"Развитие внимания у детей с особыми образовательными потребностями"
статья на тему

Мартемьянова Ольга Александровна

Для тренировки способностей можно использовать следующие задания:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

«Центр диагностики и консультирования»

Нижнекамского муниципального района республики Татарстан

«Развитие внимания у детей с особыми образовательными потребностями»

                                                                                 

 

 

                                                                                               Исполнитель: Мартемьянова

                                                                       Ольга Александровна

                                                                     Учитель-дефектолог

                                                                                        I квалификационной категории

2012

У Николо Паганини было три ученика – виолончелист и два скрипача. Они начали брать уроки у него, будучи профессиональными, хотя и посредственными музыкантами, и через два года получили известность как виртуозы. Когда Паганини спросили, как ему это удалось, он ответил: «Я научил их внимательно заниматься».

Что значит «внимательно заниматься»? И как можно ребенка научить этому? К сожалению, Паганини никаких рецептов на этот счет нам не оставил. Поэтому, чтобы разобраться в этом вопросе, сначала выясним, что же такое «внимание»?

В психологии под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость.  Основные виды внимания – непроизвольное и произвольное. При непроизвольном внимании ваша психическая деятельность совершается как бы сама по себе, без сознательных волевых усилий личности, без предварительного намерения. По своему происхождению это внимание биологическое. Оно может возникать под влиянием внешних или внутренних факторов. Сильный звук, яркий цвет, что-то движущееся, необычное – все это внешние факторы. Чувства, интересы, потребности, являющиеся для вас постоянно или временно значимыми, - факторы внутренние.

В отличие от непроизвольного, произвольное внимание по своему происхождению социальное. Оно формируется у ребенка только в общении со взрослым. Это внимание связано с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. Здесь формула простая: «Мне нужно быть внимательным, я могу заставить себя быть внимательным, я внимателен несмотря ни на что».

К. Д. Ушинский когда-то верно подметил, что внимание – это «та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».

И действительно, внимание – это основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь-то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без внимания. Психологи установили, что чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность и является главной причиной плохой успеваемости в школе, особенно в младших классах. Учебные задания, в отличие от игровых, как правило, содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения. К сожалению, и по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринужденным. И чтобы справиться со всем этим, нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле. А для этого необходимо его специально тренировать, научиться «быть внимательным». Что значит «быть внимательным»?  Чтобы максимально упростить ответ на этот вопрос, можно сказать так: чтобы «быть внимательным», нужно иметь хорошо развитые свойства внимания – концентрированность, устойчивость, объем, распределяемость и переключаемость.

Концентрированность – это степень сосредоточенности на одном и том же предмете, объекте деятельности.

Устойчивость – это характеристика внимания во времени. Она определяется длительностью сохранения внимания на одном и том же объекте или одной и той же задаче.

Объем внимания – это количество объектов, которое человек способен воспринять, охватить при одномоментном предъявлении. К 6 – 7 годам ребенок может с достаточной детализацией воспринимать одновременно до трех предметов.

Распределяемость – это свойство внимания, проявляющееся в процессе деятельности, требующей выполнения не одного, а, по крайней мере, двух разных действий одновременно, например, слушать учителя и одновременно письменно фиксировать какие-то фрагменты объяснения.

Переключаемость внимания – это скорость перемещения фокуса внимания с одного объекта на другой, перехода от одного вида деятельности к другому. Такой переход всегда связан с волевым усилием. Чем выше степень концентрации внимания на одной деятельности, тем труднее переключиться на другую.

Коррекционно-развивающие занятия с детьми предлагаются начинать с формирования внимания, так как от способности ребенка к произвольной деятельности зависят результаты всей его работы. Важно научить детей сосредоточиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности, быть наблюдательными, уметь ориентироваться в незнакомом материале, распределять внимание. Для любой деятельности особенно ценным качеством является быстрое переключение с одного вида занятий на другой. Поэтому у детей необходимо развивать интеллектуальную активность, устойчивость внимания, увеличивать его объем, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой деятельности.

