Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нетрадиционного оборудования»
консультация на тему

Елена Анатольевна Морозова

Значение игр для развития мелкой моторики в жизни ребенка-дошкольника, практический материал для использования родителями, воспитателями, логопедами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_2.docx767.4 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 Колпинского района  г. Санкт-Петербурга

Консультация для родителей

«Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нетрадиционного оборудования»

                                                           Составила учитель-логопед: Морозова Е.А.

                                               Истоки способностей и дарований детей

                                                                находятся на кончиках пальцев.

                                                                                   В.А. Сухомлинский

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают  проблемы с речью. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.http://bosikomporaduge.ru/wp-content/uploads/2013/05/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-135.jpg

Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движение – это способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Целью пальчиковых игр является развитие координации движений мелкой моторики рук.

Существует множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов: массажных мячей, крупных бигуди, прищепок, счетных палочек, платочков, ковриков, зубных щеток.

             Часто игры сопровождаются стихотворениями. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь делается более ритмичной, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта, стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.

Игры, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, мышление, память.

http://educationcareerarticles.com/wp-content/uploads/2014/03/Speech-Pathologist.jpg

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, снижает эмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас.

               Рекомендации по проведению пальчиковых игр

Прежде чем показывать ребенку пальчиковую игру, сначала проиграйте ее сюжет сами. Перед игрой следует обсудить ее содержание, отработать ключевые движения и комбинации пальцев с предметами.

Играя с ребенком, следует выражать радость, печаль, удивление, испуг; ведь то или иное событие ребенок запомнит лучше, если оно будет эмоционально окрашено.

Работу проводите регулярно, систематически. В течение дня к пальчиковым играм можно обращаться несколько раз, но играть понемногу. Длительность игр с детьми 3-4 лет  10-15 минут, с ребятами 5-6 лет – не более 25 минут.

Учитывайте индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.

Сложность предлагаемых игр должна возрастать постепенно.

Играя с детьми,  обращайте особое внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.

http://images01.kurier.at/1321706513.jpg/638.298

Игры с массажными мячами

Бежит ежик по дорожке

Бежит ежик по дорожке,        Дети катают мячик в руках,

У него кривые ножки,            делая движения вперед – назад,

Весь иголками оброс -            вправо – влево между ладонями.

Жалко ежика до слез.

                        К. Шефер

Наши ручки

Эта ручка – правая.                 Дети крепко сжимают мячик в 

                                                  правой руке.

Эта ручка – левая.                   Крепко сжимают мячик в левой руке.

Я на мячик нажимаю               Дети кладут мячик на правую ладонь и

И зарядку делаю.                     каждым пальцем левой руки 

                                                  поочередно нажимают на бугорки

                                                  мячика, затем меняют руки.

Будет сильной правая.             Крепко сжимают мячик в

                                                  правой руке.

Будет сильной левая.               Крепко сжимают мячик в левой руке.

Будут ручки у меня ловкие,    Катают мячик в руках, делая движения

Умелые.                                    Вперед – назад, вправо – влево между

                                                  ладонями.

                    О. Крупенчук

Игры с крупными бигуди

Машины

По шоссе идут машины,        Дети катают бигуди между ладонями

По асфальту едут шины.        вперед – назад, руки держат перед

                                                 собой.

По дороге не беги,                  Рука сжата в кулак, выпрямляют

Я скажу тебе: «Би-би!».          большой палец – «сигналят».

                  О. Крупенчук

Веселая поездка

На ладошке ехали,                Дети катают бигуди между ладонями

До угла доехали.                   вперед – назад, руки перед собой.

Сели на машину,                   Кладут бигуди на колени, катают

Налили бензину.                    вперед – назад.

На машине ехали                   Дети катают бигуди между ладонями

До реки доехали,                   вперед – назад, руки перед собой.

Тр-р-р. Стоп. Разворот.        Перестают катать и  перекладывают 

                                                 бигуди из одной руки в другую.

На реке – пароход!

Пароходом ехали,                  Катают бигуди между ладонями

До горы доехали.                   вперед – назад, руки перед собой.

Пароход не везет.  

Надо сесть в самолет.             Катают бигуди между ладонями

Самолет летит,                        вперед – назад, руки направляют

В нем мотор гудит –У-у!        вверх над головой.

                   И. Токмакова

Игры с прищепками

Гусенок

Вот проснулся,                             Бельевой прищепкой дети прищепляют

Встал гусенок,                           ногтевые фаланги пальцев правой, а 

Пальцы щиплет он                    затем левой руки на каждый ударный

спросонок:                                 слог – от большого пальца к мизинцу.

- Дай, хозяйка, корма мне

  Раньше, чем моей родне.

                     О. Крупенчук

Кыш!

Сильно кусает                            Бельевой прищепкой дети прищепляют

Котенок – глупыш!                  ногтевые фаланги пальцев правой, а 

Он думал, что это                   затем левой руки на каждый ударный

Не палец, а мышь!                   слог – от большого пальца к мизинцу.

Но я же играю с тобою, малыш!

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!».

