Статья "Коррекционно-развивающие упражнения на уроках в период обучения грамоте."
статья

Филина Вера Петровна

Методические рекомендации по формированию звукобуквенного анализа слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno-razvivayushchie_upr-ya.odt14.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                               Учитель : Филина В.П.

Коррекционно – развивающие упражнения на уроках в период обучения грамоте

 Обучение грамоте в школах( для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) одним из самых ответственных разделов обучения. Умственно отсталые школьники овладевают первоначальными навыками чтения и письма с большим трудом, что объясняется, с одной стороны, спецификой русского языка, его звуковой и слоговой структуры, а с другой – особенностями умственно отсталых детей. Прежде всего, они связаны с нарушением познавательной деятельности олигофренов, их высших психических функций, как анализ и синтез, а также с недостаточностью слухового и зрительного восприятия, артикуляции, пространственной ориентировки, моторики, т.е. тех компонентов, которые участвуют в акте чтения и письма.

 В основе обучения грамоте в  школе, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, лежат общедидактические требования обучения от легкого к сложному, от знакомого к незнакомому, а также учет имеющихся у умственно отсталых школьников нарушений и опора на их сохранные возможности.

 Обучение грамоте начинается с усвоения звука, т.е. выделения их из речи, правильного артикулирования, различения в разных звуковых сочетаниях, дифференциации смешиваемых звуков.

 Коррекционная работа ведется по следующим этапам:

 Первый этап. Выделение звука. С этой целью подбираю слова, в которых изучаемый звук стоит в наиболее выгодной позиции. Для гласных – это начало или середина слова под ударением (осы, елка, арбуз, лыжи). В некоторых случаях подбираю звукоподражание, соответствующее изучаемому звуку (Как гудит гудок? – У-у-у. Как звенит звонок? – З-з-з. Как рычит собака? Р-р-р). Сонорные, длительные и мгновенные глухие, а также аффрикаты легко выделяются в конце слов, где они не испытывают влияния других звуков и соответствуют изолированным звукам речи, и в начале слов (мама, шар, сом, сук, ком, рак, пар, чай). Для выделения звонких согласных подходят слова, в которых звук находится в начале или в середине слова перед гласной, так как в конце слов эти согласные оглушаются (ваза, замок, жаба, барабан, гусь, дом).

 Таким образом, в каждом отдельном случае подбираю слова, способствующие узнаванию и выделению звуков с меньшими затруднениями.

 Научив детей выделять звук, проверяю, как они его произносят, и упражняю в правильном и отчетливом его артикулировании. Правильная артикуляция помогает выделению и различению звуков.

 В силу слабости артикуляторной деятельности умственно отсталых детей и большого количества нарушений произношения формированию правильного уклада речевых органов уделяю самое пристальное внимание. Все первоклассники с недостатками произношения занимаются с логопедом. На каждом уроке чтения провожу артикуляционную гимнастику.

 Второй этап. Различение звука. Выделив звук из речи, уточнив его произношение, учащиеся должны научиться слышать и различать этот звук в сочетании с другими в словах. Умственно отсталые дети, узнавая звук в одних сочетаниях, часто не узнают его в других, что свидетельствует о несформированности образа обобщенного звука – фонемы. Поэтому изучаем звук во всем многообразии его сочетаний с другими звуками.

 Провожу следующие виды упражнений:

 - связывание выделенного из речи звука с конкретными представлениями детей (у-у-у… - гудок паровоза, ш-ш-ш… - шипение гуся, ж-ж-ж… - жужжание жука);

 - подбор слов, начинающихся с изучаемого звука по предметным картинкам;

 - подбор слов, в которых изучаемый звук встречается не только в начале слова, но и в конце, в середине; дети определяют место данного звука в слове;

 - выделение слов, в которых встречается изучаемый звук (из двух слов, из ряда слов).

Ученики поднимают сигнальную карточку, если они услышат нужный звук. Сначала предлагаю слова, резко отличающиеся по звуковому составу, затем слова со сходными звуками;

 - выбор картинок, в названиях которых имеется изучаемый звук, произнесение слова;

 - разучивание скороговорок, коротких стихов, четверостиший, в состав которых входят слова с изучаемым звуком. Одновременно ученики упражняются в правильном произнесении звука.

