Семинар для воспитателей : " Использование игр и игровых приемов в период обучения грамоте" .
консультация на тему

Синявская Виктория Александровна

СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ :

 

 

 

 

 

 

«  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Провела : учитель-логопед :

Синявская Виктория Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

2015г.

Обучение грамоте — ответственный период в жизни ребёнка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, нашего терпения, доброжелательности, ласки. Обучение грамоте детей дошкольников обеспечивает возможность на более раннем возрастном этапе сформировать различные учебные умения: умение воспринимать речь окружающих ,говорить перед товарищами, отвечать на вопросы, спрашивать ,пересказывать прочитанное взрослым, рассказывать содержание просмотренных фильмов, детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций, картин. Знания и умения, полученные детьми в процессе занятия по обучению грамоте, необходимы для уроков развития речи в школьный период.

Работая с детьми логопатами, приходится постоянно искать новые, более эффективные формы работы. Проверка детей, выпущенных из речевых групп, на протяжении многих лет показала хорошее их общеречевое развитие и успешное обучение в школе. Будучи в речевых группах, дети овладели правильной речью: имеют богатый словарный запас, умеют логически мыслить, правильно строить предложения, рассказывать, объяснять. Хочу поделиться опытом работы по обучению грамоте детей с ОНР.

 

Игры и игровые приемы :

 

  1.  Совмещение работы над звуком и буквой.

Познакомив детей со звуком, я даю сразу же его графическое изображение - букву. Дети с большим удовольствием знакомятся с буквами, упражняются в их написании. Знакомство с буквами проводится в игровой форме, поэтому буквы легко запоминаются.

 Для того, чтобы лучше запомнить букву используется игра: «На что похожа буква?», которая сопровождается небольшим стихотворением. Данное стихотворение мы с детьми заучиваем.

Например:

Буква У

У- как у зайчонка ушки.

Эти ушки- на макушке.

Буква А

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

Буква Б

Б- большая бочка с краном.

Пьем из бочки утром рано.

Буква В

На букве В объеду весь свет,

Ведь буква В – велосипед.

Данная игра сопровождается картинками- символами.

  1. Игра : « Найди все буквы…»

Каждому ребенку выдается листок с картинками с изображением различных букв.

Я прошу детей найти и обвести в кружок все буквы ( например М), с которой мы познакомились на данном занятии.

 

  1.  «Найди место звука в слове» или « Светофор»

При помощи так называемого светофора и уточки я показываю детям специально подобранные  картинки с изучаемым звуком. Детям надо определить , где находится заданный звук : в начале, середине или конце.

 

 

  1. Игра : « Загадки»

 

Детям нужно отгадать загадки на заданный звук, назвать первый звук в отгадках и разделить слово на слоги.

Например , при знакомстве с буквой В:

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? ( Волк)

 

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. ( Воробей)

 

Чтоб не мерзнуть , пять ребят

В печке вязаной сидят. ( Варежки)

 

Зверь я горбатый ,

А нравлюсь ребятам. ( Верблюд)

 

Кругла, как шар,

Красна, как кровь,

Сладка, как мед. ( Вишня)

 

Без рук, без ног,

А ворота открывает. ( Ветер)

 

  1. Фонетическое упражнение.

Детям предлагается картинка с изображением символа данного звука. Логопед просит правильно произнести звук, изображая действие предмета или действия на картинке.

Например ,для  звука З

Муха звенит : ЗЗЗЗЗЗЗ….

Комар звенит : з’з’з’з’з’з’…

 

  1. Дидактическое упражнение : « Хлопни в ладоши»

Детям предлагается внимательно послушать логопеда и хлопнуть в ладоши один раз , если услышат изучаемый звук ; два раза, когда дети услышат изучаемый звук в слогах и три раза, когда услышат этот звук в слове.

Например : для звука Н

  • н ,п, б ,н , м,н,н, м,н…
  • на, па, ну, му, ны, но, ан, ом, он…
  • Наташа, Маша, молоко, нос, ноги, слон, дом, ванна, машина, санки…

 

  1. Игра : « Собери букву», « Слепи букву»

Из счетных палочек детям предлагается сложить изучаемую букву . Из пластилина- вылепить букву.

 

  1. Игра : « Поезд»

 

На наборное полотно выставляется изображение поезда с вагонами. Изученные буквы помещаются в окошки и детям предлагается прочитать полученные слоги, а в последствии слова с изученными буквами.

  1. Дидактическое упражнение : « Скажи наоборот»

Данное упражнение лучше всего проводить , как игру с мячиком. Логопед называет слог и бросает мячик ребенку. Ребенок должен назвать этот слог наоборот.

Например : для звука П

па-ап , по- оп, пу- уп, …

уп-пу, ап- па, оп- по….

 

  1. Игра : « Слоговой аукцион»
  • Детям предлагается добавить определенный слог в конце слова , чтобы получилось слово.

