Технологическая карта открытого урока по предмету «Специальность и чтение с листа» на тему «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»
план-конспект урока

Хилько Оксана Владимировна

Планируемые  результаты:

1. Предметные: Учащаяся должна знать приемы  помогающие преодолеть трудности в техническом исполнении, уметь применять их в самостоятельной работе, слушать себя и оценивать качество своего исполнения.                                                                                                                                                          2.  Личностные: Владеть знаниями знать  кварто-квинтового круга диезных  мажорных и минорных тональностей согласно требованиям 2 класса. Знать музыкальные термины: штрихи, динамические оттенки.                                                                                                                                                                      3. Межпредметные: Формировать у учащейся умения добывать знания из различных ресурсов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka.docx33.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» пгт. Нижний Одес

Технологическая карта с методической структурой урока

Ф.И. О. преподавателя: Хилько Оксана Владимировна                                                                                                                      Ф.И.О. учащегося: Фёдорова Юлия                                                                                                                                            Класс: 2 класс               Дата:  16. 02.2019 г.             Предмет:  Специальность и чтение с листа.                                                     Тема урока: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»                                         Тип урока: Обобщающий

Цели урока:

1. Содержательные: Знакомство и овладение приемами и методами развития технических навыков.

2. Предметные: Освоение учащимся  навыков игры  «Гаммового комплекса».    

3. Воспитательные: Развитие самостоятельности и творческого мышления.                                                                                Задачи:

Образовательные:

Освоение «Гаммового комплекса»;                                                                                                                                                 Освоение приёмов и методов работы над преодолением технических трудностей;                                                                      Освоение приёмов правильного звукоизвлечения;                                                                                                                    Исполнение упражнений, гамм и этюда различными штрихами и ритмическими рисунками, динамическими оттенками;                                Разбор музыкальной формы этюда;

Развивающие:

Развитие чувства ритма и гармонического слуха;                                                                                                                            Развитие памяти;                                                                                                                                                                                   Развитие и активизация творческого отношения учащегося в работе над освоением технических навыков;                             Развитие навыков художественного исполнения;

Воспитательные:

Воспитание внимания и слухового самоконтроля.                                                                                                                      Воспитание правильной фразировки, выразительной интонации                                                                                               Воспитание осознанного отношения к исполнению музыкального произведения                                                             Воспитание настойчивости, усидчивости, кропотливой работы в достижении конечного результата.

 

Планируемые  результаты:

1. Предметные: Учащаяся должна знать приемы  помогающие преодолеть трудности в техническом исполнении, уметь применять их в самостоятельной работе, слушать себя и оценивать качество своего исполнения.                                                             2.  Личностные: Владеть знаниями знать  кварто-квинтового круга диезных  мажорных и минорных тональностей согласно требованиям 2 класса. Знать музыкальные термины: штрихи, динамические оттенки.                                                                                                                                                     3. Межпредметные: Формировать у учащейся умения добывать знания из различных ресурсов.

Используемые методы:

Словесный;

Наглядно - слуховой;

Практический, показ;

Творческий;

Игровой;

Анализ, обобщение;

Эмоционально – познавательный;

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые  ресурсы:

Методическая  литература:                                                                                                                                                      Музыкальный (нотный ) материал                                                                                                                                           Упражнения Шарля Ганона № 1                                                                                                                                                 Гаммовый комплекс (гаммы С – G dur в прямом и противоположном движении, хроматическая гамма, арпеджио, аккорды);                                                                                                                                                                                                         Карл Черни - ред Г. Гермера, Этюд  C-dur                                                                                                                                       Ф. Куппэ  Этюд  C-dur

Оснащение урока:

музыкальный инструмент (рояль);                                                                                                                                             персональный компьютер;                                                                                                                                                                       нотный материал;                                                                                                                                                                         дидактический материал (карточки),                                                                                                                                                  портреты композиторов.                                                                                                                                                                               Вид  используемых  на  уроке  средств  ИКТ:                                                                                                                                        видео с сайта YouTube:

Технологическая карта учебного занятия

Основные этапы урока, продолжительность

Задачи

Планируемый результат

Деятельность педагога

Деятельность учащейся

Музыкальный материал

Оборудование

Организационный этап  

1 минута

Создание условий для включения учащейся в активную познавательную деятельность

Готовность учащейся к занятию

Проверяет настрой учащегося к занятию, посадку за инструментом

Приветствие, правильная посадка за инструмент.

Фортепиано, подставка

Этап проверки домашнего задания

7 минут

Владение навыком игры упражнения «Дорожка» и гаммы До мажор на разные виды техники и динамики к.р.о. и двумя руками в прямом и параллельном движении.  