 Третий этап. Усвоив очередной звук, учащиеся изучают букву, его обозначающую. Каждая буква тщательно и всесторонне изучается, что предлагает:

 - восприятие общей формы буквы;

 - изучение состава буквы (ее элементов и их расположения);

 - сравнение буквы с другими уже знакомыми детям буквами (графемами).

 - “на что похожа буква„ (специальный прием, закрепляющий образ букв, соотнесение ее начертания с каким-либо знакомым предметом или с буквой- символом. Например: буква О похожа на обруч, Ж - на жука.)

 - составление изучаемой буквы из палочек;

 - печатание карандашом в специальных блокнотах.

 Перед выделением звука из слова и знакомством с буквой учащимся представляю рисунок с изображением предмета, название которого начинается с данного звука. Познакомившись с буквой, дети находят место данной букве в настенной кассе. Буквы живут в теремках, в красном – гласные, в синем – согласные. Дети определяют, в каком теремке будет жить данная буква.

 При закреплении изучаемых звуков и букв провожу следующие коррекционно – развивающие упражнения:

 1. Отгадывание звуков по артикуляционной позе.

 2. Игра: «Полубуковка».

 -Узнайте, какие это буквы.

 - Какая буква «лишняя?».

 - Докажи? (Лишняя буква ы потому, что она маленькая, а остальные большие. Заглавной буквы ы не бывает.)

 -Почему именно эти буквы использованы в этой игре? (Это те буквы, с которыми уже познакомились.)

 - На какие две группы можно разделить эти буквы? (Гласные и согласные.)

 - Что вы можете сказать о гласных звуках? Назовите их.

 - Что вы можете сказать о согласных звуках?

 - Какие бывают согласные? (Звонкими и глухими, мягкими и твердыми.)

 3. Упражнение на зрительное восприятие.

 а) - Догадайтесь, какие буквы здесь спрятались. (Папка «Что зашифровал художник?»

 б) – Из каких букв состоит рисунок? (Цветные рисунки.)

 4. Игра «Поставь буквы правильно».

 5. Картинный диктант. Показываю картинки, а учащиеся печатают по одной букве – начальный звук слова.

 6. Игра «Угадай слова».

 В словах потерялась первая буква.

( Д) ом

 верь

 октор

 А) Жилье человека. Б) Вход в дом. В) Профессия Айболита.

 - Какой звук вы слышите первым в этих словах?

 - Что вы о нем можете сказать? (Согласный, твердый, звонкий.)

 - Назовите слова, в которых этот звук будет мягким.

 7. Игра «Расколдуй слово».

 На доске записаны «заколдованные» слова с измененным порядком букв: арма (рама), улан (луна). Нужно «расколдовать» слово, расставить буквы в определенном порядке.

 8. Игра «Дополни слово».

 Называю часть слова (ма…), ученик дополняет (…ма, …шина, …лина).

 9. Составь из предлагаемого набора букв как можно больше слов:

 У М Ш А Л Н Ы

 10

 а) Игра «Что изменилось в слове?».

 На наборном полотне составляется слово, которое затем прочитывается. Де-

 ти закрывают глаза, учитель производит замену буквы. Дети открывают глаза,

 читают новое слово, определяют, что в нем изменилось.

 Например: сок – сон – сыр – сын…, мак – рак – лак…

 11. Составь предложение по картинке. (Папка. 1 класс. Составление предложений по схемам.)

 -

 -Рассмотрите рисунок.

 - Что у папы в руках?

 - Составьте предложение по схеме.

 У ___ ___.

 У - это не просто буква, это слово, которое в русском языке называется предлогом. Предлог со словами пишется отдельно. (Понятие даю уже в 1 классе.)

 12. На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое спрятавшее слово. Например: коса, смех, мель, дорога, удочка.

 13. «Речевая зарядка». Слоги и слова представляются в виде таблиц, которые читаются хором и индивидуально.

