ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:Использование технологии д.м.н. В.Ф.Базарного «Сенсорное раскрепощение и здоровое развитие» в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями.
статья (6 класс) по теме

«Здоровье - категория педагогическая»

В.Ф. Базарный

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Рост числа заболеваний среди школьников стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения школьников.

Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества.

Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Передо мной встали вопросы: как помочь ребёнку быть физически здоровым, как бороться с имеющимися заболеваниями, как с наибольшей пользой проводить профилактические мероприятия? Пытаясь ответить на данные вопросы,  я изучила педагогическую и психологическую литературу, заинтересовалась методикой д.м.н. В.Ф.Базарного  «Сенсорное раскрепощение и здоровое развитие». По моему мнению, она могла мне помочь в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Когда в нашем образовательном учреждении начал проводиться  эксперимент по внедрению технологии д.м.н. В.Ф.Базарного  «Сенсорное раскрепощение и здоровое развитие» я приняла и принимаю до сих пор в нём активное участие.

Каждый из моих воспитанников, кроме основного диагноза имеет сопутствующие заболевания (системное недоразвитие речи, нарушения поведения, нарушения памяти, органические поражения ЦНС, также  все дети из семей группы риска, из них малообеспеченных –60 %,  неблагополучных – 20 %, многодетных – 20 %, неполных семей – 80%).

ВЫВОД:Как следствие этого проблемы в обучении, трудности в коммуникации и  социальной адаптации  учащихся.

Важной задачей для меня стало сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни, а так же поддержание положительного эмоционального состояния учащихся. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность детей. Положительные эмоции в процессе деятельности – необходимое условие психического здоровья.

          Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».

Мне хочется поделиться опытом работы по использованию  технологии  д.м.н. Базарного  В.Ф. «Сенсорное раскрепощение и здоровое развитие».  Ведь для того, чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. И этому искусству должно уделяться как можно больше внимания именно в коррекционных классах.

Изучая материалы, статьи, работы д.м.н. В.Ф.Базарного, я задумалась, что на самом деле фундамент школьных форм патологий закладывается в начальном звене и главными источниками нездоровья детей являются следующие причины:

1.  Большое внимание уделяется образовательным стандартам, а не приоритету здоровья;

2.  Зачастую не учитывается моторно-динамический образ ребенка, с его смыслом, мотивами и игровым началом;

3.  Занятия  проходят в основном в режиме ближнего и частично дальнего зрения;

4. Дети большую часть времени находятся в закрытом помещении, в ограниченном пространстве, с обеднённой развивающей средой;

5. Обучение детей по мертвым буквам, цифрам, схемам ведут к угасанию чувства жизни, добра, переживаний.

6. Дети перегружены занятиями и для свободной, творческой, игровой деятельности у них нет времени, даже работая в гибком режиме.

Сам термин «здоровьесберегающие» несколько косноязычный и название технологий звучит непривычно, но только до тех пор, пока их не изучишь и не полюбишь. О методике Базарного В. Ф. наслышаны многие, но оценить ее могут лишь те, кто апробировал ее на практике.

Первый год работы был очень насыщенным и трудным, т.к. приходилось пересматривать и находить самые оптимальные варианты по их рациональному применению. Не раз опускались руки, и хотелось всё бросить и работать в привычном режиме. Но когда я провела диагностику, тесты, анкетирование с родителями и увидела реальные положительные результаты в конце года, выступила  на районном семинаре, где данные технологии были восприняты с большим интересом, то у меня появилось огромное желание поделиться опытом своей работы. Программа не упрощается, процесс обучения не разрушается, а становиться более доступным и увлекательным. Планируя занятия,  тщательно продумываю формы, методы и приёмы, используемые на уроке.

Остановлюсь на основных элементах своей работы:

                    Наблюдая за учащимися, я убедилась в том, что если не обращать внимания  на осанку  и двигательную активность детей, свыше 90% из них привычно принимают аномальную позу на уроке, что приводит к ухудшению зрения, опорно-двигательного аппарата, угнетает деятельность важнейших функциональных систем организма и всю его регуляторную сферу.

 В этой связи вполне обосновано предложение д.м.н. В.Ф. Базарного проводить занятия в системе периодической смены: позы «сидя» на позу «стоя», т.е. в режиме динамической позы. Техническим средством сенсорной дидактики является конторка, гигиенически оптимальным считаю, если обувь на уроке снята и дети находятся в носочках. Под ноги помещаю коврик из естественной ткани с нашитыми на него пуговицами или аппликатор Кузнецова. Применяю игровую технологию «Весёлый мешочек». Для улучшения осанки на уроках чтения и письма использую  тренажёр - мешочки, наполненные различными крупами. Во время урока они у ребят лежат на голове. Сидит ребёнок правильно - мешочек не падает, как только склонился, то он падает с головы. Вот так ребята себя контролируют сами.

