Консультация для родителей. «Заикание у детей. Причины его возникновения»
консультация на тему

В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут, как способствовать развитию заиканию, так и непосредственно вызывать его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaikanie_u_detey.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Заикание у детей. Причины его возникновения».

Консультацию подготовила: учитель-дефектолог, учитель-логопед Суханова Н. Е.

В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут, как способствовать развитию заиканию, так и непосредственно вызывать его.

К предрасполагающим причинам относятся:

- невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы.);

- невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность);

- конституционная предрасположенность (заболевания вегетативной нервной системы, повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам);

- наследственная отягощенность  (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в качестве рецессивного признака);

-поражения головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов; внутриутробные и родовые травмы, асфиксия, постнатальные инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания.

К неблагоприятным условиям относятся:

-физическая ослабленность детей;

- возрастные особенности деятельности мозга; большие полушария головного мозга в основном формируются к пятому году жизни, к этому же возрасту оформляется функциональная асимметрия в деятельности головного мозга. Речевая функция особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков по сравнению с девочками обуславливает более выраженную неустойчивость их нервной системы;

- ускоренное развитие речи (3-4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения с взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итерации), имеющие физиологический характер;

- скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованием среды и степенью его осознания;

- недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком. Возникает эмоциональная напряженность, которая нередко внешне разрешается заиканием;

- недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикулярных движений.                                                                                                                                      При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.

В группе производящих причин выделяются анатомо-физиологические, психические и социальные.

Анатомо-физиологичекие причины:

Физические заболевания  с энцефалитическими последствиями; травмы – внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга; органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения; истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки, гортани; несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дисламии, дизартрии и задержанного развития речи.

Психические и социальные причины:

Кратковременная-одномоментная-психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье; избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание «примерного» ребенка; хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции  в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуациях; острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости; неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, быстрая, нервная речь родителей; перегрузка детей младшего возраста речевым материалом, несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы); полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание на каком-нибудь одном языке; подражание заикающимся. Различаются две формы такой психической индукции: пассивная - ребенок пассивно (непроизвольно) начинает заикаться, слыша речь заикающегося, активная он копирует речь заикающегося; переучивание леворукости. Постоянные напоминания, требования могут  дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и психопатического состояния с возникновением заикания; неправильное отношение к ребенку педагога; излишняя суровость и неумение расположить ребенка может служить  толчком для появления заикания.

Профилактика заикания в нашей стране осуществляется комплексно и последовательно. Вначале она проводится с родителями до рождения ребенка, чтобы предупредить отрицательные воздействия на ребенка после рождения (беречь голову от ушибов, содержать в порядке носоглотку, ротовую полость, не допускать хронических заболеваний, своевременно проводить лечение, удалять аденоидные разращения). Поскольку устная речь развивается по подражанию, то для ребенка могут сыграть неблагоприятную роль лица с заиканием, тахилалией, спотыканием и другими нарушениями речи. Следует стимулировать детей к общению, но удерживать от слишком обильной речевой продукции. Нервно предрасположенным нужно  создавать более спокойную обстановку: ограничить речевое общение и шумные игры, не баловать новыми игрушками, по возможности избегать большого общества вокруг них.

Целесообразно особое внимание обратить на профилактику рецидивов, исходя из их причин. Можно указать следующие причины рецидивов заикания: плохие социально-бытовые условия (нервная обстановка, грубое обращение с ребенком, перегрузка нервной системы учением, дополнительными занятиями, психическое перенапряжение); недостаточно прочное закрепление успеха в процессе логопедических занятий; недостаточно глубокое перевоспитание личности заикающегося, неполное устранение вторичных психических наслоений, «почвы», па которой возникло заикание, например ущемленные, подавленные эмоции, напряженные отношения с окружающими, вяло текущие хронические заболевания и так далее; болезни, истощающие нервную систему; психические травмы; недостаточное внимание со стороны окружающих к ребенку, освободившемуся от заикания;  нарушение режимов деятельности, а также режимов сна, питания, отдыха; не устраненный травмирующий, постоянно действующий фактор, например заикающиеся мать или отец, и другие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Театральная деятельность детей дошкольного возраста"

Сдесь собраны рекомендации и советы для родителей по приобщению детей к театральному искусству, о развитии творческих способностей дошкольников через драматизацию и обыгрывание различных ситуаций....

Консультация для родителей: «Совместные игры детей и родителей»

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом....

Консультация для родителей:"Заикание"

Советы родителям ,что может вызвать заикание у ребенка....

Консультация для родителей и педагогов. Тема: Причины возникновения дисграфии.

Некоторые учителя считают дисграфические  ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников:   неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, не...

Консультация для родителей "Психологическая помощь детям при разводе родителей"

Памятка для разводящихся родителей.Психологическая помощь детям при развод родителей...