Виды упражнений,направленных на формирование умения работать с текстом учащимися ,имеющими нарушения устной и письменной речи
методическая разработка по теме

методическая разработка для  учителей-логопедов и учителей начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka4.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Виды упражнений, направленных на формирование умения работать с текстом учащимися ,имеющими нарушения устной и письменной речи

1.Упражнение в восстановлении деформированного текста.
Для этого необходимо приготовить текст в наборе предложений на полосках.
Методика работы:

А) Дети читают текст и выясняют, что нет последовательности; одно событие опережает другое.
Б) Далее предлагается детям поменять полоски местами так, чтобы события выстроились в нужной последовательности.
В) Текст перечитывается, младшие школьники убеждаются в его правильности, работают над заголовком.
В 1 классе используются простые тексты, во 2 классе они усложняются (состоят из 6-8 предложений). Упражнение можно видоизменять и начать работу по обучению второклассников делить текст на абзацы, если записать (напечатать) предложение на отдельной полоске. Второклассники сдвигают полоску первого предложения чуть-чуть вправо. Это им указывает на красную строчку.

3 кл. Младшим школьникам даются различные целевые установки; например, исправьте предложения так, чтобы не было повторов и др. Используются чаще всего после изложений, сочинений на уроке анализа творческих работ.
3. Составление текста по опорным словам на заданную тему.
2.кл. Задание: используя данные слова, восстановите и напишите небольшой рассказ на заданную тему.
Воробьи.
Осень, льет ,деревья ,дождь ,воробьи ,листья.
4. Составление небольшого текста (3-5 предложений по содержанию строчек стихотворения), составление текста по аналогии.
Например, «А по двору метелица ковром шелковым стелется...»
Ученик должен вдуматься в содержание строчек, определить тему, сформулированную автором, самостоятельно составить текста из 3-4 предложений на данную тему.
5. Конструирование текста по аналогии.
Ученик под руководством учителя должен зрительно воспринять текст, определить тему и идею текста, обращается внимание на лексические средства языка и составляется связный текст, сходный с данным по композиции и грамматической структуре, но отличающийся от него по содержанию.
При создании текста по аналогии возможно использование картины или иллюстрации, что поможет младшему школьнику сочинить свой текст.6. Коллективное составление небольшого рассказа на основе личных наблюдений на тему.
3 кл. Например; «Как школьники заботятся о птицах».
План:
Голодно птицам зимой. Забота о птицах.
Крылатые гости.
Нарядная птица.
Слова для справок: трудно находить, жмутся к жилью, делают, развешивают, подкармливают, наряд, головка, перышки, грудка, хвостик. (Использование иллюстраций).
7. Восстановительный диктант.. Например:

2 класс

Тема: «Написание большой буквы в словах»

В нашем городе Санкт-Петербурге есть Дом малютки. Мы любим бывать там с Тамарой Алексеевной. Здесь живут наши друзья Аленушка, Ванечка, Сашенька, Аннушка. На Новый год мы подарили малышам собачку Жучку, кошечку Пушинку, петушка Красавца. Маленькая Олечка была рада черепахе Жужу. А Стасик весело играл с потешной коровушкой Буренкой. Всех забавляли проказы обезьянки Чапы.

(57 слов)

Этапы работы

1. Читается весь текст.

2. Дети выбирают заголовок из пословиц, самый удачный записывают в тетрадь:

  • Делай добро и бросай его в воду.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Добра желаешь – добро и делай.
  • Добро творить – себя веселить.

3. Ученики называют тему и главную мысль текста.

4. Каждое предложение читается в отдельности. Дети находят слова на изучаемое правило (в данном случае слова, которые пишутся с большой буквы). Слова записываются на доску. Дети объясняют правописание (Кирово-Чепецке, с Тамарой Алексеевной, Аленушка, Ванечка, Сашенька, Аннушка, Жучку, Пушинку, Красавца, Олечка, Жужу, Стасик, Буренкой, Чапы).

5. Дети восстанавливают все предложения по опорным словам.

6. Лексико-орфографическая подготовка.