 Например , договорить БА:

вер…., из…, тру…, гу…., стрель…, борь… .

договорить слог БЫ :

 тру…, гу…, клум…, тум…, из… .

  • Более сложное задание, когда детям предлагается добавить нужный слог в начале слова :

БА : - тон, -гаж, - лет

БУ : - кет, - мага, - тылка, - тон.

 

  1. Игра : « Буквы рассыпались»

 

Детям предлагается назвать  предложенную картинку и собрать данное слово из рассыпанных букв.

 

  1. Игра : « Кто больше?»

Дети делятся на команды , и каждой команде предлагается придумать и назвать слово с изучаемым звуком. За правильный ответ команда получает фишку. Выигрывает та команда, у которой фишек. Больше.

 

 

Таким образом ,  данные игры  и упражнения позволяют нам не только привлечь внимание детей к данному занятию, но и способствуют более эффективному запоминанию изученных букв и звуков . 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Звук, буква.


Игровая ситуация


Стихотворные тексты.


Звук


Буква


А


Плачет Аленка

Укачиваем куклу.


- А! – со мною вместе пойте,

- А! - пошире рот откройте!

- А! – споем мы высоко,

- А! – протянем низко.

- А! – как будто далеко,

- А! – мы слышим - близко.

- А! – шепнем,

- А! – крикнем звонко.

- А! – тихонько,

- А! – так громко.

Все теперь мы будем знать:

Вот как может А звучать!


Вот два столбика наискосок,

Между ними – поясок,

Ты эту букву знаешь, А?

Перед тобою буква А.

* * *

Вот буква вроде шалаша.

Не правда ль, буква хороша!

И хоть она проста на вид,

А начинает АЛФАВИТ.


У


Воет волк.

Гудит паровоз.


- У, - мы в дудочку дудим,

- У, - как поезд мы гудим.

- У, вперед мы тянем губки,

В узенькую дуем трубку.


Буква У напомнит ушки

У зайчонка на макушке.

У улитки рожки тоже

Так на букву У похожи!

* * *

У – сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву У.

* * *

Буква У совсем проста:

Тянет ушки из хвоста.

* * *

Удобная буква!

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто!


И


Поет птичка.

Пищит мышка.


И, - широко мы улыбнемся.

И, - кончик языка опустим,

Им изнутри зубов коснемся

И голос петь свободно пустим.


Буква И - как три иголки.

Три иголки очень тонки.

* * *

Буква И наискосок

Примеряла поясок.

Снизу вверх его тянула –

К правой ножке пристегнула.

* * *

На калитку посмотри:

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.


О


У Оли болит зуб.


- О! – мы губки округляем.

- О! – мы плавно напеваем.

- О, - свободно голос льется.

- О, - так звонко раздается.


Буква О - как колесо.

Обруч круглый словно О

О у Олечки в очках,

О у окуня в глазах.

* * *


В этой букве нет угла,

Оттого она кругла

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

* * *

Посмотри на колесо-

И увидишь букву О.

* * *

В старом дереве дупло

Ну совсем как буква О.

* * *

О ужасно удивилась:

Сушка с маком ей приснилась.

«Как похожа на меня!

Может с нею мы родня?»


Э


 


Этот звук сказать нетрудно:

Рот открыть немножко нужно,

Кончик языка – внизу.

_ Э услышим гласный звуку.


Буква Э с открытым ртом

И большущим языком.

* * *

Рот разинув до ушей

Буква Э сказала: «ЭЙ»


Ы


Мишка рычит.

Гудит пароход.


Ы – спинку языка – повыше,

Ы – кончик к нижним зубкам ближе.

Ы – между языком и небом ты голос Пропустить попробуй.

Никогда ты не готова

Первой быть вначале слова,

Но в середину слов, в конец

Шмыгнешь быстро! Молодец!


Ы – какая ты толстушка!

Твой животик как подушка!

Чтобы легче было жить, Палочку пришлось добыть!

* * *

А бедняжка буква Ы

Бродит с палочкой, увы.

* * *

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква Ы –

Все мы знать ее должны.


М


Мычит теленок.


М – нам губы звук смыкает!

Звуку голос помогает.

Если голос есть – Мычанье,

Если нет – тогда молчанье!


Палочка и палочка,

Между ними – галочка.

И понятно стало всем:

Получилась буква М.

* * *

Взявшись за руки,

Мы встали

И на М похожи стали.

* * *

Вот качели –

Буква М!

Здесь качаться можно всем!

* *

Буква М с двумя горбами,

Как верблюд – смотрите сами!


Н


Нона ноет.


Напряженно, языком

На десну, наверх нажмем.

Н! – Мы звонко произносим.

(Звуку помогает носик!)


Ножка, ножка, поперек

Положили поясок.

