ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДОМОВОДСТВО. 11 класс
рабочая программа (11 класс) на тему

Черновская Марина Борисовна

    Программа элективного курса «Домоводство» разработана для учащихся старших классов (10-11) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида с учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей обучающихся. Программа носит интегрированный характер и способствует закреплению знаний, полученных на уроках математики, чтения, истории, географии, изобразительного искусства, социально-бытовой ориентировки и трудового обучения.

    Программа ориентирована на процесс воспитания у подростков стремления к ведению своего хозяйства, став хорошими семьянинами и домохозяйками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon el_kurs_domovodstvo_11kpass.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное  (коррекционное) образовательное

учреждение  

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

общеобразовательная школа № 21 VIII вида   Краснодарского края

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                                                   Утверждено  

                                                                                              решением педсовета протокол № 1

                                                                                                    От  « 28»   августа     2015г  

                                                                                           Председатель педагогического совета  

                                                                                             _______________И.В. Куприяшкина

                                                                                     

ПРОГРАММА   ЭЛЕКТИВНОГО   КУРСА

ДОМОВОДСТВО

        Класс – 11  

       Количество часов  –  всего -  68 часов;                            

                                          в неделю -  2 часа  

        Учитель -  Черновская  Марина  Борисовна

 

Программа разработана на основе пособия для учителей

специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида,

Москва,  «Владос», 2011 г,  под  редакцией   А.М. Щербаковой,

учебника Смирнова А.Т. для учащихся 9-10 классов общеобразова-

тельных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности»

Москва, «Просвещение», 2011 г

Пояснительная записка

    Для  обеспечения условий позитивной социализации учащихся с умственной отсталостью необходимо обучение детей навыкам самостоятельного ведения домашнего хозяйства.

    Программа элективного курса «Домоводство» разработана для учащихся старших классов (10-11) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида с учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей обучающихся. Программа носит интегрированный характер и способствует закреплению знаний, полученных на уроках математики, чтения, истории, географии, изобразительного искусства, социально-бытовой ориентировки и трудового обучения.

    Программа ориентирована на процесс воспитания у подростков стремления к ведению своего хозяйства, став хорошими семьянинами и домохозяйками.

Цель элективного курса: создание условий для успешного усвоения и закрепления программы по социально-бытовой ориентировке, трудовому обучению, расширение возможности применения умений и навыков, полученных на уроках СБО, трудового обучения для подготовки учащихся с умственной отсталостью к самостоятельной жизни в социуме (общение в семье, правила хорошего тона, элементы эстетического оформления жилища, приготовление праздничных блюд). Повышение компетентности старшеклассников в области планирования карьеры; осознание их желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей.

Задачи курса.

         Ознакомление учащихся с правилами обустройства жилых помещений, зонирования пространства дома.

       Формирование познавательного интереса и позитивной мотивации на трудовую деятельность, психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора.

       Ознакомление с особенностями современного рынком труда, основными принципами выбора профессии, планирования карьеры,

        Расширение кругозора учащихся о видовом разнообразии комнатных растений, об особенностях их выращивания, способах ухода за ними, цветочной аранжировке и дизайне интерьера помещений.  

        Развитие умений в процессе изготовления украшений для дома, подарков.

        Развитие творческих способностей, художественного и эстетического вкуса.

        Воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту.

        Подготовка школьников к жизни в обществе в современных изменяющихся социально – экономических условиях, развитие их личностных качеств: волю, мышление, творческий потенциал, формирование у них  компетенций, необходимых для решения поставленных жизненных проблем, оказание помощи в профессиональном самоопределении.

        Коррекция недостатков психофизического развития.

Работа на занятиях основывается на принципах:

свободного выражения своего мнения, взаимоуважения, доверительности, обратной связи, безоценочности.

Методы работы:

лекции с элементами беседы; самостоятельные работы учащихся (с учётом технологических карт, рефераты, проекты); инструктаж с практической работой (составление букета, приготовление блюд, изготовление поделок); использование ИКТ; конкурсы, соревнования, тренинги; экскурсии.

Форы обучения.

Индивидуальные, групповые, бригадные.

Средства обучения:

наглядные пособия; использование инновационных технологий; раздаточный материал; мультимедийный проектор; инструкционные карты; творческие проекты.

Требования к уровню знаний и умений, полученных в результате обучения.

Изучив данный курс, учащиеся должны:

-  уметь различать зоны жилого помещения;

- владеть приёмами украшения помещения предметами декоративного творчества;

-уметь решать экономические задачи в быту;

-размещать комнатные растения в помещении;

-самостоятельно изготавливать открытки, подарки, составлять букеты ;

- правильно организовать рабочее место, соблюдать правила личной и   санитарной гигиены;

- знать сроки хранения продуктов;

- владеть кулинарной этикой и правилами этикета;

- уметь красиво оформлять блюда;

- разбираться в предметах сервировки стола;

-знать правила хорошего тона;

-знать типы предприятий;

-утвердиться в правильности выбора будущей профессии.

ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ДОМОВОДСТВО»

п/п

Тематика

Количество часов

Теория -

практика

всего

1.

Уют жилого дома

6--4

10

2.

В гармонии с природой

4--4

8

3.

Экономика в быту

2--4

6

4.

Обычаи, традиции, семейные праздники

2--6

8

5.

Кулинарные идеи

10--10

20

6.

Кем быть, чем заниматься

8--2

10

7.

Этикет

4--

4

8.

Рукоделие

--2

2

Итого

68

Содержание обучения элективного курса «домоводство»

68 часов (2 часа в неделю)

I четверть-18 часов

Уют  жилого дома (10 часов).

Значение жилища для человека. Виды жилых помещений. Требования, предъявляемые к помещению. Уют в доме. Функциональные особенности помещений. Планировка квартиры с учетом потребностей в уюте каждого члена семьи. Теплые и холодные цвета. Влияние цвета на уют дома. Удобства проживания семьи. Рассмотрение эскизов жилых зон уютного дома. Набор необходимой мебели. Оформление интерьера детской комнаты с учетом возраста и пола ребенка.

В гармонии с природой (8 часов).

Комнатные растения и уход за ними. Цветы на балконе. Вертикальное озеленение. Многообразие цветников. Лекарственные растения. Применение целебных свойств растений. Цветы на столе. Правила сохранения букета. 

II четверть-14 часов

Экономика в быту (6 часов).

Трудолюбие как качество личности. Умение считать. Как стать стратегом в доме. Умение вести хозяйственную и кассовую книги. Его величество киловатт. И всего-то капля воды. Тепло душу греет. А у нас в квартире газ.

Обычаи, традиции, семейные праздники (8 часов).

Любимые праздники. Подарки своими руками. Изготовление открыток новогодней тематики. Изготовление подарков, декора новогодней тематики.

Оформление жилища к новогоднему празднику или торжеству. Традиции. Новогодние блюда. Новогодняя символика.

III четверть-20 часов

Кулинарные идеи (20 часов).

Питание – неотъемлемая составная часть жизни. Культура питания. Съедобны-ли продукты питания? Канцерогены, пищевые добавки, модифицированные продукты, условия хранения и продажи. Экзотические овощные, ягодные культуры. Виды и применение пряностей и приправ.

Целебные свойства продуктов питания. Расход калорий в различных продуктах. Русская кухня. Разнообразие русских блюд.  Кухня народов Северного Кавказа. Особенности приготовления. Холодные закуски. Салаты каждый день. Изделия из теста. Секреты приготовления. Фруктово-ягодные десерты. Способы приготовления. Напитки. Лечебные чаи.

IV четверть-16часов

Кем быть, чем заниматься (10 часов).

Профессиональные интересы и склонности. Психологические особенности профессий «Человек- человек», «Человек - техника», «Человек - природа», «Человек – знаковая система», «Человек - художественный образ». Профессиональная пригодность. Секреты выбора профессии. Современный рынок труда. Кто нужен нашему краю? Экскурсия в центр занятости населения. Влияние здоровья на успех в профессии. Успешность в профессиональной деятельности и темперамент.  Достижения и характер. Труд и развитие личности. Встреча с выпускниками школы.

Этикет (4 часа).

Сила волшебных слов. Как бы ты поступил? Требования профессии к личности человека. Имидж делового человека. Этикет на рабочем месте.

Рукоделие(2часа).

Изготовление оберега. Кукла на удачу.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ДОМОВОДСТВО»

11класс

п/п

Тема

Всего

часов

Дата

Уют жилого дома

10

1-2

Значение жилища для человека. Виды жилых помещений.

Требования, предъявляемые к помещению.

2

04.09

3-4

Уют в доме. Функциональные особенности помещений.

Планировка квартиры с учетом потребностей в уюте каждого члена семьи.

2

11.09

5-6

Теплые и холодные цвета.

 Влияние цвета на уют дома.

2

18.09

7-8

Удобства проживания семьи.

Рассмотрение эскизов жилых зон уютного дома.

2

25.09

9-10

Набор необходимой мебели.

Оформление интерьера детской комнаты с учетом возраста и пола ребенка.

2

02.10

В гармонии с природой

8

1-2

Комнатные растения и уход за ними.

Цветы на балконе.

2

09.10

3-4

Вертикальное озеленение. Многообразие цветников.

2

16.10

5-6

Лекарственные растения.

Применение целебных свойств растений.

2

23.10

7-8

Цветы на столе. Правила сохранения букета.                                                        

2

30.11

Экономика в быту

6

1-2

Трудолюбие как качество личности. Умение считать.