Дети выясняют, по каким признакам слова объединены в столбики (по орфограммам), подбирают проверочные слова, говорят правила, проговаривают орфографически.

На доске – слова по группам (столбикам).

Проверяемая безударная гласная в корне слова: подарили, малышам, малютки, весело, забавляли.

Непроверяемая безударная гласная в корне слова: город, улица, собачка, петушок, черепаха, коровушка.

жи, ши, ча, ща: живут, наши, Пушинка, Чапа.

Исключения: здесь.

7. Учащиеся записывают диктант по памяти, используя опорные слова, которые остаются на доске. В опорных словах выделяют графически условия выбора орфограммы.

8. В конце урока еще раз зачитывается текст, дети сравнивают его со своим.

3 класс

Тема: «Безударные гласные, проверяемые ударением» 

Методика проведения такова: учитель диктует предложения, дети выписывают только слова с безударными гласными

Скоро зима. Кончились теплые летние деньки.
Пришла ненастная осень. Животные готовятся к холодной зиме. Птицы улетают от голода и холода на юг. Хлопотливый еж утепляет свою норку. Ночью и днем таскает он душистые сухие листочки, мягкий лесной мох.
Проворная белочка запасает на зиму вкусные орехи, крепкие грибы. Мышки вырыли норки под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно. Под корнями упавшей ели медведь решил устроить себе берлогу. Не страшна зима зверям.

(71 слово)

(Зима, деньки, осень, к холодной зиме, улетают, от голода и холода, хлопотливый, утепляет, свою, таскает, листочки, лесной, запасает, грибы, воруют зерно, под корнями, не страшна.


Этот вид диктанта увеличивает степень самостоятельности и активности детей, т.к. хотя выписанные «опорные слова» категории и помогают запомнить прослушанный текст, но не дают возможность запомнить весь текст дословно, им приходится самостоятельно создавать текст.
8. Свободный диктант.
Этапы работы:
1. Чтение текста учителем.
2. Краткая беседа по содержанию. Обучающиеся под руководством учителя определяют тему и главную мысль текста, выясняют его содержание по вопросам, обращают внимание на изобразительно-выразительные средства языка, использованные автором.
3. Чтение текста по абзацам и выявление изученных орфограмм и пунктограмм.
4. Составление плана текста.
5. Пересказ текста с опорой на план и записанные слова с орфограммами.
6. Диктовка по абзацам, запись.
7. Самопроверка (желательно с графическими обозначениями орфограмм).
9. Восстановление к тексту деформированного плана.
10. Создание текста по кругу по плану, заданному учителем.Этот вид письменных упражнений проводится в группах по 3–5 человек. Учитель контролирует время выполнения задания.
Этапы работы:
1. Каждый ученик получает лист бумаги. Первое предложение записывается всеми. Например: Осенний лес удивляет своей красотой.
2. Затем каждый ученик передает свой лист по кругу с записанным предложением справа сидящему однокласснику.
3. В течение 2–3 минут ученики должны написать на полученных ими листах 1–2 предложения, соответствующих содержанию первого предложения.
4. Далее листы передаются по кругу, и текст дополняется новым предложением. Работа продолжается до тех пор, пока каждый лист не сделает полный круг и вернется к своему «хозяину», который должен написать обобщающее предложение ко всему тексту.
5. Каждый ученик в группе зачитывает получившееся у него сочинение.


