Консультация для родителей и педагогов. Тема: «Артикуляционная гимнастика для самых маленьких».
консультация

Любомирская Элина Петровна

Ребенок рождается с незрелым речевым аппаратом: малыш не сразу научится правильно ставить язычок при произнесении звуков, делать длинный выдох, вытягивать губы трубочкой, сжимать или раздвигать их. Нам это странно, ведь мы, взрослые, не задумываемся об артикуляции звуков,  делаем это автоматически. Это потому, что освоение необходимых движений для нас - пройденный этап. А для крохи - нет. Ему еще многому предстоит научиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 27

Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. Пионерская, 12; тел./факс 45-024; E-mail: ds27ugl@yandex.ru

        

Консультация для родителей и педагогов.

Тема:   «Артикуляционная гимнастика для самых маленьких».

        

Составил:

Любомирская Э.П.,

учитель-логопед, высшая категория

2020 г.        

Консультация для родителей и педагогов.

Артикуляционная гимнастика для самых маленьких.

        Ребенок рождается с незрелым речевым аппаратом: малыш не сразу научится правильно ставить язычок при произнесении звуков, делать длинный выдох, вытягивать губки трубочкой, сжимать или раздвигать их. Нам это странно, ведь мы, взрослые, не задумываемся об артикуляции звуков, делаем это автоматически: так же, как при ходьбе, нам не приходится следить за ногами и помнить, как их переставлять. Это потому, что освоение необходимых движений для нас – пройденный этап. А для крохи – нет. Ему еще многому предстоит научиться.

У человека нет специального речевого органа, произнесение звуков обеспечивается органами, которые речевыми изначально не являются, но были приспособлены для этого в процессе эволюции (язык, губы, легкие и др., у животных они служат совершенно для других целей, да и сами мы дышим, едим и т. д. теми же органами, которые помогают нам произносить звуки). Те же шимпанзе имеют с человеком 98 % генетического сходства, но членораздельная речь для них невозможна. Новорожденному же предстоит пройти долгий путь по совершенствованию способностей речевого аппарата и речевого слуха (ребенок может правильно произнести звук, только если он хорошо его слышит, отличает от другого, похожего).

Не ждите, что ребенок научится сразу отчетливо произносить все звуки. Это невероятно сложная задача. Малыш не сразу научится скоординировано двигаться, распоряжаться своими ручками и ножками. Точно так же он постепенно тренирует свой язык, губы, легкие, голосовые связки. Ведь только языком, например, (его кончиком, спинкой, боковыми краями, корнем) мы совершаем больше тридцати движений, которые дают различные акустические эффекты. Не так-то просто крохе справиться с таким количеством.

                        

Артикуляционные упражнения могут использоваться, начиная с раннего возраста детей в профилактических целях (для предотвращения неправильной постановки звуков речи), а также для коррекции уже имеющихся речевых нарушений. Выработке артикуляционных укладов групп звуков (шипящих, свистящих и др.) будут способствовать специально подобранные комплексы упражнений

Как делать артикуляционную (речевую) гимнастику

Дети прекрасно умеют подражать и делать это они начинают очень рано. Поэтому уже с первых месяцев можно начать, пеленая ребенка, играя с ним, вытягивать губы трубочкой, высовывать язык, шлепать губами, фыркать, цокать.

На первых порах произнесение разных звуков, в том числе неречевых: фырканье, уханье, писк и т. д. очень важно (малыши от этого в восторге), старайтесь произносить звуки утрированно: широко открывая рот, вытягивая губы и т. д, чтобы ребенок не только слышал, но и видел, чем «ку-ку» отличается от «ко-ко».

Вообще, будьте настоящими артистами, проявите фантазию. Даже двухнедельному малышу понравится, если, одевая его на прогулку, вы расскажете, как мычит коровка, как кукарекает петух, как собака лает. Пока переберете всех известных вам животных, завороженный малыш уже одет. Это и первые артикуляционные упражнения, и прекрасно развивает речевой (фонетический) слух. Только делать это нужно с чувством и на разные голоса. Если боитесь, что кто-то подумает, будто вы сошли с ума, делайте это наедине с малышом. Со временем научите его играть язычком и дуть в трубочку (дудочку, свисток и т. д.). «Играть на дудочке» – прекрасное развлечение для 2 летнего  малыша.

В этот возрастной период, начните делать специальные упражнения. Выбирайте время, когда малыш в хорошем настроении, в форме игры. Лучше всего делать их перед зеркалом, хотя вы можете делать их и во время прогулки, обеда (облизать губки, тарелочку, дотянуться до носа языком и т. д.), в очередях в поликлинике, в автобусе, да и вообще, где угодно. Много времени и сил для этого не нужно. Чем старше становится ребенок, тем сложнее становятся упражнения.

 

Польза артикуляционной гимнастики:

- улучшение кровоснабжения, нервной проводимости и подвижности артикуляционных органов;

- укрепление мышечной системы щёк, губ и языка;

- навыки, позволяющие удерживать нужное артикуляционное положение;

- увеличение амплитуды движений;

- снижение напряжённости артикуляционных органов;

- постановка правильного произношения звуков.

 

Благодаря своевременно проведённым занятиям и упражнениям, развивающим речевой слух, многие дети учатся говорить правильно и чисто без помощи логопеда. Поэтому, так важно, развивать артикуляционный аппарат уже в раннем периоде.