* * *


На букве Н

Я, как на лесенке,

Сижу и распеваю

Песенки!


П


Паровоз пускает пар.


- П, п , п! – пускает пар

Полный чая самовар.

- П! – мы губы сложим вместе.

- П! – мы выдохнем порезче!

- П! П! П! – пыхтим мы глухо:

Нету голоса у звука.
 


Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

- Ну-ка, милый, не ленись,

Подойди да подтянись.

* * *

На хоккее, на футболе

Буква П – Ворота в поле.

* * *

Влез на букву озорник:

Он решил, что П – турник.


Т


Стучат колеса поезда.

Стучит молоток.


Языком, передним краем

В верхнюю десну ударим.

- Т! – и выдохнем сильнее,

Чтобы было всем слышнее:

Т – не звонкий, Т – глухой

Т – короткий, Т – взрывной.


Т в антенну превратилась

И на доме очутилась.

* * *

Отвечайте, кто знаток:

Это что за молоток?

* * *

Молоток стучит: «Тук- тук!»

Букве Т я старый друг.


К


Капает дождь.


Спинкой языка попробуй

Стукнуть сильно, быстро в нёбо.

Ну, а кончик языка

Глубже, ниже опускай!

К – короткий, К – взрывной,

К – без голоса – глухой!


На прямую палочку

Слево села галочка.

Там поныне и сидит –

Буквой К на нас глядит.

* * *

Какаду, клюв открывая,

Букву К напоминает.


Б


Бренчит крышка чайника.


Б! – нам губы звук смыкает.

Б, - и голос пробегает.

Голос в горлышке дрожит,

Голос по губам бежит!

* * *

- Б, Б, Б, - ты поиграй-ка

На губах, как на балалайке.


Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

* * *

Б – большая бочка с краном,

Пьем из бочки утром рано.


Д


Дятел стучит по дереву.


Вверх, в десну язык ударит, голос звонкий звук украсит.


Буква Д на дом похожа,

Дачку Д напомнит тоже.

Две доски углом сложили,

Снизу доску положили.

На коротких досках дом.

Звуку Д удобно в нем!

* * *

Д – это домик аккуратный,

С высокой крышею двускатной.


Г


Гусь гогочет.


- Га, га, га! – гогочут гуси,

Убегая от бабуси.

Гром гремит, грачи галдят,

Галки громко гомонят.

- Г! – ты спинкой языка

Нёбо посильней толкай!

- Г! – без голоса нельзя

звонкий звук сказать друзья!


- ГА- га – га! – так гусь гогочет.

Букву Г представить хочет.

Шея – палочка прямая

К ней приставлена другая,

Как гусиная головка….

Гусь нам Г представил ловко!

* * *

Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

* * *

Букву на плече носил

На лугу траву косил.

* * *

Букву Г я не боюсь.

Г – не злой, а добрый гусь.


Х


Погреем руки.


Спинку языка попробуй

Приподнять повыше к нёбу.

Кончик языка – пониже,

И легко, легко подышим.


Х – забавная игрушка,

Деревянная вертушка.

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.


Ф


Ежик фыркает.


Ф, - произнесем мы с вами,

Губку прикусив зубами.

Воздух выбежит из щели-

Верно Ф сказать сумели.

Ф, - звучит негромко, глухо,

Нету голоса у звука.


Ф на филина похожа,

Ф фонарь напомнит тоже.

Ф! – надула буква щеки.

Ф! и встала - руки в боки!

Фу! Мы выдохнем невольно –

Чем ты буква недовольна?

Ф фырчит: «какая скука!

Я служу глухому звуку!»

* * *

Федя ходит руки в боки.

Значит выучил уроки.

* * *

Подбоченясь пляшет лихо

Ф – большая щеголиха.


В


Воет вьюга.


Зубками губу прикусим,

Между ними голос пустим…

Словно звук виолончели,

Словно струны вдруг запели…

Так над свежею листвою

Веет ветерок весною!


В – буква очень важная,

Воображала страшная:

Грудь колесом, живот надут –

Как будто нет важнее тут!

* * *

К единице три приставим…

Что за букву мы составим?

* * *

На букве В объеду свет,

Ведь буква В – велосипед.


С


Течет вода из крана.

Накачиваем колеса насосом.


Распластай язык пошире,

Кончик – к нижним зубкам ближе.

По середине языка

Струйку воздуха пусти.

Улыбнись и посвисти,

СС С – произнеси!


Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

* * *

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

* * *

Букву С писать мне просто.

С как серп, кривой и острый.


З


Звенит комарик.
 


Язычок широкий ниже,

Кончик – к нижним зубкам ближе!

И со звонким ветерком

Звонко ззз произнесем.

ЗЗЗ заливисто звенит,

Звонко ззз в словах звучит:

Зайка, зонт, звонок, загадка,

Зал, значок, звезда, зарядка!


На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три.

* * *

З – не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.

