РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА
методическая разработка
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями. Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Сегодня существует множество технологий, направленных на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
К ним относятся хорошо известные технологии:
· логопедическое обследование,
· коррекция звукопроизношения,
· формирование речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи,
· коррекция голоса при различных нарушениях,
· развитие интонационной стороны речи,
· коррекция темпо-ритмической стороны речи,
· развитие лексико-грамматической стороны речи,
· логопедический массаж.
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приемы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя-логопеда:
· кинезитерапия,
· гидрогимнастика,
· су-джок терапия,
· фитотерапия,
· сказкотерапия.
На мой взгляд, эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых, проверенных временем технологий, привносят в них дух современности, новые способы взаимодействия педагога и ребенка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона; способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных высших психических функций
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 299.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА
Подготовила: учитель логопед
Ткаченко Людмила Анатольевна
г.о.Красногорск
2025
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями. Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Сегодня существует множество технологий, направленных на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
К ним относятся хорошо известные технологии:
- логопедическое обследование,
- коррекция звукопроизношения,
- формирование речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи,
- коррекция голоса при различных нарушениях,
- развитие интонационной стороны речи,
- коррекция темпо-ритмической стороны речи,
- развитие лексико-грамматической стороны речи,
- логопедический массаж.
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приемы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя-логопеда:
- кинезитерапия,
- гидрогимнастика,
- су-джок терапия,
- фитотерапия,
- сказкотерапия.
На мой взгляд, эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых, проверенных временем технологий, привносят в них дух современности, новые способы взаимодействия педагога и ребенка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона; способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных высших психических функций.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, я находилась в поиске таких методов и приемов работы, которые совершенствовали бы мыслительные способности дошкольников с нарушениями речи и позволили бы мыслить более продуктивно. Мышление, как и другие качества ума, можно развивать. Поэтому я своей работе стала использовать метод дидактического синквейна. Инновационность данной методики состоит в создании условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. В форме игры я учу составлять детей дидактические синквейны. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывается как в работу по развитию лексико-грамматических категорий, так в работу по автоматизации поставленных звуков, а также в развитие связной речи дошкольников.
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». По основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике как прием обучения стал внедряться с конца 1990-х годов, благодаря группе энтузиастов Фонда правовых реформ. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Модель синквейна
Когда же начинать знакомство с этим приёмом? По нашему мнению, в старшем дошкольном возрасте!
Целесообразно вначале предлагать детям для прослушивания готовые синквейны, например:
Осень
Солнечная, тёплая.
Дарит, светится, радует.
В парке осыпаются листья. Золото, красота, счастье!
Можно предложить детям синквейн в форме загадки.
«Отгадайте, кто к нам пришел в гости?» Ночью ходит, днем он спит,
Если сердится – ворчит. Он живет в лесу дремучем, Сам он круглый и колючий. Угадайте, это кто же?
Ну, конечно, это – Ежик.»
Первый этап работы —подготовительный. На этом этапе вводится понятие «слово-предмет», предъявляется модель- существительное, актуализируется номинативная лексика, предъявляется модель – предмет.
Кто это? Ёжик.
Далее вводится понятие «слово-признак», предъявляется модель прилагательного–признак предмета.
Ёжик какой?
Колючий, дикий, маленький, добрый, серый.
Следующий этап —это знакомство с понятием «слово-действие. На данном этапе детям предъявляется модель-глагол, актуализируется предикативная лексика, предъявляется модель- действие предмета.
Ёжик что делает?
Фыркает, спит, сворачивается, ловит.
Затем предъявляется полная модель синквейна, составляется предложение про ежика и подбирается одно слово-предмет, выражающие настроение,
отношение к данному предмету или являющиеся словом-ассоциацией.
Для не читающих детей можно также предложить следующие модели синквейна:
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
В нашем дошкольном учреждении работа по составлению синквейнов детьми подготовительной группы велась в рамках реализации краткосрочного проекта «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста методом дидактического синквейна». Участниками данного проекта стали учитель-логопед, воспитатели групп, воспитанники групп. Была проведена консультация «Применение метода дидактического синквейна в развитии речи детей старшего дошкольного возраста», а учитель-логопед совместно с детьми провели мастер-класс «Учимся составлять синквейн».
Хотелось бы привести примеры синквейнов, составленных воспитанниками подготовительных групп МБДОУ Детский сад 17:
Ёжик.
Колючий, серый.
Сворачивается, шипит, прячется.
Серый ёжик спасает зайцев от волка. Добро.
(Коллективная работа)
Весна.
Добрая, красивая, яркая.
Улыбается, радует, оживляет.
Яркая весна греет людей.
Радость.
(Коллективная работа)
Матрешка
Любимая, заводная
Стоит, открывается, идет
Любимая матрешка идет на базар.
Подарок.
(Ахмедова Диана, 6 лет.)
Машинка
Желтая, быстрая
Ездит, пыхтит, тарахтит
Желтая машинка ездит по улицам!
(Самойлов Лука, 6 лет.)
Лошадка.
Быстрая, серая, хорошая
Помогает, перевозит, гогочет
Быстрая лошадка везет груз. Хорошо.
(Кульбаева Аделина, 6 лет.)
Собака
Домашняя, красивая
Лает, охраняет, кусается
Домашняя собака лает и охраняет дом.
(Антошкин Семен 6 лет.)
Речевая среда.
Организованная, насыщенная.
Активизирует, развивает, обогащает.
Важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников
Развитие.
(Ткаченко Людмила Анатольевна, учитель-логопед)
В чем же эффективность и значимость метода дидактического синквейна для развития речи дошкольников?
- Во-первых, его простота. Синквейн могут составлять все.
- Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные
возможности.
- Синквейн является игровым приемом.
- Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
- Составление синквейна используется для проведения
рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
- Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японское стихотворение.
- Синквейн помогает пополнить словарный запас.
- Синквейн учит краткому пересказу.
- Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
- Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
- Синквейн получается у всех.
- Синквейн помогает развивать речь и мышление.
- Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
- Синквейн – это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать и оценивать их).
Таким образом, использование метода дидактического синквейна в практике нашего учреждения показало, что у детей развивается импрессивная речь, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы, составлять синквейн по предметной картинке (сюжетным) картинкам, по прослушанному рассказу или сказке.
Также метод дидактического синквейна позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.
Думаю, что коллеги, применяющие метод дидактического синквейна в работе, согласятся с тем, что созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» организованной образовательной деятельности
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Солнечный цветок- подсолнух"конспект НОД по позновательно- речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
«Солнечный цветок- Подсолнух»Конспект НОД по познавательно- речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.Задачи:-Формирование интереса к познавательно- исследовательской деятельности ...

Конспект занятия к рабочей программе «Коррекция речевого развития детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»
Конспект занятия...

Конспект открытого мероприятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: Звуки (А) – (У).
Предлагается конспект открытого мероприятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуки (А) – (У)....
«Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь р...
