Режим меняющихся рабочих мест учащихся.

Анализ эмоционального самочувствия детей показал, что существующая практика размещения рабочих мест учащихся по строго фиксированным рядам оказался наименее благоприятным. Более эффективным является режим при котором расстановка столов (конторок) меняется 1-2 раза в месяц. Я использую в работе следующие варианты расстановки рабочих столов (конторок).

Вывод: занятия в режиме телесной вертикали активизируют межсистемную координацию, способствуют повышению эффективности произвольно-моторной деятельности и снижению за счет этого напряженности. Режим моторной свободы и динамических поз улучшает становление психической сферы.

Организация обучения в режиме «динамических поз» позволила достичь следующих результатов:

Из анализа видно, что уменьшилось число детей с незначительным нарушением осанки и выраженным нарушением. Из  числа учащихся занимающихся в данном режиме «динамических поз» ухудшений не наблюдается, наоборот, улучшился показатель у двух учащихся   до незначительных нарушений, у одного до нормы.

                      Чтобы повысить эффективность психомоторных и речемоторных функций применяю  приём «Держалка» (методические приемы повышения эффективности раскрепощения  психомоторной функции производятся с помощью произвольно-телесных усилий).

Его я использую.

ü     При прочтении текста в режиме ближнего зрения. (Школьник берет в правую руку держалку, на которой закреплен лист со стихотворением, отодвигает на максимальное расстояние и начинает медленно, по слогам, читать, подбирая шаг к каждому слогу.)

ü     При прочтении текста в режиме дальнего зрения. (На школьной доске фиксируется лист ватмана, на котором написан текст стихотворения. Школьник становиться на максимальное расстояние от доски. Устремив взгляд на размещенный текст, вначале медленно, а потом быстрее, он начинает к нему продвигаться, произнося каждый слог строго под каждый шаг.)

Вывод:шаговый  логоритм  повышает зрительно фиксационные возможности, скорость восприятия.

                    В  процессе урока я заметила то, что дети быстро устают, ухудшается память, внимание, замедляется  быстрота реакции, поэтому было просто  необходимо проводить разминки и упражнения на мышечно-телесную и зрительную координацию, используя схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры "Бегущие огоньки". Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока и проводятся на материале учебного предмета.

Целесообразно на этом этапе проводить подвижные игры для агрессивных детей, например «Жужа», упражнение на релаксацию и дыхание для тревожных детей «Воздушный шарик»и «Дудочка».

Вывод:  у детей  улучшается чувство общей и зрительной координации и их синхронизация, развивается зрительно-моторные реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.), происходили  снижения  психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости.

Использование  методики « Организация работы в условиях расширения зрительно – пространственной активности » позволило достичь следующих результатов:

 Результаты данного анализа показывают, что у учащихся наблюдается улучшение остроты зрения – у одного учащегося оно пришло в норму. У остальных учащихся, благодаря гимнастике для глаз, схеме универсальных символов в течение всего учебного года, сохранилась прежняя острота зрения, ухудшений не наблюдается.

                    Большинство детей в моём классе гиперактивны, поэтому для того чтобы дети не были  прикованы к партам, постоянно находились в движении, я  работаю с наглядностью и  использую  сенсорно-дидактическую подвеску (крест). На нем располагаю,  дидактический материал на такой высоте, чтобы ребенок на пальчиках мог дотянуться до него и снять. Карточки с заданиями и ответами могу расположить где угодно: за выключателем, на кресте, на занавеске, за цветком и т.д.  Использую игры-забавы и приём «Привлекательная цель», например – «Помоги лесовику собрать грибы» и т.д.

                    Широкоформатное природно-экологическое панно используется на каждом уроке, оно является основой, вокруг которой разворачивается сюжет урока. На панно наносятся макеты, манекены и карточки.

Вывод:использование данных приёмов и дидактических средств повышает эффективность формирования основных характеристик продуктивного воображения, интегрирует образ, гармонизирует развитие личности в целом.

                    Для снятия усталости, укрепления опорно-двигательной системы и мышц глаз, на  уроках провожу по  3-4 физкультминутки, упражнения на релаксацию, психогимнастику, сеансы БОС – дыхания, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения.

                    Во все уроки  включаю  материал по формированию санитарно-гигиенических навыков, здорового образа жизни. Использую упражнения, которые помогают настраивать ребят на учебную деятельность и несут в себе здоровьесберегательную направленность. Это пальчиковая гимнастика в начале урока, использование массажоров.

Вывод:Систематическое применение на уроках точечного массажа, дыхательной гимнастики, соблюдения санитарно –гигиенических норм, использования сеансов БОС – дыхания способствовали тому, что ребята меньше болеют простудными заболеваниями. Об этом свидетельствуют следующие данные.