11. Создание текста-загадки по кругу.
Этот вид полифункциональных текстовых упражнений можно использовать во время представления нового словарного слова и на других этапах урока. Каждому учащемуся предъявляется текст загадки, которую он должен отгадать, или зашифровывается слово, которое ему необходимо определить. Специфика выполнения такого упражнения заключается в следующем.
1. Первый ученик читает записанные на доске слова, например: медведь,
лисица, заяц, и выделяет по самостоятельно найденному признаку одно из
слов.
2. Тот же ученик обосновывает свой выбор: «Можно выделить слово лисица, так как в нем три слога. Оно женского рода. В нем есть согласные звонкие и глухие, а слова медведь и заяц - мужского рода, двусложные, и все согласные в них звонкие».
3. Далее ученик записывает на листе свою загадку об этом животном и передает лист следующему ученику, сидящему справа.
Например:
Рыжая сестрица – хитрых речей мастерица.
4. Второй ученик, прочитав загадку, отгадывает ее, но ответа не записывает, а загибает текст – загадку первого ученика – на оборотную сторону. Ниже пишет свою загадку об этом же животном.
Например:
С пушистым хвостом, но не белка.
Огненная, но не пламя.
Любит воровать яйца, но не куница.
И так по кругу. Последний ученик должен записать свою загадку и отгадку.
Плутовка к дереву
на цыпочках подходит,
Вертит хвостом,
с вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша…Кто эта героиня? (Лисица)
Проверка проводится коллективно, или написанные варианты текстов меняются между группами. Задача участников – отгадать загадки и определить зашифрованное слово. Важную роль в этом виде упражнения играет первый ученик, который должен верно определить принцип выделения зашифрованного слова.
12. Создание двух текстов из одного исходного материала.
Учитель предлагает учебный материал, представляющий соединение двух неполных текстов:
Птицы строят гнезда. Гнезда сделаны из травы, корешков, мха. Внутри они выстланы мягким пушком. Весной самка лягушки откладывает множество яиц. Их называют икрой. Каждая икринка превращается в головастика.
Учитель (У.): Прочитайте запись. Установив ее особенность, сформулируйте задание к упражнению.
Дети (Д.): Запись представляет собой объединение двух текстов: первый – о птицах, второй – о лягушках. Необходимо восстановить оба текста.
У.: Прочитайте каждый из отрывков и докажите, что это разные тексты.
Д. (зачитав отрывки): Это разные тексты, так как у них разные темы:
в первом говорится о гнездах птиц, во втором – о рождении лягушки.
У.: Какие части текстов даны?
Д.: У первого текста дано начало, у второго – начало или середина.
Далее учитель предлагает распространить данные тексты новыми предложениями, которые можно помещать в любую часть исходного текста. Учащиеся высказывают свои предложения, а учитель записывает их на доске. Затем ученики по выбору записывают и дополняют один из текстов.
Вот что получилось после выполнения работы:
7. Заботливые родители.
Птицы строят гнезда. Гнезда сделаны из травы, корешков, мха. Внутри они выстланы мягким пушком. Это очень сложная работа! Вскоре рождаются птенцы. Самка и самец учат их летать и приносят им пищу. Они не бросят своих птенцов. Вот какие заботливые родители!
8. Как рождается лягушка.
Весной, когда выглядывает яркое солнышко, самка лягушки откладывает множество яиц. Их называют икрой. Каждая икринка превращается в головастика. Через несколько дней у головастика вырастают лапки и хвост. Через четыре месяца головастик превращается в лягушку.
13. Составление двух текстов на основе выявленного пропущенного слова.
Исходный материал записывается с пропусками одного и того же слова, которое заменяется условным обозначением. В качестве дополнительной записи предлагается схема.
Например:
∟ живет на коврике. ∟ бережет свое брюшко в виде колесика. «Хвост» не дает уползти ____ от меня далеко. ∟ я рисую___ . ∟– не только сложное устройство, но и полезный зверек. ∟ помогает работать на компьютере и поддерживать экосистему планеты.
У.: Прочитайте запись. Внимательно рассмотрите схему к ней. Сформулируйте задание к упражнению.
Д.: Необходимо определить, о ком или о чем идет речь в тексте. На основе этого составить два текста.
У.: Верно. Что у вас получилось?
Д.: В тексте пропущено слово мышь –1) устройство компьютера, служащее для ввода информации и передвижения курсора;
2) мелкий грызун.
Учащиеся выясняют и разбирают смысловые ошибки текста, дополняют
его новыми предложениями, по выбору записывают один из текстов, сами
формулируют дополнительные задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однак...

Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.

В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...

Компьютер - как средство повышения эффективности логопедической работы с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи.

Цель использования компьютерных ресурсов в учебном процессе, как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса....

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Рабочая программа «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 класса, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи»

Рабочая программа «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 класса, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи»...