                         М. Рогожникова

Клюква

Мы шли, шли, шли,                 Бельевой прищепкой дети прищепляют

Много клюквы нашли.            ногтевые фаланги пальцев правой, а 

Раз, два, три, четыре, пять -    затем левой руки на каждый ударный

Мы опять идем искать!            слог – от большого пальца к мизинцу.

                          В. Волина

Игры со счетными палочками

Апельсин

Мы делили апельсин:            Дети ритмично постукивают ребром

                                                ладони о другую ладонь.

Много нас, а он один!            Берут в руки счетную палочку

                                                 и показывают ее.

Эта долька для ежа,                Ставят счетную палочку на большой

                                                  палец правой руки и держат

                                                  указательным пальцем правой руки.

Эта долька для стрижа,           Ставят счетную палочку на большой

                                                  палец правой руки и держат

                                                  средним  пальцем правой руки.

Эта долька для моржа,           Ставят счетную палочку на большой

                                                  палец правой руки и держат

                                                  безымянным  пальцем правой руки.

Эта долька для бобра.             Ставят счетную палочку на большой

                                                  палец правой руки и держат

                                                  мизинцем  правой руки.

А для волка – кожура.             Убирают счетную палочку за спину.

Он сердит на нас – беда!           Сжимают кулаки и прижимают их к

                                                    груди, хмурят брови.

Разбегайтесь кто куда!              Указательные и средние пальцы обеих

(Английская народная               рук «бегут» по ногам.

                       считалка)             Затем проделываются те же действия                                                                                                                      

                                                    другой рукой.

У кого длиннее клюв?

Нужны 4 счетные палочки. Они раскладываются на столе перед ребенком, который берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку. На каждую строку – по одной палочке.

Очень длинный клюв у цапли,                       2-й – 2-й

Вы длинней найдете вряд ли.                         3-й – 3-й

Клювом меряться пришли                             4-й – 4-й

Аисты и журавли.                                           5-й – 5-й

                     О. Крупенчук

Игры с платочками

Жаба

Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.

Жабу мы нашли на кочке,               Ставят кулак правой или левой руки

                                                       на платочек («жаба»).

Принесли домой в платочке.        Заворачивают «жабу» в платочек.

Развернули мы платок -                Разворачивают платочек.

Жаба прыг под потолок!                 Пальцы правой или левой руки сильно

                 Е. Савельева                    растопыриваются в стороны.

Стирка

Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.

Постираю чисто, с толком        Берут платочек в руки. Имитируют 

Рубашку, кофту и футболку,    стирку белья.

Свитерок и брюки.                       Встряхивают платочек, кладут его на

Устали мои руки!                      колени, сверху – обе ладони.

                            Т. Шапиро        

Игры с пластмассовым ковриком «Травка»

Козочка

Дети кладут коврик на колени.

Вдоль дороги на виду                 «Щиплют» травку пальцами обеих рук

Щиплет козочка траву.              по поверхности коврика.

Глазки блестят,                             Сжимают и разжимают пальцы рук.

Рожки торчат,                            Показывают «рожки» на голове.

Копытца стучат.                        Стучат указательными и средними 

          Е. Янушко                        пальцами обеих рук («копытца») по

                                                    коврику.    

Ежиха – мама

Дети кладут коврик на колени или любую ровную поверхность. На каждый ударный слог – поглаживающие движения руками. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движения – к себе.

Гладила мама – ежиха ежат:

Что за пригожие детки лежат!

                         О. Крупенчук

Игры с зубной щеткой

Зубная щетка

Дети берут в руки зубную щетку.

Плывет зубная щетка,             Растирают щеткой подушечки пальцев

Как по морю лодка,                правой руки, затем левой руки, начиная

Как по речке пароход,            с большого пальца и заканчивая

По пальчикам она идет!          мизинцем.

              А. Дорогавцева

Используемая литература

1. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Каро, 2003.

2. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры.- СПб.: Литера, 2012.

3.Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляторных расстройств. – СПб,: Литера, 2013.

4.Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: Детство-ПРЕСС, 2014.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "О влиянии развития мелкой моторики рук на становление речи ребёнка"

Данный материал представляет собой краткое описание теоретических аспектов влияния развития мелкой моторики на становление детской речи, а также подборку практических упражнений, позволяющих родителям...

Методические рекомендации по развитию мелкой моторики рук через использование нестандартного оборудования

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием оборудования стимулируют познавательную деятельность,способствуют хорошему эмоциональному настрою, развивают речь ребенка раннего возраста....

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования

Дети развиваются в движении. Поэтому дети с раннего возраста так любят пальчиковые игры, а также игры на координацию движения и речи. Помимо речевого развития, игры с пальчиками развивают эмоциональну...

Статья "Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования в работе с детьми с ТМНР"

В статье подобраны упражнения с нестандартным оборудованием для развития мелкой моторики рук для детей с ТМНР: массажными мячиками для рук, эспандерами, крупными бигудями, зубными щетками и.т.д.....

Консультация для родителей "Упражнения для развития мелкой моторики рук"

Давно известно, что развитие мелкой моторики рук связано с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые, в свою очередь, отвечают за формирование многих сложнейших психиче...

Консультация для родителей детей группы компенсирующей направленности «Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики».

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.Пальчиковые игры могут стать прекрасным ср...