Главные вкладки

    Учебно-методическая разработка логопедического занятия для обучающихся с ОВЗ.
    учебно-методический материал на тему

    Глушакова Елена Анатольевна

    Конспект логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя и связной речи в  группе комбинированной направленности для воспитанников седьмого года жизни.  Тема: «Зимующие птицы».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Учебно–методическая разработка занятий для обучающихся с ОВЗ 5-7 лет»

    КОНСПЕКТ

    логопедического занятия

    по коррекции лексико-грамматического строя

    и связной речи

     в  группе комбинированной направленности для воспитанников седьмого года жизни.

    Тема: «Зимующие птицы».

                                                                 

     Глушакова Елена Анатольевна,

    учитель – логопед первой категории                                                            МБОУ Зайцевореченская ОСШ

    пос. Зайцева Речка

     2015 год.

    Тема: «Зимующие птицы».

    Цель: Коррекция  речевых параметров у детей с ОНР: формирование и развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи, обогащение и активизация словарного запаса, развитие коммуникативной функции речи и психических процессов.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:  

    Закреплять знания о зимующих птицах.

    Активизировать и расширять словарный запас  по теме «Зимующие птицы».

    Формировать практические навыки правильного употребления сложных прилагательных.

    Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.

    Совершенствовать навыки связного высказывания.

    Коррекционно-развивающие:

    Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, воображение, творчество, мелкую и общую моторику, координацию речи с движениями.

    Способствовать укреплению физического здоровья детей.

    Коррекционно-воспитательные:

    Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помочь им перезимовать; самоконтроль за речью, умение слушать собеседника, соблюдать в беседе очередность, быть доброжелательным.

    Предварительная работа: чтение художественной литературы Г.Скребицкий «Зима», М.Горький «Воробьишко», наблюдение за зимующими птицами на прогулке, отгадывание загадок, дидактические игры «Кто улетел?», «Узнай по описанию», «Сосчитай птиц у кормушки».

    Оборудование: предметные картинки с изображением зимующих птиц, ласточки, самолета; изображения птиц, разрезанные на части; фигурки Снегурочки и Снежной королевы; мячик.

    Участники занятия: 6 воспитанников с общим недоразвитием речи.

    Ход занятия:

    I. Организационный момент. Создание положительного настроя.

    Логопед. Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох 3 раза).

            А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Как вы думаете, какого цвета мячик я сегодня принесла на занятие?

    (Каждый ребенок называет цвет мячика).

    Логопед. Сегодня я принесла синий мячик. А кто из ребят угадал этот цвет? Мы будем передавать мячик друг другу правой рукой, держа его большим пальцем и мизинцем – вот так. (Показывает детям, как правильно держать мячик). Дети передают мячик, обращаясь друг к другу по имени, желая доброго утра.

    II. Введение в  тему занятия.  Игра «Что лишнее?»

    Логопед. Дети, к нам на занятие пришла необычная гостья. Кто это?

    Дети. Снегурочка.

    Логопед. Она нам приготовила много интересного и загадочного.

     

            На доске выставлены картинки с изображением вороны, воробья, сороки, самолета.

    Логопед. Какая картинка лишняя? Почему?

    Дети. Самолет, потому что это вид транспорта, а на остальных картинках – птицы.

    Логопед. Добавим в этот ряд изображения голубя и ласточки. Теперь кто лишний? Почему?

    Дети. Ласточка, потому что это перелетная птица, а остальные – зимующие.

    Логопед. Дети, кто догадался, о каких птицах мы сегодня будем говорить?

    Ответы детей.

    III.Работа по теме.

    1.Беседа по теме.

    Логопед. Почему эти птицы называются зимующими? Кто назовет зимующих птиц по картинкам?

            Вызванный ребенок показывает указкой птиц и называет их.

    Каких еще зимующих птиц вы знаете?

    Дети. Синица, дятел, снегирь.

    Логопед. Чем отличаются птицы от других животных?

    Дети. У них клюв, две лапки, два крыла, перья.

    Логопед. Чем питаются птицы зимой?

    2. Составление предложений с союзом а, употребление слов – антонимов.

    Логопед. Птицы бывают разные по размеру – крупные и мелкие. Посмотрите на картинки и скажите, какая птица крупная, а какая мелкая?

    Дети. Ворона – крупная, а воробей – мелкая птица.

    Логопед. Клювы у птиц бывают длинные и короткие, толстые и тонкие. Расскажите, у кого какой клюв? (Показывает пары картинок: дятел и воробей, синица и снегирь.)

    Дети (составляют предложения с союзом а ). У дятла клюв длинный, а у воробья короткий.

    Логопед. У птиц бывают разные хвосты. У кого какой хвост? (Показывает изображение сороки и снегиря.)

            И лапки у птиц тоже разные. У кого какие? (Показывает изображение вороны и синицы.)

    3. Упражнение на образование сложных прилагательных.

    Логопед. Птицы отличаются по окраске перышек или по оперению.

            Если у снегиря красная грудка, как про него можно сказать?

    Дети. (Красногрудый.)

            А у какой птицы желтая грудка? Как про неё можно сказать?

    Дети. (Желтогрудая.)

            У кого белые бока? Какая сорока? (Белобокая.)

            Черные крылья? (Чернокрылый.)

            Черная голова? (Черноголовый.)

            Длинный хвост? (Длиннохвостый.)

    Логопед. Снегурочке очень понравилось, что вы много знаете о птицах. Она приглашает вас на свою полянку посмотреть, какие зимующие птицы живут у нее в лесу.

            В лесу все занесено снегом. Вокруг большие сугробы, все деревья голые, только елочки зеленые, пушистые, укрытые снегом.

    4. Упражнение на координацию речи с движением.

