Главные вкладки

    Компьютер - как средство повышения эффективности логопедической работы с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи.
    статья на тему

    Цель использования компьютерных ресурсов в учебном процессе, как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Компьютер – как средство повышения эффективности логопедической работы с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи

               В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

              Внедрение компьютерных ресурсов сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Занятия с использованием компьютера нужно проводить фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующие условия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:

    • Использование новых моделей компьютера.
    • Работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы).
    • Проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

               Среди педагогов, родителей существуют опасения по поводу введения компьютеров в учебный процесс.

               С одной стороны существует мнение, что компьютер предоставляет:

    • Новые возможности для творческого развития детей.
    • Повышает привлекательность содержания материала.
    • Позволяет освободиться от нудного традиционного курса обучения.
    • Повышает навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

              С другой стороны:

    • Компьютер может стать средством отвлечения внимания детей.
    • Использование компьютеров приведет к тому, что «целое поколение людей не сможет складывать и вычитать числа, если рядом не будет компьютера».
    • «Дети будут гораздо меньше общаться друг с другом», так как будут большую часть времени сидеть за компьютером.

              Но жизнь не стоит на месте. «Обучать надо не тому, что есть, а тому, что будет». И учитель - логопед вынужден идти в ногу со временем, а значит использовать все средства на благо своих учеников.

              Сложная структура нарушений при общем недоразвитии речи (первичные нарушения и вторичные проявления) определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия. Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения заданий и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы. А поскольку у младших школьников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ученика виде вызывает интерес и обращает на себя внимание.

              В этом случае применение компьютерных ресурсов становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

              Отмечая, что современные компьютерные ресурсы применяются учителем – логопедом в образовании, прежде всею, с целью коррекции нарушений устной и письменной речи, особого внимания требует проблема особенностей общения ребенка и компьютера. Часто ребенок, осознавший наличие у себя определенного нарушения, стесняется его, у него появляется боязнь, что он будет осмеян или не понят, неуверенность в себе, своих способностях в общении, боязнь общества, что опять же приводит к неудачам в общении. Они еще больше закрепляют психологическое состояние неуверенности и неспособности, что в свою очередь имеет неблагоприятное влияние па эмоциональное и психическое состояние и развитие ребенка. Общение с компьютером становится для ребенка в некотором роде обезличенным, и малыш, не испытывает боязни, учится доверять собеседнику.

              Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у младших школьников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

              Таким образом, цель использования компьютерных ресурсов в учебном процессе, как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса.

              Активизация компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия, развития способностей детей: внимания, мышления, зрительно – моторной координации, познавательной активности, повышение самооценки в интеллектуальной деятельности, уверенности и способности решать самостоятельно поставленную задачу на основе саморегуляции, что обеспечивает психологическую готовность к обучению в школе.

              Использование компьютерных ресурсов уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе логопедических занятий:

    • При объяснении (введении) нового материала.
    • При закреплении.
    • При повторении.
    • При обобщении.
    • При обследовании.
    • В коррекционной работе по формированию фонематического восприятия (анализа и синтеза).
    • В коррекционной работе на лексическом уровне.
    • В коррекционной работе на синтаксическом уровне.
    • В коррекционной работе по развитию связной речи младших школьников.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Письмо по памяти как профилактика нарушений устной и письменной речи неслышащих учащихся

    Письмо по памяти как один из видов работы по профилактике нарушений устной и письменной речи направлен на устранение так называемого аграмматизма и алогизма глухих, на предупреждение ошибок в их...

    Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

    Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

    МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

    Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однак...

    Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.

    В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...

    Использование информационно – коммуникационных технологий как средства повышения эффективности логопедической работы в ДОУ

    Одним из актуальных направлений информационно-коммуникативных технологий является внедрение в работу учителья-логопеда мультимедийных презентаций, интерактивных программ и сенсорных досок....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...