2

13.11

3-4

Как стать стратегом в доме.

Умение вести хозяйственную и кассовую книги.

2

20.11

5-6

Его величество киловатт. И всего-то капля воды. Тепло душу греет. А у нас в квартире газ.

2

27.11

Обычаи, традиции, семейные праздники.

8

1-2

Любимые праздники. Подарки своими руками.

2

04.12

3-4

Изготовление открыток новогодней тематики. Изготовление подарков, декора новогодней тематики.

2

11.12

5-6

Оформление жилища к новогоднему празднику или торжеству. Традиции.

2

18.12

7-8

Новогодние блюда. Новогодняя символика.

2

25.12

Кулинарные идеи

20

1-2

Питание – неотъемлемая составная часть жизни. Культура питания.

2

15.01

3-4

Съедобны-ли продукты питания?

Канцерогены, пищевые добавки, модифицированные продукты, условия хранения и продажи.

2

22.01

5-6

Экзотические овощные, ягодные культуры.

Виды и применение пряностей и приправ.

2

29.01

7-8

Целебные свойства продуктов питания.

Расход калорий в различных продуктах.

2

05.02

9-10

Русская кухня. Разнообразие русских блюд.    

2

12.02

11-12

Кухня народов Северного Кавказа.

Особенности приготовления.

2

19.02

13-14

Холодные закуски. Салаты каждый день.

2

26.02

15-16

Изделия из теста. Секреты приготовления.

2

04.03

17-18

Фруктово-ягодные десерты. Способы приготовления.

2

11.03

19-20

Напитки. Лечебные чаи.

2

18.03

Кем быть, чем заниматься

10

1-2

Профессиональные интересы и склонности. Психологические особенности профессий.

2

01.04

3-4

Профессиональная пригодность.

Секреты выбора профессии.

2

08.04

5-6

Современный рынок труда. Кто нужен нашему краю?

 Экскурсия в центр занятости населения.

2

15.04

7-8

Влияние здоровья на успех в профессии. Успешность в профессиональной деятельности и темперамент.

2

22.04

9-10

Достижения и характер. Труд и развитие личности. Встреча с выпускниками школы.

2

29.04

Этикет

4

1-2

Сила волшебных слов. Как бы ты поступил?

2

06.05

3-4

Требования профессии к личности человека.

Имидж делового человека. Этикет на рабочем месте.

2

13.05

Рукоделие

2

1-2

Изготовление оберега. Кукла на удачу.

20.05

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Москва: «Владос», 2006г
  2. Девяткова Т.А., Кочеткова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Москва: «Владос», 2011г
  3. Краткая Энциклопедия домашнего хозяйства. /Под редакцией Терехова И.М./ Москва: «Советская энциклопедия», 1990г
  4. Кузина Т.А. Программа по социально-бытовой ориентировке для  учащихся 5-10 классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Коррекционная педагогика – 2006.-№2(14)
  5. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Москва: Аркти, 2008г
  6. Хозяюшка. Популярная энциклопедия по кулинарии, рукоделию, домашний лечебник / Сост. В. Некрасова, С. Русанов, Л. Струцюк.- Днепропетровск: ОТИП «Днепркнига», 1994г
  7. Энциклопедия этикета. – Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2003г
  8. Хессайон Д.Г. Все об аранжировке цветов. Москва – «Кладезь-Букс» , 2010 г
  9. Маккалистер Р. Все о растениях в легендах и мифах.- Спб: ООО «СЗКЭО «Кристалл», 2007 г
  10. Ван дер Неер. Все о самых популярных комнатных растениях. - Спб: ООО «СЗКЭО «Кристалл», 2007 г
  11.  Справочник Целебника. / Целебные свойства цветов от А до Я./ Москва: «Логос-медиа», 2008 г
  12. Подбор журналов: «Ваш сад», «Мастер цветов», «Домашние цветы», «Мои любимые цветы», «Цветок», «Вальс цветов», «Скатерть самобранка».

СОГЛАСОВАНО                                                          СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО ПТО                                    Зам.  директора по УВР

От «27» 2015г. №   1                                              ________ Э.Р.Литвиненко

 ___________М.  Б. Черновская                                  «__________» 2015год.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса 9 класса

Программа элективного курса для 9 класса " Человек и его права"...

Рабочая программа элективный курс 10 класс

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...

Теория и практика литературоведческого исследования (программа элективного курса) 11 класс

Для реализации целей структуры и содержания литературного образования автором работы был разработан элективный курс «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного  курса 10 класс...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДОМОВОДСТВО. 10 класс

Программа элективного курса «Домоводство» разработана для учащихся старших классов (10-11) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида с учетом психофизических особенностей и ...

Авторские (модифицированные) программы. Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .

Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознател...