Консультация для родителей и педагогов. Тема: Воспитание звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.
консультация

Любомирская Элина Петровна

         Звуки речи, отдельные элементы интонации (просодемы) – сила голоса, высота тона, темп, ритм,  тембр – сами по себе, вне языка ничего не обозначают, не кодируют действительность, но без них не может существовать речь: из звуков речи составляются морфемы, из звуков речи и просодем составляются слова, просодемы придают соединению слов смысл предложения. Следовательно, звуки речи и просодемы – «строительный материал» устной речи (письменная речь – графический код устной речи).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 27

Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. Пионерская, 12; тел./факс 45-024; E-mail: ds27ugl@yandex.ru

Консультация для родителей и педагогов.

Тема: Воспитание звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

Составил:

Любомирская Э.П.,

учитель-логопед,

высшая категория

2019


Воспитание звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

Звуки речи и элементы интонации как «строительный материал»  для

знаковых единиц языка

C:\Users\Воспитатель\Desktop\лого\картинка--2.jpg

 

          Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно растет. Среди  них значительную часть составляют дети старшего дошкольного возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного  развития фонематического восприятия.

Несформированность фонематического восприятия может привести к недостаточной  ориентировке в звуковой действительности и к нарушениям произносительной стороны речи. Опираясь на статистические данные отечественных и зарубежных исследователей, можно сделать вывод об их широкой распространенности у дошкольников.

Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звука - буквенного анализа и синтеза. Известно, что звука – буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произнесения являются часто  индикатором недостаточной готовности к усвоению звука - буквенного анализа.

Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в старшем дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха – фонематического восприятия и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

С развитием логопедической науки  и практики, физиологи и психологии речи, в исследованиях Р.Е. Левиной, Р.М. Боскис, Н.Х. Швачкина, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия и другие стало ясно, что  в случаях нарушения артикуляционной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р.Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения  и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования  и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустика – артикуляционными признаками.

Исследования психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин).

В исследованиях, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания (ныне Исследовательский центр семьи и детства Российской Академии образования), выделяются три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку: структурное (формирование разных структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического); функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого общения); когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

Важно в усвоении и в правильном произношении звуков и слов отводится состоянию и сформированности фонематического восприятия. Благодаря ему ребенок способен отличать одни звуки  (фонемы) от других, различать близкие по звучанию слова: мал – мял, рак – лак, том – дом. Каждая фонема имеет определенные, только ей присущие акустические свойства, признаки. Речевой звук (фонема), как наименьшая единица речи, сам по себе не несет никакой смысловой нагрузки, но он является основным строительным материалом слова, от правильности и  четкости произношения которого зависит чистота речи, правильное ее понимание окружающими.  

    В старшем дошкольном возрасте ребенок овладевает  звуковой культурой речи, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств,  которые строятся по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью. Воспитание звуковой культуры речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольников.

  Вместе с тем проблема воспитания звуковой культуры речи оказалась поистине неисчерпаемой для исследователей, и до сих пор не утратила своей актуальности. И сегодня остаются верными слова К. Станиславского: «Что значит и что могут дать (эти) несколько часов правильной речи среди целых суток неправильного разговора!».

В современной теории и практике воспитания назрела острая необходимость продолжения исследования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

         Звуки речи, отдельные элементы интонации (просодемы) – сила голоса, высота тона, темп, ритм,  тембр – сами по себе, вне языка ничего не обозначают, не кодируют действительность, но без них не может существовать речь: из звуков речи составляются морфемы, из звуков речи и просодем составляются слова, просодемы придают соединению слов смысл предложения. Следовательно, звуки речи и просодемы – «строительный материал» устной речи (письменная речь – графический код устной речи).

Ребенок учится говорить, и для этого он должен предварительно научиться: а) артикулировать все характерные для данного языка фонемы; б) произносить звуки и сочетания звуков, стоящих в определенных позициях, в слове в соответствии с традицией, т.е. по правилам орфоэпии; в) модулировать просодемы, создающие интонацию.

