"Нарушение развития пространственных и количественных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья"
статья по теме

Анализ нарушений развития пространственных и количественных представлений у детей с легкой степенью умственной отсталости. Влияние данных нарушений на овладение школьной программой. Примерное планирование коррекционно-развивающих занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НАРУШЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ И КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Семенова Вера Анатольевна, учитель-дефектолог начальных классов, ГБОУ СКОУ VIII вида №18 Центрального района Санкт-Петербурга

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Вся жизнь человека тесно связана со временем и пространством, с умением измерять, распределять и ценить его. Время является регулятором всей деятельности человека.

В ходе непосредственного общения с окружающим миром, изучая и осваивая впечатления о нем, человечество выработало ряд основных понятий, на которых строится вся наша система знаний. Одним из них является понятие времени и пространства. В какой бы среде человек не находился, каким бы видом деятельности не занимался, для него жизненно необходимым является правильное отражение изменений, происходящих в пространстве и времени. Познание времени и пространства является чрезвычайно многогранной стороной окружающей реальности.

Восприятие пространства и времени - это отражения деятельности и последовательности явлений и событий. Временные и пространственные представления развиваются медленно, в процессе длительных наблюдений, накопления жизненного опыта, изучения других величин.

У учащихся коррекционной школ (VIII вида) отмечается незрелость познавательной сферы, ограниченный запас представлений об окружающем мире, выявляется низкий уровень развития пространственных и временных представлений, ориентировки и восприятия. Недифференцированность ощущений и восприятий у наших учеников затрудняет формирование данных представлений, тормозят развитие психических процессов, в частности, мышления.

Процесс восприятия и отражения времени и пространства у детей образуется с большим трудом и характеризуется крайней неустойчивостью. Восприятие детьми текучести времени, его необратимости и периодичности затруднено из-за отсутствия наглядных форм. Сложно для детей и понимание смысла слов, обозначающих временные и пространственные отношения в силу их относительного характера.

Время и пространство нельзя изобразить, с ними нельзя совершать действия. Для восприятия времени у человека нет специального анализатора. Время познается опосредованно, через движение и ритм жизненных процессов или с помощью специального прибора. У взрослого человека - это результат деятельности ряда анализаторов, действующих в системе. У ребенка такой слаженности в работе анализаторов нет, восприятие легко искажается.  То, что было «завтра», становится после ночи «сегодня», а через сутки - «вчера». Тот, кто стоит «позади» одного человека, в то же время находится «впереди» другого, а также «между» кем-то. Всё это крайне затрудняет  вычленение и познание времени и ориентацию в пространстве. В процессе работы особая роль  отводится освоению специальной терминологии.

Дети с ограниченными возможностями здоровья не могут выделить время в давно прошедших событиях, представить себе его длительность, его значение и разместить в последовательном порядке давно минувшие события. Ученики заучивают названия времен года, однако применить свои знания могут не всегда.

У умственно отсталых детей нет реальных представлений о единицах измерения времени, их конкретной наполняемости. Они имеют очень нечеткие представления о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые связаны с их повседневной жизнью.

Дети  относительно точно определяют только небольшие промежутки времени, о содержании которых имеют определенное представление на основе личного опыта. Если жизнь детей строго подчинена определенному режиму, то есть распределена во времени, то ребенок уверенно отмечает утро («Я иду в школу») или вечер («На улице уже темно»). Он различает день («Скоро обед») или ночь («Все спят»).

У умственно отсталых школьников единичные соотношения мер времени также усваиваются с трудом. Например, они считают, что час меньше минуты, в часе 100 минут и т. п. Это затрудняет процесс усвоения математических знаний  (например, при решении арифметических задач с именованными числами).

Отмечаются затруднения в формировании представлений отдаленности и последовательности событий. Им трудно представить отрезки времени, удаленные на десятки, сотни лет. Временные и пространственные  понятия трудны для усвоения, так как очень специфичны.

Таким образом, специфика временных и пространственных понятий и нарушение психического развития детей с нарушением интеллекта затрудняют возможность самостоятельного, спонтанного познания и развития этих представлений.

Своевременное и адекватное формирование понятий о времени и пространстве у ребенка чрезвычайно важно, оно составляет необходимую предпосылку развития причинно-следственного и теоретического мышления, а также условие, обеспечивающее познавательную деятельность в целом.

Развитие временных и пространственных представлений и ориентировка во времени связаны с повседневной жизнью и деятельностью детей. В школе основными ориентирами оказываются режимные моменты, эмоционально значимые события, темп деятельности. Если не проводить специальную работу по формированию временных и пространственных представлений, то это приведет к тому, что получаемые детьми сведения  остаются на поверхности детского сознания. Наши ученики не могут назвать последовательность дней недели, не соотносят месяцы с сезонами года и датами знакомых им праздников, не знают причинной зависимости времен года, с трудом ориентируются в учебнике, тетради, не могут открыть нужную страницу, путают правую и левую стороны, не ориентируются в схеме собственного тела и т. п. Временные и пространственные представления  формируются,  прежде всего, в процессе их практической (учебной) деятельности: режим дня, ведение календаря природы, восприятие последовательности событий при чтении сказок, рассказов, при просмотре кинофильмов, ежедневная запись в тетрадях даты, домашней и классной работы - все это помогает ребенку сориентироваться в пространстве, на листе бумаги, почувствовать течение времени.