Задания для тренировки внимания

Для тренировки способностей можно использовать следующие задания:

Задание 1. Модификация методики «Корректурные пробы»

Ребенку предлагается зачеркнуть один предмет и подчеркнуть другой. При проведении занятий  с использованием заданий данного вида необходимо соблюдать ряд условий. Во-первых, данная работа должна проводиться регулярно. Во-вторых, на первых этапах формирования внимания скорость работы не учитывается, но постепенно, по мере  формирования необходимых качеств, темп самостоятельной деятельности ребенка должен наращиваться. Для этого можно вводить в подобные занятия элементы занимательности, игровые формы, использовать работу с секундомером и др.

Задание 2. Модификация  методики «Таблицы Шульте»

Ребенок должен назвать последовательно цифры, которые вразнобой представлены в таблице. Данное задание способствует формированию таких качеств, как концентрация, объем, переключение внимания.

Задание 3.  Модификация методики Рыбакова

Вариант 1. На таблице представлены 10 строк по 8 мячей разного размера. Учитывая возраст и степень умственного развития ребенка, ему предлагают посчитать все мячи одного размера. Счет построчный.

Вариант 2. (более усложненный вариант). Ребенок одновременно должен пересчитывать мячи каждого размера (например, один большой, один маленький, два  больших, два маленьких и т. д.)

При выполнении данного задания осуществляется формирование распределения внимания и способность к переключению, а также формируется кратковременная память.

Задание 4. «Найди различия»

Выполнение этого задания требует максимальной концентрации внимания для того, чтобы увидеть различия, которые присутствуют в изображенных объектах.

Задание 5. «Найди сходства»

Задание направлено на формирование у ребенка умения находить сходные признаки в изображенных объектах. При его выполнении формируются не только основные качества внимания, но и наблюдательность, усилие воли. Наряду с этим развиваются мыслительные операции, и в первую очередь – анализ, синтез и сравнение.

Задание 6. Модификация методики «Лабиринты»

Это задание направлено на формирование необходимых для любой деятельности качеств: концентрации и устойчивости внимания, умения планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль – в данном случае – не допустить «ошибочный ход».

Задание 7. «Послушай и воспроизведи»

Задание проводится в игровой форме. Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары по столу последовательно левой, затем правой или (усложненный вариант) воспроизводить заданные ритмичные удары одновременно двумя руками.

Задание 8. Игра «Скажи наоборот» (модификация методики В. М. Когана и Э. А. Коробковой)

Вариант 1. Ребенку предлагаются отдельные фразы, на которые он должен давать утвердительные ответы «Да» или «Нет» (инструкция: «Если я говорю правильно, ты отвечаешь : «Да», если неправильно – «Нет»).

Вариант 2. На правильные суждения ребенок должен говорить: «Нет», а на неправильные – «Да».

Это игровое задание требует от ребенка максимальной концентрации, устойчивости и распределения внимания.

Задание 9.  Игра «Запретное движение»

Эта подвижная игра используется для тренировки произвольности внимания. При выполнении задания нужно ориентироваться только на вербальную инструкцию взрослого, независимо от того, что он реально демонстрирует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:Использование технологии д.м.н. В.Ф.Базарного «Сенсорное раскрепощение и здоровое развитие» в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями.

«Здоровье - категория педагогическая»В.Ф. БазарныйЗдоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение ...

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе как средство развития познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.

Статья о важности использования дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах школ VIII вида. Исследователи отмечают основную черту обучающихся в школах VIII вида — низкую познав...

Использование мнемотехники для развития зрительной, слуховой и речедвигательной памяти детей с особыми образовательными потребностями.

Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Цель обучения развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно о...

Особенности работы по развитию творческого потенциала детей с особыми образовательными потребностями.

Главное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается, а и в том, как им сообщается изучаемое. Обучение ребёнка будет зависеть так же от его врождённой, генетической предрасположенности,...

«ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ».

В данной статье освещена внеурочная деятельность педагога, направленная на развитие творческих способностей обучающегося  с тяжелыми и  множественными нарушениями  развития с учётом инд...

Основы исследовательской и консультационно-просветительской деятельности педагогов по организации обучения, воспитания и развития общей культуры детей с особыми образовательными потребностями

В методических рекомендациях представлены инновационные разработкиМОУ «Кизильская школа № 1» по организации обучения, воспитания и развитияобщей культуры детей с особыми образовательными п...