* * *

Извиваюсь словно змейка.

Срисовать меня сумей-ка!

* * *

З загнулась как змея,

Но ей не запугать меня.


Ц


Тише, не шумите.

Поет синичка.


Под скорлупкою секрет:

Т – С – Т – С, - разбуди, найдешь ответ.

В скорлупе щелчок,

Треск – родился малышок.

Т – С – Т- С,

Ц - Ц – Ц – Ц.


Вот такая буква Ц:

С коготочком на конце.

Коготок – царапка

Как кошачья лапка.

* * *

Буква Ц –внизу крючок,

Точно с краником бачок.

* * *

Что за хвостик на конце –

На конце у буквы Ц?

Этот хвостик не виляет,

Комаров не отгоняет.


Ш


Шипит сердитый гусь.

Шумит ветер.

Лопнуло колесо, выходит воздух.


Пусть не хвастает змея –

Чашечка у нас своя,

Губы трубочкой тяни,

Язычок приподними,

Теплый воздух пропусти,

Зашипи попробуй громко,

Отползай, змея, в сторонку –

Ш –Ш – Ш.


Посмотри на букву Ш –

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.

* * *

Буква Ш стремя шипами –

Не хватай ее руками.


Ж


Жук жужжит.


Ж как Ш мы произносим,

Только голос в гости просим.

Звонко Ж в словах жужжит,

Ж как жук большой гудит:

Жужелица, жук, жужжанье,

Жар, жемчужина, журчанье.


Посмотри-ка: буква Ж

На жук похожа,

Потому что у нее

Шесть жучиных ножек.

* * *

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом точно жук

Издает жужжащий звук:

Ж – ж – ж – ж – ж – ж!

* * *

Ж похожа на жука,

Только не жужжит пока.


Ч


Стрекочет сверчок.


В путь пора нам собираться,

С ветерочком покачаться,

Чуть прислушайся, малыш,

ТЬ – Ш, ТЬ – Ш, ТЬ – Ш,

Ч – Ч – Ч- Ч – Ч.


Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

* * *

С арифметикой я в мире:

Ч похожа на четыре.


Щ


Кипит яичница.

Чистим щеткой.


Веет свежий ветерок:

Ш- Ч – Ш – Ч – Ш – Ч,

Он в дороге нам помог –

Щ – Щ – Щ.


На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

* * *

Щ – играющий щенок.

Кверху лапками он лег.

* * *

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.


Л


Летит самолет.


Узкий кончик языка

Ветер, в зубы упирается.

По бокам от языка

Воздух пробирается.

Л получится певучий,

Плавный, ласковый и звучный:

Ласка, лама, ландыш, лапа,

Лук, луна, лужайка, лампа.


Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

* * *

Л уставилась на цаплю:

«Мы похожи как две капли:

Ноги длинные у цапли,

Как у буквы Л, не так ли.


Р


Заводим мотор.

Тигр рычит.


РРР! – ракета рвется ввысь!

РРР! – рычит сердито рысь.

РРР! – рокочет ровно робот.

РРР сказать и ты попробуй!

РРР! – возьмемся за учебу!

РРР! – язык широкий к нёбу!

Язычком передним краем

Вверх на дёсны нажимаем.

Дунь на кончик языка,

Чтоб сильнее задрожал.

РРРР – раскатистый и громкий,

РРР – рокочущий и звонкий!


Буква Р – на мачте парус,

Вдаль плывет небес касаясь.

* * *

Буква Р – рук в кармане.

Буква Р – подарок маме.


Й


 


 


Вот И краткое, взгляни-ка.

Три иголки, сверху нитка.

* * *

Букву Й зовут «И кратким».

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.


Е


 


 


На дворе – такая жалость! –

Наша лесенка сломалась.

Наша лесенка сломалась,

Буква Е зато осталась.

* * *

Ева гребнем причесалась-

В нем три зубчик а осталось.

* * *

Ежи делали прически

Поломали все расчески.

А ежиха так старалась-

Лишь три зубчик осталось.


Ё


 


 


Е и Ё – родные сестры,

Различить сестер не просто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

* * *

Е – как ель с тремя ветвями,

Ё – как ёлочка с шарами.


Ю


 


 


Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка,

Что случилось:

Получилась ..буква Ю.


Я


 


 


От яхты якорь – буква Я.

Поднимем якорь – и в моря.

* * *

Я – бродяга с рюкзаком,

Путешествую пешком.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ :

«  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ»

Провела : учитель-логопед :

Синявская Виктория Александровна

2015г.

Обучение грамоте — ответственный период в жизни ребёнка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, нашего терпения, доброжелательности, ласки. Обучение грамоте детей дошкольников обеспечивает возможность на более раннем возрастном этапе сформировать различные учебные умения: умение воспринимать речь окружающих ,говорить перед товарищами, отвечать на вопросы, спрашивать ,пересказывать прочитанное взрослым, рассказывать содержание просмотренных фильмов, детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций, картин. Знания и умения, полученные детьми в процессе занятия по обучению грамоте, необходимы для уроков развития речи в школьный период.