                    Для формирования художественного чувства и развития психомоторной системы « глаз-рука » использую перьевую ручку, что способствует письму в импульсивно-нажимном режиме: напряжение-расслабление, напряжение - расслабление (нажим - волосок), то есть гармоничному синусоидальному режиму, в котором работает человеческое сердце.

Вывод:улучшается письмо, почерк становится близким к каллиграфическому, а главное предотвращает  у ребенка аномальную задержку дыхания, ангармоничное закрепощение основных ритмов сердечной деятельности.

                    На уроках письма, чтения и развития речи использую детское хоровое пение, проводя артикуляционную гимнастику.

 

Вывод:пение это мощное средство балансировки
нервной системы и психики, профилактика  заболеваний голосового аппарата и органов дыхания у детей, что является необходимым условием физического и психического здоровья человека.

                    При самостоятельном чтении и письменных работах включаю  классическую  музыку.

В процессе обучения совместно с психологом школы и медицинским работником проводили оценку состояния здоровья детей по трём направлениям.

1. Показатели здоровья в детском коллективе:

1) общая заболеваемость (дети стали меньше болеть)

2) процент детей отнесённых по состоянию здоровья к медицинским

 группам ( дети  относится ко IIподготовительной группе,

 все дети нуждаются в оздоровительных мероприятиях).

2. Показатели физического развития:

    При оценке физического развития ребёнка основными показателями являются рост, масса, окружность грудной клетки, головы, поэтому все эти измерения, экспресс-тесты были нами проведены. Остановимся на некоторых из них. Данные показатели, характеризующие развитие тела, играют первостепенную роль, не только в функциональном состоянии внутренних органов и систем, но и в духовно-психическом развитии детей. Поэтому контроль за динамикой именно этих показателей, в период учёбы, имеет очень важное значение. Давно известно, что школа, может оказывать такое стрессогенное воздействие на ребёнка, что многие дети во время учебного года, просто не растут. Но, наблюдая за динамикой роста наших детей, мы можем сказать, что дети за данный период времени подросли, то есть, «заглушения» ростовых процессов не наблюдается.

3. Показатели физической подготовленности по физическим

тестам.

Психологом школы выявлено, что страха перед школой у детей, практически нет, обучение построено на эмоционально-мотивационной основе, методы обучения, сковывающие двигательную активность детей, отсутствуют, это подтверждает и оценка физической подготовленности учащихся по физическим тестам. Мы видим, что увеличение двигательной активности на всём протяжении учебно-воспитательного процесса, благотворно сказывается на здоровье, телосложении и самочувствии детей.

ВЫВОД:Я убедилась в том, что вся система коррекционно-развивающего обучения дает возможность реабилитировать и социально адаптировать детей с интеллектуальной недостаточностью к реалиям окружающего мира, улучшается здоровье учащихся, повышается успеваемость и эффективность учебного процесса, создается психологически комфортную ситуацию на уроке.

Анализ работы показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности детей, позволяет увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей, развивает  функциональную зрелость всех тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть всех школьных нагрузок.

Хочется пожелать тем, кто начнет применять эти технологии: «Опыт ценнее любых учителей. Не переживайте, если у вас что-то не получится, не опускайте руки, попробуйте еще раз, и вы добьетесь успеха».

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon obobshchenie_opyta.zip2.43 МБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни учащихся путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм в процессе обучени...

Презентация опыта работы на тему: « Использование игровых технологий на уроках физической культуры"

Спортивные игры закрепляют естественные навыки в беге, прыжках, метаниях. Развивают физические качества, оказывают содействие нормальному формированию и развитию организма детей и укреплению их здоров...

Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»

Обобщение педагогического опыта работыпо теме: «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»Ереминой Ольги ЮрьевныУчителя русского язык...

Обобщение педагогического опыта работы " Использование современных инновационных технологий на уроках математики"

Современные образовательные технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникационных технологий, которые всё плотнее входят в нашу жизнь. Обучение через применение информационно-ком...

Представление опыта работы по теме «Использование здоровьесберегающих технологий для формирования исследовательской компетенции на уроках биологии»

Введение ФГОС требует от учителя нового подхода к организации образовательного процесса, а на смену понятий «знания, умения, навыки» приходят «компетенция» и «компетентность».  Компетентность мож...

Обобщение опыта работа по теме: " Использование здоровьесберегающих технологий на уроке физической культуры в системе работы Калугиной А.П"

СОДЕРЖАНИЕ Введение1. Теоретический аспект. Здоровьесберегающие образовательные технологии1.1. Классификация образовательных технологий1.2. Принципы здоровьесберегающей педагогики1.3. Методы здор...

Обобщение опыта работы по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры».

Человек – великое чудо природы. Эволюция обеспечила организм человека неисчерпаемыми резервами прочности и надежности, которые обусловлены избыточностью элементов всех его систем, их взаим...