Взаимодействие с родителями по вопросам культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
статья по теме

Якунина Татьяна Александровна

Работа, по формированию у детей культуры речевого общения, наиболее результативна, если она находит продолжение в семье.Мною представлены формы взаимодействия с родителями, которые способствуют достижению поставленных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_s_roditelyami.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с родителями

по вопросам культуры речевого общения

детей старшего дошкольного возраста

Работа, по формированию у детей культуры речевого общения, наиболее результативна, если она находит продолжение в семье. Мною  представлены  формы взаимодействия с родителями, которые способствуют  достижению поставленных задач.

Цель: привлечение родителей к работе над формированием культуры речевого общения старших дошкольников.

Таблица № 1

Формы работы с родителями

Форма взаимодействия с родителями

Цели работы

Индивидуальная беседа

Выявление особенностей воспитания культуры речевого общения в семье.

Выявление трудностей семейного воспитания по заявленной проблеме.

Ознакомление с работой специалистов ДООЦ с детьми по формированию культуры речевого общения.

Консультации

Изучение разных стилей общения родителей с детьми.

Совершенствование приемов работы с детьми по формированию культуры речевого общения.

Рекомендации по совершенствованию внутрисемейного общения с детьми.

Круглый стол

Совершенствование коммуникативных умений родителей.

Развитие навыков восприятия и понимания себя и других в процессе общения.

Совершенствование навыков культуры речевого общения с окружающими.

Родительское собрание

Ознакомление с формами, функциями общения.

Углубление знаний родителей о психолого-педагогических основах культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и детьми.

Анкетирование

Выявление особенностей общения ребенка в семье.

Работа педагогов в тесном контакте с родителями позволит выработать общие требования к речи ребенка, что окажет существенное влияние на формирование у него культуры речи, общения.

Методические рекомендации педагогам.

При построении работы по формированию культуры речевого общения  учитывайте возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Предусматривайте сочетание различных форм организации деятельности:

регламентированной;

совместной педагога с детьми;

самостоятельной деятельности детей.

Соблюдайте принцип использования различных методов, приемов работы, особое внимание уделять:

в регламентированной деятельности: беседе, художественному слову, поощрению, проигрыванию проблемных ситуаций, разъяснению;

в совместной деятельности педагога с детьми: собственному примеру для подражания, решению проблемных ситуаций, сочинению сказок-перевертышей, вежливых сказок, дидактическим играм, чтению художественных произведений, играм- драматизациям;

в самостоятельной деятельности детей: играм парами, ролевым играм, играм-драматизациям.

Помните, что работа, проводимая по формированию культуры речевого общения старших дошкольников с окружающими, результативна только тогда, когда находит продолжение в семье. Поэтому необходимо активно привлекать родителей к решению проблемы с помощью таких форм, как:

индивидуальные беседы;

консультации;

круглый стол;

родительские собрания;

анкетирование;

совместная деятельность педагогов, родителей и детей.

Постарайтесь учитывать подготовленность дошкольников к усвоению предлагаемого материала.

Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми:

обращайтесь по имени;

занимайте позицию на уровне глаз ребенка;

используйте тактильное прикосновение,

Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка.

Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности.

Исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на ребенка, вызывая у них дискомфорт.

Учитывайте терминологическую точность и уместность, коммуникативную целесообразность речи педагога.

Обратите внимание на использование в своей речи разнообразных речевых этикетных формул и стереотипов.

Обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат.

Постарайтесь избавиться от слов-"паразитов" ("ну", "значит", "в общем", "так" и т. д.).

Постарайтесь трансформировать свою речь таким образом, чтобы приспособить ее для понимания детей.

Помните, что ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения. Старайтесь использовать неречевой прием взаимодействия с детьми, как "демонстрацию расположенности к нему": спокойное внимание, улыбку, контакт глаз, одобряющий жест, ласковое прикосновение.

Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение.

Чаще улыбайтесь детям в процессе общения с ними.

Общаясь с детьми, чаще используйте такие приемы как собственную речь, как  пример для подражания,  разъяснение,  поощрение, комплименты.

Умейте анализировать процесс общения.

Для напоминания ребенку речевых этикетных формул используйте игровые приемы, а не нотации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Солнечный цветок- подсолнух"конспект НОД по позновательно- речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

«Солнечный цветок- Подсолнух»Конспект НОД по познавательно- речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.Задачи:-Формирование интереса к познавательно- исследовательской деятельности ...

К проблеме речевой готовности детей старшего дошкольного возраста.

Изучение проблем речевой готовности старших дошкольников к обучению в школе....

Конспект открытого мероприятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: Звуки (А) – (У).

Предлагается конспект открытого мероприятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста  по   теме:  Звуки (А) – (У)....

Консультация для родителей и педагогов. Тема: Воспитание звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

       Звуки речи, отдельные элементы интонации (просодемы) – сила голоса, высота тона, темп, ритм,  тембр – сами по себе, вне языка ничего не обозначают, н...

Речевое обследование детей старшего дошкольного возраста

Мной разработаны и представлены диагностические листы для проведения комплексного обследования речи дошкольников старшей и подготовительной групп. Обследование проводится на основании методических ука...