Работая с детьми логопатами, приходится постоянно искать новые, более эффективные формы работы. Проверка детей, выпущенных из речевых групп, на протяжении многих лет показала хорошее их общеречевое развитие и успешное обучение в школе. Будучи в речевых группах, дети овладели правильной речью: имеют богатый словарный запас, умеют логически мыслить, правильно строить предложения, рассказывать, объяснять. Хочу поделиться опытом работы по обучению грамоте детей с ОНР.

Игры и игровые приемы :

  1.  Совмещение работы над звуком и буквой. 

Познакомив детей со звуком, я даю сразу же его графическое изображение - букву. Дети с большим удовольствием знакомятся с буквами, упражняются в их написании. Знакомство с буквами проводится в игровой форме, поэтому буквы легко запоминаются.

 Для того, чтобы лучше запомнить букву используется игра: «На что похожа буква?», которая сопровождается небольшим стихотворением. Данное стихотворение мы с детьми заучиваем.

Например:

Буква У

У- как у зайчонка ушки.

Эти ушки- на макушке.

Буква А

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

Буква Б

Б- большая бочка с краном.

Пьем из бочки утром рано.

Буква В

На букве В объеду весь свет,

Ведь буква В – велосипед.

Данная игра сопровождается картинками- символами.

  1. Игра : « Найди все буквы…»

Каждому ребенку выдается листок с картинками с изображением различных букв.

Я прошу детей найти и обвести в кружок все буквы ( например М), с которой мы познакомились на данном занятии.

  1.  «Найди место звука в слове» или « Светофор»

При помощи так называемого светофора и уточки я показываю детям специально подобранные  картинки с изучаемым звуком. Детям надо определить , где находится заданный звук : в начале, середине или конце.

  1. Игра : « Загадки»

Детям нужно отгадать загадки на заданный звук, назвать первый звук в отгадках и разделить слово на слоги.

Например , при знакомстве с буквой В:

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? ( Волк)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. ( Воробей)

Чтоб не мерзнуть , пять ребят

В печке вязаной сидят. ( Варежки)

Зверь я горбатый ,

А нравлюсь ребятам. ( Верблюд)

Кругла, как шар,

Красна, как кровь,

Сладка, как мед. ( Вишня)

Без рук, без ног,

А ворота открывает. ( Ветер)

  1. Фонетическое упражнение.

Детям предлагается картинка с изображением символа данного звука. Логопед просит правильно произнести звук, изображая действие предмета или действия на картинке.

Например ,для  звука З

Муха звенит : ЗЗЗЗЗЗЗ….

Комар звенит : з’з’з’з’з’з’…

  1. Дидактическое упражнение : « Хлопни в ладоши»

Детям предлагается внимательно послушать логопеда и хлопнуть в ладоши один раз , если услышат изучаемый звук ; два раза, когда дети услышат изучаемый звук в слогах и три раза, когда услышат этот звук в слове.

Например : для звука Н

  • н ,п, б ,н , м,н,н, м,н…
  • на, па, ну, му, ны, но, ан, ом, он…
  • Наташа, Маша, молоко, нос, ноги, слон, дом, ванна, машина, санки…

  1. Игра : « Собери букву», « Слепи букву»

Из счетных палочек детям предлагается сложить изучаемую букву . Из пластилина- вылепить букву.

  1. Игра : « Поезд»

На наборное полотно выставляется изображение поезда с вагонами. Изученные буквы помещаются в окошки и детям предлагается прочитать полученные слоги, а в последствии слова с изученными буквами.

  1. Дидактическое упражнение : « Скажи наоборот»

Данное упражнение лучше всего проводить , как игру с мячиком. Логопед называет слог и бросает мячик ребенку. Ребенок должен назвать этот слог наоборот.

Например : для звука П

па-ап , по- оп, пу- уп, …

уп-пу, ап- па, оп- по….

  1. Игра : « Слоговой аукцион»
  • Детям предлагается добавить определенный слог в конце слова , чтобы получилось слово.

 Например , договорить БА:

вер…., из…, тру…, гу…., стрель…, борь… .

договорить слог БЫ :

 тру…, гу…, клум…, тум…, из… .

  • Более сложное задание, когда детям предлагается добавить нужный слог в начале слова :

БА : - тон, -гаж, - лет

БУ : - кет, - мага, - тылка, - тон.

  1. Игра : « Буквы рассыпались»

Детям предлагается назвать  предложенную картинку и собрать данное слово из рассыпанных букв.

 

  1. Игра : « Кто больше?»

Дети делятся на команды , и каждой команде предлагается придумать и назвать слово с изучаемым звуком. За правильный ответ команда получает фишку. Выигрывает та команда, у которой фишек. Больше.

