Открытый урок: "Начальный период обучения на фортепиано"
план-конспект урока по музыке на тему

Вернидуб Ольга Алексеевна

Урок проведен с ученицей 1 класса Хашиевой Камиллой. Основная цель урока - закрепление пройденного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_otkrytyh_urokov.docx27.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок

«Донотный период обучения на фортепиано»

(Закрепление пройденного материала)

                                  С ученицей 1 класса Хашиевой Камиллой

Тип урока: комбинированный ( закрепление знаний, комплексное применение знаний).

Вид урока: традиционный.

Дата проведения урока: 18.11.2017г.

Цель урока: закрепление ранее пройденного материала.

Закрепление навыков игры на фортепиано (прием non legato)

Задачи урока:

        Образовательные:

  1. Закрепить изученные теоретические знания.
  2. Продолжить формирование практических навыков.

Развивающие:

1. Развивать свободное владение игровым аппаратом с помощью упражнений.

2. Развивать образное мышление, художественное воображение.

3.  Развивать творческую активность через различные виды деятельности ( музыкальные  загадки, ритмические задания).

Воспитывающие:

  1. Воспитывать интерес к музыкальным занятиям.
  2. Воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Методы и приемы проведения урока:

- индивидуальная игра на фортепиано;

- сочинение музыкальных историй;

- игра в ансамбле;

- ритмические задания;

- работа по карточкам.

Техническое оснащение:

- музыкальные инструменты;

- методические пособия;

- дидактические карточки;

- наглядный материал.

План урока:

  1. Организационный момент  (сообщение темы урока, представление ученика).
  2. Повторение пройденного материала:

-посадка за инструментом;

-регистры;

-октавы;

-игра песенок-попевок;

-работа с карточками.

3.Упражнения.

4.Работа с ритмическими карточками.

5. Игры-загадки.

6. Итог урока.

Ход урока:

Добрый день.

Тема урока: « Донотный период обучения на фортепиано»

( закрепление пройденного материала).

Урок проводится с ученицей 1 класса Хашиевой Камиллой.

Камилла, предлагаю  сегодня на уроке показать все то, что мы с тобой выучили за это время.

    Начнем мы с правильной посадки за инструментом. Ты знаешь о том, что посадка должна быть свободной и удобной. Корпус должен иметь две точки опоры. Представь, что ты превратилась в дерево: ноги - это корни дерева, туловище – это ствол, руки – это веточки, а пальчики – это листочки. Начинаем фантазировать: « Стоит на поляне маленькая березка - стройная, красивая. Вдруг налетел ветер, ветки закачались, листики зашелестели, но деревце не упало, так как корни крепко держат ствол». Все это время Камилла инсценирует события. Мы делаем вывод – очень важно для пианиста, чтобы ноги хорошо упирались в подставку. Я прошу ученицу во время урока следить за правильной посадкой.

   Далее переходим к повторению регистров, называем их – нижний, средний и высокий. Предлагаю Камилле разложить карточки с изображенными животными на нужные регистры. Играем в ансамбле песенки в разных регистрах: в нижнем регистре-  песенку Г.Галынина «Медведь». Камилла играет на двух клавишах ( До диез и Соль диез) в большой октаве, чередуя правую и левую руки. Камилла старается передать шаги медведя – большого, ленивого, неуклюжего.

  В верхнем регистре исполняем песенку А. Филлипенко « Цыплята». Камилла, чередуя руки, играет ноту До левой рукой во второй октаве, а правой рукой ноту До  третьей октавы.

   Хочу остановиться на одном из важнейших аспектов: изучая клавиатуру, играя песенки, нужно сразу же с первого урока, с первых прикосновений к клавишам формировать правильные пианистические движения. Поэтому прошу Камиллу при игре на инструменте следить за округлыми, но не сжатыми пальцами, за свободным запястьем, за глубоким погружением руки в клавиатуру от плеча, за мягким, гибким снятием руки с клавиатуры.