Из опыта обучения детей родной речи известно, что самым трудным для ребенка бывает усвоение артикуляции отдельных звуков. Если дефекты касаются звуковой стороны, логопеды считают причиной их прежде всего то, что ребенок не может научиться правильно «работать» языком, важнейшим артикуляционным органом. Чаще всего детям не удаются артикуляции средненебных согласных: ( р), (л), (ш), (ж), иногда задненебных: (г), (к), (х).

В фонетике (в качестве примера возьмем фонетику русского языка) детальнейшим образом охарактеризована работа артикуляционных органов (языка, губ, зубов, голосовых связок) при образовании всех фонем. Например: звук (ш) – переднеязычный альвеолярный (кончик языка прикасается к деснам),щелевой (язык прикасается к деснам не плотно, остается щель), твердый (средняя часть языка не поднята к небу), глухой (голосовые связки не работают). (Так же описаны все 42 звука).

         Не только логопеды, но и каждый культурный педагог обращается к фонетике; знание «анатомии» звуков речи помогает ускорить процесс  усвоения их детьми. И все же процесс овладения артикуляциями звуков очень длительный и трудный;  он длится пять, а то и семь лет: чисто говорить дети начинают  в лучшем случае в конце пятого года жизни. «Программа воспитания в детском саду» ставит задачу полного усвоения детьми артикуляции всех звуков к седьмому году жизни.

Задачу усвоения детьми правильного произношения можно решить легко, если они растут среди людей с грамотным орфоэпическим произношением (в этом случае у них с первых же дней жизни бывает правильно поставлена артикуляционная база), и трудно (точнее, практически невозможно), если они слышат от взрослых диалектное или просторечное произношение.

В науке о языке наименее изучен вопрос об интонации различных типов предложения и, следовательно, о просодемах, об участии в их модулировании артикуляционных органов. Некоторые просодемы довольно легко охарактеризовать. Например, темп речи зависит от того, быстро или медленно мы проговариваем ударные слоги в словах, входящих в данное предложение (безударные слоги в русском языке всегда проговариваются очень быстро независимо от темпа всей речи).Речь детей, страдающих скороговоркой, легко нормализуется, если их научат протягивать ударные слоги в словах.

Можно  также показать просодему – различие высоты тона звука. Для этого нужно просто сопоставить интонации двух однословных предложений – повествовательного и вопросительного: «Да?»- «Да»; «Нет?» -«Нет»; «Он?» - «Он». В вопросительном предложении гласный ударного слога звучит на более высокой ноте, чем тот же гласный в повествовательном  предложении.

Просодему силы голоса можно определить как  «громко», «тише», «тихо». Но вот просодема тембра голоса (тембра в значении «эмоциональная выразительность» - выражение голосом радости, горя, досады, гнева, ликования и т.д.) не поддается описанию. Педагог может только произнести ее и предложить детям имитировать свое произношение. Например, можно провести дидактическую игру, в которой требуется произносить одно и то же слово (предложение) – «Самолет!» (или «Летит!») – в  меняющейся ситуации: а) с чувством страха – в значении «летит вражеский самолет»: б) с чувством радости – «летит самолет, на котором детям везут подарки».

Опыт  показывает, что дети без усилий усваивают все просодемы, особенно легко им даются модуляции тембра голоса; многие перенимают просодемы почти без обучения. Может быть, поэтому и не ставился вопрос о методических средствах обучения дошкольников элементам интонации.

Обучающие (педагоги, воспитатели, даже учителя в школе), сами отлично владея интонациями родного языка (ведь речь без интонации не существует!), не замечают их и потому сознательно не расширяют их в своей речи, не акцентируют. И если ребенок не усваивает некоторых просодем «самостоятельно» (таких детей меньшинство, но все, же они есть), взрослые обычно  не скоро обращают внимание на этот дефект речи, не помогают ребенку; он поступает с этим дефектом в школу, где устранить интонационный  дефект бывает еще труднее, чем дефект в артикуляции звуков речи.

