас на столах индивидуальные трассы. Пусть каждый проведёт машину до конца маршрута (2-3 раза).

Каркуша: Но вместе с друзьями ехать веселее (дети смотрят на монитор, следят за курсором – имитируют движение и звук работы двигателя машины хором).

Приехали!

Каркуша. С вами  я сейчас играю, как уши звук «Р» слышат, я проверяю. Если звук «Р»  - нам друг, то мы его должны хорошо слышать, различать среди других звуков.   Игра «Поймай звук «Р» (слайд 8).

Логопед: Закройте глазки, Каркуша будет называть разные звуки, а вы хлопните (поймаете), когда услышите звук «Р». Молодцы! А теперь слушайте слова, и ловите только те, в которых есть звук «Р». Молодцы! Теперь не только язычок, а ещё и ваши ушки готовы дружить с трудным звуком «Р». Раз мы заговорили про звуки, то чтобы дальше идти, нам нужно вспомнить певучие гласные звуки (слайд 9).

Комментирую слайд:

- Гласные звуки петь мы рады, нет во рту для них преграды (губы и зубы разомкнуты, язычок лежит внизу, как в постельке).

А О У И Э Ы – их помним мы.

Игра «Волшебный сад»

Каркуша: Посмотрите, какой волшебный сад (слайд 10).

Хотите заглянуть туда?  (дети подходят к настенному пособию). Эти деревья распевают песни.

Логопед: Оказывается, когда наш звук «Р» встаёт рядом с гласным звуком, то получается маленькая песенка – слог. Часть слова.

Каркуша: Проходите в волшебный сад (дети подходят к пособию «Волшебный сад»).

Логопед: Давайте догадаемся, какую песенку поёт каждое дерево. Первой стоит

7

картинка с нарисованным тигром. Какой звук мы обозначаем этой картинкой? (Звук Р). А второй стоит картинка с нарисованным ротиком, поющим гласный звук. Давайте, их узнаем (дети узнают и называют гласные по артикулемам). А теперь прочитаем. (Ра, ро,ру, ры). Отлично!

Подойдите к своему дереву. Нажимайте на кнопочки и пропойте любимую песенку этого дерева. Как приятно петь с друзьями! Да?

Каркуша: Вам понравилось? Наша дружба со звуком «Р» становиться всё крепче.

Каркуша: Посмотрите, мы вышли на  чудесную полянку (слайд 11)

Логопед: А мы тут не одни, кто же здесь гуляет? (слайд 12). (Ответы детей).

Что про всех этих животных мы можем сказать, какие они? (Ответы детей). Животные тоже рады встречи с нами. И предлагают поиграть.

Каркуша: Игра первая «Кто лишний?» Среди этих домашних животных есть одно, в названии которого нет звука «Р». Кто это? (Ответы детей). Молодцы!

Каркуша: Игра вторая «Назови ласково». Наши животные очень любят, когда их называют ласково. Давайте мы их так назовём (ответы детей). Животные сразу стали ещё добрее и поняли, что вы - друзья. Попробуем назвать их ещё раз ласково, но добавляя слово ДОБРЫЙ или ДОБРАЯ.

Каркуша: Следите за звуком «Р».

(дети составляют словосочетания – добрая коровушка, добрый барашек, добрый поросёночек).

Молодцы!

Каркуша:  Животные могут совершать различные действия. Закройте глаза и представьте, что животные ожили. Открывайте глаза. Скажите, что могут делать животные (ответы детей).

Каркуша: Животные гуляли по полянке и нашли различные предметы (каркуша раздаёт каждому ребёнку карточку с двумя опорными картинками – домашнее животное и неживой предмет).

Игра третья -  Подумайте и составьте предложение о том, что могут делать животные с этим предметами.

8

Каркуша: А теперь на экран смотрите. Про своё животное предложение говорите и за звуком «Р» следите (слайдов 14-16). Дети узнают свои картинки и говорят составленное предложение.

Каркуша:  Молодцы! С заданием справились и  крепко подружились со звуком «Р», не теряли его!

Динамическая пауза

(слайд 17)

Логопед: Нотки сверкают, нас отдохнуть приглашают.

Каркуша научила меня танцевать один весёлый танец. Давайте потанцуем вместе!

(После танца раздается гудок паровоза).

Каркуша: А вот и паровоз, для нас вагончики привёз (слайд  18).

Билетики берите, в свой вагончик проходите. Чтобы узнать, в каком вагоне вы поедете, нужно определить где в названии картинки находится звук «Р»: в начале, в середине, или в конце слова. Называем картинку, выделяем голосом «Р» и определяем его место (дети получают индивидуальные билетики с картинками).

Логопед: У меня рыба. Звук «Р» – находится в начале слова. Значит, моё место в первом вагоне.

Дети определяют, Каркуша их проверяет (слайд 19).

Каркуша:  Молодцы, верно определили место звука « Р» в слове. Правильно заняли места!

Паровоз набирает скорость « Ра - ра - ра - ро - ро» (дети работают согнутыми в локтях руками,  подражая  движению поезда).

Заключительная часть.

Каркуша : Мы едем в гости к Мудрому кролику. Он  хочет с нами поиграть  (слайд  20). Здороваемся (дети садятся на стульчики).

Логопед: Мудрый Кролик  предлагает нам  поиграть в игру «Доскажи словечко». Напоминает: нужно в рифму слова добавлять, звук  «Р»  в них не терять! (ответы хором).