   Переходим к повторению октав. Ученица называет и показывает на клавиатуре октавы. Предлагаю усложнить задание:

-Я нажимаю любую клавишу в разных октавах, а Камилла называет ее.

- Я называю любую ноту и октаву, а Камилла находит нужную клавишу.

    Для того, чтобы ребенок в поисках нужной клавиши не начинал каждый раз считать от До, используем песенки –попевки и предложенные мной картинки-«маночки».

  Там, где две черные клавиши мы «строим» домик. Он опирается на клавиши До и Ми. Поем и играем песенку - попевку на этих двух клавишах:

Домик, домик, До-Ми,

Хорошо ты в нем живи.

На клавишу Ре садим собачку по имени Рекс. Поем и играем на клавише Ре песенку-попевку:

Рекс в доме проживает,

Рекс домик охраняет.

Дальше «строим» забор там, где три черные клавиши. У забора «высаживаем» фасоль. Поем и играем песенку-попевку на клавишах Фа и Соль:

Фа- Соль, Фа- Соль,

Вот и выросла фасоль.

Прошу « посадить» фасоль для слоненка, белочки и т.д. Камилла играет песенку в нужных регистрах.

На клавишах Ля и Си размещаем лягушку. Играем и поем песенку –попевку на клавишах Ля и Си:

Лягушка сидит,

Во все стороны глядит.

Все эти схемы рекомендую искать и строить  в разных октавах, чтобы ребенок абсолютно свободно находил визуальным образом любую клавишу, быстро узнавал ее по « маночкам».

   А сейчас давай поработаем с карточками ( используем карточки с изображенными на них знаками альтерации, паузами, размером и т.д.)

Показывая карточку по отдельности, Камилла должна правильно ответить, что на ней изображено.

Я называю любую ноту с диезом или бемолем, а Камилла должна найти и показать нужную клавишу.

 Повторяя размер, играем в ансамбле песенки с разным размером: 2/4- А.Бородин.Полька , 3/4 – А. Артоболевская. Вальс собачек , 4/4-

С. Прокофьев. Марш.

   Переходим к упражнениям.

Упражнение « Радуга».

С самого первого урока мы с Камиллой делали упражнения для корпуса, рук и пальцев и Камилла знает, что эти упражнения помогут ее пальцам стать крепкими и проворными.

Камилла, представь, что ты находишься в лесу после дождя. Вдруг видишь радугу, она такая красивая, что тебе сразу захотелось ее нарисовать, а под рукой нет ни красок, ни бумаги. Ничего страшного – нарисуем ее в воздухе, над клавиатурой, проговаривая стихи. В конце каждой строчки нажимаем клавишу До третьим пальцем в разных октавах, сначала правой рукой, затем левой.

Ой, ты радуга- дуга, под тобой лежат луга,

 В небе ты повисла, словно коромысло.

Я красивую такую в полминуты нарисую.

Следующее упражнение « Командир и солдаты».

Голова – это командир, пальцы – это солдаты. Солдаты ( пальцы) спят. Командир их будит: « Проснись первый солдат!» Камилла шевелит первым пальцем. Выполняем поочередно всеми пальцами правой и левой руками.

Пальчиковая гимнастика.

«Пальчики здороваются»

Одновременно кончиками больших пальцев обеих рук поочередно касаемся кончиков указательных, средних, безымянных и мизинцев, проговаривая стихи:

Повстречал ежонка еж:

« Здравствуй, братец! Как живешь»

Следующее задание – работа с ритмом.

- Прошу прохлопать заданный ритмический рисунок;

- Выкладываем ритм на заданное четверостишие:

Выпал снег, первый снег.

Всюду шум и всюду смех.

Я встаю на лыжню.

Всех сейчас обгоню.

- Играем в ансамбле пьесу И.Юсуповой « Колыбельная слоненку»,

где Камилле необходимо выдерживать заданный ритмический рисунок на протяжении всей пьесы.

Игра «Почтальон.

   Используем набор карточек с изображением нот на нотоносце в определенном ключе. Формат карточки - в размер белой клавиши ( до начала черной клавиши).

