«Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
статья

         Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык - средство общения и познания - является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества. Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Речь - одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_attestatsiya.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Черенева Ксения Владимировна

Учитель-логопед

ГБДОУ детский сад №12

Приморского района Санкт-Петербурга

«Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

         Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык - средство общения и познания - является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества. Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Речь - одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

           Особенно важную роль игра занимает в речевом развитии дошкольника, в частности в развитии разговорной речи, так как именно игра обеспечивает непосредственное, мотивированное общение между ее участникамиЧем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, тем активнее происходит его психическое развитие.

           Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны, сама игра развивается под влиянием развития речи.

           Только тогда игра оказывает развивающее влияние, когда господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком.

           Развитие речи - это целенаправленная и последовательная и педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных методических методов и собственных речевых упражнений ребенка. Речевое развитие осуществляется не только на занятия речевого развития, но и в других видах детской деятельности: в познавательном развитии, на занятии математического цикла, в процессе художественно - эстетического развития (литература, музыка, театрализованная и изобразительная деятельность). Интегрированный подход позволяет осуществлять нормальное функционирование речи в жизни детей и значительно повысить эффективность и результативность работы воспитателей по развитию речи.

          В настоящее время с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию. Опираясь на федеральный государственный образовательный стандарт ДО, учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

          На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию

речи детей:

         1) развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую

деятельность;

         2) учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления

знаний об окружающем;

         3) развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной

деятельности.

          Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо,чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

          Развитие речи — это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.

          К концу шестого года ребенок достигает довольно высокого уровня в речевом развитии. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становятся его высказывания.

           К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.

           Итак, хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.

         Проблеме развития речи посвящены работы таких исследователей, как

М.С. Соловейчик, А.А. Леонтьев, Львов М.Р., Т.А. Ладыженская, Жинкин Н.И.,

С.Л. Рубинштейн и др.

          Решение задач речевого развития у детей старшего дошкольного возраст эффективно решаются с помощью сюжетно – ролевых игр. Игра - это не просто развлечения, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире.

          Сюжетно-ролевая игра - это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения. Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность.

          Формирование устойчивых познавательных интересов возможно лишь путем расширения детских представлений об окружающей жизни, о труде взрослых, которым дети подражают в своих играх.

         Сюжетно-ролевая игра - это творческая игра детей дошкольного возраста. В развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

         Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в больницу, изображает врача, лечащего больного пациента.

         Сюжетно-ролевая игра является средством формирования у детей диалогической речи, нравственных представлений вообще и гуманных чувств, поскольку дети воспроизводят в ней человеческие взаимоотношения. Через определённый сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольника. Необходимое условие этого-моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства .

         Особенно важную роль игра занимает в речевом развитии дошкольника, в частности в развитии разговорной речи, так как именно игра обеспечивает непосредственное, мотивированное общение между ее участниками. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, тем активнее происходит его психическое развитие.

          Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны, сама игра развивается под влиянием развития речи.

          Для воспитателя цель игры в развитии диалогической речи детей - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в различных речевых ситуациях. Игру в дошкольном возрасте ни чем не заменить. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи разные виды игры.

           Игра - самостоятельная деятельность детей, и воспитатель не может заранее предвидеть все приемы руководства, как это делается при подготовке к проведению занятий. В игре, как и во всякой деятельности, воспитателю принадлежит ведущая роль. Однако попытки обучать детей намеченному воспитателем сюжету игры, разыгрывание роли по показу лишают детей проявления своих творческих способностей, лишают игру её педагогического значения. Самое сложное и важное - обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить распределять роли, считаться с товарищами, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи по отношению ко всему коллективу и к отдельным детям. Первое условие успешного руководства играми - умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания.

         Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими или сюжетно-ролевыми. Дети воспроизводят в ролях все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

         В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь детей дошкольного возраста, возникает потребность в связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи. Новые потребности общения и ведущей игровой деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь становится более связной.

        Особенно важна для развития диалогической речи прежде всего творческая сюжетно-ролевая игра, в которой дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения. Для активного влияния взрослого на коммуникативную деятельность детей, а значит и совершенствование диалогической речи больше подходят театрализованные игры.

         Основной сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданный им самим игровой обстановке. Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

          На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский в игре же дети - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями. Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

           Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. Смысл игры для дошкольников заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны (воспитательница хорошо заботится о детях, капитан ведет корабль, следит, чтобы матросы хорошо работали, чтобы пассажирам было удобно). Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов.

           Можно утверждать, что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам верей и т. д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая  активность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Солнечный цветок- подсолнух"конспект НОД по позновательно- речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

«Солнечный цветок- Подсолнух»Конспект НОД по познавательно- речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.Задачи:-Формирование интереса к познавательно- исследовательской деятельности ...

Подвижная игра, как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольное детство - период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время в этот период ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослы...

Конспект открытого мероприятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: Звуки (А) – (У).

Предлагается конспект открытого мероприятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста  по   теме:  Звуки (А) – (У)....

Методика художественного развития детей старшего дошкольного возраста средствами пейзажной живописи

Цель  исследования –  изучить развитие навыков изобразительной  деятельности у старших дошкольников через ознакомление с пейзажной живописью, разработать ...