Дедушку зовут Лука,

9

У него болит …                                                            

                                    (рука)

Рисовал художник ламу

И картину вставил в …                                                

                                    (раму)

В блеске солнечных лучей

По земле бежит …                                                          

(ручей)

За воротами – трава,

На траве лежат…

(дрова)

Мышка убежала в норку и грызёт тихонько…

(корку)

Пошла муха на базар и купила…

(самовар)

Каркуша: Мудрый Кролик очень доволен: вы и слова правильно добавляли, и звук «Р» не теряли.

Логопед: Ребята, а давайте мы придумаем, как расскажем друзьям о встрече  с Мудрым Кроликом. Расскажем вместе. Я буду начинать предложение, а вы его -  заканчивать, изменяя и вставляя словосочетание «Мудрый Кролик». А ещё надо чётко выговаривать  звук «Р» и окончания слов.

В стране звука «Р» живёт… Кто? … (Мудрый Кролик).

На лесной полянке мы встретили… Кого?  …. (Мудрого Кролика).

Мы сказали: «здравствуйте!»… Кому?   … (Мудрому Кролику).

Нам была предложена игра   … Кем? … (Мудрым Кроликом).

Мы расскажем друзьям … О ком? …(О Мудром Кролике).

10

Каркуша:  Мудрому Кролику очень приятно, и как вы о нём рассказывали, и что звук «Р» не теряли.

Мудрый Кролик ещё хочет с вами поиграть. Он предлагает чистоговорки со звуком «Р» расшифровать (слайд 21). Рассматриваем.

(Мы с детьми читаем зашифрованные слоги, по смыслу заканчиваем фразу с опорой на картинку.)

Логопед: А теперь каждый пусть сам попробует расшифровать чистоговорку.

(Работа с раздаточным материалом – дети индивидуально расшифровывают чистоговорку).

Логопед: Сейчас чистоговорки чётко читаем, звук «Р» – не теряем! (слайды 22-24). Дети узнают и индивидуально по очереди произносят свои расшифрованные чистоговорки.

Каркуша:  Мудрый Кролик сказал, что вы -  молодцы и со  звуком «Р»  крепко подружились.

У него ещё сюрприз: скороговорка – появись! (слайд 25).

Рассматривание, беседа.

Логопед: Про что эта скороговорка? Кто нарисован на маленьких картинках?

Что ещё нарисовано. Объяснение значения схемы предлога, стрелочек, показывающих направление. Уточнение значения слова окрошка, редких имён.

Медленное проговаривание с опорой на схему. Проговаривание в индивидуальном порядке.

Логопед: Здорово получилось. Молодцы! Звук «Р» произносили чётко.

Давайте  мы скажем Мудрому Кролику «спасибо» за интересные и полезные игры.

Каркуша: Только вот, наше время в стране  звука «Р»  заканчивается.

Пора прощаться, в детский сад возвращаться. Глаза все закрывайте и за мной повторяйте: - ары -  ат - ары - ат  - возвращаемся в детсад!

Итог занятия. Рефлексия.

Логопед: Ну вот, мы опять в нашей группе. Понравилось вам путешествовать и играть в стране Звука «Р»?

11

Какой звук помогали вам научиться говорить правильно эти чудесные игры? Вы теперь произносите звук «Р» более уверенно, чётко?

Значит, мы можем смело сказать: «Трудный звук – ты наш друг!»

Каркуша: А теперь на карту нашего путешествия взгляните, какая игра вам больше всего понравилась – назовите (слайд 26).

Логопед:  Что было для вас  самым трудным? (Ответы детей).

Подойдите  к Каркуше.

Логопед:  Если вы легко и правильно выполняли все задания в играх и не теряли звук «Р» – возьмите смеющееся солнышко.

Если иногда ошибались, теряли звук «Р» -  возьмите солнышко, улыбающееся из-за тучки.

А если игры оказались для вас очень трудными и вы часто пропускали звук «Р» – тучку.

Покажите картиночки нашим гостям и возьмите их себе на память о нашем путешествии.

Вы все молодцы, крепко подружились со звуком «Р», он стал вашим другом!  Нам с Каркушей очень понравилось с вами играть.

Ну что ж, пришла пора прощаться,
С друзьями расставаться.
Не забывайте говорить красиво,
Четко и неторопливо!

Чтобы знали все вокруг,

Что звук «Р» – ваш верный друг!

До Свидания!

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по автоматизации звука "Р" в словах во всех позициях по теме "Транспорт"

Автоматизация звукаов - это сложный и кропотливый процесс. Чтобы сделать его увлекательным и познавательным, я разрабатола занятие по определенной лексической теме с использованием различных методов о...

Конспект занятия по автоматизации свистящих звуков.

Презентация занятия для обучающихся второго класса по корркции произношения свистящих звуков на материале рассказа....

Конспект занятия по автоматизации звука "с".

Занятие для подгруппы детей с ФФНР со стертой дизартрией.На занятии используется  сопряженная гимнастикика....

Конспект занятия по автоматизации звука С в слогах, словах и предложениях.

Цель: правильно и четко произносить звук С в слогах и словах.Задачи:обучающие:Формировать понятие «согласный звук», уточнить особенности артикуляции звука С;коррекционн...

конспект занятия по автоматизации звука Л

конспект занятия по автоматизации звука Л...

Конспект занятия по автоматизации звука Ш

Конспект индивидуального занятия...