Таким образом ,  данные игры  и упражнения позволяют нам не только привлечь внимание детей к данному занятию, но и способствуют более эффективному запоминанию изученных букв и звуков .  

 


Звук, буква.


Игровая ситуация


Стихотворные тексты.


Звук


Буква


А


Плачет Аленка

Укачиваем куклу.


- А! – со мною вместе пойте,

- А! - пошире рот откройте!

- А! – споем мы высоко,

- А! – протянем низко.

- А! – как будто далеко,

- А! – мы слышим - близко.

- А! – шепнем,

- А! – крикнем звонко.

- А! – тихонько,

- А! – так громко.

Все теперь мы будем знать:

Вот как может А звучать!


Вот два столбика наискосок,

Между ними – поясок,

Ты эту букву знаешь, А?

Перед тобою буква А.

* * *

Вот буква вроде шалаша.

Не правда ль, буква хороша!

И хоть она проста на вид,

А начинает АЛФАВИТ.


У


Воет волк.

Гудит паровоз.


- У, - мы в дудочку дудим,

- У, - как поезд мы гудим.

- У, вперед мы тянем губки,

В узенькую дуем трубку.


Буква У напомнит ушки

У зайчонка на макушке.

У улитки рожки тоже

Так на букву У похожи!

* * *

У – сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву У.

* * *

Буква У совсем проста:

Тянет ушки из хвоста.

* * *

Удобная буква!

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто!


И


Поет птичка.

Пищит мышка.


И, - широко мы улыбнемся.

И, - кончик языка опустим,

Им изнутри зубов коснемся

И голос петь свободно пустим.


Буква И - как три иголки.

Три иголки очень тонки.

* * *

Буква И наискосок

Примеряла поясок.

Снизу вверх его тянула –

К правой ножке пристегнула.

* * *

На калитку посмотри:

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.


О


У Оли болит зуб.


- О! – мы губки округляем.

- О! – мы плавно напеваем.

- О, - свободно голос льется.

- О, - так звонко раздается.


Буква О - как колесо.

Обруч круглый словно О

О у Олечки в очках,

О у окуня в глазах.

* * *


В этой букве нет угла,

Оттого она кругла

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

* * *

Посмотри на колесо-

И увидишь букву О.

* * *

В старом дереве дупло

Ну совсем как буква О.

* * *

О ужасно удивилась:

Сушка с маком ей приснилась.

«Как похожа на меня!

Может с нею мы родня?»


Э



Этот звук сказать нетрудно:

Рот открыть немножко нужно,

Кончик языка – внизу.

_ Э услышим гласный звуку.


Буква Э с открытым ртом

И большущим языком.

* * *

Рот разинув до ушей

Буква Э сказала: «ЭЙ»


Ы


Мишка рычит.

Гудит пароход.


Ы – спинку языка – повыше,

Ы – кончик к нижним зубкам ближе.

Ы – между языком и небом ты голос Пропустить попробуй.

Никогда ты не готова

Первой быть вначале слова,

Но в середину слов, в конец

Шмыгнешь быстро! Молодец!


Ы – какая ты толстушка!

Твой животик как подушка!

Чтобы легче было жить, Палочку пришлось добыть!

* * *

А бедняжка буква Ы

Бродит с палочкой, увы.

* * *

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква Ы –

Все мы знать ее должны.


М


Мычит теленок.


М – нам губы звук смыкает!

Звуку голос помогает.

Если голос есть – Мычанье,

Если нет – тогда молчанье!


Палочка и палочка,

Между ними – галочка.

И понятно стало всем:

Получилась буква М.

* * *

Взявшись за руки,

Мы встали

И на М похожи стали.

* * *

Вот качели –

Буква М!

Здесь качаться можно всем!

* *

Буква М с двумя горбами,

Как верблюд – смотрите сами!


Н


Нона ноет.


Напряженно, языком

На десну, наверх нажмем.

Н! – Мы звонко произносим.

(Звуку помогает носик!)


Ножка, ножка, поперек

Положили поясок.

* * *


На букве Н

Я, как на лесенке,

Сижу и распеваю

Песенки!


П


Паровоз пускает пар.


- П, п , п! – пускает пар

Полный чая самовар.

- П! – мы губы сложим вместе.

- П! – мы выдохнем порезче!

- П! П! П! – пыхтим мы глухо:

Нету голоса у звука.


Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

- Ну-ка, милый, не ленись,

Подойди да подтянись.

* * *

На хоккее, на футболе

Буква П – Ворота в поле.

* * *

Влез на букву озорник:

Он решил, что П – турник.


Т


Стучат колеса поезда.

Стучит молоток.


Языком, передним краем

В верхнюю десну ударим.