 а) Дифференциация сходных слогов и слов:

 ла – ра ма – мя ня – нья дом – том Дима – Тима

 б) Чтение слогов и слов по подобию:

 ма мо му сон шубы шапки

 на но ну сом зубы лапки

 Обращаю внимание учащихся на единый принцип образования слогов с одной и той же гласной, т.е. на сохранение положения губ при произнесении не только гласного звука, но и каждого слога с этим гласным.

 В процессе неоднократного воспроизведения сходных слов в памяти школьников быстрее накапливаются их зрительные образы. В дальнейшем при чтении текстов дети легко узнают данные слова в «лицо».

 14. Игра «Буквы убежали», «Слоги убежали».

 Нужно вернуть их на место. Учащиеся, прочитывая слова с пропущенной буквой или слогом, должны догадаться, какие буквы (слоги) «убежали», «догнать» их и вернуть на место, вставив соответствующие карточки с буквами (слогами) на место пропусков. Данная игра заставляет учеников внимательно вглядываться в слово, оценивая его с точки зрения буквенного состава и значения одновременно.

 15. Упражнение на развитие творческого воображения и речи. Подберите слова, которые начинаются на буквы, входящие в состав слова. Например: мал.

 М – мало

 А - апельсин

 Л – луна

 На уроке письма провожу следующие коррекционно – развивающие упражнения:

 Упражнение на зрительную память.

 1. - Скажите, в каких буквах мы пишем этот элемент. Например:

 2. – Найди каждой букве пару. Работа с парными (печатная + прописная буква) буквами (по индивидуальным карточкам).

 Упражнение на зрительное внимание.

 1. Специальный коррекционный прием по формированию смыслового значения буквы, образа в коре головного мозга. (Папка «Таблицы коррекции зрительного внимания»)

 - Запомни цвет, которым изображена данная буква.

 2. –Среди данных слогов найти слог су

 са су мы ло су хо су ны

 3. – Назови букву, которая повторяется несколько раз.

 Развитие слогового анализа и синтеза.

 1. Запиши только гласные буквы названных слов.

 2. Запиши только те слоги, которые начинаются с гласного звука; записать только те слоги, которые оканчиваются гласным звуком (ар, то, ын, ак, ку, он, ни, ко…).

 3. Прочитать и записать слова, вставляя недостающий слог:

 ло или ка: са…, соба…, мо…ток, музы…, мо…ток.

 4. Записать слова, в которых есть слоги жи, ши.

 На доске слова: лыжи, зима, мыши, лужа, жили, санки, шил.

 

Применение описанных мною коррекционно – развивающих упражнений при обучении грамоте у умственно отсталых учащихся корригируются недостатки зрительного восприятия, мелкой моторики руки, устраняются дефекты произношения, уточняется словарь, преодолеваются ошибки в построении простого предложения, развиваются внимание, память, мыслительная операция.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие упражнения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

Коррекционно-развивающие упражнения на уроках способствуют развитию и коррекции интеллектуальных способностей учищихся : пространственного представления, логического мышления, развитие памяти, внимани...

Семинар для воспитателей : " Использование игр и игровых приемов в период обучения грамоте" .

СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ :      «  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ»          Провела ...

Урок литературного чтения (обучение грамоте) по теме: «Звуки [д], [д’], буквы Д, д.»

Красочная презентация к уроку в 1 классе. УМК «Перспективная начальная школа»....

Презентация к уроку по развитию речи в период обучения грамоте. 1 класс "Дети в лесу". Для учащихся с родным (тувинским) языком обучения

Презентация к уроку в 1 классе в период обучения грамоте. Показан приём составления "Карты осмысления и запоминания событий" . Для учащихся с родным (тувинским)  языком обучения....

Открытый урок: "Начальный период обучения на фортепиано"

Урок проведен с ученицей 1 класса Хашиевой Камиллой. Основная цель урока - закрепление пройденного материала....

Конспект урока по предмету "Обучение грамоте" по теме: "Определение места звука А в словах, обозначающих предметные картинки".

Представлен конспект урока по учебному предмету "Обучение грамоте" для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 1 доп. класс....