Я выбираю любую карточку и прошу Камиллу положить ее на нужную клавишу. Камилла справляется с заданием очень быстро.

   Когда переходим на ноты басового ключа, я предлагаю Камилле вспомнить про короля Фа, который держит ключ от басового королевства, где все поют низкими голосами. Король Фа всегда появляется в сопровождении двух тайных советников. Обычно их никто не замечает, потому что они прячутся в двух точках справа от басового ключа. Советник Соль- тот, что побольше ростом,- находится выше Короля, а советник Ми - он  меньше ростом- ниже Короля. Поем песенку-попевку:

Ми и Соль, Ми и Соль,

Между нами наш Король.

В точках спрятались не зря: охраняем Короля.

    Камилла, ты молодец, хорошо освоила данный материал. Я считаю, что ты очень хорошо справилась со всеми задачами и заданиями этого урока. Продолжай повторять пройденный устный материал, не забывай о песенках- попевках и о пьесах, которые мы играем с тобой в ансамбле.

     Общеизвестно, что начальное музыкальное обучение заключается в донотном и нотном периодах обучения ученика, между которыми не существует границы, они начинаются вместе. Первоначально преобладает донотный период, постепенно уступая место нотному. Продолжительность донотного периода обучения индивидуальна и зависит от скорости и качества освоения ребенком грамоты.               Несомненно, донотный период благотворно влияет на нотный – помогает, дополняет, подготавливает, стимулирует ученика к более интенсивному освоению музыкального материала.

   На мой взгляд, педагог может достигнуть больших успехов, если облечет свои уроки, особенно с начинающими, в игровую форму. Каждый урок должен стать маленьким спектаклем, мини- театром! Всегда должен быть в запасе большой выбор игр, они придают уроку динамику. Весь учебный материал, данный в игровой форме, легче воспринимается, увлекает, рождает игровой азарт, желание самому сделать что-то, запомнить, повторить – то есть научиться.

Используемая методическая литература:

Т. Вальчук. « Вверх по музыкальным ступенькам»

Л.Баренбойм. « Путь к музицированию»

И.Королькова. « Крохе – музыканту».

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Чернушинская детская музыкальная школа

Имени Леонида Леонгардовича Меля»

УТВЕРЖДАЮ: Директор МБУ ДО

«Чернушинская ДМШ»:

В.А.Новоселова

Открытый урок:

«Донотный период обучения на фортепиано»

(закрепление пройденного материала)

Преподаватель по классу фортепиано

МБУ ДО «Чернушинская ДМШ»

Вернидуб О.А.

Г.Чернушка, 2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие навыка чтения нот с листа в начальный период обучения игре на фортепиано

Автор методической разработки ставит скромную задачу поделиться своими знаниями и опытом обучения маленьких детей чтению нот с листа, полученными в процессе анализа специальной литературы, передового ...

Методика физического развити детей вначальный период обучения на фортепиано.

ВведениеОбучение игре на фортепиано – очень сложный и многогранный процесс, достаточно протяжённый во времени, требующий большихусилий и от педагога, и от ученика и от его родителей.Развивая слух, рит...

Методическая разработка открытого урока"Начальный этап работы над полифонией"

Полифония-вид многоголосья,получивший распространение в XVI-XVII веках и достиг наивысшего расцвета в творчестве И.С. Баха.Лишь тогда,когда каждый голос в своих повышениях и понижениях поёт самостояте...

Открытый урок по предмету "Специальность и чтение с листа" на тему«Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»

Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.Форма проведения:  индивид...

Самоанализ открытого урока по предмету «Специальность и чтение с листа» на тему: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано» с ученицей 1 класса Фёдоровой Юлией

Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.Форма проведения:  индивид...

Технологическая карта открытого урока по предмету «Специальность и чтение с листа» на тему «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»

Планируемые  результаты:1. Предметные: Учащаяся должна знать приемы  помогающие преодолеть трудности в техническом исполнении, уметь применять их в самостоятельной работе, слушать себя и оце...