Консультация для родителей и педагогов. Тема: Причины возникновения дисграфии.
консультация на тему

Любомирская Элина Петровна

  Некоторые учителя считают дисграфические  ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников:   неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и др. На самом деле в основе этих ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонетико – фонематической и лексико  - грамматической сторон речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 27

Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. Пионерская, 12; тел./факс 45-024; E-mail: ds27ugl@yandex.ru

Консультация для родителей и педагогов.

Тема: Причины возникновения дисграфии.

Составил:

Любомирская Э.П.,

учитель-логопед,

высшая категория

2018 г.

Причины возникновения дисграфии.

C:\Users\Воспитатель\Desktop\Фронтальные заняти\Disgrafiya.jpg

  Дисграфия  – нарушение письма – составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ.  Это нарушение является  серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении грамматики родного языка на более  поздних.

  Некоторые учителя считают дисграфические  ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников:   неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и др. На самом деле в основе этих ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонетико – фонематической и лексико  - грамматической сторон речи. Так, пропуски гласных и согласных букв  или слогов, например «О» вместо ОН, «сине» вместо синеет, «многи» вместо многие.  Появление лишних букв или слогов, например «тарава» вместо трава. Перестановки  букв или слогов, например «тко» вместо кто, «онко» вместо окно,  «на девере» вместо на дереве и т.п.   обусловлены  несформированностью фонематического  восприятия, а также связанного с ним анализа и синтеза слов.

  Несформированность фонематического  слуха приводит  к тому, что ученики не различают фонем   родного  языка, поэтому на письме смешивают гласные первого и второго ряда:  «ожик» вместо ежик,    « отка» вместо утка, «ола» вместо  юла; звонкие и глухие согласные: «трупочка»  вместо трубочка; свистящие и шипящие: «суски» вместо сушки.

Нередко учащиеся не различают твердое и мягкое звучание согласных, поэтому на письме появляются ошибки типа «патка» вместо пятка.

 Как показала практика, у учащихся с нарушением слухового восприятия много ошибок на грамматические  правила, например на безударные гласные, на удвоенные согласные, на определении безударного гласного, а, следовательно, и в правильном подборе  проверочного слова, например, пишет «трова», проверяя «тровинка». Ученики не улавливают разницы в звучании согласных н и нн, с и сс, отсюда ошибки:  « вана» вместо ванна, «каса» вместо касса, не видят различия в звуковых сочетаниях:  тя – тья, ря – рья и поэтому пишут «деревя» вместо деревья, «листя» вместо листья.

 На письме учащиеся нередко делают ошибки на смешение элементов букв  Б - Д. Это можно объяснить тем, что в строчных буквах русского алфавита (Д,З,Ц,Щ,У, Ф, Р), элемент, опускающийся ниже строчки  Д,  встречается чаще, чем верхний элемент буквы Б, а изначально написание букв Б и Д одинаково, а поэтому рука автоматически опускается вниз и завершается элементом буквы Д. 

 Отставание в развитии лексико – грамматической стороны речи затрудняет работу в структурном построении фразы (предложения). Ученики не дописывают, переставляют, пропускают слова в предложении, например: «Мой папа тоже…..(работает) водителем», «На полянках, пригорках уже зазеленела…..(трава)». Во всех трех случаях нарушилась структура предложения, что повлияло на их смысл.

 Неумение правильно пользоваться грамматическими связями слов в предложении: управлением и согласованием – приводит к аграмматизму. На письме это выражается в виде неправильного  согласования и управления различных частей речи. Ученики не умеют правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, существительные с числительными в числе, например:

«у меня нет красный платье» или «у меня нет красная платий», «пять белый грибы»; неправильно выбирают падежные формы существительных в словосочетаниях глагол + существительное, например: «пошли с корзинки», «катались на санки». Много ошибок встречается в написании предлогов, союзов и других служебных частей речи…

 Ученики не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения, поэтому не могут правильно обозначить на письме границу предложения, в результате не применяются правила постановки точки в конце предложения и написания заглавной буквы в начале.

 Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде  распространенного предложения, непонимание связей в тексте, а отсюда неумение последовательно передавать содержание услышанного, увиденного или пережитого, приводит к тому, что ученики на более поздних этапах обучения не владеют навыками написания изложения и сочинения.

 Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися материала по родному языку в целом. Учитывая то, что дети-дисграфики уже с первого класса отстают  в овладении письмом, в умении применять на письме грамматические правила, необходимо  уже с дошкольного возраста   начинать работу по предупреждению дисграфии.

Таким образом, дисграфия в младшем школьном возрасте – часто встречаемая проблема, существенно усложняющая как сам учебный процесс, так и общение ребёнка с ровесниками. Избавиться от расстройства невозможно без профессиональной поддержки со стороны логопеда, невролога. Также важна и родительская поддержка.

C:\Users\Воспитатель\Desktop\Фронтальные заняти\hqdefault (1).jpg

Приложение № 1.

Игры и упражнения, рекомендованные учителям, воспитателям для профилактики и предупреждения  дисграфии.

1. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

2. Уметь выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

3. Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова).

4. Назвать гласные в слове.

5. Записать только гласные данного слова.

6. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.

7. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.

8. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.

9. Записать слова в два столбика (разложить картинки на 2 группы) в зависимости от количества слогов.

10. Выделить первый слог из названий картинок, записать его.

11. Объединить слоги в слове, предложение, прочитать полученное слово или предложение, (например: “улей”, “домик”, “машина”, “луна”, “жаба”). После выделения первых слогов получается предложение: У дома лужа.

12. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:
__буз, ут__, лод__, ка__, ка__даш.

13. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цын, лас, точ, лес, ка).

14. Найти в предложении слова с определённым количеством слогов.

Игра “Отгадайте, кого я называю?”

Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает.

Например: учитель хлопает 3 раза, учащиеся считают, затем встают (Се-рё-жа, А-ри-на).

Игра “Перевёртыши”.

Цели: развитие умения составлять слова; накопление в памяти слоговых образов.

Оборудование: карточки со слогами (4–6) каждому играющему.

Учитель называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое: сос, на; чай. КА; вес, на; кА, мыш; бан, кА; ла, ска” ни, тка; ра. Но; кА, кой.

Игра “Цепочка”.

Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.

Один из учеников записывает на доске слово по слогам, следующий подбирает слово, которое начинается с последующего слога данного слова (ок-но, но-ра, ра-ма).

Игра “Встречу слово на дороге – разобью его на слоги”.

Цель: развитие навыков слогоделения, внимания, быстроты мышления.

Учитель бросает мяч детям, называет одно-, двух– и трёхсложные слова. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и передает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слово мячом.

Литература:

  1. Буковцева Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у учащихся с задержкой психического развития // Практическая психология и логопедия. – 2004. – №2 (9). – с. 47–48.
  2. Лалаева Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова, – СПб. Союз, 2009. – 156 с.
  3. Парамонова Л.Г. Предупреждение и преодоление дисграфии у детей. – СПб.: Союз, 2001. – 79 с.
  4. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Причины возникновения речевых нарушений у детей"

Речевые нарушения. Откуда они берутся? Почему возникают? Меры профилактики появления речевых нарушений. Очень многих родителей интересуют эти вопросы. В данной статье для родителей в доступной форме р...

Консультация для родителей. «Заикание у детей. Причины его возникновения»

В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут, как способствовать развитию заиканию, так и ...

Консультация для родителей и педагогов. Тема: Логопедическая группа: роскошь или необходимость?

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка, являясь одним из наиболее мощных факторов и стимулов его развития. Возрастные несовершенства речи в раннем возрасте соответствуют психи...

Консультация для родителей и педагогов. Тема: Воспитание звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

       Звуки речи, отдельные элементы интонации (просодемы) – сила голоса, высота тона, темп, ритм,  тембр – сами по себе, вне языка ничего не обозначают, н...

Семинар-практикум Консультация для родителей и педагогов. Тема: «Русский фольклор в развитии речи детей».

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешен...

Консультация для родителей и педагогов. Тема: Формирование звуковой культуры речи детей от двух до трех лет.

В возрасте от 2 до 3 лет, малыши обладают огромными возможностями усвоения  звуковой стороны речи....

Консультация для родителей и педагогов. Тема: «Артикуляционная гимнастика для самых маленьких».

Ребенок рождается с незрелым речевым аппаратом: малыш не сразу научится правильно ставить язычок при произнесении звуков, делать длинный выдох, вытягивать губы трубочкой, сжимать или раздвигать их. На...