Организация логопедической работы в общеобразовательной школе
статья на тему
Из опыта работы: как организовать работу учителя-логопеда в общеобразовательной школе. Общие направления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Общие направления организации работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе | 46.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед
Васильева наталья Олеговна
МОУ «СОШ №3 г.Свирск»
Организация логопедической работы в школе
Организация коррекционно – логопедической работы в школе осуществляется на основе Инструктивного письма Министерства образования РФ №2 от 14.12.2000г. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
Коррекционно – развивающие логопедические занятия проводятся с обучающимися 1 – 4 классов, имеющих различные речевые нарушения:
«Общее недоразвитие речи» (ОНР);
«Нерезко выраженное общее недоразвитие речи» (НВОНР);
«Фонетико – фонематическое недоразвитие речи» (ФФНР);
«Фонематическое недоразвитие речи» (ФНР);
«Нарушения письма и чтения», обусловленные перечисленными выше нарушениями речи;
Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии (ОНР, НВОНР, ФФНР, ФНР) является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы и требует обязательной логопедической помощи – коррекционно-развивающих логопедических занятий.
Место логопедических занятий в учебном плане
Коррекционно – развивающие логопедические занятия проводятся в течение учебного года (с 15 сентября по 15 мая) не менее 2 – 3 раз в неделю с каждой группой в соответствии с тематическим планированием, на основании которого составляется календарно-тематическое планирование для каждой логопедической группы. Первые две недели учебного года ( с 1-го по 15-е сентября) отводятся для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься на логопедическом пункте в новом учебном году. Учитель-логопед в это время проводит обследование устной и письменной речи обучающихся.
Занятия с обучающимися проводятся во внеурочное время. Расписание логопедических занятий составляется учителем-логопедом с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.
Коррекционно – логопедические занятия проводятся в различной форме: индивидуално, в подгруппе и группе. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Продолжительность группового логопедического занятия для первоклассников составляет 35 минут, для учеников 2-3 классов– 40, подгруппового занятия – 20-25 минут, индивидуального – 15-20 минут.
Цель логопедических занятий в школе:
Оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи и испытывающим трудности в обучении и общении.
Новый стандарт предлагает в качестве основных образовательных результатов предметные, метапредметные и личностные. Результаты деятельности школьного учителя-логопеда напрямую влияют на качество обучения по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, что является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний обучающимися в основной начальной школе.
Для успешной работы необходима организация методически грамотного логопедического сопровождения.
Компонентами логопедического сопровождения или задачами являются:
- профилактика речевых нарушений;
- логопедическая диагностика;
- коррекция речевых дефектов;
- формирование всех сторон (компонентов) речи;
- развитие невербальных психических функций;
- развитие эмоционально – волевой сферы;
- формирование нравственных установок ребёнка
Образовательные технологии и методики в логопедической работе
В процессе работы учитель-логопед применяет следующие образовательные методики и технологии:
Методики
Методика Агранович З. Е.
Методика Ефименковой Л. Н., Мисаренко Г. Г.
Методика Каше Г.А., Филичевой Т.Б.
Методика Корнева А. Н.
Методика Лалаевой Р. И.
Методика Садовниковой И. Н.
Методика Ястребовой А. В.
Традиционные технологии
Наименование технологий | Цели применения традиционных технологий | Эффекты использования традиционных технологий |
Технология логопедического обследования | определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере | выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса; выявление объёма речевых навыков; сопоставление его с возрастными нормами |
Технология коррекции звукопроизношения Г.В. ЧиркинаА.Г. ИпполитоваН.В. ЧервяковаИ.И. Ермакова | Выбор наиболее эффективных приемов и методов для быстрой и качественной постановки звуков | Разные авторы предлагают различные пути постановки звуков, вариации которых дают положительный результат в работе |
Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова: заикание А.Н. Стрельникова: дыхательная гимнастика | Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата; | Позволяет увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм. |
Технология развития интонационной стороны речи Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова | -Развитие навыка интонационного оформления синтагм и фраз в соответствии с четырьмя основными видами интонаций русского языка (воп- росительные, восклицательные, завершенности и незавершенности). - Нормализация процесса речевого паузирования. - Формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз | Позволяет показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием ин- тонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, моду- ляций голоса, интонация придает речи эмоциональную окраску. |
Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи | Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Развитие чувства темпа и ритма неречевых и речевых движений. | Способствует формированию представлений о темпе речи, развитию восприятия различного темпа речи; развивает умение воспроизводить различный темп речи. |
Технология развития лексико-грамматической стороны речи | Формирование и коррекция лексико-грамматической стороны речи | Способствует формированию речевой активности ребенка, расширению активного и пассивного словаря, а так же развитию навыков словоизменения и словообразования; использования в речи простых и сложных предложных конструкций |
Технология дифференцированного обучения(технология уровневой дифференциации) | Организация учебного процесса на основе учета индивидуальных особенностей личности (учет его возможностей и способностей) | Помогает логопеду увидеть индивидуальность ребенка, сохранить е; Позволяет помочь ребенку поверить в свои силы; Обеспечивает максимальное развитие ученика |
