Главные вкладки

    К проблеме речевой готовности детей старшего дошкольного возраста.
    статья на тему

    ТАШЛЫКОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

    Изучение проблем речевой готовности старших дошкольников к обучению в школе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    К проблеме речевой готовности детей старшего дошкольного возраста.

    Перед дошкольным образованием стоят задачи всестороннего и полноценного развития детей, достижения уровня, необходимого для успешного усвоения ими школьной программы [1, 4].

    Речевое развитие, являющееся средством общения, мышления, культурного развития имеет основное значение для старших дошкольников. Полноценное развитие речи – это важный компонент личностного благополучия ребёнка, условие успешного вливания в школьный коллектив. Это находит отражение в речевой готовности, позволяющей находить ответы на вопросы, обосновывать выводы, рассуждать на разные темы.

    Значительные трудности при обучении в школе испытывают дошкольники с нарушением речевого развития; дети, не посещающие детские сады; дети с неблагополучным социальным окружением. Если же говорить о воспитанниках сельских дошкольных учреждений, проблема речевой готовности к обучению усугубляется ещё несколькими факторами. К ним относятся - низкий уровень профессиональной подготовки воспитателей; отсутствие возможности посещения детьми организаций дополнительного образования; низкая заинтересованность родителей речевым развитием ребёнка; отсутствие возможности получения коррекционной помощи большему количеству детей с различными нарушениями речевого развития в условиях логопедического пункта сельского ДОУ.

    В педагогической литературе вопросы о структуре речевой готовности и механизмах порождения речи достаточно широко представлены Л.С. Выготским, А.М. Гвоздевым. Ф.А. Сохин, А.М. Гвоздев, М.Ф. Фомичева писали об овладении детьми дошкольного возраста единицами языка и речи [2, 3, 5, 6]. Согласно мнению М.Е. Хватцева, Р.И. Лалаевой, Г.В. Чиркиной, Р.Е. Левиной речевая деятельность, несформированная в дошкольном возрасте, закономерно приведет к нарушениям письменной речи, то есть к существенным трудностям в обучении. С точки зрения Ф.А. Сохина, немногие дошкольники могут достигнуть достаточного уровня речевой готовности к обучению самостоятельно, большинству детей необходимо специальное коррекционное обучение, которое направлено на развитие речевых способностей. Главная задача такой работы – сформировать осмысление языковых явлений, обобщений [5].

    Анализ современных психолого-педагогических данных показал, что существует недостаток исследований, посвященных изучению особенностей формирования речевой готовности к обучению детей в школе. Недостаточно разработаны вопросы теоретического и практического характера реализации этого процесса. Для воспитанников подготовительных к школе групп сельского детского сада, имеющих нарушения речи, имеет место необходимость комплексного подхода в формировании речевой готовности к результативному обучению в школе.

    Литература:

    1.Вершинина, О.М. Пути оптимизации коррекционно-логопедической работы в ДОУ общеразвивающего вида [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / О.М. Вершинина. – Москва, 2005. – 26 с.

    2.Выготский,         Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский – М.: Лабиринт, 1999. – 350 с.

    3.Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 178 с.

    4.Проблемы подготовки ребенка к школе: поиск и опыт: Материалы региональной научно-практической конференции [Текст] / под ред. О.Ю. Зайцевой, Т.О. Смолевой, Н.Г. Смольниковой, О.В. Удовой. – Иркутск: ВПО «ВСГАО», 2010. – 250 с.

    5.Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада [Текст] / Ф.А.Сохин. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с., ил.

    6.Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопеда и воспитателя дет. сада. – 4-е изд. [Текст] / М.Ф. Фомичева. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997. – 320 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие с родителями по вопросам культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.

    Работа, по формированию у детей культуры речевого общения, наиболее результативна, если она находит продолжение в семье.Мною представлены формы взаимодействия с родителями, которые способствуют достиж...

    "Солнечный цветок- подсолнух"конспект НОД по позновательно- речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

    «Солнечный цветок- Подсолнух»Конспект НОД по познавательно- речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.Задачи:-Формирование интереса к познавательно- исследовательской деятельности ...

    Конспект открытого мероприятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: Звуки (А) – (У).

    Предлагается конспект открытого мероприятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста  по   теме:  Звуки (А) – (У)....

    Семинар-практикум для педагогов «Адаптированные методы ТРИЗ – РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

    В ходе данного мероприятия педагоги познакомятся с методом ТРИЗ, направленным на  активизацию речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»...