 Перечисленные и некоторые другие элементы интонации (просодемы) дети, естественно, учатся вычленять из цельной  интонации предложения и выполняют их также не изолированно, а в предложении. Само предложение (законченность мысли) дети учатся понимать по интонации. Они усваивают две интонации законченности: («Жил старик со своею старухой у самого синего моря»; «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали») и вопросительную («Аль откажешь мне в ответе?  Не видал ли где на свете ты царевны молодой?»).

         На фоне законченных интонаций детям показывают логическое ударение (актуальное членение предложения) и тренируют навык выполнения незаконченных интонаций (смысловых отрезков распространенного предложения). Как известно, таких интонаций шесть: 1) интонация перечисления («И к царевне наливное, молодое, золотое прямо яблоко летит»); чтобы выполнить эту интонацию, надо уметь ставить логическое ударение; 2) интонация противопоставления («В третий раз закинул он невод ,- пришел невод с одною рыбкой, с непростою рыбкой  - золотою»); 3) интонация звательности («Чего тебе надобно, старче?»; «Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи…»); 4) интонация двоеточия («Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом!»); 5) интонация  вводности («Вот пошел он к синему морю (помутилось синее море), стал он кликать золотую рыбку…»); 6) интонация обособления («Но царевна молодая, тихомолком расцветая, между тем росла, росла, поднялась – и расцвела, белолица, черноброва, нраву кроткого такого»).

        Все описанные фонетические и фонологические средства русского языка используются в связной речи одновременно. От того, как ребенок произнесет звуки речи (с энергичной, четкой артикуляцией или вяло, невнятно), какие из возможных просодем выберет (тихо – громко, быстро – медленно, изобразит тембром голоса добрые чувства или враждебные),    будет зависеть стиль его связной речи, ее эмоциональная окраска.

          Л.В. Щерба обратил внимание на существование в русской литературной речи  двух основных произносительных стилей.

            Полный стиль (или книжный), обязательный для речи публичной  -  при чтении лекций, выступлении на собрании, а также для речи ученика, и для всякого человека, который хочет, чтобы его хорошо поняли, который старается облегчить слушающему понимание его.

            Для речи полного стиля характерны четкая дикция (каждый звук в слове энергично и старательно артикулируется), средний темп; сила голоса соразмеряется с величиной  помещения, тембром голоса, в речи выражается собственное достоинство, т. е. вежливость и уважение к тем, кто его слушает.

         Неполный стиль (или разговорный) используется в бытовом общении. Тут допустимы и несколько вялые артикуляции звуков в словах, и  скороговорках, и замедленное произнесение фраз, и шепот; тембральная окраска разговорной речи самая разнообразная: вся гамма чувств отражается в звучании разговорной речи.

           Каждый  человек, владеющий достаточными навыками культурной речи, может без специальной подготовки использовать оба стиля речи, сообразуясь с ситуацией.  

       

C:\Users\Воспитатель\Desktop\лого\картинка--3.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями по вопросам культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.

Работа, по формированию у детей культуры речевого общения, наиболее результативна, если она находит продолжение в семье.Мною представлены формы взаимодействия с родителями, которые способствуют достиж...

«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Методическая работа консультация для воспитателей«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум...

Консультация по воспитанию любви к родному краю детей старшего дошкольного возраста

В своей консультации знакомлю с приемами и способами воспитания у детей любви к родному краю...

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речиу детей дошкольного возраста»...

Презентация "Влияние логоритмических занятий на коррекцию звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Материал поможет повысить качество логопедической работы с помощью логоритмических занятий.Расскажет о принципах построения логоритмических занятий, о специфике проведения, основных направлениях работ...

Презентация на тему "Формирование звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых приёмов"

Если мой скромный опыт по формированию звукового анализа у дошкольников ДОУ Вам пригодиться, я буду рада. Предлагаю несколько игр, которые использовала на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В нач...

Консультация для воспитателей на тему: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

Одним из разделов общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, или ее произносительная сторона.Воспитание з...