Инновационные технологии
Наименование современных образовательных технологий | Цели применения современных образовательных технологий | Эффекты использования современных образовательных технологий |
Технология моделирования и проигрывания сказок на индивидуальных логопедических занятиях (автор Ткаченко Т.А.). | Формирование вербальных средств коммуникации, мотивации речевого общения, развитие и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, связной речи. | Способствует возникновению мотивации речевого общения, формированию первичных произносительных навыков, пополнению и активизации словаря, появлению фразы в речи ребёнка, устранению в речи аграмматизмов. |
Технология формирования слоговой структуры слова. (Автор Ткаченко Т.А.). | Формирование вербальных средств коммуникации. | Делает речь ребёнка более понятной для окружающих, снимают коммуникативные барьеры. |
Авторская технология "Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук". | Формирование первичных произносительных умений, коррекции слоговой структуры слова и голоса у детей с ОНР , обусловленным стойким недоразвитием познавательной сферы и нарушениями по типу моторной алалии и дизартрией. | Способствуют возникновению первичных произносительных умений и навыков, формированию мотивации речевого общения, пополнению и активизации словаря у безречевых детей. |
Информационно-коммуникативные технологии. | Повышение интереса детей к изучаемому материалу и качества коррекционной работы. | Позволяют разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчают деятельность учителя-логопеда, расширяют возможности сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности; обеспечивают незаметный для ребенка переход от игровой деятельности к учебной. |
Игровые технологии. | Более успешная социализация,формирование социально-активной личности, самореализация, игровая терапия и психологическая коррекция. | Стимулируют детей к учебной деятельности, вызывают интерес и потребность общения, развивают когнитивные процессы. |
Мнемотехника | система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. | помогает в развитии связной речи,ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти,зрительного и слухового внимания, воображения, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков. |
современные технологии логопедического и пальцевого массажа | активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств | . Массаж мышц переферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков. |
Куклотерапия | Раздел арт-терапии, использующийся в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклы, как промежуточного объекта взаимодействия ребенка и взрослого. | Помогает сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтные ситуации в коллективной деятельности. |
Музыкотерапия | Технология основана на эмоциональном восприятии музыки | нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма; стимуляция слухового восприятия; улучшение общего состояния детей ;коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции |
Межпредметные связи
Логопедия тесно связана со многими науками. Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности, поэтому
при составлении тематического планирования учитываются межпредметные связи логопедии с такими науками как общая и специальная психология, нейропсихология, психолингвистика, психодиагностика, анатомия и физиология лор-органов, а также методика обучения родному языку.
Тематическое планирование
Тематическое планирование составляется с учётом современных требований к коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и образованию в целом, представленных в Федеральном образовательном стандарте.
В качестве основы тематического планирования можно применить:
- Инструктивно – методическое письмо «О работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе». Составители Ястребова А.В., Бессонова Т.П., М.: 1996г.
- Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (В подготовительной к школе группе)». М.: Просвещение, 1978г.
- Методические материалы Богомоловой А.И. «Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов». М.: 1979г.
- Поваляева М.А. « Моделирование коррекционно-образовательного пространства». Ч.3: Общая, дошкольная, коррекционная педагогика. Ростов на Дону, изд-во РГПУ,1999г.
Создание единого коррекционно-образовательного пространства в школе
Своевременная помощь обучающимся с недоразвитием речи в общеобразовательной школе осуществляется комплексно целым рядом специалистов:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы учителя - логопеда на логопедическом пункте при общеобразовательной школе.
Логопедический пункт при МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №176» был создан в январе 1990 года. Основными задачами логопедического пункта являются:·...
"Организация логопедической работы в общеобразовательном учреждении"
Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Проблемы с речью, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются и могут со...
Организация логопедической работы в школе на классах-группах с детьми-инвалидами.
Психолого-педагогическая характеристика детей со сложной структурой дефекта. Содержание логопедического занятия....
Организация логопедической работы в образовательном учреждении "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 148 VIII вида"
Логопедическая работа. Формирование фонетических процессов и навыков звукового анализа и синтеза. Развитие лексико-грамматического строя речи. Формирование мыслительных операций. Устранение нарушений ...
Организация логопедической работы в образовательном учреждении «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №148»
Логопедическая работа...
"Приёмы работы с фразеологизмами на логопедических занятиях в общеобразовательной школе", презентация.
Презентация " Приёмы работы с фразеологизмами на логопедических занятиях в общеобразовательной школе" содержит интересный и практический материал для учителей-логопедов младших классов начал...
Новый подход к организации логопедической работы в условиях коррекционной школы, определяемый ФГОС
Новый подход к организации логопедической работы в условиях коррекционной школы...