При сложных нарушениях звукопроизношения артикуляционная гимнастика помогает быстрее справиться с речевыми дефектами и подготовит мышцы для регулярных занятий со специалистом.

Следует помнить, что чёткость произношения является основной целью проведения развивающих упражнений.

 

Правила выполнения артикуляционной гимнастики

Для достижения максимального эффекта артикуляционная гимнастика должна проводиться регулярно, иначе полученные навыки могут не закрепиться. Желательно заниматься дважды в день: например, после садика и перед сном.  Помните, что с ребенком нужно выполнять задания  только тогда, когда он хорошо себя чувствует, весел и бодр. Ничего не навязывайте ребенку. Играйте, показывая, что это очень интересно и вам. Не выполняйте все задания сразу, лучше позанимайтесь несколько раз (распределяя занятия на каждый день недели) Занятие должно длиться 5-10  минут. 

В процессе упражнений необходимо постоянно контролировать качество их выполнения и не допускать чрезмерного утомления ребёнка. Комплекс артикуляционной гимнастики рекомендуется выполнять, стоя перед зеркалом, в котором малыш будет видеть не только себя, но и взрослого человека. Все упражнения следует выполнять медленно, плавно и точно, иначе они не будут иметь смысла.

 

Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями, воспитателем группы детского сада. И здесь артикуляционная гимнастика будет очень полезна. Артикуляционная гимнастика может помочь вам также в ранней диагностике каких-то нарушений, которые можно устранить, обратившись к врачу, или самостоятельно делая упражнения.


Вот некоторые примеры:

Артикуляционная гимнастика является комплексом специально подобранных упражнений, которые способствуют мышечному укреплению артикуляционного аппарата маленького ребёнка, а также развитию ловкости, дифференцированности и силы движений этого органа.

  1. «БЕГЕМОТИК».

C:\Users\Воспитатель\Desktop\ОНР 1-2 уровень\slide-2-7.jpg

                        

  1. «УЛЫБКА».        


                

  1. «ЛОПАТКА (БЛИНЧИК)».

C:\Users\Воспитатель\Desktop\ОНР 1-2 уровень\1019034444.jpg

                        

4.»ПОКУСАЕМ ЯЗЫЧОК».

C:\Users\Воспитатель\Desktop\ОНР 1-2 уровень\slide-3.jpg


  1. «КОТЕНОК ЛАКАЕТ МОЛОКО».

C:\Users\Воспитатель\Desktop\ОНР 1-2 уровень\slide-8-6 (1).jpg


        6. «УЛЫБКА – ТРУБОЧКА».

C:\Users\Воспитатель\Desktop\ОНР 1-2 уровень\slide-5.jpg

                        

7.» ХОМЯЧОК».

C:\Users\Воспитатель\Desktop\ОНР 1-2 уровень\img7 (6).jpg

        8. «ЛОШАДКА».                                

C:\Users\Воспитатель\Desktop\ОНР 1-2 уровень\image006.jpg

Начните делать все упражнения как можно раньше, конечно, выбирайте сначала самые простые, делайте их как бы между делом: дуйте вместе на суп или поиграйте в кошечку, облизывающую тарелочку. Не огорчайтесь, если не все получится с первого раза. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, постепенно усложняйте задания, не забывая преподносить все в виде сказки или игры, почаще хвалите малыша. Вас ждет непременный успех.

Книжки для родителей с артикуляционной гимнастикой

  1. Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для дошкольников: пособие для родителей и педагогов», АСТ.
  2.  Волошина И.В. «Артикуляционная гимнастика для девочек», Детство-Пресс.
  3. Волошина И.В. «Артикуляционная гимнастика для мальчиков», Детство-Пресс.
  4. Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в считалках», Гном.
  5. Нищева Н.В. «Веселая артикуляционная гимнастика», Детство-Пресс.
  6. Нищева Н.В. «Веселая артикуляционная гимнастика 2», Детство-Пресс.
  7. Романова М. «Угадай, кто жужжит». Мозаика-Синтез. Чтобы научить ребенка правильно и четко произносить звуки, очень полезно
  8.  Источник Kukuriku - Все о детях и для детей: https://kukuriku.ru/razvitie/rech/sredstva/artikulyacionnaya-gimnastika/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по звукопроизношению. Комплекс артикуляционной гимнастики

От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной пр...

Консультация для родителей и педагогов. Тема: Причины возникновения дисграфии.

Некоторые учителя считают дисграфические  ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников:   неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, не...

Консультация для родителей и педагогов. Тема: Логопедическая группа: роскошь или необходимость?

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка, являясь одним из наиболее мощных факторов и стимулов его развития. Возрастные несовершенства речи в раннем возрасте соответствуют психи...

Консультация для родителей и педагогов. Тема: Воспитание звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

       Звуки речи, отдельные элементы интонации (просодемы) – сила голоса, высота тона, темп, ритм,  тембр – сами по себе, вне языка ничего не обозначают, н...

Семинар-практикум Консультация для родителей и педагогов. Тема: «Русский фольклор в развитии речи детей».

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешен...

Консультация для родителей и педагогов. Тема: Формирование звуковой культуры речи детей от двух до трех лет.

В возрасте от 2 до 3 лет, малыши обладают огромными возможностями усвоения  звуковой стороны речи....

Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика для самых маленьких "Повторюша"

Логопедам и родителям. В пособии я привела самые простые артикуляционные, пальчиковые и дыхательные упражнения, которые под силу будет выполнить ребёнку на первых этапах развития дыхания артикуляционн...