В связи с этим особое значение приобретает специально организованный процесс коррекционных занятий, проводимый с учетом следующих требований:

  1. Необходимо формировать временные и пространственные представления на базе детских наблюдений, опыта, практики; связывать каждый факт, явление, событие со временем и пространством, в котором оно протекает.
  2. Знакомить учащихся (до изучения единиц измерения времени и их соотношений) с помощью бесед, игр с отношениями времени и пространства: сутки больше, чем день или ночь, сутки меньше недели, год больше месяца, час больше минуты и т. д.
  3. Показывать продолжительность единиц времени, возможное конкретное их содержание с тем, чтобы ученик ощутил длительность этого промежутка времени в различных условиях, постиг путем опыта, что можно сделать за ту или иную единицу времени.
  4. Формировать как можно раньше правильные представления о длительности и местоположении событий, явлений, которые учащиеся постоянно наблюдают или в которых участвуют (например, режимных моментов, урока, перемены и т. д.).
  5. Проводить работу по формированию временных и пространственных представлений и понятий на других учебных предметах (уроках музыки, русского языка, физкультуры, рисования) и во внеурочное время.


Предлагаю Вашему вниманию примерное планирование коррекционно-развивающих занятий для развития у детей пространственных и количественных представлений.

Коррекционно-развивающая программа

«Развитие пространственных и временных представлений у учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

(рассчитана на 1 час в неделю)

Цели и задачи:

  • Развитие пространственных и временных представлений
  • Подготовка к  усвоению понятия о пространственности реального мира
  • Формирование умения ориентироваться в схеме собственного тела
  • Обучение в определении времени по часам с точностью до 30 минут
  • Обогащение и активизация словаря

1 четверть - 9 часов

  1. Обследование пространственных представлений.
  2. Обследование ориентации на листе бумаги.
  3. Пространственные отношения, определяющие направление: вперёд-назад, вверх-вниз
  4. Пространственные отношения, определяющие расстояние: далеко-близко
  5. Пространственные отношения, определяющие местоположение: высоко-низко, короткий-длинный
  6. Ориентация на себе, схема собственного тела
  7. Определение собственного положения в пространстве относительно различных объектов
  8. Определение нахождения объекта относительно собственного тела
  9. Части тела человека (дидактическая игра)

2 четверть - 7 часов

  1. Определение формы  предметов
  2. Определение величины предметов
  3. Понятие: большой-маленький
  4. Понятие: справа-слева, между
  5. Использование понятия: размер предмета
  6. Геометрические фигуры
  7. Геометрические тела (дидактическая игра)

3 четверть - 10 часов

  1. Лента времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) - практическое занятие
  2. Мера времени – час
  3. Мера времени - минута
  4. Мера времени - сутки. Части суток
  5. Цикличный характер частей суток
  6. Определение частей суток по характерной деятельности  (дидактическая игра)
  7. Определение частей суток по природным показателям (дидактическая игра)
  8. Определение времени по часам с точностью до 1 часа
  9. Определение времени по часам с точностью до 30 минут
  10. Изготовление макета часов (практическое занятие).

4 четверть - 8 часов

  1. Мера рабочего времени - неделя
  2. Происхождение названий дней недели. Последовательность дней недели
  3. Календарь (практическое занятие)
  4. Ознакомление с временными понятиями: вчера-сегодня-завтра
  5. Ознакомление с временным понятием: прошлое
  6. Ознакомление с временным понятием: будущее
  7. Ознакомление с временным понятием: настоящее
  8. Распорядок дня. Твой режим дня (дидактическая игра)


Литература:

  1. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью. – СПб., 2000.
  2. Лалаева Р.И., Гермаковска А. Методика изучения дискалькулии у школьников с тяжелыми нарушениями речи. – СПб., 1991.
  3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 1978.
  4. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. - М., 1982.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути формирования математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья посвящена развитию математических представлений у детей с ОВЗ, помогающему успешной подготовке к обучению в школе и социальной адаптации....

Современные представления о профилактике и коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физического воспитания

       В последние годы наблюдается увеличение количества детей ослабленных различными заболеваниями, освобожденных от физкультуры. Они быстро утомляются и во время работы п...

Презентация "Современные представления о профилактике и коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физического воспитания "

Дополнение к статье "Современные представления о профилактике и коррекции функциональных нарушенийопорно-двигательного аппарата детей с ограниченными возможностями здоровья  в процессе физич...

Методические рекомендации "Дидактические игры для развития зрительного восприятия и памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья"

В методических рекомендациях представлено описание дидактических игр, упражнений, которые способствуют развитию у детей с ограниченными возможностями зрительного восприятия, памяти, внимания....

Содержание коррекционной работы и особенности зрительно-пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья

Специфика оптико-пространственных представле­ний у детей с ДЦП оказывает влияние на психическую и учебную деятель­ность детей, что сказывается на формировании устной речи, освоении письма, овл...

Развитие оптико – пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья

В материале представлены методические разработки по развитию оптико-пространственных представлений у детей с ОВЗ. Фрагмент тематического планирования для учащихся 1-Х классов с НОДА. Образцы демонстра...