- Т! – и выдохнем сильнее,

Чтобы было всем слышнее:

Т – не звонкий, Т – глухой

Т – короткий, Т – взрывной.


Т в антенну превратилась

И на доме очутилась.

* * *

Отвечайте, кто знаток:

Это что за молоток?

* * *

Молоток стучит: «Тук- тук!»

Букве Т я старый друг.


К


Капает дождь.


Спинкой языка попробуй

Стукнуть сильно, быстро в нёбо.

Ну, а кончик языка

Глубже, ниже опускай!

К – короткий, К – взрывной,

К – без голоса – глухой!


На прямую палочку

Слево села галочка.

Там поныне и сидит –

Буквой К на нас глядит.

* * *

Какаду, клюв открывая,

Букву К напоминает.


Б


Бренчит крышка чайника.


Б! – нам губы звук смыкает.

Б, - и голос пробегает.

Голос в горлышке дрожит,

Голос по губам бежит!

* * *

- Б, Б, Б, - ты поиграй-ка

На губах, как на балалайке.


Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

* * *

Б – большая бочка с краном,

Пьем из бочки утром рано.


Д


Дятел стучит по дереву.


Вверх, в десну язык ударит, голос звонкий звук украсит.


Буква Д на дом похожа,

Дачку Д напомнит тоже.

Две доски углом сложили,

Снизу доску положили.

На коротких досках дом.

Звуку Д удобно в нем!

* * *

Д – это домик аккуратный,

С высокой крышею двускатной.


Г


Гусь гогочет.


- Га, га, га! – гогочут гуси,

Убегая от бабуси.

Гром гремит, грачи галдят,

Галки громко гомонят.

- Г! – ты спинкой языка

Нёбо посильней толкай!

- Г! – без голоса нельзя

звонкий звук сказать друзья!


- ГА- га – га! – так гусь гогочет.

Букву Г представить хочет.

Шея – палочка прямая

К ней приставлена другая,

Как гусиная головка….

Гусь нам Г представил ловко!

* * *

Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

* * *

Букву на плече носил

На лугу траву косил.

* * *

Букву Г я не боюсь.

Г – не злой, а добрый гусь.


Х


Погреем руки.


Спинку языка попробуй

Приподнять повыше к нёбу.

Кончик языка – пониже,

И легко, легко подышим.


Х – забавная игрушка,

Деревянная вертушка.

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.


Ф


Ежик фыркает.


Ф, - произнесем мы с вами,

Губку прикусив зубами.

Воздух выбежит из щели-

Верно Ф сказать сумели.

Ф, - звучит негромко, глухо,

Нету голоса у звука.


Ф на филина похожа,

Ф фонарь напомнит тоже.

Ф! – надула буква щеки.

Ф! и встала - руки в боки!

Фу! Мы выдохнем невольно –

Чем ты буква недовольна?

Ф фырчит: «какая скука!

Я служу глухому звуку!»

* * *

Федя ходит руки в боки.

Значит выучил уроки.

* * *

Подбоченясь пляшет лихо

Ф – большая щеголиха.


В


Воет вьюга.


Зубками губу прикусим,

Между ними голос пустим…

Словно звук виолончели,

Словно струны вдруг запели…

Так над свежею листвою

Веет ветерок весною!


В – буква очень важная,

Воображала страшная:

Грудь колесом, живот надут –

Как будто нет важнее тут!

* * *

К единице три приставим…

Что за букву мы составим?

* * *

На букве В объеду свет,

Ведь буква В – велосипед.


С


Течет вода из крана.

Накачиваем колеса насосом.


Распластай язык пошире,

Кончик – к нижним зубкам ближе.

По середине языка

Струйку воздуха пусти.

Улыбнись и посвисти,

СС С – произнеси!


Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

* * *

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

* * *

Букву С писать мне просто.

С как серп, кривой и острый.


З


Звенит комарик.


Язычок широкий ниже,

Кончик – к нижним зубкам ближе!

И со звонким ветерком

Звонко ззз произнесем.

ЗЗЗ заливисто звенит,

Звонко ззз в словах звучит:

Зайка, зонт, звонок, загадка,

Зал, значок, звезда, зарядка!


На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три.

* * *

З – не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.

* * *

Извиваюсь словно змейка.

Срисовать меня сумей-ка!

* * *

З загнулась как змея,

Но ей не запугать меня.


Ц


Тише, не шумите.

Поет синичка.


Под скорлупкою секрет:

Т – С – Т – С, - разбуди, найдешь ответ.

В скорлупе щелчок,

Треск – родился малышок.

Т – С – Т- С,

Ц - Ц – Ц – Ц.


Вот такая буква Ц:

С коготочком на конце.

Коготок – царапка

Как кошачья лапка.

* * *

Буква Ц –внизу крючок,

Точно с краником бачок.

* * *

Что за хвостик на конце –

На конце у буквы Ц?

Этот хвостик не виляет,

Комаров не отгоняет.