         

Учащаяся должна закрепить навыки игры высокими, активными пальцами на опоре, на различные штрихи и динамику, освоить приёмы правильного звукоизвлечения.

Преподаватель повторила и сделала анализ правильного звукоизвлечения при работе над упражнением и гаммой С – dur, с применением  различных штрихов и динамики. Ввела представление игровых движений и ассоциаций музыкальных  образов при игре на различные штрихи.

 

Учащаяся играет упражнение «Дорожка» 2 руками  высокими пальцами на опоре добиваясь плавности звучания мелодической линии.                В «Гаммовом комплексе» До мажор играет к.р.о. – на различные штрихи и динамику. Соединяет двумя руками играя к.р. свой штрих и динамику. Играет 2 руками выполняя задание к.р. играть различную динамику. Играет расходящуюся гамму добиваясь плавного, мелодичного звука, распределяя одинаковую силу между звуками.

Г. Ганон «Пианист – виртуоз 60 упражнений» упражнение № 1.

«Гаммовый комплекс»   С – dur.

Фортепиано, информационные карточки

Основной этап. Открытие новых знаний, актуализация опыта учащейся через раскрытие темы урока, постановки целей и задач урока.

12 минут

Повторение и закрепление  кварто-квинтового круга, умение самостоятельно находить тональности до 5 диезов и параллельные миноры.  Уметь применять навыки игры  в тональности               G dur.                       Играть гамму с проговариванием скороговорок, в разных темпах, с группировкой по 2, 4 и 6 звуков в прямом и противоположном движении. Определить причины возникновения трудностей исполнения и  вместе с учащейся  работать над их устранением.  

Пользуясь знаниями на практике, закрепить игру на различные виды техники в тональности G dur, самостоятельно подобрать правильную аппликатуру и группировку звука по 2 с опорой на 1 долю, по 2 с опорой на 2 долю, по 4 и 6 звуков с акцентом на 1 долю. Осознанно работать над грамотным звукоизвлечением различными штрихами и динамикой.

Преподаватель предлагает повторить знание кваото-квинтового круга,определить количество знаков в гамме, показать в таблице и повторить для чего служит данный знак. Затем учащейся даётся задание исполнить гамму Соль мажор, к.р.о. на различные штрихи, правильной аппликатурой, с группировкой нот по 2 звука с чередованием сильных долей на 1 и 2, по 4и 6 звуков с применением ритмослога, в разных темпах и динамике. Преподаватель обращает внимание на работу  и свободу кисти, пальцев и  дыхания.

Предлагает  контролировать свое исполнение и не позволять себе играть «неряшливо».                                                                                                

Учащаяся повторяет в игровой форме знание   кварто – квинтового круга диезных тональностей, находит по карточкам параллельные миноры, обосновывает свой выбор. Затем идёт работа над гаммой Соль мажор, с закреплением различных видов техники, с группировкой звука по 2,4 и 6 нот, в разных темпах, в прямом и противополжном движении, с применением по мере необходимости ритмослога

«Гаммовый комплекс - G dur ».

Фортепиано, информационные карточки.

Физкультминутка

 2 мин.

Создать условия для переключения видов учебной деятельности в режиме здоровьесбережения.

Эмоционально - физическая разрядка.

Преподаватель предлагает выполнить физические упражнения на расслабления различных групп мышц.

Учащаяся активно включается в мышечную гимнастику (упражнения для расслабления мышц спины, шеи, плечевого пояса, пальцев).

Музыкальная игра «Раз, два, три – ну-ка повтори»

Средства ИКТ, компьютер, музыкальная фонограмма        

Этап усвоения и закрепления новых знаний, умений, навыков на практике.

8 минут

Усвоение и систематизация простейших технических навыков, которые привели к определённому уровню исполнения. Систематизация средств музыкальной  выразительности, необходимых для создания нужного образа. Достижение более качественного осознанного исполнения Этюда.

Проанализировать и закрепить на практике полученные навыки игры арпеджио на примере игры Этюда.

Педагог предлагает закрепить полученные технические навыки исполнения арпеджио на примере Этюда. Задаёт ряд вопросов о композиторе, его творчестве. Предлагает учащейся сделать совместно анализ произведения, определяя лад, тональность, темп, фразировку, динамическое развитие. Закрепляют работу над звуком при игре короткого  арпеджио. Повторяют аппликатуру. Связывают исполнение этюда с образом набегающей волны. Исполняют Этюд в характере.

Учащаяся применяет полученные навыки технического исполнения арпеджио на примере Этюда, закрепляя и добиваясь плавного, напевного исполнения на легато.

Карл Черни Этюд (C – dur).

Фортепиано, нотный текст, портрет композитора.