    Логопед. Дети,  перешагивайте через сугробы, ноги выше поднимайте.

            По сугробам мы пойдем,

            Ни за что не упадем!

    5. Дыхательные упражнения.

    Логопед. Давайте вдохнем свежий морозный воздух.

            (Поочередное втягивание воздуха то через правую, то через левую ноздрю. Выдох через рот.)

            Сдуем снежинку с ладоней. Что получится? (Снегопад.)

            (Вдох через нос, плавный длительный выдох через рот.)

    6. Аурикулотерапия.

    Логопед. Чтобы не замерзнуть в лесу, нужно разогреться. Потрем руками ушки, нажмем пальцами на волшебные точки.

    7. Упражнение по самомассажу рук «Ручки греем». (Растирание ладоней).

            Очень холодно зимой,

            Мерзнут ручки – ой, ой, ой!

            Надо ручки нам погреть,

            Посильнее растереть.

    8. Составление целого из частей «Собери картинку».

    Логопед. Чтобы узнать, какие птицы здесь живут, надо выложить их из частей.

            (Раздает детям конверты, в которых лежат плоскостные изображения птиц, разрезанные на части.)

    Теперь каждый должен выложить свою птицу.

            (Как только ребенок выложил и назвал свою птицу, логопед выставляет на доску такую же, только целую, рядом с изображением Снегурочки.)

    9. Активизация глагольной лексики. Игра «Доскажи слово».

    Логопед. Все птицы собрались на поляне и запели. Вспомним как они подают голос?

            Ворона … каркает.

            Сорока … стрекочет.

            Воробей … чирикает.

            Снегирь … свистит.

            Синица … тинькает

    10. Упражнение на зрительное внимание «Кто улетел?»

            (Дети закрывают глаза, логопед убирает одну птицу. Дети угадывают, кого не стало. На доске остается столько птиц, сколько рассказов планирует услышать логопед.)

    Логопед. Отгадайте, каких птиц Снегурочка любит больше всех? Почему?

    Дети. Снегирей, потому что в словах Снегурочка и снегирь слышится слово снег, это слова-родственники.

    IV. Физкультминутка. Подвижная игра «Снегири».

    Логопед. Покажем Снегурочке, как мы умеем играть в снегирей.

            Вот на ветках, посмотри,

            (Дети хлопают 4 раза по бокам, наклоняя голову в сторону на каждое слово.)

            В красных майках снегири.

            Распушили перышки,

            (На первое слово каждой строки часто потряхивают руками, на второе – хлопают

                 ими по бокам.)

            Греются на солнышке.

            Головой вертят,

            (Поворачивают 2 раза голову на каждую строку.)

            Улететь хотят.

            - Кыш! Кыш! Улетели!

            (Разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями.)

            За метелью! За метелью!

    Пока мы играли, на нашей поляне появилась Снежная королева, ей не понравилось, что птицы так весело поют, и она превратила их в снежные комки.

            (На доску прикрепляется изображение Снежной королевы, а птицы накрываются белыми кругами из бумаги.)

            Чтобы выпустить птицу на волю, надо рассказать о ней все, что знаешь.

    V. Составление описательного рассказа о птице.

            Ребенок называет  птицу, о которой будет рассказывать. Логопед выставляет картинку с её изображением. После рассказа ребенка с изображения этой птицы на доске снимается бумажный круг, она «освобождается».

    VI. Итог занятия.

    Логопед. Молодцы, вы освободили всех птиц. Снегурочке очень понравилось, как вы о них рассказывали. Она просит, чтобы вы не забывали о них зимой, подкармливали их.

    А сейчас Снегурочка хочет вам подарить маленькие сюрпризы за ваше старание.

    Список используемых источников.

    1. С.И. Токарева Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет. Волгоград, «Учитель», 2012 г.
    2. У.М. Сидорова Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР. Москва,  «Сфера», 2014 г.
    3. Е.А. Алябьева Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. Москва,  «Сфера», 2011 г.
    4. Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осинина Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет. Волгоград, «Учитель», 2011 г.
    5. О.С. Гомзяк Говорим правильно, конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе группе. Москва, «ГНОМ и Д», 2010 г.
    6. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Развитие связной речи. Москва, «ГНОМ и Д», 2010 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фронтальное коррекционное логопедическое занятие с обучающимися 6 -7 классов «Вас приглашает Лукоморье»

    Вашему вниманию представлено фронтальное коррекционное логопедическое занятие под  названием «Вас приглашает Лукоморье». Тема занятия: «Развитие связной речи на материале сказок А.С....

    Конспект логопедического занятия для обучающихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида Тема: «Почта. Звук и буква Ч»

          Цель: формирование у обучающихся знаний о почте, умений выделять на слух звук Ч.Задачи: Обобщить знания детей по теме «Почта».Развивать общую и мелкую моторику, фонема...

    Учебно - методический материал. Конспект логопедического занятия с ЭОР тема: "Весна"

    Конспект логопедического занятия с ЭОР тема "Весна" подготовительная группа...

    Анализ имеющегося опыта применения компьютерных коррекционно – развивающих логопедических программ и игр на логопедических занятиях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)

    Всем известно, как в наш компьютерный век сложно увлечь детей, а использование интерактивных средств помогает создать у них положительную мотивацию. Такими возможностями обладают компьютерные коррекци...

    Учебно - методический материал. Конспект логопедического занятия с ЭОР тема: "Птицы - наши друзья"

    Конспект логопедического занятия для подготовительной группы...

    Учебно - методический материал. Конспект логопедического занятия с ЭОР тема: "Путешествие Вани и Маши на Изумрудный остров"

    Конспект логопедического занятия по развитию лексико - грамматического строя речи....