Ш


Шипит сердитый гусь.

Шумит ветер.

Лопнуло колесо, выходит воздух.


Пусть не хвастает змея –

Чашечка у нас своя,

Губы трубочкой тяни,

Язычок приподними,

Теплый воздух пропусти,

Зашипи попробуй громко,

Отползай, змея, в сторонку –

Ш –Ш – Ш.


Посмотри на букву Ш –

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.

* * *

Буква Ш стремя шипами –

Не хватай ее руками.


Ж


Жук жужжит.


Ж как Ш мы произносим,

Только голос в гости просим.

Звонко Ж в словах жужжит,

Ж как жук большой гудит:

Жужелица, жук, жужжанье,

Жар, жемчужина, журчанье.


Посмотри-ка: буква Ж

На жук похожа,

Потому что у нее

Шесть жучиных ножек.

* * *

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом точно жук

Издает жужжащий звук:

Ж – ж – ж – ж – ж – ж!

* * *

Ж похожа на жука,

Только не жужжит пока.


Ч


Стрекочет сверчок.


В путь пора нам собираться,

С ветерочком покачаться,

Чуть прислушайся, малыш,

ТЬ – Ш, ТЬ – Ш, ТЬ – Ш,

Ч – Ч – Ч- Ч – Ч.


Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

* * *

С арифметикой я в мире:

Ч похожа на четыре.


Щ


Кипит яичница.

Чистим щеткой.


Веет свежий ветерок:

Ш- Ч – Ш – Ч – Ш – Ч,

Он в дороге нам помог –

Щ – Щ – Щ.


На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

* * *

Щ – играющий щенок.

Кверху лапками он лег.

* * *

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.


Л


Летит самолет.


Узкий кончик языка

Ветер, в зубы упирается.

По бокам от языка

Воздух пробирается.

Л получится певучий,

Плавный, ласковый и звучный:

Ласка, лама, ландыш, лапа,

Лук, луна, лужайка, лампа.


Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

* * *

Л уставилась на цаплю:

«Мы похожи как две капли:

Ноги длинные у цапли,

Как у буквы Л, не так ли.


Р


Заводим мотор.

Тигр рычит.


РРР! – ракета рвется ввысь!

РРР! – рычит сердито рысь.

РРР! – рокочет ровно робот.

РРР сказать и ты попробуй!

РРР! – возьмемся за учебу!

РРР! – язык широкий к нёбу!

Язычком передним краем

Вверх на дёсны нажимаем.

Дунь на кончик языка,

Чтоб сильнее задрожал.

РРРР – раскатистый и громкий,

РРР – рокочущий и звонкий!


Буква Р – на мачте парус,

Вдаль плывет небес касаясь.

* * *

Буква Р – рук в кармане.

Буква Р – подарок маме.


Й




Вот И краткое, взгляни-ка.

Три иголки, сверху нитка.

* * *

Букву Й зовут «И кратким».

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.


Е




На дворе – такая жалость! –

Наша лесенка сломалась.

Наша лесенка сломалась,

Буква Е зато осталась.

* * *

Ева гребнем причесалась-

В нем три зубчик а осталось.

* * *

Ежи делали прически

Поломали все расчески.

А ежиха так старалась-

Лишь три зубчик осталось.


Ё




Е и Ё – родные сестры,

Различить сестер не просто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

* * *

Е – как ель с тремя ветвями,

Ё – как ёлочка с шарами.


Ю




Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка,

Что случилось:

Получилась ..буква Ю.


Я




От яхты якорь – буква Я.

Поднимем якорь – и в моря.

* * *

Я – бродяга с рюкзаком,

Путешествую пешком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр и игровых приемов в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью

В данной статье рассматривается роль влияния игровой деятельности в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталость, включение этих детей в систему коррекционно-развивающей работы, через игр...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СКАЗКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Данный проект направлен на обучение грамоте детей подготовительной логопедической группы, что, прежде всего, предполагает работу, направленную на развитие фонематического слуха и восприятия, а также о...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Помня слова А.С.Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждому учителю важно научиться, умело использовать игру на уроке.           ...

Презентация к уроку по развитию речи в период обучения грамоте. 1 класс "Дети в лесу". Для учащихся с родным (тувинским) языком обучения

Презентация к уроку в 1 классе в период обучения грамоте. Показан приём составления "Карты осмысления и запоминания событий" . Для учащихся с родным (тувинским)  языком обучения....

Статья "Коррекционно-развивающие упражнения на уроках в период обучения грамоте."

Методические рекомендации по формированию звукобуквенного анализа слова....

Игровые приемы в онлайн-обучении географии

Детям в любом возрасте достаточно сложно воспринимать монолог на уроке в условиях онлайн-обучения, они часто отвлекаются, выпадая из процесса, поэтому важно чередовать методы лекционного плана игровым...