Творчески - познавательный этап

7 минуты

Расширить кругозор, эмоционально - чувственное восприятие художественного образа произведения, закрепить приобретённые  на уроке  навыки и знания правильного звукоизвлечения при игре различными штрихами и динамикой.

 Закрепить способы  необходимые для самостоятельной работы.

Учащаяся пользуется знаниями на практике. Исполняет Этюд не только механически, но  выразительно и художественно, вызывая образные ассоциации. Учащаяся учится качественно анализировать свою  игру.

Преподаватель предлагает учащейся дать небольшую характеристику произведения, так, как видит она, слегка направляя и корректируя правильность художественного образа. Преподаватель предлагает просмотреть видеозапись и кратко проанализировать другое исполнение, побуждая к высказыванию своего мнения; акцентируя внимание на конечных результатах учебной деятельности учащейся на уроке; стимулирует  на достижение положительного результата, создаёт ситуацию успеха.

Учащаяся рассказывает о своём видении художественного образа, настроения произведения. Повторив основные средства музыкальной выразительности, аппликатуру, фразировку, дыхание  - исполняет Этюд в характере.

Ф. Лекуппэ Этюд C – dur.

Фортепиано, нотный текст, портрет композитора, мультимедиа (видео с сайта YouTube),

Этап накопления впечатлений.     2мин        

Развить познавательную деятельность, чётко обозначить этапы самостоятельной работы при игре «Гаммового комплекса До, Соль мажор» и Этюдов.

Учащаяся проявляет интерес и положительную мотивацию при работе над новыми заданиями, умеет применять полученные  знания и приобретённые навыки в новом музыкальном материале.

Учащаяся участвует в беседе. Слушает исполнение преподавателем Этюдов с целью пополнения своего слухового багажа, эмоционально реагирует, проявляет интерес.

К. Черни Этюд C - dur

Ф. Лекуппэ Этюд C - dur

Фортепиано

Рефлексия

2 мин.        

Обеспечить понимание учащейся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Провести самооценку и осознание учащейся значимости учебной деятельности для создания ситуации успеха.

Создать условия для оценки собственной познавательной активной деятельности. Обеспечить усвоение учащейся принципов саморегуляции   и   самоконтроля.

Преподаватель проводит беседу с учащейся:

-Чему мы научились?

- что больше всего понравилось делать?

-Легко ли было?

- Довольна ли своей работой на уроке?

Предлагает выбрать картинку, указывающую на психологическую самооценку учащейся результатов учебного занятия.

Учащаяся отвечает на вопросы, формулирует конечный результат своей работы на уроке, осуществляет самооценку, самопроверку и оценивает свою работу ставя себе оценку.

Картинки со смайликами

Подведение итогов

1 минута        

Провести качественную оценку работы учащейся. Дать домашнее задание. Проверить понимание и способы выполнения д/з

Преподаватель создаёт ситуацию успеха, организовывая беседу по уточнению и конкретизации плана самостоятельной домашней работы.  

Положительно оценивает деятельность учащейся. Намечает план самостоятельной домашней работы.

Систематизирует совместно с учащейся направления домашней работы над упражнением «Дорожка», Гамовым комплексом До, Соль мажор и Этюдами.

Слушает и дополняет учителя. демонстрирует понимание целей и задач домашней работы.

Ставится оценка в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над техникой на начальном периоде обучения в классе фортепиано

Цель урока:     формировать системный подход в работе над инструктивным...

"Игровые моменты в работе над техническими трудностями на начальном этапе обучения в классе фортепиано"

Материал открытого урока  по фотртепиано предназначен для преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств....

Открытый урок по предмету «Специальность и чтение с листа» с обучающейся 2 класса Аникеенко Ксенией

Формирование осознанного отношения к работе во время занятий в классе фортепиано.Осуществление более глубокого усвоения и систематизации знаний, умений и навыков с привлечением различных форм и методо...

Открытый урок по предмету «Специальность и чтение с листа» с обучающейся 1 класса Фёдоровой Ксенией

Формирование осознанного отношения к работе во время занятий в классе фортепиано.Осуществление более глубокого усвоения и систематизации знаний, умений и навыков....

Открытый урок по предмету "Специальность и чтение с листа" на тему«Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»

Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.Форма проведения:  индивид...

Самоанализ открытого урока по предмету «Специальность и чтение с листа» на тему: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано» с ученицей 1 класса Фёдоровой Юлией

Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.Форма проведения:  индивид...

Технологическая карта открытого урока по предмету Литературное чтение для 6 класса коррекционной школы. Тема: Ф. Глинка «Москва». Стихотворение (в сокращении).

Конспект урока разработан в соответствии с особенностями учащегося коррекционного класса.Надомное обучение....